Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Г.Л. Гайкооп
"Где и как должны собираться христиане"


Глава 2. Израильтяне в земле Ханаан


Во Второзаконии мы находим новые поучения. К концу перехода через пустыню народ подошел к Иордану, чтобы вступить в землю обетованную, и Бог дает ему указания, как вести себя в этой земле.

Части этой книги очень понятны. В первых 11 главах дается обзор истории народа в проявлениях по отношению к нему Божественной благодати. Глава 12 начинается с "постановлений и законов" (или "уставов"), которые израильтяне должны были соблюдать, в то время как главы 30-34 пророчески изображают народ, изгнанный из этой земли за непослушание.

Как уже было сказано, первые 11 глав дают обзор путешествия в пустыне. Но это не простое повторение того, что мы находим в Исходе и Числах. Прежде всего показывается то, что Божия любовь и верность сохраняла израильтян, и что все трудности, все 39-летнее странствие "по всей этой великой и страшной пустыне" было лишь следствием их непослушания. Если бы они слушались заповедей Божиих, они достигли бы земли обетованной за 11 дней (Втор. 1,2). Эта часть книги кончается главой 11, где снова подчеркивается, что только полное подчинение и послушание Слову Божию может сохранить их в благословении наследства, которое Бог обещал им.

После того как их сердца приготовились слушать, Бог в главах 12-29 предъявляет им "постановления и законы". Как и всегда, здесь на первом месте - собрание народа на Богослужение. Народ вступал в страну, где все говорили об идолопоклонстве, то есть, о почитании бесов (1 Кор. 10,20). Человеческое сердце склонно приспосабливаться к окружению. Мы видим это в поздней истории народа и, увы, так же ясно в истории христианства. Вот почему Бог с самого начала четко указывает им на то, что почитание Бога несовместимо с почитанием бесов, как по своему предмету, так и по тому способу, которым оно осуществляется. Существует множество бесов - вот почему язычники поклоняются множеству божков во множестве мест: на высоких горах, на холмах или под всяким ветвистым деревом! В противоположность этому главной мыслью Ветхого Завета является: "Господь (Иегова), Бог наш, Господь (Иегова) един есть (Втор. 6,4). Они знали Его как всемогущего Бога-Создателя и Иегову (Яхве). Вот почему может быть только одно место поклонения, только один способ Богослужения. Не должно быть никакого компромисса с идолопоклонством. Это особенно подчеркивается в 12,2-7, во всей этой главе и во многих других местах в последующих главах.

Единый Бог, всемогущий Творец неба и земли, Иегова, израильский Бог завета, заявляет Свое право определять, где и как Его народ, живущий в Его земле, может приблизиться к Нему. Вот почему мы находим, что в этой главе 6 раз говорится о месте, "какое изберет Бог ваш", и далее; в главах 14-17, 18, 26 и 31, всего 21 раз. Не убеждает ли это нас в верховенстве Бога, а также в той значимости, которую Он приписывает месту, где собирается Его народ?

Бог желает, чтобы Его народ был практически един, так как Он всегда рассматривает его как единое в 12 хлебах предложения на жертвеннике (Лев. 24,5), и в двух камнях оникса на нарамниках ефода, и в 12 камнях на наперстнике судном первосвященника (Исх. 28,9-11). Мы видим то же самое единство, символизированное позднее в 12 камнях, взятых из середины Иордана после его перехода (Иис. Н. 4,1-10), и в 12 козлах отпущения за грехи всего Израиля во дни Ездры (6,17).

Это практическое единство образуется через достижение общей цели, общего предмета поклонения и через единство мысли (см. 1 Кор. 1,10). Имя нашего Господа обладает удивительно объединяющей силой. Сатана это знает и ничего так не боится, как этой силы. Вот почему он все время пытается разрушить это единство. Многие верующие этого не видят. Безбожник Иеровоам видел это очень хорошо. Он знал, что общее поклонение, связанное с "именем Господним", неизбежно уничтожит разделение народа. Вот почему он установил поклонение отдельно от того места, какое избрал Господь, чтобы пребывать имени Его там.

Во Второзаконии (глава 12) все устроено так, чтобы укрепить и осуществить практическое единство народа. Бог знал величие того наследства, которое Он пожелал дать Своему народу. И Он ожидал, желая, чтобы Его народ с благодарностью вернул хотя бы часть этого богатства его Подателю. Вот почему здесь перечисляется так много добровольных жертвоприношений. Только десятины и первые плоды земли были обязательными жертвами. Бог желает, чтобы все посвящаемое Ему добровольными, благодарными и послушными сердцами, приносилось в то место, где Он Сам пребывает. Он желает, так сказать, получать все это лично из их рук и совместно радоваться с ними. Часть жертвоприношений предназначалась Ему в "пищу" ("хлеб", как это можно еще перевести) (Лев. 3,11 и 16), а остальное - для Его народа, его сыновей и дочерей, рабов и рабынь, и левитов, когда они веселились пред лицом Его (Втор. 12,7.12.18). Можно ли помыслить о более чудесном для смертных служении, чем то, что представлено здесь пред нами? Но это было лишь для тех, в чьих сердцах пребывает любовь к Богу, и которые поэтому ценят общение с Ним. Старший сын в 15-ой главе Евангелия от Луки совершенно не ценит счастье общения с отцом. Это практически идолопоклонство. Какой контраст с Исаией 26,8, где сказано: "К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша", и с Второзаконием 18,6, где говорится о левите, который "придет на место, которое изберет Господь".

В последующих главах Второзакония мы видим, какое важное значение имеет в жизни народа божественно избранное место. Иначе не может и быть. Жизнь народа Божия должна определяться тем, что Бог обитает посреди него. В главах 14 и 15 описывается употребление в пищу десятин и первых плодов земли. Глава 16 говорит о Пасхе Господней, о празднике седмиц и о празднике кущей. В главе 17 разбираются все трудные частные вопросы, а в главе 18 находит свое отражение служение левитов. Глава 26 рассказывает о принесении к жертвеннику Господа корзин с плодами, а в 31,11, наконец, дается заповедь каждый юбилейный год (год прощения) читать закон в присутствии всего Израиля.

Из 3 Цар. 11,36 мы узнаем, что упоминаемое во Второзаконии место есть Иерусалим. Псалом 77,68 показывает нам, что Господь избрал гору Сион, которую возлюбил, чтобы устроить там святилище. Далее мы видим (стих 70), что Он прославил это место через раба Своего Давида, прообраз Сына Давидова, который в Матф. 18,20 говорит о месте, связанном с Его именем, где Он желает пребывать посреди Своих.

Псалом 131 показывает, что Давид уже в юности искал то, где желал пребывать Бог. Сначала он нашел Его там, где Халев получил свое наследство (Иис.Н. 14,7), и где сыновья Корея нашли гладкие пути в пустыне, то есть в своем сердце. А если мы не найдем это место прежде всего, то есть, если мы не примем Слово Божие о нем в вере и послушании, при этом зная об этом месте, то мы никогда не обретем его. Но только после смирения Давид познал, что гора Сион есть то место, какое избрал, что сначала Суд Божий пал на его гордыню, и лишь затем Бог открыл ему место для Дома Господнего. Всегда дорого стоит и требует жертв отвернуться от всего материально и действовать только по изволению Бога.

К сожалению, Израиль не повиновался этим заповедям Господним. Как только умерли свидетели великих дел Божиих, люди быстро обратились к другим богам и стали поклоняться им (Суд. 2,7-13). А в Осии 4,13 Бог сетует на то, что на вершинах гор они приносят жертвы и совершают хождение на холмах, под дубом и тополем и теревинфом, делая как раз то, что строго запрещено Богом в 12-ой главе Второзакония. Даже такие богобоязненные люди, как Соломон, приносили жертвы и курения на высотах до тех пор, пока Бог не дал ему "сердце мудрое и разумное" (3 Цар. 3,12). И почти против всех остальных царей, какими бы богобоязненными они ни были в других отношениях, Бог мог высказать те же самые обвинения, как и во всем остальном, человек испортил то, что доверил ему Бог.


Назад: Глава 1. Израильтяне в пустыне


Далее: Глава 3. После вавилонского плена


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"