|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ВТОРОЙ ТОМ. Глава 27
Движение вне поместной церкви
и время просвещения.
Баптисты
* Мы просим наших читателей обратить внимание на то, что две последние
главы раскрывают состояние дел только до 1908 года В добавочных подстрочных
сносках в некоторых случаях мы приводим нынешнее состояние дел (Примечание издателя).
Не только со дней Реформации, когда "перекрещенцы" в
некоторых местностях Германии и в Нидерландах творили
свои ужасные бесчинства, были христиане, которые не
давали крестить своих детей, более того, изначально во все
столетия христианства были люди, которые желали видеть
крещение только по вере Так, новоцианцы и донатисты в 3
и 4 столетиях, далее патеринцы (мученики) в 8 столетии, а
так же павелисты, позднее бывшие с ними едиными альбигойцы и вальденсы, Виклиф и большинство его приверженцев в Англии и Богемии противились крещению детей.
После Реформации мы снова видим общины крещеных в
Голландии, среди которых выступил Менно Симонс, и в
Англии, где в то же самое время и даже ранее многие вкусили мученическую смерть за то, что отвергли крещение
детей. Когда же в стране была узаконена епископальная
церковь и появились пуританцы, и тут вскоре объявились
такие, которые признавали только крещение верующих. К
ним примкнул великий поэт Джон Милтон и знаменитый
Джон Буньян. Буньян, который вел беспутную необузданную
жизнь сначала бродячим паяльщиком, затем наемным солдатом, был обращен через великую благодать Господню и
1655 году в Бетфорде примкнул к баптистам. С великим
неустанным усердием он начал проповедовать Евангелие
благодати Божией во Христе Иисусе. В конце концов был
на 12 лет брошен в тюрьму. Здесь он изготовлял шнурки для
ботинок и в свободное время писал свою знаменитую книгу
"Путешествие пилигрима в небесную страну", в которой он
в аллегорической форме рисовал картины опасностей, затруднений и радостей верующих, проходящих по миру узким путем в небесную славу. Эта книга после Библии стала
одной из самых распространенных книг в мире. Другая
аллегорическая книга, которая вышла из-под его пера,
называется "Духовная война".
Через Роджера Виллиамса, первого вождя баптистских
индепендентов в Англии, это течение было перебазировано
в Северную Америку в 1630 году. Виллиамс основал там
небольшое государство Род-Айленд и учредил его соответственно его назначению, оттуда через профессора Сеарса,
который посетил университет в 1834 году в Гамбурге, была
основана первая немецкая община баптистов. Сеарс нашел
в Гамбурге несколько человек, которые уже ранее отвергали
крещение детей. Среди них был купец Онкен. Через деятельность Онкена число баптистов в разных частях Германии весьма быстро умножилось. Многие из них с верностью
и усердием и при весьма большом благословении возвещали Евангелие в Германии и России, снося поношения и
сильные гонения.
Однако, к большому сожалению, те верующие при учреждении и организации отдельной общины "христиан, крещеных по вере или баптистов" вне своего внимания оставили
наиважнейшую истину о единстве тела Христа: "Все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор. 12). Вместо того,
чтобы признать божественное основание единства тела Христова, которое охватывает всех верующих, баптисты поставили себя в отдельное положение, в круг которого не всякому дается доступ, пусть он даже принят Самим Господом и
приложен к Его Церкви. В свою среду баптисты принимали
только тех, кто крестится от них и признает утвержденное
их системой исповедание веры. Таким образом, принятие в
общину зависит от людей, но не от Господа, Который уже
изначально всякого верующего принял в Свое общение или
в Свою Церковь и требует от всякого верующего только благочестивого хождения и простоты восприятия Его учения,
но не обязательного единого познания Священного Писания
в тех или иных деноминациях веры, чтобы иметь доступ к
принятию его вечери: "Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо
все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10,17). Мы призваны Богом соблюдать "единство Духа", но не единство в познании относительно той или другой истины. (Еф. 4,1-4). Таким
образом, за столом Господним верующие должны собираться
не под именем баптистов, вернее сказать, не во имя баптистов или каких-либо других наименований, а просто во имя
Иисуса как верующие, как члены тела Христа, как собрание
Божье на основании единства этого тела. (Матф. 18,20). В
таком же собрании руководство вечерей будет производить
не какой-либо человек, как, к сожалению, это происходит
даже в самых небольших церковных системах, но Сам
Святой Дух, Который говорит и служит, через Кого он желает, во славу Главы и в созидание Его тела (1 Кор. 12 и 14).
Индепенденты
Святой Дух получил больше свободы для Его деятельности, в собраниях индепендентов. чем в собраниях баптистов.
Они возникли в конце 16 столетия в Англии. Они отвратились не только от папства, но и от прелатства епископальной церкви и пресвитерианства, как и вообще от любой церковной организации. Они справедливо утверждали, что все
верующие признаются Богом священниками и что в церкви
должны руководить не люди, а Сам Святой Дух. Эти верующие показали себя совершенными невеждами в вопросе
единства тела Христова или же собрании Божия на земле и
прежде всего относительно единства Духа. Они требовали,
чтобы всякая отдельная община (по-англ.: конгрегация,
отсюда - конгрегационалисты) были независимы (по-англ.:
индепендент) друг от друга, как относительно культа, так и
относительно дисциплины. Верующие же считались теперь
не только членами одной какой-либо поместной церкви,
которая должна была по сути дела быть частицей большой
общины, но всей общины Божьей на земле.
Отдельные поместные церкви вместе составляют одно
тело Христа, находятся под руководством одного Духа и, таким образом, ни в коем случае не являются независимыми
друг от друга. За трапезой Господней еще должно подчеркиваться единство тела Христова и единство Духа, верующий в
прежние времена (например, в Коринфе) везде имел доступ,
где бы он ни пребывал, будь то в Риме или в Ефесе, или в
каком другом месте, во всяком случае, если он не был
знаком определенной поместной церкви, то он предъявлял
братьям рекомендательное письмо (срав. Деян. 18,27 и 2
Кор. 3,1). Наоборот, верующий на основании единства Духа
был исключен из общения с верующими в Риме, в Ефесе и
всеми общинами, если церковь в Коринфе исключила его от
общения во имя Иисуса (сравн. Матф. 18,15-20 и 1 Кор. 5). И
ныне основные положения христианства остаются теми же
самыми. К сожалению, конгрегационалисты даже на своих
частных собраниях не уступили Святому Духу неограниченное господство, хотя вначале они боролись за исполнение
повеления Слова: "Духа не угашайте!" Уже передача должности проповедника какой-либо определенной испытанной
личности, которая избиралась большинством голосов, говорит о противоречии вышеуказанному положению.
Индепенденты, к которым некоторое непродолжительное
время принадлежал проповедник Ричард Бахтер (умер 1691),
автор известной книги "Вечный покой святых", после их возникновения под руководством великого индепендента Оливера Кромвеля не долго играли громадную роль в армии и
политике Англии, которая им совсем не подходила. Они в
Англии еще имеются, но большей степени ныне распространены в Северной Америке. Весьма прискорбно то положение,
что проповедники общин индепендентов в Англии становились вождями так называемой "современной теологии", которые ставят под вопрос Богодухновенность Священного Писания и основные положения христианства. Общины индепендентов имеются и на европейском континенте, особенно в
Южной Франции и в швейцарском Вадте. С 1854 года индепендентские общины, или же свободные собрания в небольшом
количестве появились также в Германии, они в различных
местах взаимосвязаны с организованными ими же общинами, так называемыми "общинами трапезы Господней".
Квакеры
Секта квакеров или же "друзей", как они называют себя,
основана английским сапожником Джорджем Фоксом, который был сыном бедного пресвитерианского ткача. Он считал
себя призванным добиться признания, как было в древности, духа пророчества в противоположность написанному
Слову. С 1643 года он пошел по всей стране, проповедуя и
уча. Если он до тех пор чувствовал симпатию к "святым", как
он называл часть индепендентов, то теперь посещал капеллы и церкви лишь для того, чтобы состязаться с проповедниками публично. За срыв богослужений его неоднократно
бросали в тюрьмы, со стороны людей он сносил насмешки и
надругательства. Тогда Фокс проповедовал в тюрьме своим
сторожам и всей находящейся там черни, всем, кто его бил.
Постепенно к нему начали прислушиваться и он приобрел
себе приверженцев. Они называли себя "община друзей",
однако в народе повсеместно в насмешку их называли "квакерами", то есть трясущимися, потому что они якобы трепетали и тряслись, когда дух снисходил на них.
Мы не можем здесь описывать их фанатичные выходки и
странные сумасбродства. Через таких людей, как Роберт
Барклай и Уильям Пенн, которые примкнули к "друзьям", их
учение и их жизнь обрели более или менее здравый смысл.
Барклай в 1676 году написал свою весьма читаемую книгу
"Апология" (Защита истинной христианской веры), а
Уильям Пенн, сын великого английского адмирала Пенна
создал в Северной Америке со столицей в Филадельфии
("братская любовь") государство Пенсильванию, обеспечив
этим самым гонимым "друзьям" безопасность и величие.*
* Отец Пенна, адмирал, на своем смертном ложе примирился со своим предполагаемо-выродившимся сыном и не только благословил его, но и завещал
значительное наследство из того, что ему причиталось от английской короны.
Правительство поэтому передало "великому проводнику" значительный участок
земли в Делавэре с правом колонизировать. В поселении квакеров в Пенсильвании (сам Пени хотел назвать эту землю "Сильванией", то есть лесной землей)
царила полная религиозная и культовая свобода. Требовалось бы еще признать
только свободу Бога присутствовать там.
Названные Джордж Фокс, Роберт Барклай и Уилльям
Пенн организовали и в Голландии, а также в Германии, особенно в Вестфалии и в Гольштейне, общины братьев, однако, как это было с лабадистами, без особого успеха. Ныне
квакеров можно найти только в Англии и в Северной
Америке. Между тем "друзья" в общественной жизни ничуть не пренебрегаемы, они почитаемы всеми как трудолюбивые, честные люди, которые вносят немалый вклад в дело
образования и социальные нужды.*
* Из многочисленных странностей, например, обращаться с каждым на "ты" и
никому не говорить "вы" или "господа", ни перед кем не снимать головного убора
(известную широкополую шляпу) и тому подобное, многое отвергается новым
поколением квакеров То, что они не принимают присяги, не несут военной
службы, нельзя относить к странностям, это является частью их учения. Здесь и
новое поколение "друзей" единомысленно.
Относительно их положения в Церкви Божьей история
христианской Церкви не может их почтить истинным свидетельством. Однако в действительности "община друзей" в
противовес римской и протестантской иерархии с их свободным братским общением оказала положительное влияние на христианство, и немало христиан через "Апологию"
Барклая были побуждаемы с большим усердием исследовать Священное Писание и нашли в этом выход из лабиринтов многих человеческих учений, не примыкая при этом к
квакерам.
Общины "друзей" в конгрегатско-националистическом
отношении независимы друг от друга. В богослужении наблюдается большая простота. Все внешнее исключено, не
только музыка и пение, но даже крещение и вечеря. Они также
признают духовность. Отдельных положений пастора, проповедника и учителя они не признают. Все у них, будь то
мужчина, будь то женщина, могут говорить и служить, если
их к этому побуждает Дух Божий. Если никто не побуждаем
духом, то все, как это происходит нередко, молчат, как
немые, тогда они проводят "собрания молчания" и по свидетельству многих, в таких собраниях их сердца получают богатое благословение. В своем учении "друзья" во многих основополагающих истинах христианства нездоровы. Они подчеркивают, например, что наряду со Священным Писанием,
которое они, впрочем, высоко ценят и читают, "внутренний
свет" является источником познания Бога. Этот внутренний
свет, по их мнению, существует со дней творения, что он
затемнен только через наследственный грех и вновь обретает
силу через Христа, но не столько через веру в Его смерть,
сколько через его Дух, Который действует на сердца.
Как же необходимо полностью покоряться Слову Божьему, чтобы не заблудиться. О, если бы и с нами происходило
так, как с псалмопевцем: "Слово Твое - светильник ноге моей и
свет стезе моей... Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых" (Пс. 118). В противовес тщетному пророчеству и духовности, которые, как у квакеров, зачастую устраняют изречения Божьи, Апостол говорит: "Кто почитает
себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу
вам, ибо это заповеди Господни" (1 Кор. 14,37).
Богемские братья и гернгутеры
Богемские или моравские братья, жившие в рассеянии с
15 столетия особенно в Венгрии и Валахии, несмотря ни на
какие бедствия, которые обрушивались на них беспрерывно, были сохранены до 18 столетия. Бог обильно благословлял их сердца и собрания. Когда в 1547 году король Франции лишил их школ и молитвенных домов за то, что они не
захотели участвовать с оружием в руках в Шмалькальденской войне, большое число братьев отправилось в Польшу и
в Пруссию. А после злополучного исхода богемского военного похода в Тридцатилетней войне за ними последовали
еще 90000 членов.* И все же в тех католических странах
постоянно оставались братья. Их главным владением был
Фулнек на силезской границе, бастион света и свидетельства Божьего, а потому постоянный объект ненависти католической церкви. В начале 18 столетия священники снова
начали угнетать братьев и даже преследовать и гнать/Тогда
плотник Христиан Давид, бывший католик, которого Господь чудным образом привел к познанию истины и после
многих странствований приложил к братьям, предпринял
путешествие в христианские страны с целью найти для них
место убежища. Путь привел его в Оберлаузиц в Гут-Бертельсдорф, во владение молодого графа Николаса Людвига
фон Цинцендорфа, которое он незадолго до этого приобрел,
дабы послужить во славу Божию. Здесь братья нашли
новую родину и под руководством одного из величайших
людей протестантской церкви смогли пережить обновление
и стать средоточием истинных свидетелей далеко идущего
значения. Его благословенная деятельность выпала на
"мрачные времена евангельской церкви", времена господства рационализма на кафедрах и в учебных заведениях и
неверия второй половины 18 столетия.
* Среди них был человек веры и достойный педагог Амос Комениус, который
умер епископом в братской общине в Лиссе 1672 году.
Христиан Давид, получив от братьев приглашение и заверение в приеме переселенцев, поспешил назад в Фулнек, в
июне 1722 года доставил оттуда во владение Цинцендорфа
первых переселенцев. В Гутберге в середине леса недалеко
от Бертельсдорфа, на месте, отведенном для поселения со
словами псалмиста: здесь "птичка находит себе жилье, и
ласточка гнездо себе", - смелый человек, привычным движением плотника сделал первый сильный удар топором по
дереву. В октябре уже красовался первый дом на новом
месте, которое должно было называться Хернхут, в надежде, что Господь примет это поселение под Свою защиту, с
другой стороны, что братья верно и терпеливо будут ждать
здесь защиты Господа.
Николас Людвиг граф фон Цинцендорф
и гернгутеры
Николас Людвиг фон Цинцендорф родился 26 мая 1700
года в Дрездене, где его отец работал министром Саксонии.
Когда отец умер и мать снова вышла замуж, прекрасный
одареннейший юноша был воспитан у своей благочестивой
бабушки и тети, которые были в весьма близких дружественных отношениях со Шпенером, крестным отцом мальчика; он воспитывался в страхе Божием в благодати и
наставлении Господнем. Бог благословил усердие бабушки
и открыл сердце ее внука в раннем возрасте для истины.
Любовь к Господу проявлялась у ребенка в его удивительной целомудренности и беспорочности, а также в простоте
сердца; как только мальчик научился "рисовать" буквы, он
тотчас написал письмо "любимому Господу" и выбросил его
из окна в твердой уверенности, что Он найдет его. С одиннадцати лет Цинцендорф поступил в школу новой педагогики
к великому Августу Герману Франке в Галле. Не все учителя, более того, не все ученики понимали впечатлительного
мальчика. Часто по этой причине он вынужден был сносить
всякие неприятности и печали, что в большинстве своем
послужило ему в благословение. Мальчик не ожесточался
против своих противников и не сомневался в благодати Господней, но, пламенея порою, всеми силами стремился освободить своих сверстников от оков греха, молился за них и с
ними и собрал вокруг себя круг друзей, которые со временем организовали союз под названием "Горчичное семя" и
своим девизом приняли изречение: "Никто из нас не живет
для себя". Члены этого юношеского ордена, к которому
примкнул также и Фридрих фон Ватевилле, будущий сотрудник Цинцендорфа, даже позднее, став взрослым и рассеявшись по всей Европе, сохраняли искреннюю дружбу. В 1716
году Цинцендорф по воле своего опекуна обучался в Виттенбергском университете на факультете юриспруденции.
Этот университет находился в спорах с Галльским университетом. Здесь он вел замкнутый образ жизни и в 1717 году
отпраздновал юбилей Реформации, однако не так, как это
было почти по всей стране в духе высокомерия, но в трауре
и скорби сердца по поводу раскола верующих и духовной
нищеты народа. Между тем дядя не благоволил к пиетическим наклонностям своего племянника и, чтобы из прекрасного, подающего добрые надежды юноши вышел настоящий придворный кавалер, он послал его, когда граф закончил обучение в 1720 году, в далекое путешествие на Рейн, в
Голландию, Париж и Швейцарию. Господь же бодрствовал
над богобоязненным графом, чтобы он и во французском
Вавилоне среди всяческих опасностей и искушений, которые встретились на его пути, удержал себя чистым и беспорочным и был во свидетельство самому королю, епископам
и высокопоставленным. В поездке на Рейн Цинцендорф
посетил картинную галерею в Дюссельдорфе и увидел там
одну картину с серьезной надписью, перед которой он стоял
долго, как прикованный. На картине был изображен распятый Христос и внизу стояли слова: "Это Я сделал для тебя,
что же ты делаешь для Меня?" С того мгновения этот
вопрос не оставлял его. Тогда он принял решение, что когда
станет самостоятельным, то не только всем сердцем будет
жить для Него, но и будет исполнять для Него труд.
В возрасте 23 лет, будучи уже придворным и городским
советником юстиции в Дрездене, Цинцендорф женился на
благородной графине Эрдмут Дороти фон Росс, после того,
как раньше купил во владение Гут-Бертельсдорф. Господь
чудными путями привел к молодому графу такую прекрасную спутницу жизни, без которой он не смог бы исполнить
свое великое задание. В Дрездене он проводил в своем доме
библейские часы, где были желанными гостями и люди из
низших слоев населения, которые приходили в его дом во
множестве. Между тем благочестивый проповедник А.Ротте, автор известнейшей песни "Нашел я ныне основанье",
работал за него в Бертельсдорфе, с ним были рядом верный
Гейц, позднее магистр Шефер и его друг Ваттевиле. Христиан Давид снова действовал благословенно в Моравии, приводя многих ко Христу своим пламенными проповедями. И
они спасались от своих противников в Гернгут, который все
более и более превращался в пункт сбора верующих различного исповедания, различного положения. Любовь к общему Спасителю, Который ценою Своей крови привел их к
Богу, была единственным связующим звеном этих христиан. Сам Христос был средоточием, центром. Из этой свободной, состоящей из верующих церкви должен был образоваться большой дом для славы Господней. Цинцендорф
начал организацию общины братьев, хотя он в это время не
смог дать твердого единодушного вероисповедания и ввел
древнеморавский церковный порядок с настоятелями и старейшинами и разделил хор по полу и возрасту. Так, в мае
1727 года в Гернгуте появилась община под названием "обновленная община братьев".* Как в земных, так и в духовных делах и впредь они должны были советоваться в братской любви и всегда должны были поддерживать друг друга
и находиться в отношении друг ко другу в услужливой
действенной любви. В отношении общинной земной жизни
основатель гернгутеров сказал: "В христианской общине
должны работать, оплачивая только добрый труд в малой
мере и поддерживая постоянно неработоспособных". Такая
желательная солидарность в деятельности и благодатной
помощи среди гернгутеров сохранилась. Ежедневно собирались верующие в Гернгуте утром и вечером на молитву и
чтение Слова. Даже среди ночи было слышно пение жителей поселения, отказывавших себе во сне, чтобы хвала Господу не умолкала. Число жителей Гернгута вскоре достигло
600 (только братьев), а ко времени отшествия Цинцендорфа
в вечность их было уже 1300 членов.
* Гернгутеры сами празднуют день основания их общины ежегодно 13 августа,
потому что в этот день в названном году все братья в сердечной любви впервые
праздновали вечерю.
Граф же, девизом которого постоянно было: "Он, только
Он!" недолго удержался на своем высоком посту в Дрездене.
Он ушел с этой должности. У Цинцендорфа не хватало
познания и упования на то, чтобы просто приступить к
работе в полной зависимости от Господа, как это сделал Павел, довольный тем, что Он призвал его и поставил на труд
(Гал. 1,1). Потому он сдал экзамен на кандидата лютеранской теологии и в 1734 году занял "духовный пост". Позднее, чтобы иметь возможность послать в мир язычников
испытанных миссионеров, он даже принял посвящение в
сан епископа от моравского епископа Яблонского, придворного проповедника в Берлине. Теперь братья принадлежали
к епископальной церкви и на этом основании добились от
английского парламента государственного признания. Отрадно, что главный старейшина Леонгард Добер в 1741 году
снял с себя этот сан и избрал своим лозунгом дня Ис. 45,11,
чтобы Сам Господь своеобразным путем вступил с ними в
"специальный союз" и Сам управлял ими, однако сан епископа остался и не по-моравскому обычаю позднее были
избраны еще дополнительные, особенные, епископы.
С того дня, когда Цинцендорф оставил мирской пост,
началась его бурная, исполненная благословений жизнь,
которую мы здесь, конечно же, не имеем возможности
проследить. Со своими "братьями" он прошел через славу и
бесславие, был оклеветан, подозреваем и в 1736 году выслан
из страны. Он направился в Веттерау, жил в Реннебурге и
основал при Бюдингааге процветающие общины. Во время
своей ссылки он производил продолжительные миссионерские поездки по Германии и другим странам Европы, проповедовал Евангелие, собирал верующих, учреждал школы и
церкви. Дважды Цинцендорф, как миссионер, посещал
Америку. В первый раз это было в 1739 году, он трудился на
датском острове в Сэнт-Томасе в Западной Индии, где произошло великое пробуждение и 900 негров были обращены
им к Господу. Его здоровье здесь пострадало, слабым и
покрытым фурункулами возвратился в Европу некогда
сильный и здоровый мужчина. Перед возвращением на
родину он написал книгу "Иеремия - проповедник праведности" и сочинил многие песни; одна из самых знаменитых
песен начинается словами: "В крови Христа я чист,
прозрачен, как кристалл". Во второе путешествие, откуда он
возвратился в 1743 году, неустанно деятельный человек трудился в Северной Америке, где он добивался объединения
различных христианских сект, под конец он трудился с
большим успехом в Пенсильвании в Делавэре среди индийских племен.
Различные трудности и опасности среди братьев на европейском континенте отозвали его обратно.* Его верная
спутница жизни, которая, как мать, в общине была просто
незаменима, во время его отсутствия отрывалась неоднократно от своих многочисленных домашних хлопот и забот
и с опасностью для жизни посещала Коппенгаген и Петербург, чтобы там в правительственных дворцах ходатайствовать лично за заключенных и угнетаемых братьев. Кроме
того, многие братья, в противоположность Цинцендорфу,
хотели создать отдельную самостоятельную моравскую
братскую церковь, которая не была бы так зависима от
заорганизованного братского сообщества. В то время извне
ворвался настоящий шторм враждебности к Цинцендорфу
и к братьям. Некоторые даже из благочестивых людей напали на него; к сожалению, им для этого дали повод различные заблуждения в обновленной общине братьев. В
основном источником ненависти и вражды являлась старая
церковь. Так, профессор Беннер из Гиссена написал против
графа сочинение "О цинцендорфской змее", где он называет графа обманщиком вне всяких рамок, а братьев - настоящим чудовищем. Сердечная любовь Цинцендорфа ко всем
верующим, его покоряющее миролюбие, которым он побеждал зло добром, способность к которому он получал
путем верного общения с Господом, дало верному свидетелю триумфально побеждать многое. Обновленная община
братьев из этого шторма вышла очищенной и укрепленной.
Притом граф не везде встречался с враждой и непризнанием. Справедливый король Фридрих Вильгельм Первый
прусский, убедившийся однажды в красноречии и сердечной искренности Цинцендорфа, охотно желал видеть его и
его братьев в своей земле. "Я чувствую его в моем сердце", говорил он часто о графе и сильно гневался, если ктонибудь хотел очернить его перед ним. Гонимых, будь то из
братских или католических стран, евангелистов он принимал в свою страну с благодарностью к Богу. Его сын,
великий король Пруссии Фридрих Второй, "Старый Фриц",
правда, был человеком "выяснений", но и он любил тихих
трудолюбивых гернгутеров и защищал их во времена Семилетней войны. Во время его правления многие поселения
братьев были основаны в Пруссии. Также курфюрст из
Саксонии отменил через десять лет ссылку графа, более и
более убеждаясь в том, что это дело исходило от Бога. Так
продолжался труд и число "братьев" росло. Братские общины уже имелись во многих странах: в Германии, Голландии,
Англии, Дании, Швеции, России и Америке. Даже в далекой
и холодной Гренландии трудились с большим благословением от Господа отважные люди: Христиан Давид, братья
Матфей и Христиан Штах, Иоанн Бек и Фридрих Бениш. С
неблагополучного датского острова из Сэнт-Томаса трудились верные свидетели Давид Ричман и старейшина Леонард
Добер, среди индейцев в Северной Америке работал в самоотверженной любви Давид Цейсбергер. Также некоторые
другие люди из Гернгута проповедовали и учили в Валахии,
Алжире и Цейлоне. Поныне братья продолжают верный,
благословенный и усердный труд среди язычников.
* При этом возвращении на родину он обратил к Господу капитана корабля
Гарисона, который позднее примкнул к гернгутерам. Во время сильного шторма
Цинцендорф спокойно стоял в молитве, затем он вышел из своей каюты и перед
перепуганной трепещущей командой спокойно сказал, что через два часа шторм
уляжется, не причинив им никакого вреда. Как он объявил, так и свершилось.
Не только в гражданской, но и в домашней жизни на долю
Цинцендорфа выпало немало страданий и невзгод. От при
роды здоровый, рослый и складный человек, он много пострадал от болезней, трудов и лишений. Из его двенадцати
детей девять умерло, некоторые уже будучи взрослыми.
Весьма горькой была утрата сына и соработника Христиана
Рената фон Цинцендорфа, автора известной песни "Здесь собрались мы единодушно". Верная спутница жизни была разлучена с Цинцендорфом уже в 1756 году, вторая жена, Анна
Ричман, была больной и отошла в вечность спустя 12 дней
после смерти мужа. Сам граф после непродолжительной
болезни 9 мая 1760 года уснул в Господе в окружении многочисленных братьев со словом на устах "мир" и сошел с
арены борьбы этого мира, на которой он, по предвидению и
призванию Божьему, был отважным воином Иисуса Христа.
Цинцендорф, как он сам нередко признавался, не имел
"генерального плана" при его жизни. Назначение его жизни, по его мнению, состояло в том, чтобы приводить души к
Господу и слова Его - "да будут все едины" (Иоан. 17,21) приводить ближе к исполнению. Он смотрел на обновленную братскую общину, как на начало этого, и усматривал в
ней начальную стадию откровения филадельфийской церкви. (Отк. 3,7). Он считал возможным, что община гернгутеров являлась лишь переходной ступенью исполнения
истинного свидетельства. Он говорил так: "Если Бог желает
представить на обозрение людей какое-либо дело, то для
этого Он дает все необходимое, и оно не может исчезнуть
прежде, пока не исполнит своего назначения. Так смотрю я на
все гернгутерские заведения."
По смерти основателя свидетельство не имело уже такого
выдающегося значения, хотя "объединенное братство"
через последователя Цинцендорфа, разумного, дельного
епископа Шпангерберга пережило внутреннее очищение и
укрепление. Гернгутерские общины в действительности
сохранились в различных странах, в некоторых они даже
возросли, в первые десятилетия прошлого столетия они на
двух синодах в Гнадау объявили себя объединенным братством или союзом, общиной "истинных детей Божиих, семьей
Божьей, которая имеет Главой Иисуса", далее "собранием
живых членов невидимого тела Иисуса Христа". Но, к сожалению, они уже давно заняли свое место внутри лагеря религиозной системы, они уже не полностью стояли на почве
церкви или общины Божией, так что они не могли представлять собой таких, которые являли бы единое тело Христово на земле и единство Его Духа.
Да будет благословен Господь за его благодать, что Он
воздвиг в Свое время свидетельство тех "братьев", которые в
истории христианской жизни имели выдающееся значение,
и сопровождал их обильными благословениями. Как глубоко должно нас печалить то обстоятельство, что неверующие
"современные теологи" увлекли за собой многие учебные
учреждения и семинары, учителей и проповедников из среды гернгутерских братьев, несмотря на протесты старших
братьев и наставников, так что они не могут быть уже
причислены к тем, о которых Господь говорит: "Ты... сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего."
Методизм. Братья Джон и Чарльз Уэсли
и Джордж Уайтфильд
Почти одновременно с движением гернгутерской общины
братьев в Германии на английской почве возник методизм,
отчасти под влиянием гернгутеров. Однако если движение
"братьев" было делом Божиим не только в области евангелизации, но и продвижением вперед и представлением
церкви по Божьему промыслу, то движение методистов было
исключительно миссионерским и евангелизационным. Методистская церковь, возникшая вскоре за гернгутерами, изначально была системой, воздвигнутой и устроенной людьми.
Основатели методизма - братья Джон и Чарльз Уэсли,
сыновья духовного служителя английской церкви в Эрфорте в графстве Линкольн. Джон Уэсли, родившийся в 1703 г.
на пять лет раньше своего брата, был "главным апостолом и
законодателем методизма". Чарльз, в отличие от него, известен как сочинитель песен. Братья были воспитаны благочестивой матерью Сюзанной в строго религиозном страхе
Божьем. В 18 лет весьма одаренный юноша Джон начал
обучаться в Оксфорде, где он, благодаря своим обширным
познаниям, был весьма авторитетен среди профессоров и
студентов и вскоре стал лектором и магистром греческого
языка. Его брат Чарльз обучался в том же университете
несколько позднее. Оба они поддерживали друг друга в
борьбе против греха, который атаковал их изнутри и снаружи. Они до жестокости были строги к самим себе, но грех,
казалось, пронизал всю их натуру и губил их. Они молились,
постились, находились в бдении, посещали больных и одиноких, заключенных, собирали детей и обучали их, каждое
воскресенье участвовали в вечере. Грех не отходил от них,
но еще более преследовал их и им становилось все хуже.
Уже с ноября 1729 года многие студенты с обоими братьями
собирались несколько вечеров в неделю, чтобы подкреплять
себя общением друг с другом и побуждать друг друга к богоугодной жизни. Насмешники прозвали их "методистами",
потому что они точно посещали предписанные университетом уроки методики и к вопросам веры, казалось, решили
подойти методически. Однако и здесь среди единомышленников-студентов борьба не имела конца, воины не могли
достичь ни победы, ни мира. Тогда братья Уэсли решили
принести Богу великую жертву: они отправились миссионерами в Грузию и в Северную Америку. После долгой тяжелой и безуспешной работы сначала Чарльз, а затем и Джон
возвратились обратно в Англию. Джон записал в своем
дневнике после возвращения на родину так: "Я шел в Америку, чтобы обратить индейцев, но увы, кто бы обратил
меня самого!" Бог, однако, этих молодых теологов, ощупью
пробиравшихся в темноте, уже на корабле по пути в Америку, а затем и в самой Америке свел с богемскими братьями
из Гернгута, так что они имели неоднократную возможность познакомиться и изумляться свободной вере этих
немцев и их благословенному познанию дела спасения,
однако ни это, ни серьезные, ясные поручения, которые
преподали им Дэвид Ричман и Шпангенберг, не смогли ввести их души в Божий мир. Только в Лондоне, где богемские
братья, особенно епископ гернгутерской общины тех дней,
Филипп Белер, много потрудились над ними и постарались за
них, так что оба брата покаялись. Первым пришел к вере и
получил мир Чарльз во время своей болезни, затем, когда в
кругу некоторых гернгутеров читалось "Введение к Посланию к римлянам" (Лютера), 24 мая 1738 года пришел к Богу
и Джон. Ему было 35 лет. 25 лет он искал спасения и мира
со всем усердием и страстью. И вот когда он познал спасение через веру в Господа Иисуса, его стремление служить
Ему и приводить к Нему души не убавилось. Свое достояние, свои силы и всю жизнь он посвятил служению Господу,
то же самое сделал, хотя с менее явным внешним успехом,
и его брат Чарльз.
Бог свел братьев уже в 1735 году в Оксфорде в "Святом
клубе методистов" с одним молодым студентом, сыном
одного трактирщика из Глаучестера, который в отличие от
них провел свою юность не в благовестии, но в нужде и
тяготах, а затем годами с еще большим рвением утверждал
собственную праведность до тех пор, пока не заболел от
самоистязаний, молитв, постов и бдений. Когда же он потерпел крах в уповании на собственные силы, то Господь
послал ему мир и веру. Этого молодого человека звали
Джорджем Уайтфилдом. Позднее он стал весьма знаменит
как великий проповедник оправдания через веру. Бог сотворил в сердце Уайтфилда такую же преданность, как и в
сердцах обоих братьев Уэсли. Джон Уэсли в том же году, в
котором он покаялся (1738), предпринял путешествие в
Голландию и Германию, посещал общины братьев и в Мариинборне имел благословенную беседу с Цинцендорфом.
Но еще благословеннее была для него проповедь Христиана
Давида, которую он услышал в Гернгуте об основании
нашего мира с Богом. Нам эта проповедь в основных чертах
известна из дневника Уэсли. "Не в нас, но вне нас, - говорил
Давид с достойной изумления ясностью, - находится основание нашего мира с Богом, так как наши чувства не
являются тем основанием, равно как и не наша живая вера:
основание нашего мира с Богом лежит вне нас. Это есть
вечная совершенная жертва Иисуса Христа за нас." Уэсли, к
сожалению, не достиг еще этой совершенной ясности, хотя
он познал свое спасение и великому множеству указал на
путь спасения и привел ко Христу. Многие годы Уэсли и
гернгутеры были связаны сердечными взаимоотношениями, затем, однако, произошел разрыв. Основатель методизма не в должной полноте покоился на совершенном труде
Иисуса Христа, он не переставал состязаться и бороться с
"ветхим человеком", не уразумев его бесповоротную казнь
пред Богом через смерть Христа, чтобы не царствовал грех в
смертном теле нашем и чтобы наши члены могли быть орудием праведности для Бога. Он полагал, что на земле возможно дойти до совершенства в самом себе. Цинцендорф
восстал против ужасной лжи и назвал это заблуждением из
заблуждений или же безумием из всех безумств. Уэсли же,
к сожалению, не полностью смог освободиться от своего
заблуждения, хотя в своей старости стал ближе к истине
Только на смертном ложе он увидел свое заблуждение и
уразумел, что верующий в этом смертном теле не может
избавиться от живущего в нем греха, хотя во Христе он "совершен" и стал уже "новой тварью".
Возвратившись из Германии, Уэсли трудился, как духовное лицо, в английской государственной церкви в Лондоне.
Посещение его проповедей было многочисленным. В большинстве своем его слушатели состояли из бедных людей,
так что богатые уже не желали слушать Уэсли, и когда,
наконец проснулась зависть среди невежественных неверных служителей церкви, то все церкви Лондона для него
оказались закрытыми. С того момента девизом Уэсли стали
слова: "Весь мир есть церковь моей паствы". Вместе со своим братом и сильным проповедником покаяния Джорджем
Уайтфилдом, который прошел через подобные искушения,
он организовал целый длинный ряд проповедей под открытым небом с небывалым успехом. Толпы людей (которые
достигали до двадцати и тридцати тысяч) стекались к ним, и
они, взойдя на возвышенное место, проповедовали. Вся
округа как будто преобразилась. В Уэльсе, Корнуэлле и при
Кингсвуде в каменноугольных районах среди народностей
самой дурной славы по причине деятельности двух Уэсли и
их сотрудника прекратились разбои и убийства; вместо проклятий, заклинаний и диких песен и прибауток к небу
возносились благодарственные хвалебные гимны, исходящие из сердец уверовавших, примирившихся с Богом. В
Шотландии, где трудился Джордж Уайтфилд, тысячами
спрашивали, особенно в Камбусланге: "Что мне делать, чтобы спастись?" - и в большинстве своем находили путь к
Иисусу Христу. Также в Ирландии Господь в те времена собрал много народа, хотя вначале Уэсли здесь встретил такую мрачную темноту, которая едва ли была меньшей, чем у
индейцев в Делавэре. Да, повсеместно царили густой мрак и
великое невежество.* Это было как раз в то время, когда из
Англии раздались открытые публичные заявления научного
безбожия разного рода естествоиспытателей, философов и
историков с их победоносным шествием по всей Европе,
принося свои скороспелые злые плоды. Бог же, богатый
милосердием, открыл потоки живой воды и во второй половине 18 столетия собрал великое множество и приложил их
к Церкви Христовой. Да будет возвеличено и прославлено
Его святое имя!
* Вечерней молитвой во всех народностях тогдашней протестантской Англии
почти повсеместно была одна и та же, а именно: "Святые Матфей, Марк, Лука и
Иоанн, охраните и благословите постель, на которую я ложусь." Однако где начинали принимать и читать Священное Писание, тотчас снималось покрывало с сердец, как это сделали Уэсли со своими друзьями со "Святым клубом" в Оксфорде.
Служители Господни на фоне поношений и гонений получали свыше богатые благословения. Обычно народ, к которому они приходили, как "неизвестные и хорошо известные", с Благой Вестью о спасении, был похож на штормовое
море. Господь однако бодрствовал над Своими служителями, так что они, хотя нередко бывали близки к смерти, не
погибали. Нередко сами предводители разъяренных толп
были приобретаемы немногими словами проповедников
или молитвой и так резко изменялись, что с опасностью для
собственной жизни проводили миссионеров через бушующее море человеческих страстей.
Джордж Уайтфилд в последний год своей жизни трудился в Северной Америке, куда методизм проник уже в 1760
году через немцев, переселившихся туда из Ирландии.**
Здесь верный служитель Господа Джордж Уайтфилд в 1770
году вошел "в радость господина своего". К сожалению,
перед этим между ним и его великим сотрудником Джоном
Уэсли произошел раскол. Джордж придерживался истины
избрания верующих и спасения людей без их дел, исключительно через благодать, тогда как Уэсли относительно
избрания и спасения думал по-арминиански. Слово "арминианский" происходит от Якова Арминиуса, амстердамского
проповедника (умер в 1609 г) Он в противоположность Кальвину отвергал избрание верующих прежде основания мира и при этом не был полностью свободен
от пелагианства.
** Те немцы, которые в то время в Ирландии назывались "пфальцерами", происходили из Рейнланд-Пфальца, откуда их изгнал заносчивый высокомерный
властный король Людовик Четырнадцатый французский во время войны в
Пфальце (1688-93 гг.). Английская королева Анна, которая вела войну на континенте против Франции с помощью немцев и другими войсками, приняла их.
Жившие в Ирландии среди католического народа пфальцеры, не имея духовных
пастырей, полностью пришли в нравственный упадок. Их деревни в графстве
Лимерик пользовались дурной славой из-за их жестокости. Туда в 1752 году направился Джон Уэсли. Бедные немцы вслушивались в то, что им говорилось, Господь
открыл их сердца, так что они уверовали и в большинстве своем покаялись.
Методизм в Америке разросся до непредвиденных размеров. Уэсли, который не оставлял англиканской церкви, счел
необходимым послать в Америку к своим многим приверженцам супер-интенданта. Он посвятил в этот сан в 1784
году проповедника д-ра Коке, который в Америке принял
сан епископа. Весьма распространенная епископская методическая церковь была организована в том же году. Она не
только гораздо больше методической церкви Уэсли, но совместно с миллионами членов и тысячами разъездных проповедников среди многих сект Соединенных Штатов представляет собою мощную влиятельную общину. Однако, к
сожалению, о большинстве ее членов должно сказать словами Господа к церкви в Сардисе: "Ты носишь имя, будто жив,
но ты мертв". Своим большим, зачастую слепым усердием,
которое проявляется в их призывных проповедях и огромных лагерных собраниях, проповедники все же (в большинстве своем действительно обращенные к Богу люди) еже"
годно приумножают не только число членов общины, но
через благодать Божью, вне сомнения, прилагают истинно
уверовавших к Церкви Христовой.
В Англии методизм до смерти своего основателя находился только вне государственной церкви. Уже в 1739 году
Джон Уэсли организовал в ней небольшую группу, которая,
однако, не была, по образцу Шпенера, "церквушкой в церкви" или Цинцендорфа "собранием душ", что должно было
состоять только из верующих, но - и это является отличительной чертой методизма - из душ, кои желали избежать
грядущего гнева и таким образом искали покоя для своей
мятущейся совести. Кто бы ни захотел стать членом этой
общины, достаточно было сказать о своем желании получить спасение и "сотворить достойный плод покаяния".
Принятые души, которые делились на маленькие группки,
состоявшие из 10 - 12 человек, находились под попечением
и наблюдением классных руководителей, которые их, в
основном, подгоняли на основании закона к внешней деятельности и к добрым делам, чтобы здесь взыскать себе спасение, хотя им в то же время говорилось, что спасение
можно найти только во Христе. Многие действительно
через Божью благодать приходят к познанию своей греховности, искренне каются и верят в Того, Кто оправдывает
нечестивых, однако сущность свободной и полной благодати, положение верующего во Христе перед Богом, таким
образом, настоящий характер Церкви Божией методизм, к
сожалению, не постиг и не учит этому. Как правило, здесь
успокаиваются на прощении грехов и уже не проявляется
стремления уразуметь дальнейшие прекрасные истины и
достичь обильных благословений, которые нам дает Бог во
Христе Иисусе.
Джон Уэсли ушел в вечность в мире, с благодарным и
радостным сердцем, в глубокой старости - почти в 88 лет, 2
марта 1791 года; его жизнь была наполнена большим содержанием и богатым благословением. Его любовь к бедным,
которым он отдавал все, что только мог, но еще большая
любовь к душам, для которых он трудился в течение 50 лет с
утра до ночи, принесла богатые плоды. Господь, несмотря
на недостаточные познания глубин Божьих истин, был со
Своим усердным и преданным слугой.
Методизм с течением лет разделился на многие ветви или
отделения, которые мы здесь не имеем возможности рассмотреть. На европейском континенте из него возникли два
основных направления: "уэслинцы" и "епископская методическая церковь". Они спустя много лет объединились из
чисто практических соображений; "уэслинцы" как таковые
с тех пор исчезли с европейского континента и осталась
только "епископская методическая церковь", которая с 1849
года действует и в Германии. Их школа проповедников
находится во Франкфурте-на-Майне, их значительная типография "Трактатхаус" - в Бремене. В Англии же некоторые
лидеры и конференции методической церкви открыто
перешли в лагерь "современной теологии", таким образом,
в лагерь врагов, что со скорбью в сердце должны мы признать. На одной из таких конференций было провозглашено, что, к сожалению, протестанты так же несправедливо
почитают Библию непогрешимой, как католики почитают
папу. "Но мы отрекаемся от такого заблуждения." Такое
состояние недоверия к Слову Божьему и к Его Сыну
большинство лидеров и учителей из их среды не разделяют,
но однако уже то, что среди них терпят современную теологию и признают их представителей, показывают, что
"смерть в горшке" у них у всех!
Одним из ответвлений от епископской методической
церкви в некоторых частях Германии является весьма ощутимая и многочисленная
"Евангельская община“
Она также называется "Люди Альбрехта". Их основатель Джэкоб Альбрехт, который в 1807 году был также избран
епископом, учредил эту общину в 1800 году в Пенсильвании
в США. Впервые их деятельность в Германии началась с 1850
года в Штутгарте и в его окрестностях. Их школа проповедников находится в Ройтлингене, типография - в Штутгарте.
В учении своем "Евангельская община" не очень-то отличается от учения других ответвлений методической церкви.
Армия спасения
вышла также из методизма. Ее основатель, Уильям Бут
(родился в 1829 году в Англии), оставил свою должность
проповедника в 1861 в "Новой методической общине", проповедовал в арендованном театре или просто под открытым
небом, а в 1885 году учредил "Армию спасения", которая
позднее превратилась в строго милитаристскую организацию с разделением на офицеров, кадетов, на простых
солдат, со знаменами, музыкой и военными, вместо библейских, командами, как, например, "На колени!" для молитвы
или молитвенных собраний. Мир, по их мнению, должен
быть взят для Христа штурмом. Плотское усердие, нездоровые дела и нравы идут рука об руку с великим самоотречением и преданностью. В "Армии спасения" налицо также нездоровые учения о спасении и освящении. Но их работа среди развращенных и преступников под Божьим милосердным благословением принесла несомненный плод для
вечности. Насмешники и хулители пришли ко кресту и
нашли в крови Иисуса Христа прощение и мир. Более и
более выхолащивался их труд, хотя и в направлении филантропии (человеколюбия, благотворительности), социальной
деятельности с общественно полезными стремлениями,
как, например, возведение рабочих колоний, ночлежек для
пьяниц, гостиниц и т.п. Все это, конечно, нужные дела, но
это все же не Евангелие. Спасение душ и устроение тела Христа - это совсем другое дело.
"Армия спасения" распространилась почти по всей земле.
Их периодическое издание "Военный клич" с девизом
"Огонь и кровь!" печатался более чем на двадцати языках, и
уже в 1890 году почти полностью ослепший генерал Бут
смог отпраздновать парад с более чем 25000 солдатам Армии спасения. Благодаря своей благотворительной деятельности "Армия спасения" достигла великой мирской
славы и завоевала большой авторитет. Генерал Бут, почтенный гражданин Лондона, в своей автомобильной поездке по Европе и другим странам получил столько знаков
величия и почтения, сколько не выпало бы апостолу Павлу
даже в наши дни, а истинные свидетели Христа, носители
святого Евангелия никогда не получат того в этом мире.
День Христов обнаружит, насколько миссионерские и реформаторские движения и стремления, воздвигнутые Уэсли
и методизмом, имели значение и благословение в истории
христианской Церкви и насколько они получат признание
Господина жатвы.
Эпоха просвещения
Едва Бог в Своей благодати возвратил Свое Слово христианскому народу и освободил сердца, принявшие Его от
лжи, обмана и суеверия, утвердив их в истине, так что они
начали утверждаться в вере, как "древний змей, называемый дьяволом и сатаною" в новой форме поднял свою голову. С самого начала просмотренного нами благословенного
движения 18 столетия* он выступил на арену боя, как ангел
света, написал на своем знамени "просвещение" и тотчас
начал многих великих и мудрых этого мира, отцы которых
верою в Слово Божие освободились из сетей суеверия, ловить в сеть неверия. Мужи свободной Англии, приписавшие
себе славу быть "вольнодумцами", сначала внимали и вслушивались в вопрос древнего змея: "Подлинно ли сказал
Бог?" После краткого испытания ответ был готов: "Нет
никакого Слова Божиего!", и, таким образом, многие стали
добычей дьявола.**
* Здесь мы рассмотрим только такие движения, в которых красной нитью,
вернее, золотым лучом благодать Божия пронизывает всю историю христианской
Церкви; мы пропустим детали зарождения религиозных глупостей растленных
омраченных людей. К ним принадлежит отвратительная, нарушающая супружескую верность, секта Евы фон Бутлар в Аллендорфе, в Гессене (1702), и секта Илии
Эллера, фабричного мастера из Эльберфельда, который с распутной Анной фон
Бухель как с матерью Сиона решил положить начало 1000-летнего царства, и в
1737 году основал как новый Сион город Ронсдорф, далее можно было бы назвать, к сожалению, возникшую (также и в Вюрттемберге) сумасбродную "церковь
нового Иерусалима", основатель которой, швед Бергард Имануел фон Шведенборн (умер 1772), имел откровения и беседовал с ангелами в потустороннем
мире. Далее, в начале 19 века возникли две секты с нездоровым учением: одна михалианцы или ганиши, основана вюрттембергским мясником Михаилом
Ганом (умер 1819), в которой вместо оправдания через веру подчеркивалось освящение плоти собственными усилиями и преподносилось учение, что в конце концов все люди, также и дьявол с их ангелами, все будут спасены, затем секта
коленбушцев, которая исходит от врача Коленбуша из Вихлингхаузена (умер
1863). Они отвергли унаследованный грех и заместительную жертву за грех через
Иисуса Христа и учили о Христе, что и в Нем было сердце, что и Он ощущал
раздражение и возбудимость к греху и что Он только благодаря Своей стойкости
и непоколебимости во всех испытаниях приобрел для нас спасение или освобождение от грехов и дар Святого Духа.
** Так говорил знаменитый составитель истории Гиббон, один из тех врагов
Слова Божиего в свои еще незрелые 22 года: "Здесь я навсегда отрекаюсь от исследования (является ли Библия Словом Божиим)". Другими противниками
истины того времени и родоначальниками эпохи просвещения были Локке, Гоббес, Чафтесбери, Боллингброке, Коллинс, Гумме.
Первыми "вольнодумцами" были деисты, которые твердо
держались того, что Бог есть, но от Бога, говорившего к
нам, бедным омраченным людям, "многократно и многообразно... нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил", они отрекались, о Нем
они ничего не знали и знать не хотели; следующим звеном в
цепи этих ученых безумцев были еще более дерзкие атеисты. Они просто заявляли: "Никакого Бога нет!" Деист в
глазах Божьих уже атеист, то есть отрекшийся от Бога, без
Бога.
Через профессора Реймаруса в Гамбурге, автора книги
"Фрагменты избиения волков", и кандидата теологии Эдельмана из Вейсенфельса, который наводнил страну своими
просветительскими атеистическими сочинениями, английский деизм и неверие распространились и в Германии. В
первых рядах, однако, были искусные красноречивые французы, переводчики английских деистов и атеистов, которые
выступили на европейской и мировой сцене и с присущей
им элегантностью, с воодушевлением, с ораторским мастерством распространяли неверие на золотой тарелке просвещения, то, что ученые Англии нашли против Слова
Божьего. Для французов, однако, не было необходимости
переходить из лагеря суеверия в лагерь неверия, чтобы
служить атеизму. Суеверие и неверие, как бы зачастую ни
казалось, что они воюют друг против друга, на самом деле
трудятся в тесном едином кругу и оба собирают урожай для
князя тьмы. Известнейшим из числа французских борцов
против Слова Божьего и Христа являются фривольный поэт
и философ Вольтер, который во времена Фридриха Второго
жил при прусском дворе, и писатель Ж.-Ж.Руссо, который в
воспитании детей и при устройстве государства возвратился
к природе. Затем многие различные души повсеместно приложили свои деятельные руки, чтобы среди правителей и
народа, среди старых и молодых сеять семена просвещения
через книги и школы, чтобы Слово Божие, Его свет и истина навсегда были сражены и исчезли. С этой целью в 1717
году вольнодумцы учредили в Лондоне масонский Орден.
который вскоре нашел доступ во все европейские страны.
На кафедрах Германии господствовал всеобщий рационализм, который исшел из некогда верующего Галле и который теперь был намерен верить лишь тому, что можно
объять разумом, все остальное - почитать за глупость, заблуждение и невежество. Перед рождеством в церквях проповедовали о необходимости корма для скота или же об
уходе за роженицами и только в зависимости от этого думали о Евангелии рождества или о пастухах, или о Марии; в
Страстную пятницу должно было думать об обмороках и
спешить на помощь несчастным, теряющим сознание; на
пасху, взирая на женщин, пришедших ко гробу очень рано,
говорили о необходимости вставать рано и т.д. Все Слово
Божие за одно десятилетие, а в некоторых местностях за
полстолетия превратилось в простую мораль: "Поступай
справедливо и никого не бойся!" У народа отняли истину,
которая действительно делает человека свободным (Иоан.
8,32.36), и заменили ее лозунгом "знание делает свободным!", дали народу в руки сосуд с пьянящим напитком
"просвещения". Массы опьянели от этого зелья и порывали
всякие связи с нравственностью, порядком и моралью, что в
первую очередь проявилось в кровавой французской революции, породившей за собой другие революции в других
странах. Действительно, случилось по пословице: посеяли
ветер, пожали бурю.
В сокровенности внутри самой евангельской церкви никогда не исчезали люди, верные Богу, которые не склоняли
своих колен перед Ваалом неверия, которые усердно исследовали Священное Писание и искали себе укрепления в трудах Скривера, Арнда, Богатского и др. Бог засвидетельствовал им в 1781 и 1782 годах о том, что истина жива, дав им
доказательство силы веры. В те годы 30000 евангельских
верующих покинули прекрасную цветущую страну Австрию, оставили Зальцбург, чтобы на чужбине иметь возможность без угрызения совести, что они терпели при фанатичном архиепископе Фирмиане, следовать повелениям
Слова Божиего и повиноваться его воле. Изгнанники (среди них знаменитый шахтер Давид Шайдбергер, автор "Евангельских посланий" и сочинитель песен "Изгнанник бедный я теперь")
после многих лишений и страданий нашли себе приют в других
христианских странах. Отец Фридриха Великого, который,
к сожалению, был известен более своей жестокостью, нежели благочестием, выделил этим 20000 свидетелям веры на
землях Пруссии и Литвы достаточно большой участок земли. Он благодарил Бога за предоставленную ему такую возможность и со слезами на глазах воскликнул: "Ах, Бог, что
делаешь Ты над домом Бранденбурга!" В протестантских
церквях ощущалась нужда в верующих теологах, так как их
было весьма мало, нужда ощущалась особенно в эпоху просвещения. Нам известны очень немногие, среди них благочестивый ученый прелат Иоганн Альбрехт Бенгель (умер
1752) в Вюрттемберге, который много потрудился для верного представления библейских мест через сравнения, и
через свой прекрасный труд "Указатель на Новый Завет"
был в благословение многим душам. Затем его ученик, проповедник Филипп Фридрих Гиллер (умер в 1769), который во
времена выхолащивания сборников песен сочинил так много прекрасных гимнов
(среди них песня "Мы ждем Тебя, о Божий Сын!", в которой уже тогда выражалось страстное ожидание восхода Утренней Звезды!).
Далее свидетелями были: сочинитель притчей и песен Хр. Фюрхтеготт Геллерт (умер в
1769); вдохновенный и оригинальный проповедник Лаватер
в Цюрихе (умер в 1801); человек молитвы и веры Генрих Юнг
Штиллинг из Зигерланда, который вначале был портным, а
затем придворным советником (умер в 1817); послуживший
много на благо миссии Дж. Авг.Урлшпергег (умер в 1809) в
Аугсбурге и добродушный милосердный пастор Дж.Фр.
Оберлин (умер в 1826) в Штейнтале около Страсбурга.**
** Только Господь знает имена всех тех из Сардиса, "которые не осквернили
одежд своих". Однако назовем еще несколько имен из тех времен из числа
ученых, которые твердо держались веры и свидетельства во Имя Господа; великий историк Иоганн фон Мюллер, ученый математик Ойлер, знаменитый физиолог Альбрехт фон Галле И другие страны имели своих свидетелей за истину
слова Божьего, особенно Англия, в которой в те времена были знаменитейшие
апологеты Бутлер и Палей.
Также и в католической Франции был "глас вопиющего в
пустыне" последнего времени в лице исполненного силой
веры, весомого благословенного свидетеля истины Божьей
и спасения во Христе Иисусе Пола Рабаута (умер в 1794).
Однако основными носителями свидетельства Божьего,
начиная с середины и до конца 18 столетия, как мы уже
отмечали выше, были "обновленные общины братьев" и методизм. В те серьезные опасные времена к ним примкнули многие сердца. Еще до конца столетия по благодати Божьей
чувствовалось возвращение людей к вере и принятие жизни
от Бога. Это подчеркивалось основанием и возникновением
различных объединений и общин в целях истины и благовестия Евангелия. Так, в 1780 году в Базеле, в основном по
стараниям уже названного Урлшпегера, возникла "немецкая
община христианства" для распространения Библий и трактатов, для поддержания разъездных проповедников, для
ухода за бедными и больными, для обучения бедных и глухонемых, для снаряжения миссионерства. От этой общины
вскоре появились ветви и возникли отдельные общества.
Так, в 1804 году в Базеле возникло Библейское общество, в
1816 году также в Базеле - Миссионерское общество и разные
другие общества. В то время, когда датские гернгутерские и
методические миссии благословенно и благоуспешно трудились на обширных территориях виноградника Господня, в
1792 году в Лондоне баптисты основали миссионерское
общество, которое развернуло свою деятельность в Западной и Восточной Индии, в Южной Африке и в Южной Америке. В 1795 году из Мелвиллы Горна пришла инициатива
основать Всеобщую лондонскую миссионерскую организацию,
которая уже через год после этого выслала на острова
южной части Тихого океана 29 вестников. За этим последовало учреждение Шотландией (1796) - шотландского, Голландией (1797) - нидерландского миссионерских обществ. В
1800 году Англия основала отдельное епископальное миссионерское учреждение, в том же году почтенная Йенике
вызвала к жизни миссионерское общество в Берлине.
Вскоре стало ощущаться в христианских странах сильное
действие Духа Божьего, рационализм потерял под ногами
почву и началось резкое отделение света от тьмы.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению истории христианской Церкви в 19 столетии, обратимся и посмотрим на
Филадельфию и Лаодикию, на две из последних семи церквей, которым Господь адресовал Свои Послания, чтобы дать
Своим рабам путеводный устав до самого конца христианской Церкви.
Далее: Глава 2-28
Филадельфия и Лаодикия. Характер дела Божьего с середины девятнадцатого столетия. Распространение и исследование Слова Божиего. Распространение движения. Обзор событий внутри протестантских поместных церквей. Разделение внутри различных поместных церквей. Борьба и события внутри протестантских церквей и обществ. "Действие заблуждения". Новоапостольская церковь. Мормоны. Адвентисты седьмого дня или субботники. Наступление тысячелетия или "Сторожевая вышка Сиона". Католическая церковь в XIX и XX столетиях. Заключительное слово.
Назад: Глава 2-26
Христианская церковь после Реформации. Протестантская церковь в Германии. Оттеснение назад евангельской церкви. Тридцатилетняя война. Густав Адольф Шведский в Германии. Конец Тридцатилетней войны Вестфальский мир. Некоторые свидетели веры времен Тридцатилетней войны. Переход к пиетизму. Филипп Яков Шпенер и пиетисты. Смерть Шпенера, его семейная жизнь. Август Герман Франке. Конец пиетизма. Волнения внутри реформированной церкви. Герхард Терстеген. Лабади и лабадисты.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|