|
|
|
Г.Л. Гайкооп "Где и как должны собираться христиане"
Глава 1. Израильтяне в пустыне
Прежде всего, замечу как для нас ценны поучения Ветхого Завета. Во 2-ом Послании к Тимофею 3,16 написано: "Все Писание богодухновенное и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности". В 1 Посл. к Кор. 10,11 мы читаем: "Все это происходило с ними (с Израилем в пустыне), как образы; а описано в наставление нам". Наконец, в Посл. к Евр. 9,23 сообщается, что видимые предметы в Ветхом Завете являются образами небесного и духовного, о котором говорится в Новом Завете. Следовательно, в Ветхом Завете мы находим мысли Бога о небесном, выраженные в зримых образах. Так что жертвоприношения в Ветхом Завете являются прообразами Личности и дел Господа нашего Иисуса Христа, а скиния и храм, Дом Божий на земле, дают плотским очам зримое представление о духовном доме Божием, о котором говорит Новый Завет (1 Пет. 2,5; Еф. 2,20-22 и 1 Кор. 3,16). Апостол Павел также показывает нам в 1 Посл. к Кор. 9,9, что простейшие наставления относительно вещей материальных имеют духовное значение. Поэтому давайте рассмотрим Ветхий Завет в этом свете.
В книге Бытие о собрании верующих не говорится. Там мы всегда видим лишь одиночного человека, который служит Богу, окруженный безбожниками. Примечательно, однако, то, что как только Бог отделяет для Себя народ, Он дает ему знать о том, что желает пребывать среди него и что Его народ должен приблизиться к Нему. Как только Авраам приходит в Ханаан, он называет именем Иеговы Вефиль (Дом Божий). Писание употребляет здесь название Вефиль, хотя в то время это место именовалось Луз и только спустя 162 года Иаков закрепил за ним название Вефиль. А удаление из Вефиля приносит голод и тяготы, которые скоро исчезают, как только Авраам возвращается обратно в Вефиль, к жертвеннику, который был там установлен.
В главе 28 Бог в том же самом месте является Иакову, когда тот направляется в Харран, где должны родиться его сыновья и новый народ. В Вефиле Бог обещает ему, что это будет великий народ. В главе 35 мы видим, что Бог опять приводит туда Иакова и в том же самом месте открывает ему Себя.
Все это лишь знаки. Настоящее их толкование мы находим в 19-ой главе кн. Исход и дальше. Верно, что Моисей в присутствии фараона говорит о народе, приносящем совместную жертву. Но эта жертва не может быть принесена в Египте. Прежде всего пасхальный агнец должен быть заклан (глава 12), народ - спасен, а все отношения с египтянами - разорваны (глава 14). Именно тогда Бог объявил Израиль Своим народом. Он может пребывать посреди него и находиться там, где народ собирается к Нему. "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них" (25,8). А в главах 25-40 содержатся почти исключительно постановления и заповеди относительно скинии и Богослужения. Скиния именуется:
1) жилищем (Исх. 15,13),
2) скинией собрания (Исх. 29,42),
3) скинией откровения (Чис. 17,7).
Эти названия ясно указывают на ее значение. Она была (1) Домом Божиим - жилищем (25,8-9), т.е. местом, где Бог обитал посреди Своего народа. Но в этом жилище народ (2) встречается с Богом. И далее, это было (3) откровение Бога на земле. Здесь Бог явлен в Его святости, а также в любви и благодати.
Именно в это место должны были приходить все люди три раза в год и приносить туда самые первые плоды земли (34,23.26). В то место приносили жертвы (Лев. 1-7) и там посвящали на священство (8-9). Даже животных, прежде чем их зарезать, нужно было сначала привести ко входу скинии собрания (17,4).
Могли ли быть какие-то сомнения у израильтянина, который знал, что говорит Слово Божие о месте собрания?
Какая радость была у Бога обладать народом, который услышал Его наставления и, благодаря этому, следовал им добровольно и охотно (Исх. 35). Бог не требовал, но ожидал жертвы радостной. И какой славный ответ дал народ! Никто не уклонялся, но все по расположению сердца приходили к Богу и приносили то лучшее, что у них было. Женщины отдавали свои лучшие драгоценности и зеркала (38,8), мужчины - дорогие материалы, золото и серебро. Ни себялюбие, ни страх бесчестья перед людьми, ни жажда наживы ни на мгновение не могли отвратить их от действий по изволению Бога. Не все давали одно и то же. Некоторые женщины, мудрые сердцем, делали больше других. Но приходили все, чтобы добровольно отдать то, что у них было! Не заставляет ли это нас задуматься о первом периоде в истории Церкви, как это описано в Деян. 2,42-47?
А какой ответ давал Бог в Своей благости этому чувству? Как только по изволению Божию была установлена скиния, Бог зримо для всех встал посреди Своего народа, чтобы обитать в Своем жилище и говорить оттуда с народом и сообщать ему все Свои чудесные помыслы.
Бог учил, как приблизиться к Нему и быть с Ним в общении, употребляя в пищу те же самые жертвоприношения (Лев. 3,11 и 7,19), и как сыновья Аарона должны были стоять на страже у входа скинии собрания (8,35) и помогать Аарону при всесожжениях (9,9). Народ был научен, как соблюдать чистоту (глава 11), и как человек, осквернившись, может вновь очиститься (глава 12-15). Бог научил, какие праздники они должны были праздновать (глава 23) и дал правила, которые делали невозможным для кого-либо потерять свое наследство (глава 25). Он каждому указал его место и функцию в обществе, так, чтобы оно стало гармоничным единым целым, где все делается должным образом (Чис. 1-4). И кроме того, какие чудеса явил Он народу в семь недель между Исх. 40,1 и Чис. 10,11!
Печально, что народ не оставался долго в этом состоянии. В книге Амос. 5,25.26 Бог сетует на то, что Ему не приносили жертвы в пустыне, но носили скинию Молохову. Они забыли то единственное место собрания и перешли в другие места, где не было Бога.
Назад: Введение
Далее: Глава 2. Израильтяне в земле Ханаан
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|