 |
 |
 |
"Посаженный при потоках вод"
Глава 8. Утешение и ободрение
Любовь Бога к своим
В Писании, в Слове мы видим, что Бог обращает внимание даже на самое малое обстоятельство, на каждую особенность в собраниях и отдельных членах. Тем самым Он показывает нам, что состояние Его святых, их повседневное хождение не безразлично Ему, потому что Он уготовил им блаженство в конце их пути. Но Его любовь не является попущением. В большей или меньшей мере мы все склонны забывать мысль о суде, который Он вершит в Своем земном доме.
Но Его любовь не могла быть безразличной к нашему состоянию. Разве отец, любящий свое дитя, примирится с мыслью, что оно все равно унаследует его состояние? Нет, он будет заботливо наставлять его, следить за развитием его духа и способностей и направлять его воспитание так, чтобы дитя как можно лучше подготовилось к своему будущему предназначению. Насколько же больше эти старания любви Бога по отношению к Своим детям!
Бог для нас
Как утешительно знать, что Бог думает о нас и все устраивает для нас, даже если мы часто так мало думаем о Нем! Не проходит ни дня, ни мгновения, в который Бог не занимался бы нами и не следил бы за всеми происками сатаны.
Он заботится о своем народе. Если тот нуждается в пище, Он посылает ему манну небесную. Если тот нуждается в руководстве, столп облачный идет перед ним. Когда он приходит к Иордану, то ковчег завета тоже следует туда. Когда враги в стране, появляется Иисус Навин, чтобы одолеть их.
Когда это необходимо, Он ведет его путями наказания, как когда-то Иакова. Он усмирял его и в конце дал ему благословение. Насколько глубже мы осознаем эту Его деятельность на благо нам! Какое утешение знать, что Он открылся для нас из источника Своей собственной любви!
Он соединил свою благодать со Своей праведностью тем, что устранил грех на кресте. Мы действительно познаем Бога только тогда, когда познаем, что Он - любовь. Бог так возлюбил мир, что послал своего Сына. Мир не просил Бога о том, чтобы Он послал Его, и не просил Христа, чтобы Он пришел, но Бог возлюбил мир и послал Его.
Скажу еще раз: какое утешение знать, что Бог за нас, когда мы видим всех врагов: наше собственное сердце, мир и сатану! Вера преодолевает все препятствия, созерцая то, кем является Бог.
Для чего испытания и беды?
Беды могут быть как испытанием веры, так и наказанием. Следовательно, то, с чем мы сталкиваемся, не всегда означает наказание. В путях Бога со своими детьми есть то и другое: воспитание и наказание.
Его назидание имеет целью очистить и освятить нас практически. Оно учит нас считать грех мертвым для нас и сокрушает своеволие. Осознание назидания помогает нам искать защиту от внешних искушений, которые могли бы застигнуть нас врасплох из-за природной легкомысленности сердца. Да, наше сердце так легко, не осознавая этого, предается тщеславию, когда ему нет противовеса! При этом я имею в виду естественную склонность забывать о присутствии Бога.
Наказанием Бог хочет воздействовать на совесть. Оно должно разбудить ее действием Святого Духа относительно определенного прегрешения. Его цель не достигается, пока корень совершенного прегрешения остается неизвестен совести (что действительно также для всякого рода воспитания). Недостаток зависимости от Бога, высокомерие и другие качества могут привести ко множеству прегрешений. Душа восстанавливается только тогда, когда то, что дало повод к падению, осуждается в сердце.
Назидание относится больше к состоянию души. Ибо есть небрежность, гордость, поверхностность в общении с Богом и тысячи других причин, побуждающих виноградаря употребить серп. Очень часто бывает также необходимо помешать действовать в сердце тому, что совесть еще совсем не осознает. Таким образом плоть заранее удерживается в страхе.
Развитие нового человека также делает испытания необходимыми. Сам Христос прошел через такие испытания. Хотя новый человек совершенен, однако он может добиться разной степени успеха в выражении Христа. В нас смешивается старое и новое. Во Христе же есть только последнее.
Он всегда был совершенен. В том, что Он претерпел, Он познал "послушание". Его вера и его послушание подверглись испытанию обстоятельствами, тяжесть которых возрастала до самой смерти и достигла в ней высшей степени. На кресте Его совершенство обнаружилось в страданиях, а не в действиях. Его страдания потребовали полной самоотдачи, как и его деятельность в жизни.
Бог позволяет, чтобы враг создавал трудности на пути нового человека для его испытания. Тем самым упражняется, укрепляется и позже достигает своего высшего проявления сила нового человека. Если мы поступаем не по вере, то мы отступаем и теряем радость или же по меньшей мере свет Святого Духа. Новый человек, хотя и совершенный по своему естеству, является зависимым существом. Христос тоже занял это зависимое положение. Внешние испытания часто необходимы для того, чтобы мы научились различать, что от старого и что от нового человека, ведь это так перемешано в нашем обманчивом сердце. Если в сердце остается жалоба, которую мы не довели до Бога благодати, или недоверие к Нему, то это от плоти и является делом врага. Если мы из-за какой-либо трудности не продвигаемся вперед, когда Бог указал нам путь, то здесь действует плоть и Дух омрачается.
Давайте доверять Ему и радоваться Его любви. Иногда мы унываем - почти всегда от недостатка веры - но все хорошо, если мы рассказываем это Богу. Если это испытание, Он, безусловно, утешит нас. Если же это наказание за ошибку, то Он доведет это до нашего сознания. Давайте же приходить к Нему со всем что нас беспокоит, тогда Его мир будет соблюдать наше сердце во Христе Иисусе.
Радость, мир и утешение
"Радуйтесь всегда в Господе!" Кто мог сказать это? Человек "на третьем небе"? Нет, узник в Риме. Он радовался всегда, как мы читаем в псалмах: "Благословлю Господа во всякое время" (Пс. 34,1).
Господь был целью его сердца. Поэтому в темнице он в большей степени обрел небеса, чем другие на свободе. Не злачные пажити и не воды тихие сделали его счастливым. "Господь - Пастырь мой", - вот что было важно для него, хотя злачные пажити также имеют свое большое значение.
Для человека, полагающегося на Бога, чем больше беды, тем лучше он узнает, что таким образом все - во благо. Павел мог засвидетельствовать: "Я знаю Его на свободе и я знаю Его в темнице". Бог удовлетворял его нужды и давал ему полноту при изобилии. Потому он со всей убежденностью сказал: "Радуйтесь всегда в Господе!" Что они могли сделать с таким человеком? Если бы они убили его, то он отправился бы на небеса, если бы оставили его жить, то он посвятил бы себя тому, чтобы привести других ко Христу.
В добрые дни труднее радоваться в Господе, чем во дни испытаний, так как испытания толкают нас к Господу. Когда нет бед, нам угрожает больше опасностей. Но радость в Господе освобождает всех нас от власти настоящего. Мы слишком мало осознаем, что мы все, даже самые духовные среди нас, полагаемся на всяческие опоры, пока они не отбираются у нас. Я имею в виду то, что окружает нас. Но, если мы всегда радуемся в Господе, то сила, которая дается нам при этом, никогда не может быть отобрана, потому что эта радость не зависит от внешних обстоятельств.
"Кротость ваша да будет известна всем человекам". Неужели ты думаешь, что люди верят, что твое гражданство на небесах, если ты жадно тянешься к вещам этой земли? Они признают это, только если увидят доказательства того, что твое сердце не зависит от них.
"Господь близко". Затем все приходит к благополучному завершению. Если я иду вперед в слабости - подавленный и не встречая сопротивления - сколько труда надо приложить, чтобы сохранить сердце и чувства! Мир видит, когда сердце и дух свободны от видимого. Поэтому Павел говорит: "Кротость ваша да будет известна всем человекам!"
"Не заботьтесь ни о чем". Как часто эти слова были утешением для меня, причем даже при большой беде. Даже тогда мы увещеваемся: "Не заботьтесь ни о чем". Ты скажешь: я не беспокоюсь о внешних обстоятельствах. Меня угнетают заботы о других людях, о родственниках, о верующих, которые недостаточно хорошо проходят вперед: "Не заботьтесь ни о чем". Ты пытаешься нести ношу сам и тем самым обременяешь свое сердце. Как часто какое-то бремя завладевает человеком, и когда он пытается сбросить его, оно возвращается и вновь мучает его. Но "не заботьтесь ни о чем" - это призыв ко всем нам. И хорошо, когда есть такой призыв.
Что же я должен делать? Идти к Богу! "Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом". Тогда ты среди всех своих забот можешь поблагодарить Бога, и это преизобилующая благодать Бога. Только ты не должен ждать, пока обнаружишь, что твоя просьба соответствует воле Бога. Нет, "открывайте свои желания перед Богом".
У тебя на сердце тяжесть? Иди с нею к Богу. Он не говорит, что исполнит твою просьбу. Когда Павел молил Бога, он получил в ответ: "Довольно для тебя благодати Моей". Но мир Бога осенит твое сердце и твои помыслы, чтобы ты увидел что нужно делать. Разве Бог когда-либо тревожится о малом, что беспокоит нас? Разве это поколеблет Его престол? Мы знаем, что Он думает о нас, однако Он не испытывает беспокойства и мир Бога, который в Его сердце, осенит также наши сердца. Я иду к Нему со всем и узнаю, что это не вызывает у Него тревогу. Тем самым все приводится в порядок. Он очень хорошо знает, что Он сделает. Я возложил свое бремя к престолу, который ничто не поколеблет, в полном сознании, что Бог заботится обо мне. Сознание того, что Он сейчас занят моим вопросом, ободряет мое сердце, и я могу поблагодарить Его даже раньше, чем минует испытание. Как благотворно, что у меня есть этот мир и я могу пойти к Нему и изложить мою, возможно, очень глупую просьбу. И вместо, того чтобы размышлять о своем горе, я могу быть вместе с Богом.
Как драгоценно для меня мысль о том, что, ведя нас на небеса, Он снисходит до того, чтобы заниматься здесь всеми нашими делами. Когда наши чувства заняты небесным, мы можем положиться относительно земного на Бога. Как говорит Павел: "Отвне - нападения, внутри - страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас". Стоит покориться, если мы получаем такое утешение. Разве Бог "вдали"? Разве Он не "вблизи" (Иер. 23,23)? Он не дает нам предвидеть Его действия, потому что тогда сердце не упражнялось бы. Но Он видит нас и спускается с неба, чтобы в наших искушениях дать нам всякого рода утешение.
Христианин может быть счастлив
Какая привилегия - радоваться! Важно установить связь обстоятельств, в которых находился апостол, с тем, что он говорит в своих посланиях.
Когда он писал слова: "Радуйтесь всегда", он был узником в Риме. Он был ограничен в своем служении, и когда он оглядывался вокруг себя, он вынужден был сказать: "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу", и позднее: "Все Асийские оставили меня". Но он обладал тем, что возвышало его сердце над всем этим. Он не был нечувствителен по отношению к гнетущим его обстоятельствам, он знал высшую силу. Она состояла в том, что он взирал на Христа, а не на свои обстоятельства. Поэтому он мог радоваться. В одной главе послания Галатам он говорит: "Боюсь за вас", и в следующей: "Я уверен о вас в Господе".
Подобным был и путь Господа. Со всех сторон Он сталкивался с разочарованиями и бедами, и все же для своих учеников Он желал, чтобы его радость была в них. Так радоваться - значит жить в силе, которая больше, чем зло, и если я не живу в этой силе, то вместо того, чтобы постоянно радоваться, я испытываю угнетение от того потока зла, который течет во мне и вокруг меня. Чтобы радоваться так, сердце должно быть связано с Тем, Который уже одержал победу и воссел справа от Бога.
Первый признак силы - терпение. Ничто не могло поколебать мир души апостола, и потому он был свободен думать об отдельных людях - как Еводия и Синтихия и других - или же написать письмо из-за убежавшего раба. Он шел по долине слез и наполнял ее источниками. Сделать из испытаний предмет благодарения - это значительнее, чем благодарить за благословения. "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих". При всех трудностях Павел мог убедиться на опыте, что Господа было достаточно в них. Он обладал внутренним счастьем, которое давало ему возможность сказать перед Фестом: "Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я". Имеешь ли ты такую же радость в душе, чтобы сказать это?
Молодой христианин радуется больше тому, что он получил: спасение, радость, мир и т. д. Пожилой христианин, напротив, радуется больше во Христе. Молодой христианин говорит: "У меня есть это, я получил это". Пожилой же христианин скажет: "У меня есть сам Христос, и Христос является этим для меня". Молодой христианин отнюдь не неправ: в этом смысле он не может быть как пожилой христианин, но если он будет ходить с Богом, он сделает успехи. В 1 Иоан. 2,13-14 мы читаем: "Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала". И когда Иоанн упоминает некоторые частности относительно юношей, он повторяет лишь то, что уже сказал в отношении отцов.
Идет постоянная борьба с Амаликом - образом того, что противостоит нам в этой пустыне, но христианин может вести эту борьбу с верой, что враг уже побежден. В Иоан. 16,33 Господь говорит: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир".
Продолжайте свой бег, "взирая на начальника и совершителя веры Иисуса". Не позволяйте никакой силе зла или обстоятельствам помешать вам радоваться в Господе: вы должны пребывать с Ним для этого. "Кротость ваша да будет известна всем человекам".
От природы я пытаюсь утвердить свои права в мире, и если я совершаю беззаконие, я чувствую это. Кротость ставит преграду нашей собственной воле и на данный момент мы довольны, что покорны Христу.
"Господь близко". Когда Господь пожелал идти в Иерусалим, самаряне не захотели принять Его, и ученики спросили Его, не должны ли они заставить огонь сойти с неба. Если ты во что бы то ни стало захочешь пойти в "Иерусалим", ты не будешь принят теми, у которых безучастное сердце. "Господь близко" - веришь ли ты в это? Так чеканится характер всей моей жизни, если я придерживаюсь этого в вере. Возможно, ты скажешь: "У меня в семье трудности; верующие вокруг меня тоже в плохом состоянии". Но как раз тогда к нам обращен призыв: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом". Иди к Нему и скажи Ему все это. Положи это перед Богом, вместо того, чтобы мучить этим свой дух. Это не означает, что Он даст тебе то, о чем ты просишь, так как это, возможно, было бы тебе не во благо, но Он даст тебе свой собственный мир. Ты вкладываешь Ему в сердце свои заботы, и Он вкладывает в твое сердце Свой мир. Разве все, что беспокоит твое сердце, в состоянии нарушить мир Бога? Открой Ему твои желания с благодарением. Когда я доверяю свои желания какому-либо человеку и прошу его осуществить их вместо меня, я, таким образом, уже благодарю его, даже если он только еще говорит о своей готовности сделать это. В этом состоянии души сердце сможет радоваться проявлениям благодати, которые я вижу у других.
Наши сердца склонны жить вещами мира сего, в которых мы не имеем Христа. Павел говорит в стихе 9: ходите путями, которыми я хожу, и Бог мира будет с вами. Радость приходит и уходит, но этот мир постоянен и не позволяет легко поколебать себя. Бог никогда не называется Богом радости, но часто Богом мира. Перед своей смертью Христос никогда не говорил ученикам: "Мир вам", а только: "Не бойтесь". Он обратился к ним так только после Своего воскресения из мертвых. Христос установил мир кровью Своего креста, так что, когда Бог открывается в Своей сути, Он не видит в нас ничего, что могло бы нарушить Его мир. Я во свете, как и Бог во свете, и если я имею мир с Богом, я оберегаюсь в покое, хотя мир, плоть и сатана против меня. Мой мир течет тогда, как река.
Привычки повседневной жизни являются пробным камнем истинного состояния души. "Я научился быть довольным тем, что у меня есть", - сказал апостол. Но он сказал не только это. Научиться этому очень важно. Жить в изобилии - более великая участь, чем быть уничиженным, но Христа было достаточно ему. Я имею не только мир в разных обстоятельствах, я обладаю также духовной властью над ними.
"Бог мой да восполнит всякую нужду вашу" означает то же самое, что: я знаю Бога хорошо и утверждаю, что Он "восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом".
Насколько же реальна жизнь веры! Пусть Бог ведет нас через испытания, потому что это благое и необходимое дело для нас. Но при этом Он будет с нами.
Далее: ГЛАВА 9. Цель
Назад: ГЛАВА 7. Свидетельство и служение
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
|  |
 |
 |