|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 11
Никейский собор
Константин увидел, что вопрос спора был высшего, далеко идущего значения и что ему должно здесь ближе познакомиться с делом и вникнуть в него. Он решил созвать
собрание епископов, чтобы они определили истинное учение и таким образом, как он надеялся, навсегда устранили
вражду и распри. Все затраты епископов на дорогу были
оплачены из государственной казны, будто бы дело касалось государственных дел.
В июне 325 года собрался первый всеобщий Никейский
собор в Вифинии, где, кроме большого числа пресвитеров и
диаконов, было триста восемнадцать епископов. "Цвет служителей Божьих, - как говорит Езебий, - собрался из многих церквей Европы, Африки, Азии." Это было совершенно
непривычное зрелище, в первую очередь, для самих епископов. Незадолго до этого они были подвержены чудовищному гонению, враждебные кесари мучили и пытали их из-за
их взглядов. Многие из них еще носили на себе следы
пыток ради Христа. Они испытали, что значит подвернуться
изгнанию, быть сосланными на каторжные работы, быть
преданными унизительнейшему обращению, претерпеть
всякого рода страдания. Теперь же все переменилось, все
было совершенно иначе, едва можно было поверить, что это
происходит в действительности. Двери дворца были для них
открыты, сам кесарь мировой империи восседал на их соборах.
Мир не смог бы предоставить большего доказательства
церкви о ее плачевно падшем состоянии, чем то место, которое занимал кесарь на этом соборе! Константин прибыл в
Никею 3 июля. На следующий день собрались епископы в
большом зале дворца, приготовленном для этой цели. Езебий сообщает, что собор при появлении высоких государственных чиновников и других почетных особ встретил их в
благоговейном молчании и, затаив дыхание, все ждали, когда появится кесарь. Когда же он наконец появился, все собравшиеся поднялись со своих мест. Его роскошное одеяние
было шито золотом, усеяно драгоценными камнями, так
что глаза епископов были ослеплены непривычным блеском. Он направился к золотому, специально для него приготовленному креслу, остановился перед ним и стоял в
почтительном уважении к присутствующему духовенству,
пока его не попросили сесть. После хвалебного пения кесарь держал речь, в которой призывал всех к миру и единству. Собор длился более двух месяцев, и Константин, по всей
видимости, посещал большинство совещаний, терпеливо
выслушивал переговоры, открыто общался с различными
прелатами.
Никейское исповедание веры
Это известное вероисповедание, так называемый "никейский символ", явился итогом долгих торжественных совещаний собора. Он решительно отделяется от арианских
утверждений и твердо держится исповедания Святой Троицы: об истинном Божестве Христа и Его единстве с Отцом
в силе и славе. Арий был приглашен на собор и опрошен
относительно его веры и учения. Он не замедлил повторить
свое лжеучение, которым он нарушил церковный мир. Когда он произнес свои богохульные утверждения, епископы
единодушно закрыли свои уши и предали зачинщика данного богохульства проклятию. Особенно известный Афанасий, который в то время был диаконом, обратил на себя
внимание всего собора именно своей ревностью, с какой он
защищал истинную веру, а также остротой мысли, с какой
срывал маску с еретика и разоблачал его дьявольское лукавство.
Вышеупомянутое вероисповедание было подписано, исключая немногих арианистов, присутствующими там епископами. Решение было изложено перед кесарем, он же в
единодушном совместном решении собора признал действие Бога, поэтому принял его решение с благоговением и
объявил, что все противящиеся подчиниться этому решению подлежат изгнанию. Когда же арианисты услыхали
это, то подписали принятый на соборе "символ веры", потому что испугались, таким образом признав себя виновными,
как бы извиняясь перед собором. Только два епископа
Секунд и Феона, оба уроженцы Египта, крепко держались
взглядов Ария и были изгнаны с ним в Иллирик. Три месяца спустя за ними последовали в изгнание Езебий из Никомедии и Феогнис из Никеи. Также против многих других
последователей Ария были применены тяжкие наказания,
книги Ария должны были быть сожжены, тайное чтение
его сочинений считалось тяжким преступлением. Кроме
торжественного осуждения, направленного на развенчание
принципов лжеучения Ария, собор также подвел под окончательное решение вопрос празднования Пасхи.
Церкви Ближнего Востока в прежние времена праздновали пасху в воспоминание крестной смерти Христа и точно
соответственно празднику иудеев в месяц авива в 14 день.
Это, возможно, происходило на основании того факта, что
первые церкви в преобладающем большинстве состояли из
иудеев. Церкви же на западе в противовес этому праздновали пасху с честь воскресения, в воспоминание воскресения
Господа. Эта разница была предметом долгих и жарких
споров между восточными и западными церквями, пока,
наконец, Никейский собор не решил, чтобы отныне все
церкви праздновали пасху в честь воскресения Господа
Иисуса Христа.
Кроме того, там было также решено множество вопросов
меньшего значения, и только тогда епископы разъехались
по своим провинциальным церквам.
Константин меняет свои взгляды
Поскольку у Константина не было самостоятельных,
независимых мнений в церковных вопросах и, конечно же,
духовной силы для спорных вопросов и учений, то невозможно было полагаться на постоянство его благосклонности. Менее чем через два года он полностью переменил
свое мнение. Но эти два года были для домашней истории
Константина исполнены разных происшествий. В ней произошли чрезвычайно серьезные события, далеко превосходящие перемену его мнений. Это случилось в 325 году,
как раз в тот год, когда состоялся Никейский собор, когда
по приказу Константина тайно был убит его старший сын
Крисп и его жена Фауста, с которой он прожил двадцать
лет, была утоплена в горячей ванне. Иной причины этого
чудовищного дела быть не могло, как ревность. Осмотрительность и отвага, которую проявил Крисп при окончательном разгроме Лициния, вызвали в его отце черную
зависть, и Фауста, мачеха Криспа, по всей вероятности,
стремилась подлить масла в огонь и разжечь в муже эти
чувства еще сильней. Когда же позднее кесаря упрекнули в
его чудовищной жестокости к своему сыну, то он присовокупил к одному преступлению второе, приказав также убить
и жену за ее клевету на сына, которой он послушался. Мы
упоминаем эти события из семейной жизни кесаря потому,
что они подтверждают наше утверждение о нечестивой связи церкви с государством, предоставив при этом судить
читателю, был ли достоин покрытый кровью монарх восседать на соборе как глава? С того времени государственная
церковь постоянно впадала в подобные осквернения, будь
то через самих царей или же через их заместителей.
Константия, вдова Лициния и сестра Константина, пользовалась большой благосклонностью брата. Она находилась
под влиянием арианистов и склонялась к этой партии. На
своем предсмертном ложе (она умерла в 327 году) она сумела убедить брата, что по отношению к Арию допущена
несправедливость. Она достигла даже того, что Арий был
приглашен во дворец. Арий по приглашению кесаря прибыл во дворец, предстал перед Константином и изложил
перед ним свое исповедание веры. Он исповедовал в общих
выражениях свою веру в учение Священного Писания об
Отце и Сыне и Святом Духе, чтобы прекратить острые споры и чтобы все совместно могли бы молиться о мирном
правлении кесаря и о благополучии всей его семьи. Таким
явным отречением от своих прежних взглядов и своего учения и ораторским искусством Арий блестяще достиг своей
цели. Константин был доволен, и Арий со своими сторонниками снова обрел милость кесаря. Ссылки были отменены,
и сосланные возвратились назад. Так одним мановением
кесаревского скипетра ласковое веяние с царского двора на
всю церковь полностью переменилось. Арианская партия
теперь пользовалась безраздельным покровительством и
авторитетом, и ее члены не замедлили воспользоваться
этим для достижения их интересов.
Афанасий, епископ из Александрии
Как мы уже видели, на Никейском соборе для торжества
истины Афанасий сыграл выдающуюся роль. Его ревность,
способность и талант сделали его главой партии истинных
верующих и сильным противником арианизма. После смерти Александра в 326 году он единодушно был возведен в сан
епископа александрийской церкви. В то время он был в
возрасте тридцати лет, и поскольку ему были хорошо известны опасности, связанные с таким высоким служением,
он бы лучше согласился занимать менее ответственное место. Однако он подчинился желанию христиан из Александрии, которые весьма любили его, и принял эту должность,
которую нес затем почти полстолетия. Вся его долгая жизнь
была посвящена служению Господу и Его истине. До самого
последнего часа своей жизни он твердо и непоколебимо
утверждал позицию, принятую на Никейском соборе и верно следовал по истинному пути. Учение о Божестве Христа
для него не было спекулятивным мнением, а являлось
источником силы всей его христианской жизни, его жизнь,
безусловно, была соответственной месту Свящ. Писания из
1 Иоан. 5,11-12: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог
даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь, не имеющий Сына
Божьего не имеет жизни." Афанасий имел Сына Божьего и
имел жизнь вечную.
В то время, как возведение Афанасия в сан епископа
доставляло его друзьям великую радость, вселяло надежду,
его враги преисполнились ярости, так как великий вождь
католиков (имя "католическая церковь", как назвал церковь
Константин, попросту означает всеобщая, или всенародная,
или государственная церковь), был как раз избран церковью
епископом. На это высокое место был избран человек,
добившийся изгнания Ария и его сторонников. При этом
противники его должны были признать, что Афанасий избран на это место не только из любви народа к нему, но что
его поддерживали около ста епископов, которые полагали,
что им должно подчинить себе возвышенный трон епископа Александрии. Они знали власть Афанасия и его неутомимую ревность в защите решений Никейского собора. Тогда
он был только диаконом, но уже имел такое влияние. И
теперь они не упустили возможности поставить его на выдающееся место в ожидании, что он сделает из ряда вон
выходящее. Враги искали повода низринуть его с высоты
положения и строили различные планы, как бы его погубить.
Афанасий выступает против авторитета
Константина
Езебий, епископ из Никомедии, был весьма привязан к
Арию. Он прибыл к новоизбранному епископу в Александрию вначале с притворным дружелюбием, чтобы склонить
его этим принять вновь в лоно церкви своего любимца. Когда же это ему не удалось, то он взыскал защиты у кесаря. В
этом ему сопутствовал успех: кесарь Константин приказал
Афанасию вновь принять в церковь Ария и его сторонников,
которые были бы готовы вновь войти в католическую церковь. Указание кесаря означало, что если Афанасий не
подчинится его приказу и не выполнит его повеление, то он
будет снят со своей должности и сослан в изгнание. Но
Афанасий был не таким человеком, который дал бы запугать
себя приказом кесаря. Решительными словами он объяснил,
что вынужден отказать такой особе в признании, когда весь
собор исключил его и отлучил его от церкви. " К своему
изумлению, - говорит Милман, - Константин должен был
видеть, что его указ, которому должны подчиняться в страхе
и трепете все жители империи, будь то касательно дела полнейшего политического переворота или же угрозы конфискации имущества и прав тысяч, одним единственным епископом попирается продуманно и невозмутимо. Афанасий
находился между двумя проявлениями: авторитетом кесаря
и церковными делами."
Епископ претерпел гонение, дискредитирование, изгнание. Неоднократно его жизнь подвергалась опасности, когда он доказывал Божественность нашего превознесенного
Господа. Он бесстрашно смотрел в глаза мученической
смерти, и не потому, что он противопоставлял язычеству
партию христианства, а потому, что он выступал решительно и бескомпромиссно против поносящей Христа ереси,
посягающей на самую сердцевину христианской веры. Партия Ария, или же более партия Езебия, представила пред
кесарем целый ряд обвинений против Афанасия. Мы же
желаем в связи с этим проследить за золотой нитью благодати Божьей в истории этого благородного и верного свидетеля и в дальнейшей его жизни.
Серьезным, чреватым последствиями было утверждение.
будто бы Афанасий послал большую сумму денег одному
человеку в Египет, чтобы побудить его к участию в заговоре
против кесаря и даже организовать этот заговор. Приглашенный во дворец Афанасий охотно явился, чтобы держать
ответ на это обвинение. Его личное появление, его вид произвели особенное впечатление на сердца, да и самого кесаря, по-видимому, он покорил на какое-то мгновение. Блестящим образом он доказал необоснованность выдвинутых
против него обвинений, так что безупречность его характера была признана даже противниками. Да, так велико
было впечатление, которое произвел Афанасий на кесаря,
что тот назвал его человеком Божьим, начал рассматривать
его врагов как зачинщиков беспорядков и распрей. Однако
это впечатление длилось недолго, так как партия Езебия
продолжала обрабатывать его в ином смысле.
Собор в Тире
В 334 году от Афанасия потребовали явиться на собор в
Кесарии. Он, однако, уклонился от этого, объясняя это тем,
что судейский состав был исключительно подобран из его
врагов. На основании этого на следующий год он был приглашен на другой собор, который состоялся по приказу
кесаря в Тире, и он явился на него. На соборе присутствовало более ста епископов, переговоры вела комиссия по расследованию дела, созданная самим кесарем. Целый ряд
обвинений был поднят против бесстрашного прелата, из
которых мы упомянем здесь лишь одно, притом самое отвратительное и ужасное. Его обвиняли в двойном преступлении: в чародействе и убийстве. По их обвинению, он убил
Арсения, мелитского епископа, затем отсек у него руку, чтобы пользоваться ею в деле чародейства. Была показана
отсеченная рука. Но Афанасий приготовился к этому обвинению. Он спокойно спросил, есть ли среди присутствующих кто-либо, знающий Арсения. Когда ему ответили, что
многие хорошо знают его, он попросил привести в зал суда
человека, который с головы до ног был покрыт длинным
одеянием. Тогда этот человек вошел и снял с себя покрывало, так что стала видна его голова, тут присутствующие
узнали в нем Арсения, которого только сейчас объявляли
убитым. Через одно мгновение он показал собравшимся обе
руки, так что исследователи установили, что Арсений не
только жив, но и абсолютно невредим. Хотя арианская
партия предприняла все меры предосторожности, чтобы
скрыть Арсения, но все же друзьям Афанасия удалось ценой
неустанных усилий раскрыть место укрытия Арсения. Господь был со Своим верным служителем. Злоба арианистов
вновь была выставлена напоказ и блестяще доказана невиновность Афанасия.
Наконец, непримиримые враги епископа все же достигли
успеха в своих лжеобвинениях. Они просили кесаря вновь
собрать их, на этот раз в Константинополе, чтобы Афанасий
снова отвечал в их присутствии и в присутствии кесаря. На
этот раз епископы отложили свои прежние обвинения, но
предъявили, однако, новое, предназначенное задеть честолюбие кесаря. Они утверждали, что Афанасий угрожал
воспрепятствовать выходу корабля с зерном, предназначенного для Константинополя, из гавани Александрии, чтобы
этим вызвать голод в новой столице. Это ранило гордость
кесаря, и он приказал, то ли по этой причине, а может из
желания устранить такую влиятельную особу, как Афанасий, изгнать его в Трир в Галлии. Несправедливость этого
решения - вне всякого сомнения.
Смерть Ария
Ни Арий, ни Константин долго не пережили это изгнание Афанасия. Триумфально возвратился Арий назад в
Александрию, однако вскоре возникла новая тревога, и
кесарь вновь пригласил его в Константинополь. Здесь он
вновь предъявил Арию его исповедание веры, подписанное
им. Затем он приказал на следующий день, в воскресенье,
вновь собрать епископов в церковном зале. Почти столетний старец из-за приказа кесаря впал в большую нужду,
пошел в церковь и всем сердцем вопиял к Господу, чтобы
Он предотвратил такое большое бесчестие на Его Имя. Под
вечер предшествующего собранию дня Арий в торжествующем тоне заявил о предназначенной на завтра церемонии. Однако Господь предрешил иное. Он услышал молитву
Своего престарелого служителя: великий еретик умер в ту
же самую ночь от жестоких болей. Мы не знаем, какое
действие произвело на Константина это событие. Он умер
вскоре после этого, на шестьдесят четвертом году жизни.
Краткий обзор основных событий
во время правления Константина
В заключение кратко коснемся важности и значимости
великих перемен, которые произошли в истории церкви во
время правления Константина Великого. Мы полагаем, что
в этот период церковь переживала серьезный кризис в своей
истории, и этот период можно рассматривать как окончательную победу над мировым идолослужением. Уже вскоре
после потопа идолослужение постепенно приобретало приоритет между народами земли, сатана лестью и лукавством
добился того, что люди начали поклоняться ему. Константин же истребил идолопоклонство во всей римской империи, и хотя оно ввиду этого не исчезло полностью, но тем не
менее получило смертельную рану.
Вне сомнения, церковь также потеряла неоценимое
духовное значение из-за своего смешения с государством.
Она перестала быть обособленной организацией, зависимой
только от Христа, от Его воли. Она потеряла свою независимость, лишилась небесного характера, пристрастившись к
интересам господствующей власти. Все это было горьким
плодом ее маловерия. С другой стороны, нельзя отрицать
того, что мир благодаря такому положению приобрел очень
многое, как бы ни была плачевна неверность церкви. Крестные знамена развивались теперь по всему государству,
Христос был объявлен официально единственным Спасителем всего человечества. Священное Писание было признано
Словом Божиим, единственным Путеводителем к вечному
блаженству. Бесспорно, официальная церковь уже до своего
объединения с государством находилась в плачевном бездуховном состоянии, так что христиане больше заботились
о своем благополучии, чем об исполнении их назначения
быть в благословение другим. И все же Бог использовал это
состояние в благословение мира, чтобы истребить из всей
римской империи чудовищную мерзость - идолослужение.
Свод законов Константина ясно показывал сокровенное
влияние тихих, мирных основ христианства. Благословенное
влияние человеколюбивых законов чувствовалось далеко за
пределами круга христианства. Он издал постановление о
соблюдении воскресения, запретил языческий обычай продавать своих детей в рабство или же красть с целью продажи,
издал много других постановлений, которые в общественном и нравственном отношении содействовали благословению мира, принесли большую ценность в человеческое общежитие. Говорят, во время его царствования к христианству обратились также Эфиопия и Иберийские племена.
Сыновья Константина (337-361)
После смерти Константина Великого управлять государством стали три его сына: Константин, Константий и Констанц. Они были воспитаны в Евангельской вере. Уже прежде получив от своего отца назначение в Кесарии, по его смерти они разделили между собой государство. Константин
получил Галлию, Испанию, Британию, Константий - азиатские провинции со столицей Константинополем, а Констанц
- Италию и Африку. Начало этого нового периода правления ознаменовано, созвучно с тем временем, истреблением
родственников мужского пола, которые в определенное
время могли стать претендентами на трон. Однако кроме
этого неизбежного политического соперничества и вражды
теперь появился новый элемент - религиозная война.
Старший сын Константин относился к католикам и
начал свое правление с того, что призвал Афанасия обратно
и с его возвращением определил епископство в Александрии. Однако уже в 340 году при вторжении на территорию
своего брата Констанца он был убит его солдатами. Тогда
Констанц перенял господство над тремя западными провинциями, оставшимися без кесаря, и таким образом, стал правителем над двумя третями римской империи. Он также
был солидарен с решением Никейского собора и решительным сторонником дела Афанасия. Константий же, в противоположность этому, его жена и двор были частью преданы
арианизму. Таким образом, религиозная война между двумя
братьями, между востоком и западом, была неизбежна, она
возникла несправедливо и велась бесчеловечно. Миролюбивый дух христианства бесследно исчез. Константий, подобно своему отцу, сильно вмешивался в дела церкви и претендовал быть теологом (богословом). Во время его правления
страна постоянно была волнуема религиозными распрями.
Соборы были настолько частыми, что проездные пути были
предметом притязания официально путешествующих епископов. Церкви враждовали между собой. Поскольку основное событие того времени, через которое проходила золотая
нить благословения Божьего, связано с именем Афанасия,
мы и обратимся к его истории.
Афанасий
Как уже было сказано, Афанасий был возвращен из изгнания через два года и четыре месяца молодым Константином в свой приход, где паства с радостью приняла своего
пастора. Однако смерть правителя стоила ему новых гонений. Константий, который описан самонадеянным, но
слабодушным человеком, вскоре показал себя тайным союзником сторонников Езебия. В конце 340 или же в начале
следующего года в Антиохии состоялся собор в честь освящения великолепной церкви, построенной его отцом
Константином. Сюда нужно было съехаться 97 епископам,
среди которых было сорок сторонников Езебия. На этом
соборе среди прочего было решено, что смещенный синодом епископ не может снова занять свое место до тех пор
пока другой синод не восстановит его в его авторитете и
правах. Очевидно, это решение имело только вид справедливости, оно было специально направлено на дело Афанасия и выставляло напоказ, что синод принимал решение
сместить его, но не восстанавливал его в должности. А потому на его место был избран Григорий из Каппадокии, резкого характера и нрава, и Филагрий, епископ из Египта, был
уполномочен подчинить ему провинцию гражданской и военной силой. А поскольку Афанасий был любимцем народа,
приход отказался признать этого навязанного ему кесарем
епископа. Последовали сцены больших беспорядков и нечестия. "Потребовалось насилие, - отмечает Майнер, - чтобы
воцарить несправедливость, и кесарь-арианист должен был
вступить на путь своих предков-язычников, чтобы защитить
то, что он называл церковью." Афанасий, принуждаемый к
этому азиатскими вождями церкви, оставил Александрию и
три года провел в Риме. Тогдашний римский епископ по
имени Юлий во главе пятидесяти итальянских епископов
объявил его невинным и восстановил его единство с церковью. В 341-345 годах ближневосточными епископами во
многих собраниях в Антиохии было принято не менее пяти
исповеданий веры, причем авторам удавалось скрыть в них
свое действительное мнение. Ни один из них не был свободен от арианистских элементов, хотя все они осуждали непристойные утверждения Ария. Оба кесаря, Константий и
Констанц, стремились сгладить разногласия между восточными и западными церквями и совместно созвали собор в
Сардисе, в Иллирике, который должен был разрешить спорные пункты. В соборе приняло участие девяносто четыре
епископа с запада и двадцать один с востока, и после разбора спорных вопросов обе стороны приняли решение в пользу Афанасия. Ортодоксальная партия вновь восстановила в
прежней должности гонимого первосвященника александрийской церкви Афанасия, осудив всех восстающих на него
как противников истины. К тому же в это время умер Григорий, и Афанасий, возвратившись в Александрию после
восьми лет высылки, был принят всеми с великой радостью.
Возвращение прежнего епископа в свой стольный город
было триумфальным: его вынужденное отсутствие, его
ссылка лишь еще более растрогали сердца александрийцев.
Слава о нем шла от Эфиопии до Британии, то есть по всему
тогдашнему христианскому миру.
Когда в 350 году умер Констанц, друг и защитник Афанасия, трусливый Константий решил, что пришло время отомстить Афанасию. Чтобы убрать с пути такого всеми почитаемого и повсюду известного епископа, ему нужно было
тщательно продумать свой план, по крайней мере, нужно
было соблюсти вид благочестия. Вновь состоялось множество соборов.
Соборы в Арле и Майланде
В 353 году состоялся собор в Арле, а два года спустя - в
Майланде. На него собралось более трехсот епископов.
Заседания проходили во дворце кесаря, в присутствии Константия и его телохранителей. Враги Афанасия его осуждение считали единственным условием восстановления
мира и согласия. Однако друзья Господни остались верны
истине и мужественно на основании Евангелия убеждали
кесаря, что они ни ради обретения благоволения кесаря, ни
из-за страха перед ним не пойдут на обвинение невинного
благочестивого служителя Христова. Началась долгая беспощадная борьба, и глаза всех граждан империи с возрастающим интересом были направлены на единственного
епископа. Но кесарю-арианисту вскоре эта борьба надоела,
так что первосвященник из Александрии торжественно был
осужден и лишен занимаемого сана, а также было начато
жесточайшее гонение на всех тех, кто не разделял мнение
кесаря. Гонение приняло настолько жестокие формы, что
истинно верующие объявили, что возвратились времена
Нерона и Деция. Афанасий находил для себя убежище в
пустынных местах Египта.
Смерть Константия и его преемник
Константий, покровитель арианистов, умер в 361 году.
Подобно своему отцу, он также свое крещение отодвинул на
конец жизни и принял его незадолго до своей смерти. С его
смертью наступил конец благоденствия арианистов. После
него на трон взошел Юлиан, прозванный изменником из-за
его формального отпадения от христианства (вероотступник). Он приказал - возможно, чтобы скрыть свое равнодушие к богословским распрям - восстановить в прежней
должности епископов, которых изгнал Константий. В течение своего недолгого правления (правил он всего двадцать
месяцев) он тщетно пытался вновь возродить язычество, но
внезапно умер от раны, полученной в войне против Персии.
После него на трон тотчас взошел Йовиан, который относил себя к исповедателям христианства. Это был первый из
римских кесарей, который явно доказывал, что он действительно любил "истину, которая во Христе Иисусе". Кажется, он был искренним, пока не взошел на трон. Это истекает из его заявления, которое он высказал однажды вероотступнику Юлиану, а именно: он сказал ему, что он лучше
пожертвовал бы троном, нежели религией. Тем не менее
Юлиан ценил его и до самой смерти держал в числе
ближайшего своего окружения. Также и войско исповедовало христианство, и отложенный во время правления
Юлиана лабарум вновь стали носить впереди сражений.
Йовиан из прошедших лет уразумел, что христианство
невозможно понуждать внешними насилиями. Потому он
предоставлял свободу и терпимость своим языческим подчиненным. Взирая на существовавшие между христианами
споры, он объяснял, что он никого не станет притеснять
из-за религиозных взглядов, но будет благосклонен к тем,
кто печется и заботится о мире и благосостоянии церкви
Божьей.
Как только Афанасий получил известие о смерти Юлиана, он возвратился в Александрию, к великому изумлению и
искренней радости своего народа. Йовиан послал ему письмо и восстановил его в должности. Он также просил его
явиться к нему во дворец, и Афанасий охотно посетил дворец по приглашению кесаря. Йовиан желал выслушать
наставления и поучения прославленного епископа и его
советы. Афанасий произвел на кесаря через это личным
посещением такое влияние, которое враги его тщетно стремились уменьшить. Однако правление этого христианского
кесаря длилось всего восемь месяцев. 17 февраля 364 года
он был найден мертвым в своей постели, как можно предполагать, он умер от угара.
Валентиниан и Валенц, два брата, взошли на трон после
Йовиана, один правил на западе, другой - на востоке. В
отношении церковных дел Валентиниан следовал по стопам
своего предшественника, он устранялся от вмешательства в
вопросы учения, но был, однако, решительным сторонником
никейского вероисповедания. -Как вождь и государственный
деятель он обладал незаурядными способностями. Оба брата во время правления Юлиана подвергали себя большой
опасности через открытое вероисповедание христианства, и
все же Валенц позднее, под влиянием жены, впал в арианизм. Она уговорила своего мужа принять крещение от арианского. епископа из Константинополя. Говорят, что этот
епископ взял с него клятву преследовать католиков. Как бы
там ни было, одно ясно: Валенц вскоре после своего крещения с большой ревностью начал бороться за арианизм и
начал жестоко преследовать духовенство за убежденность в
никейском исповедании веры и за защиту этого учения.
Указ, изданный Валенцем в 367 году, вновь ввергал
Афанасия в руки арианистов. Тациан, наместник из Александрии, искал повода выдворить его из города. Но любовь,
которую питал народ к своему благочестивому епископу,
была настолько велика, что он не отважился вначале выполнить это задание. Афанасий же тем временем, зная, что его
ожидает, тихо удалился и четыре месяца скрывался в
могильнике своего отца. Это было уже четвертое изгнание
его из Александрии. Вероятно, из-за страха перед народом
Валенц призвал его и разрешил ему уже далее беспрепятственно нести свое служение пастора, которое он совершал до.
373 года, когда Господь положил конец земному служению
своего верного раба, призвав его в вечное блаженство. Валенц же после четырнадцати лет своего правления был убит
в войне с готами.
Какое служение совершал Афанасий в церкви?
Мы можем предположить, что Афанасий был предопределен благодатью Божьей для того, чтобы защитить церковь от арианской ереси, которая грозила упразднить Имя и
веру в Господа Иисуса в христианстве. Враг стремился превратить христианство в систему без Христа, результатом
которой должно было бы стать полное забвение христианства. Однако Никейский собор в руках Божьих был
средством распятия нечестивых планов Его врагов. Бог дивно благословил защиту истины Божества Христа, Духа
Святого и Отца, Триединства Бога, так что враг и поныне не
может одолеть это.
И хотя церковь оказалась неверной, дозволив себя привести миру в то место, "где престол сатаны", Господь в
Своем милосердии все же воздвиг ясное свидетельство,
заявленное во всеуслышание ради Своего Святого Имени и
ради веры Его избранных. Как мирские, так и церковные
составители истории свидетельствуют о стойкости, самоотверженности и горячей, неустанной ревности в деле распространения великого учения о Триединстве Бога. И мы можем со всей определенностью отнести слова Господни "Ты
содержишь Имя Мое и не отрекся от веры Моей" к верности Афанасия и его друзей, а также всех оставшихся верными во все последующие затем века. Также мы не сомневаемся в том, что в те времена было немало "побеждающих", как
было написано в послании к пергамской церкви, однако
Господь не разрешил, чтобы историки подчеркивали это.
Это был сокровенный народ Божий, питаемый сокровенной
манной, и они в славе небесной будут иметь почетное место
в ближайшем окружении Господа. "Побеждающему дам
вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень и на
камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр. 2,17).
Христианство во время правления Грациана
Грациану было шестнадцать лет, когда он вступил на
трон за своим отцом в 375 году. Он сделал сокесарем своего
сводного брата Валентиниана, который был еще моложе
его, и вскоре после этого избрал регентом над Ближним
востоком Феодосия. Грациан был воспитан христианином и,
по всей вероятности, был искренним христианином. Среди
римских кесарей он был первым, который запретил носить
титул и одеяние первосвященника Максиму, римскому
язычнику. "Как может христианин, - спрашивал он, - быть
первосвященником язычества, что есть мерзость пред Господом?" Мы встречаем в раннее время правления этого
молодого кесаря много благословенных свершений, видим
свидетельства его благочестия. Насколько было ново и необычно видеть на троне в Риме молодого шестнадцатилетнего благочестивого кесаря! И Грациан был настолько же
смиренным, насколько благочестивым.
В сознании недостаточных знаний в духовных делах, он
написал Амброзию, епископу из Майланда, чтобы тот посетил его. "Приди, - говорил он, - научи того, кто воистину
верит. Мы не хотим состязаться в исследованиях, но пусть
откровение Божье обильно вселялось бы в мое сердце и
могло пребывать в нем безраздельно." Обрадованный Амброзий отвечал ему: "Самый христианский кесарь, не из-за
недостатка любви, но не имея смелости я медлил до сих пор
прийти к тебе. И хотя я лично и не был у тебя, то непрестанно сопровождал тебя моими молитвами, как это и является
высшей обязанностью пастора."
Молодой кесарь был любим всем народом, его преданность правоверному духовенству, время, проводимое в
общении с ними, также как и влияние, которое оказывал на
него Амброзий, все это, однако, вызвало в воинственно настроенной части его подчиненных пренебрежительное
отношение к нему. Грациан показал себя как бы неспособным вести войну с варварами, которые в те времена весьма
беспокоили границы государства, и Максим воспользовался
недовольством войска и стремился вызвать бунт. Когда Грациан увидел, как складываются дела, то бежал с тремястами
конных, однако был схвачен в Лионе и умерщвлен в 383
году. На трон взошел убийца Максим и стал править западом государства, однако позднее был свержен Феодосием и
убит, в результате чего младший Валентиниан взошел на
трон своего отца.
Феодосий по прозвищу "Великий“
Наш интерес к истории римских кесарей основан на том,
насколько они признавали истину и насколько они влияли
на становление и развитие христианства. Если бы мы не
искали познания руки Божьей в их царствовании, то мы
отказались бы от исследования исторических преданий. Но
чтобы видеть Его дела, слышать Его голос и проследить
золотой луч Его благодати в те мрачные времена, мы задерживаемся в общении с ним на данной теме, что дает нам
опыт (Рим. 5,4).
На этом пункте истории образ Феодосия требует досконального изучения. Он, как служитель Божий, так и как
римский кесарь, был возвышен для того, чтобы подавить
арианизм на востоке и истребить язычество из всей римской империи. Идолопоклонство есть самый дерзкий грех
человека и оно достигнет своего кульминационного пункта,
когда откроется человек греха, сын погибели, "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом
или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог,
выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2,3-4). Это сконцентрированное богохульство еще не наступило, оно еще в будущем и
будет знамением к непосредственному суду и началом
тысячелетнего царства. Ревность Феодосия выразилась не
только в обороне. Он поддерживал христианство в том свете, какой имел, энергичнее и деятельнее всех своих предшественников. Он продолжил то, что начал Константин,
превосходя его, однако, в христианской ревности и серьезности. Вскоре после своего крещения созвал он 2 мая 381
собор в Константинополе, главной целью которого должно
было стать придание большей полноты и определенности
никейскому символу веры, кроме того, нужно было рассмотреть вопросы по ересям, например, арианистов, евномианистов, евдоксианистов, сабеллианистов, апполлинаристов
и других, предать их проклятию и принять мероприятия по
обновлению единства церкви.
Нашествие варваров
Когда Феодосий взошел на трон кесаря, в бескрайних просторах римской империи уже обозначились зримые следы
разрушения и грядущего падения. Все границы империи со
всех сторон подвергались нападению варваров. "По берегу
великой реки, которая была границей, - пишет Милман, появилась армия грозных захватчиков. Персы, армяне, иберийцы готовы были перейти Евфрат и таким образом
нарушить восточную границу империи. Дунай подвергался
нашествию готов, за ними же шли гунны в еще большей численности, франки и другие германские народности угрожали со стороны Рейна." Один беглый взгляд на все это уже
показывает критическое положение римского государства четвертого царства, по пророчеству Даниила - и дает нам
наглядно уразуметь, как легко может Бог разрушить истукан
из железа, меди, серебра, золота, как только Он пожелает
сделать это.
Внутри римской империи существовало идолопоклонство, продвигалось и процветало беспрепятственно. Хотя
христианство было главенствующим и находилось под защитой кесарей и пользовалось их благосклонностью, тысячи языческих храмов в великолепной роскоши возвышались по всей империи. Христианин едва ли мог встретить
хоть один из больших городов без языческого храма, едва
ли мог найти место, где бы не поклонялись идолам. К тому
же во всех местах возникали партии арианистов и полуарианистов во множестве разных форм. В Константинополе и на
востоке они были главенствующими. Кроме того, проявлялось множество других ересей. Таковы были обстоятельства
внутри и вне государства во времена, когда Феодосий взошел на трон. Из политической истории этого кесаря для нас
еще значительно то, что он был употреблен Богом, чтобы
сдержать на некоторое время нашествие врагов, низложить
некоторое число языческих храмов, искоренить идолопоклонство, низлагать суеверие, везде распространить решение Никейского собора, придать вес и повсеместно возвеличить никейский символ веры, чтобы подготовить почву
для повсеместной победы христианства.
Религиозная история Феодосия
Обстоятельства и подробности этой истории проливают
ясный свет на личную жизнь кесаря, власть священства и
характер времени.
Феодосий был испанцем. Уже в весьма раннее время
христианство пустило корни на испанском полуострове.
Тамошние христиане издавна славились своей решительной
приверженностью учению Афанасия во время распрей о
Триединстве Бога. Хосий, епископ испанский, был председательствующим на Никейском соборе.
В конце первого года своего правления Феодосии был
наставлен не откладывать свое крещение на конец жизни,
как это уже вошло в обычай. Это было потому, что он сильно заболел. Потому он послал за епископом в Фессалоники
и принял от него крещение. Как некоторые утверждают, он
был первым кесарем, принявшим крещение во Имя святой
Троицы. После своего причисления к церкви он тотчас
обнародовал заявление, в котором исповедовал свою веру и
предписывал своим подчиненным относительно христианской религии: "На то есть наша воля, - гласила часть этого
заявления, - чтобы все народы, находящиеся под нашим
добрым снисходительным правлением, твердо прилепились
к той религии, которая была принесена римлянам через
Петра... По наставлению апостола и учению Евангелия будем веровать в Божественность Отца, Сына и Духа Святого,
как Вседержителя, Властителя Бога в Трех Ипостасях...
Кроме анафемы через божественную справедливость противящихся должно подвергать тяжким наказаниям, как это
покажется нам подходящим через данную нам свыше
мудрость и авторитет."
Как бы ни был извращаем этот строгий приказ, Феодосий считал себя обязанным, как кесарь-христианин, царствовать и править таким образом. Епископы из окружения
были его советниками и были склонны более содействовать
его строгости, нежели смягчать ее. В одном известном случае он приказал, движимый чувством справедливости, чтобы христиане за свой счет восстановили разрушенную ими
во время мятежа иудейскую синагогу. Однако ревностный
епископ из Майланда вмешался в это дело и склонил его
отменить это указание и именно на том основании, что
христианам неприлично воздвигать иудейские синагоги.
Епископ в данном случае явно показал себя менее справедливым, нежели государь-кесарь.
Ошибки и достоинства Феодосия
Склонность к сильным и внезапным вспышкам гнева была
отличительной чертой характера Феодосия. При этом он мог,
как бы ни была сильна вспышка гнева, снова смиряться и
быть ласковым и добрым, если только заговорить с ним по
его нраву. Примечательным примером его миролюбия является случай, который произошел в 387 году в Антиохии. Дело
обстояло приблизительно следующим образом:
Жители Антиохии были недовольны новым налогом,
который был наложен на них кесарем, и обратились с почтительной просьбой к его служителям, чтобы налог был
несколько уменьшен. Те, однако, отвергли их просьбы
высокомерным тоном и этим вызвали волнение в народе.
Памятники кесарской семьи были низвергнуты и осквернены. Полк солдат бросился на разъяренную толпу и разогнал ее. Наместник провинции по долгу своих обязанностей
сообщил кесарю все точно так, как происходило. Поскольку
Антиохия находилась от Константинополя на расстоянии
восьмисот английских миль (1609,3 м), то проходили недели, пока ответ мог пройти это расстояние. Это обстоятельство дало жителям Антиохии достаточно досуга, чтобы поразмыслить о своих поступках и возможных последствиях
этого. Истаивая между отчаянием и надеждой, они впали в
беспокойство. Увидев серьезный характер их преступлений,
они обратились к их епископу Флавию и к другим влиятельным персонам, чтобы застраховать себя от наказания
искренним признанием своей вины и глубоким раскаянием.
На двадцать четвертый день после мятежа наконец показались кесарские комиссары, и был произнесен строгий
приговор по воле кесаря над преступной Антиохией. Это
показывает, сколько в те времена могло зависеть от воли
или же настроения одного-единственного человека!
Антиохии, столице Ближнего Востока, было объявлено,
что она лишается такого ранга, принадлежащих ей земель,
привилегий и доходов и для усмирения ее отдается в подсудность одной деревни из Лаодикии. Бани, купальни, цирк,
театры были закрыты, таким образом, одним мановением
руки иссякли все источники благосостояния и наслаждений. Затем комиссары начали персональные расследования отдельных личностей. Благороднейшие и богатейшие
граждане города были закованы в цепи, расследование и
допросы проводились с применением пыток. И все же исполнение приговора отчасти, возможно, по соображениям
внеочередной комиссии было несколько отсрочено. Дома
преступников были определены на продажу, их жены и
дети, которые до сих пор жили в роскоши и избытке, отданы на горчайшие лишения, на произвол нищенства. Кровавая бойня должна была состояться в один определенный
день, страх перед этим днем витал призраком над городом,
так что красноречивый Хризостом сравнивал грядущее
бедствие со Днем страшного суда. Но Бог, управляющий
сердцами людей, не забыл, чем была Антиохия в ранние
времена для церкви, и воскресил в сердцах служителей Феодосия сострадание к слезам и горести несчастных людей,
так что они, почтительно выслушав настоятельные просьбы
монахов-отшельников, толпами возвратили осужденных на
каторжные работы. Исполнение приговора было отсрочено
и было решено части комиссаров оставаться в Антиохии, а
другой части в сопровождении граждан несчастного города
идти как можно скорее обратно в Константинополь.
Гнев Феодосия тем временем утих, и посланные из Антиохии нашли для своей просьбы внимательное ухо. Рука Господня была над всем. Услышав крики отчаяния обреченных, Феодосий полностью и безоговорочно простил как сам
город, так и граждан его: темницы были открыты, сенаторы
получили обратно свои дома и имущество, столица Ближнего Востока была восстановлена в своих правах и привилегиях. Феодосий вознаградил епископа из Антиохии, а также
других благородных людей, которые приняли активное
участие в ходатайстве за своих наказываемых братьев, и
объявил, что упражнение в справедливости есть наиважнейший долг правителя, что оказание милости есть самая высокая его радость.
Грех и покаяние Феодосия
История мятежа и кровавой расправы над фессалоникийцами в 390 году дает нам возможность еще более близко
познакомиться с характером Феодосия. Этот отрезок времени из его жизни невольно напоминает нам историю
жизни Давида, царя израильского. Враг одержал победу в
этом печальном случае над христианским кесарем, однако
- Бог все это обратил в благословение души Феодосия.
Бофирик, главнокомандующий фессалоникийского округа, ас ним также немалое число высших офицеров, были
убиты народом во время конных состязаний. Один очень
любимый возница за тяжкое преступление был брошен в
темницу, из-за чего и возник этот конфликт. Народ бросился штурмом освобождать его. Когда Бофирик отказал их
требованиям, возник мятеж, имевший ужасные последствия. Феодосий был вне себя от ярости, когда до него дошло
сообщение о случившемся, и приказал произвести беспощадный суд. Однако Амброзий, почтенный отец церкви,
которому был приложен титул "учитель церкви" из-за его
поучительных и важных сочинений, заступился за фессалоникийцев, так что Феодосий, наконец, обещал, что простит
их. Военные же советники кесаря на этом не успокоились и,
указывая на чудовищный характер преступления, долго
добивались приказа наказать виновных и добились своего.
Этот приказ, однако, тщательно скрывался от ведома епископа, пока в один день, когда народ находился в цирке, внезапно не был приведен в исполнение. Возмущенные убийством офицеров, солдаты напали на безоружную толпу и
убили тысячи людей, невзирая ни на возраст, ни на происхождение, ни на положение.
Когда Амброзий получил известие об этом, сердце его
переполнилось страхом и ужасом. Верный служитель Божий решил отделиться от злого и засвидетельствовать об
этом зле кесарю. Он удалился в свои владения, чтобы избежать общения с кесарем и предаться наедине с самим собой
сердечному трауру... В своем письме он предъявил кесарю
его чудовищную вину и сообщил, что он более не может
считаться членом Майландской церкви, прежде чем не
сотворит достойный плод покаяния. Кесарь, обличаемый
упреками своего духовного отца и угрызаемый собственной
совестью, был глубоко опечален. Он раскаялся в своей запальчивости, которая толкнула его поступить несправедливо и бесчеловечно. Затем он попробовал в Майланде приступить к богослужению. Однако Амброзий встал на его
пути к паперти, схватил его за одежду и потребовал выйти,
как человека, который запачкан невинной кровью. Кесарь
уверял его в своем раскаянии, но епископ заявил ему, что
тайного раскаяния недостаточно, чтобы смыть явный грех,
сотворенный на виду у всех. Кесарь обратил внимание епископа на Давида, человека по сердцу Божьему. Но Амброзий
бесстрашно ответил ему: "Ты напомнил о грехе Давида, так
вспомни о его покаянии." Кесарь подчинился требованию
епископа, снял с себя царскую одежду и пребывал восемь
месяцев в уединенном покаянии. К празднику Рождества он
пришел к епископу и просил у него разрешения принимать
участие в церковных праздниках вновь. Со слезами он говорил: "Я плачу, потому что мне закрыт храм Божий, а соответственно и небо, которое открыто для рабов и нищих."
Однако Амброзий и на этот раз остался тверд и со всей
решительностью требовал от него практического плода
покаяния. Он потребовал, чтобы впредь исполнение смертного приговора следовало после тридцати дней с времени
его принятия, чтобы губительное действие вспышки гнева
вначале улеглось. Кесарь охотно согласился с его требованием, и только тогда ему было разрешено вновь войти в
церковь. За этим последовала захватывающая сцена небывалого действия. Кесарь снял с себя роскошное одеяние,
пал на колени в молитве и воскликнул: "Душа моя простирается в прахе! Оживи меня по Слову Твоему!" Стоящие
вокруг него, видя его боль и слезы, плакали вместе с ним и
молились за него.
В своей надгробной речи при похоронах Феодосия
Амброзий упомянул, что кесарь со времени своей душевной
скорби ни единого дня не пропустил, чтобы не вспомнить о
том своем преступлении, на которое толкнул его вспыльчивый характер.
Разбор наказания кесаря Амброзием
и его покаяние
Церковная летопись может привести не много событий,
которые представляли бы больший интерес, чем покаяние
этого великого кесаря и строгие условия, предъявленные
ему Амброзием ради его восстановления. Здесь проявлено
истинное спасающее наказание, которое устыжает религиозные формальности того времени. Мы не сомневаемся в
том, что поведение Феодосия есть результат искреннего
чувства вины, проснувшейся совести и признания прав
Бога, Которому покоряются все мирские властители.
Амброзий не был ни высокомерен, ни лицемерен, как мы
нередко встречаем это у отцов церкви в позднейшие времена. Он любил кесаря и искренне заботился о благополучии
его души, однако он поступал с ним в совершенном сознании своего долга перед ним. Вне сомнения, он имел высокое
представление о достоинстве своего сана, которым был
облечен, и чувствовал себя обязанным употребить это
достоинство на пользу справедливости и человечности и для
управления земными делами во славу Бога. В действительности Бог никому из Своих служителей не вручал столько
христианской власти. В позднейшие времена такая власть
оказывалась часто опасной, когда епископы держали в
своих руках совесть кесарей и кровожадность их могли легко разжигать или угашать. Влияние Амброзия, которое он
оказывал на кесаря, было воистину христианским. Он
выступил как мститель за обиженных людей, невзирая на
лица. И все же очень опасно и гибельно вмешиваться в
порядок Божий, хотя бы казалось, что через это возможно
достичь благой цели.
Феодосий Великий умер в 395 году в Майланде, за четыре
месяца до этого победив убийцу Валентиниана и наказав
его. Он достиг возраста пятидесяти лет и был последним
кесарем, который с блеском носил имя римлянина. Амброзий пережил своего друга-кесаря ненадолго. Он умер также
в Майланде в ночь на Пасху в 397 году. Он был тем, кто
положил краеугольный камень власти духовенства, кто и в
позднейшие века оказывал большое влияние на христианство. Во время его служения на высоте своего поприща
находились также Василий, епископ из Кесарии, Григорий
из Нуссы, Григорий из Нацианса, греческие отцы церкви, а
также Хризостом, патриарх из Константинополя.
Далее: Глава 1-12
Внутренняя история церкви. Разные взгляды на крещение. Первоначальное причащение детей. Положение и характер духовенства. Возникновение и распространение монашества. Достоинства и недостатки Антония. Первая община аскетов. Монастыри и папство. Возникновение женских монастырей. Разбор основных положений монашества. Аркадий и Гонорий. Обозрение падения Рима. Обращение варваров. Обращение Хлодвига. Церковные обряды и церемонии. Пагубное влияние церемониалов. Пелагианская ересь. Августин и Божья благодать. Состояние человека и благодать Божья. Ответственность человека. Несторианцы. Нестор и его противники. Кирилл и православные. Конец пергамского периода.
Назад: Глава 1-10
Константин. Пергамский период (313-606). Обращение Константина. Знамя с крестом. Указ Константина и Лицицдя. История религии Константина. Состояние церкви, в каком ее нашел Константин. Объединение церкви с государством. Константин - глава церкви и первосвященник язычников. Действие благоволения кесаря. Исчезновение истинного характера церкви. Крещение и смерть Константина. Донатийские и арианские распри. Константин - арбитр в церковных распрях. Арианские распри. Возникновение арианизма. Первое вмешательство Константина в спор.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|