Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


"Посаженный при потоках вод"


Глава 10. Смерть - удел человека


Значение смерти для неверующего


Для неверующего не может быть ничего ужаснее, чем смерть. Писание по праву называет ее "царем ужасов" (Иов. 18,14). Она является судом существованию первого Адама в этом мире. Что может быть ужаснее?

Этот факт имеет отношение не только к внешней, телесной жизни человека. Чем больше мы рассматриваем смерть в связи с ее нравственной, духовной сущностью, тем страшнее она кажется. Все то, где трудился человек, о чем он думал, к чему было привязано его существо, он должен покинуть. "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 146,4).

Человек видит в смерти конец всех своих надежд и ожиданий, всех своих мыслей и помышлений. Их движущая пружина ломается, источник всего иссякает. Человек больше ни на что не может рассчитывать. Место его трудов, где прошла его жизнь, больше не знает его (ср. Пс. 103,15-16). Сам он разлагается и прекращает существовать для этого мира. Больше никто не имеет ничего общего с ним, как с другими, принадлежащими к сфере этого мира. Его естество разрушилось, так как оно было бессильно противостоять смерти, которой оно подчинено и которая теперь осуществила свои ужасные права.

Но это далеко не все. Человек, живое существо в этом мире, как говорится, погружается в ничто. "Он возвращается в землю свою", рассыпается в прах. Но почему так происходит? Почему смерть властна над ним? Потому что грех пришел в мир и вместе с грехом - сознание и власть сатаны. Более того, вместе с грехом пришел суд Бога. Смерть - выражение и абсолютный свидетель всего этого. Она - плата за грех, и поэтому страшнее всего для совести. Грех есть власть сатаны над человеком, так как тот "имеет державу смерти" (Евр. 2,14).

Разве Бог не может тут помочь? Нет, смерть есть суд, который Он сам должен вынести грешнику. Это решительное доказательство того, что грех не может оставаться без суда и наказания. Смерть, как свидетель суда Бога, страшный бич совести, служитель суда, обличающий обвиняемого, и доказательство против него на грядущем суде.

Да, как ужасна смерть! Она - печать, которая накладывается на падение, погибель и осуждение первого Адама. А у человека нет ничего, кроме этого ветхого, унаследованного от Адама, падшего естества. Как он может устоять перед Богом! На нем написан смертный приговор, так как он - грешник и сам спастись не может. Он виновен и осужден, и суд уже близок.


Значение смерти для верующего


Слава Богу, вмешался Христос! Он - о, какая чудесная истина! - сошел в смерть, Он, князь жизни. И каковы последствия этого? Что означает теперь смерть для верующего? Какое влияние и какое значение имеет это чудесное и невыразимое вмешательство?

Мы установили, что смерть является выражением слабости человека, прекращением его бытия, властью сатаны, судом Бога и платой за грех. Но все это имеет отношение к первому Адаму, который из-за греха заслужил смерть и суд. Мы видели также, что смерть носит двоякий характер: с одной стороны - это уничтожение жизни или жизненной силы в человеке, а с другой стороны - это свидетель суда Бога, приводящий человека на суд.

Но теперь Христос сделался за нас грехом. Он претерпел за нас смерть и прошел через смерть, означающую власть сатаны и суд Бога. Христос встретился со смертью и ее причинами во всех ее проявлениях. Суд Бога поразил Христа целиком и полностью, прежде чем наступил судный день. Он претерпел смерть как плату за грех. Следовательно, для верующего смерть, которая обычно внушает ему ужас, совершенно потеряла свою власть. Хотя верующий умирает и проходит через смерть, Христос настолько преодолел власть смерти, что это вовсе необязательно. "Не все мы умрем, но все изменимся" (1 Кор. 15,51). "Мы воздыхаем", говорит апостол, чтобы "не совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5,4). Вот такого рода власть жизни в Христе, такая великая и прекрасная!

Но смерть для нас не только побеждена. Как все другое, говорит апостол в 1 Кор. 3,22, она во Христе даже "ваша". Когда мой дорогой Господь вошел за меня в смерть, смерть и суд стали моим спасением. Грех, платой за который служила смерть, был уничтожен именно через смерть: за меня был понесен суд. Поэтому смерть больше не внушает моей душе ужас, это уже не знак гнева, а доказательство полнейшей и драгоценнейшей любви, потому что Христос прошел через смерть. Через смерть я даже освободился от власти закона, который был против меня, потому что он имеет власть над человеком, пока он жив. Но во Христе я умер для закона. Через смерть Бог уже получил удовлетворение относительно греха и суда.

Таким образом, Христос, который не знал греха, но пришел на эту землю "в подобии плоти греховной в жертву за грех", отождествился с моим состоянием в первом Адаме. Все вытекающие из этого состояния последствия были приняты по справедливости и через смерть. Все: ветхий человек, власть сатаны, грех, суд, даже сама смерть, связанная со старым, греховным человеком, исчезло. Я живу теперь перед Богом в Том, Кто воскрес, после того как Он устранил судом для меня все, в чем обвинялся ветхий человек. Бог во Христе воздействует на ветхого человека вместе со всеми его плодами и проявлениями, и смерть освободила меня от всего, что принадлежало ветхому человеку и ожидало его близких.

Итак, смерть Христа имеет для верующего прекрасные положительные последствия, которые мы несколько подробнее изложим здесь в трех пунктах:

1. Осуждение и суд совершенно миновали: душа сделалась угодной перед Богом. Ужасный приговор, который висел надо мной, исполнился над Другим, так что в соответствии с праведностью Бога я освобожден от этого суда.

Воды, которые уничтожили египтян, были для Израиля стеной по правую и левую сторону. Они образовали дорогу, которая вывела народ из Египта в безопасное место. Таков был путь спасения Бога. Египет и его жестокая власть навсегда оказались позади сынов Израиля: таким же образом освобождение и спасение принесла нам смерть.

2. Чем является смерть для моей практической жизни? Силою воскресения Христа я сделался живым. Он сам стал моей жизнью. Теперь я могу, если можно так выразиться, обойтись без жизни ветхого человека, потому что теперь я обладаю жизнью нового человека. Но Он, который как воскресший является моей жизнью, прошел для меня через смерть, и я должен считать себя умершим вместе с Ним. Поэтому нигде в Слове Бога не говорится, что мы должны умереть за грех, но для греха.

Ветхий человек не умирает для греха и не хочет умирать для него, а у нового человека нет греха, за который он должен умереть. Напротив, сказано, что мы умерли, и мы призваны считать себя мертвыми. В Рим. 6,11 мы читаем: "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем", и в Кол. 3,3: "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге". После установления этого факта мы увещеваемся умерщвлять наши земные члены (в смысле Кол. 3,5) силой новой жизни и живущего в нас Святого Духа. Следовательно, я имею право считать себя мертвым.

Каким неизмеримым приобретением является для меня смерть в этом отношении, когда во мне действительно проявляются побуждения и желания нового человека! Какое освобождение и силу он принес мне! Ветхий, греховный, постоянно мешающий мне и терзающий меня человек умер - ради веры. В нем я встретился с Ним, погибший и неспособный, как творение, устоять перед Богом. "Ибо", говорит апостол в Рим. 7,5, "когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти". Однако в Рим. 8,9 мы читаем: "Но вы не по плоти живете, а по Духу, если только Дух Божий живет в вас". Мы больше не предстаем перед Богом во плоти. Однажды мы находились в ней и затем увидели себя в ней погибшими и погубленными. Таково было положение первого Адама перед Богом. Закон принес ему смерть и суд. Но теперь я живу больше не по плоти, а по Духу, и уже не в ветхом человеке, а в новом.

В связи с человеческими уставами и предписаниями апостол сказал: "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений?" (Кол. 2,20). Для веры мы не живем больше в мире, мы умерли для него. Поэтому все, что может помочь нам, чтобы осуществить это в нашей практической жизни - даже горести, страдания, боли - для нас приобретение. Они делают нашу мертвость реальной истиной для души и поэтому фактически освобождают нас от ветхого человека. Так когда-то после тяжелой болезни царь Езекия сказал: "Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа" (Ис. 38,16). Таким образом, жизнь избавляется и освобождается от омрачающих и умерщвляющих ее влияний ветхого человека. В духовном смысле смерть состоит из таких страданий и крушения жизни. Но чья смерть? Смерть ветхого человека. Так мы узнаем, как когда-то Езекия, что страдания настоящего времени для нас приобретение.

3. Но что происходит, когда смерть на самом деле подступает к верующему? Что, собственно говоря, тогда умирает? Только то, что смертно, что принадлежит ветхому человеку. Новая жизнь воскресения, которая стала нашей участью, не может умереть. Нет, эта новая жизнь прошла через смерть во Христе и восторжествовала над смертью. Она - сам Христос. Потому, когда верующий умирает, то эта жизнь просто оставляет смерть позади себя. Она отказывается от всего, что смертно. Умерший верующий вышел из тела и водворился у Господа. До сих пор жизнь была внешне связана с тем, что смертно, но после смерти это уже не так.

Мы умираем, чтобы быть со Христом. И истинная вера ждет еще большего торжества - "облечься". Однако это деяние силы Бога. Слава Богу! Ветхий человек никогда не оживет. Однако ради своего, живущего в нас Духа, Бог оживит наши смертные тела. Тогда жизнь Христа расцветет в прославленном теле. Мы уподобимся образу Сына Бога, чтобы Он стал первенцем среди многих братьев.

Даже если чудесная сила Бога раскроется целиком и полностью только в явлении верующих во славе, то смерть всегда означает для христианина освобождение. Так как верующий обладает новой жизнью, то смертью он только избавляется от ветхого человека, который снова и снова становится ему на пути тормозом и помехой. Он умирает, чтобы быть со Христом. Как приятна и отрадна эта мысль!

Если мы поймем разницу между ветхим и новым человеком, а также реальность новой жизни, ставшей нашей участью во Христе, тогда мы признаем и ощутим смерть ветхого человека как истинное и действительное приобретение. Однако мы не должны жаждать смерти. Время, определенное Богом, без сомнения наилучшее. Так как Он один знает, какая мера воспитания и упражнения необходима для того, чтобы подготовить наши души для Него, нам всегда следует утешаться и ждать Его срока. Но, возможно, Он сохранит нас, чтобы мы познали всю власть той жизни во Христе, которая обнаруживается в том, что смертное поглощается жизнью, и мы вообще не увидим смерти. И это, безусловно, весьма желанная участь.

Поскольку смерть означает конец ветхого человека, это, собственно говоря, является только концом греха, устранением всех помех, окончанием всех испытаний и горестей. Мы не желаем больше знать ветхого человека, в котором мы были виновны перед Богом. Да, мы порвали с ним окончательно, потому что Христос умер за нас. Мы уже не желаем знать его, потому что мы живем в силе нового человека. Вот что означает смерть для верующего. Разве это не является драгоценным, благословенным фактом? "Разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Филип. 1,23). Если мы будем рассматривать смерть как суд, то Христос претерпел ее за нас. Если мы будем думать о власти греха, то в этой смерти мы умерли именно для того естества, в котором обитал грех. И если речь идет о фактической смерти тела, то смерть для нас - это освобождение от всякого греха и слабости. Мы становимся свободными, чтобы быть со Христом в новом человеке, который без всяких помех наслаждается Им.

Если мы живем на этой земле, то для нас имеет смысл переносить страдания этого времени. Но эти страдания не становятся меньше из-за смягчающих их благословений. Они воспринимаются нами как страдания. Пусть же мы будем в состоянии сказать вместе с апостолом: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение!" Смерть несет всем верующим приобретение, так как умирает только ветхий человек.

Но первое: "Для меня жизнь - Христос" также должно быть истинно. Само собой разумеется, это предполагает обладание божественной жизнью. И если речь идет о нашей практической жизни, то сердце должно исполниться не тем, в чем ветхий человек имеет свою жизнь. Таким образом, слова апостола становятся для нас совершенной истиной.


Назад: ГЛАВА 9. Цель


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"