Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


"Могут ли верующие отпасть?"


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ


Повелитель, Который их искупил


Из Посланий Петра также извлекают некоторые возражения. Так, Петр пишет о людях, "которые, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Петра 2,1). Как это объяснить?

Апостол называет этих людей лжеучителями и сравнивает их с лжепророками в Израиле. Были ли лжепророки действительно слугами Божьими? Нет! Тогда они не были действительными учениками Господа. Но они были искуплены Им, как Повелителем? Это так, но что это значит? Использованное здесь греческое слово означает "Господин одного раба". Один раб был, естественно, куплен, а Иисус Христос, в конце концов, заплатил цену за всех. Человек в сравнении, приведенном в Матф. 13,44 покупает не сокровище в поле, а все поле. Этот человек - Иисус Христос, а поле - мир. Если кто-то признается в христианской вере, то он тем самым признает, что Иисус Христос - его Повелитель. Итак, он также обязан служить Ему. Если этот человек позже разоблачает себя как лжеучитель, который хочет увести за собою стадо, то он тем самым отрекается от повелителя, который его искупил.


Возвращение к валянию в грязи


В подобном отрывке апостол Петр пишет о людях, которые возвращаются к безнравственному образу жизни и при этом хулят славу. Для них было бы "лучше не познать пути правды, нежели, познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди". Этих людей Петр сравнивает с псом, который возвращается к своей блевотине, и вымытой свиньей, которая снова валяется в грязи (2 Петр. 2,9-22).

Здесь также ничего не говорится о возможном отступлении чад Божьих. Здесь не написано: "Овца возвращается к своей блевотине", но написано - "пес". Пес может оставить на некоторое время свои нечистоты, но он может позднее вернуться к ним. Свинья может быть хорошо вымыта, но потом опять вернется к нечистотам. Милый пес и вымытая свинья, однако, не изменились по своей природе - они не стали овцами. Они только очистились на некоторое время. Есть целый ряд подобных христианских "псов и свиней", которые, познав Иисуса Христа, на какое-то время избежали скверн мира (стих 20), но потом снова к ним вернулись. Для этих людей было бы лучше, если бы они не познали путь правды, так как теперь они виновнее пьяницы или повесы, который никогда не прислушивался к благой вести. Эти люди подвергали свою жизнь временному внешнему очищению, но никогда дело не доходило до внутреннего очищения в соответствии с Писанием. Апостол обозначает их как "беззаконников" (стих 9). Они никогда не были верой оправданными грешниками.


Берегитесь, чтобы вам не отпасть от своего утверждения


Второе послание Петра содержит еще один кажущийся контраргумент. Ссылаются на главу 3,17: "Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения".

Возрожденный может упасть. Поэтому мы постоянно должны быть бдительны и осторожны. Как много есть людей, которые когда-то имели замечательное свидетельство, но потом опять впали в безнравственную жизнь. Они не бодрствовали и не ждали терпеливо в молитве, а грешили. Означает ли это, что они потеряны? Если они действительно были возрождены, тогда это невозможно. Тогда Иисус Христос, их Ходатай пред Отцем (1 Иоан. 2,1), и Дух Божий начинают свой труд восстановления. Давид допустил ужасное падение, но он говорил о Боге: "Он подкрепляет душу мою" ("Он восстанавливает мою душу", Пс. 22,3). С разбитым сердцем он признал свою вину перед Богом и попросил: "Возврати мне радость спасения Твоего" (Пс. 51,14).

Когда Бог хочет исправить своих чад, он иногда заставляет их пережить горький опыт. Но Он слишком их любит, чтобы дать им отпасть.


Изгладить из книги жизни (Откр. 3,5)


О побеждающем в Откр. 3,5 говорится, что Иисус Христос не изгладит его имя из книги жизни. Но тем самым одновременно говорится, что имена других, пожалуй, могут быть изглажены.

Что имена будут изглажены из книги жизни, это точно не на основании этой цитаты из Писания - такой поворот мы не можем сделать так просто - на основании Псалма 68,29, где пророчески говорится через Господа: "Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся".

Здесь речь идет о мессианском Псалме, который говорит о страданиях Иисуса на кресте (стих 22). Поэтому стих 28 относится к противникам Иисуса Христа. О них говорится: "Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою".

В этом месте также становится ясно, что человек необязательно оправдывается тем, что его имя вписано в книгу жизни. Это еще не означает, что тем самым он имеет жизнь вечную, которую потеряет, если его имя будет изглажено из книги жизни.

Книга жизни - это, в первую очередь, книга всех живущих. Так, псалмопевец видит себя как творение, занесенное в "Его книгу" (Пс. 138,16). Моисей просит, чтобы он во имя Израиля был изглажен из книги жизни: "Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32,32).

Каждый человек принципиально является "кандидатом для жизни". Бог заранее не имеет книги проклятых. Когда кто-то рождается, он вносится в книгу живущих и тем самым является кандидатом для жизни. Но когда кто-то отказывается от спасения, которое ему предлагает Бог, тогда плата за грех - не только телесная смерть, но и изглаживание из книги жизни. Этот человек сделал себя недостойным жизни вечной (Деян. 13,46).

Когда мертвые однажды встанут перед великим белым престолом, там, как молчаливый свидетель, будет лежать книга жизни. Тогда там будут написаны только имена праведных. Эти праведные, конечно, уже заранее известны Богу. Поэтому Откр. 13,8 и 17,8 говорит о праведных, чьи имена с момента основания мира записаны в книге жизни. Поэтому она имеет название: "Книга жизни закланного Агнца". Имена тех, кто внесен туда, не изгладятся.

Поэтому книга жизни рассматривается в двух аспектах:

1) как книга живущих, из которой изглаживаются неверующие;

2) как книга жизни Агнца, которая содержит только имена тех, кто наследует жизнь вечную.


Может ли брат погибнуть и мог ли ап. Павел считать такого недостойным?


В 1 Кор. 8,11 речь идет о том, что брат, за которого умер Христос, погибнет. Апостол говорил в этой главе об ответственности "сильных" в вере в противовес "слабым". Допустим, что есть кто-то сильный в вере, и он идет в храм идолов, чтобы там поесть мяса. Он не участвует в идолопоклонническом ритуале, так как ему нет до этого дела, кроме как поесть мяса. Для этого храмы имеют отличные возможности! В каком-нибудь идоле этот "сильный в вере" не видит ничего - плоть для него не что иное, как обычное мясо.

Другой христианин видит, как тот туда идет. Но его совесть не позволяет ему действовать так же. Потому, что он видит действия другого и сам охотно ест мясо, он идет в храм и действует там против своей совести. Для него лично это означает связь с идолами, и возврат во мрак язычества является следствием его поступка. Может ли теперь сильный верою сказать: "Этот слабый в вере не был истинным христианином, и мне не нужно думать об этом?" Нет, это - брат, которого он знает как такового. Из-за его бессердечного отношения этот "слабый в вере брат попал в лапы язычества и потому погиб (то, что Бог возвращает его, когда он становится возрожденным, здесь не обсуждается, так как это ослабит нашу ответственность).

Теперь этот аргумент использует апостол, чтобы указать "сильным в вере" на то, что они не обращают внимание на совесть "слабого брата" и не должны жить в таком духе, который говорит: "Должен ли я быть хранителем моего брата?"

В следующей главе Павел пишет о себе: "Дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9,27, лучше перевести "непригодным"). И во 2 Кор. 13,5 мы читаем: "Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть". (в одном голландском переводе сказано так: "Или вы не уверены, что Иисус Христос в вас? Иначе вы как раз недостойны")

Павел сравнивает себя с легкоатлетом. Он говорит о своем участии в "забеге" и о борьбе, которую он ведет. С этими образами он сравнивает свое поприще слуги Божьего. Однажды подчинившись, Павел должен был бы отказаться от своей службы и борьбы. Тогда он не был бы "соучастником благой вести" (стих 23). Тогда его жизнь доказала бы, что он только был какое-то время попутчиком, который отказался от покаяния. Неизбежным следствием этого тогда было бы его отвержение. Но как раз верность, с которой Павел исполнял свою службу, доказывает, что он был не просто покаявшимся, а возрожденным работником Господа. А если кто-то предположит, что Писание скажет: "Павел, почивай спокойно на лаврах. Но достигнешь ли ты цели?" Нет, жизнь от Бога доказывается поступками. Напротив, отказ от покаяния доказывает, что жизнь была не от Бога. То же самое действительно для коринфян. Они искали доказательство того, что Павел действительно был апостолом Иисуса Христа. "Теперь, - говорит Апостол, - спросите себя, в вере ли вы. Если вы сможете ответить на это "да", тогда вы одновременно имеете доказательство моего апостольского служения. Ибо через меня вы услышали благую весть об Иисусе Христе". "Или, - иронично продолжает он, - вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Или вы не возрождены? Тогда вы недостойны!" Но тем самым абсолютно ничего не сказано об отступлении чад Божьих. Этим коринфянам следовало бы заявить, что они никогда не были чадами Божьими.


Если праведник...


Наконец, существуют еще две цитаты о "праведниках". Первую мы находим в Иез. 18,24. Там написано, что праведник умрет, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно. Своеобразно то, что обычно приводят эту цитату, чтобы ограничить в силе благую весть милости Божьей, которая теперь открывается нам. Как-нибудь прочитайте, пожалуйста, всю главу. Бог говорит в ней, что грешный человек будет жить, если он отвернулся от зла, хорошо обращается с бедными, не гонится за наживой и т.д. Должны ли мы представить людям нашего времени благую весть? Это однозначно - должны. Предположим, что я евангелист и говорю пьяному: "Брось пьянство и стань хорошим отцом семейства, тогда ты будешь жить". Был бы я тогда действительно слугой Евангелия? Конечно, нет. Значит, я кормил бы этого человека пустыми обещаниями. Но я также не могу сказать обратное: "Праведник, если ты падешь в грехе, то ты умрешь на основании главы 18 Иезекииля". Тогда я придаю выражениям "праведник", "жить" и "умереть" новозаветный смысл, которого они в Иез. 18 не имеют. Там не говорится ни о праведности в Иисусе Христе, ни о жизни вечной и вечной смерти.

Вторая цитата еще менее пригодна для доказательства. Ссылаются на 1 Петра 4,18: "И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится?"

Но здесь не пишется, что есть праведники, которые тем не менее падут. Эта цитата не дает ни малейшего повода для контраргумента. Бог разъясняет, что праведник спасется. Но путь праведника пролегает через всяческие испытания, как показывают стихи 12 и др. Бог использует эти испытания для очищения Своего дома, так как Бог не может терпеть у Своих чад ничего недостойного. Здесь действительно то же, что Бог сказал об Израиле: "Только вас признал Я из всех племен земли, поэтому и взыщу с вас за все беззакония ваши" (Амос 3,2).

Когда все христиане уже здесь на земле достигнут фактического совершенства, тогда больше не нужно будет никакого очищения. Но так как это не так, Бог не может отказаться от этого. Если теперь люди, которые были оправданы кровью Иисуса Христа, спасутся с трудом, где тогда появится грешник, чьи грехи не были смыты кровью Иисуса Христа?

Его ждет вечный суд. Но праведник спасется, даже если и с трудом и с большим Божьим усилием.


Две нити


Из этих рассуждений мы можем сделать вывод, что есть два вида цитат из Писания. Один ряд цитат, безусловно, говорит о спасении чад Божьих, потому что работа в их душе - это дело Божье. Другие показывают, что кое-кто, объявивший себя христианином, может клятвенно отречься от христианской веры и поведения.

Как мы должны применить к себе оба вида цитат? Мы должны суметь использовать Слово Божье так, чтобы оно применялось в той или иной ситуации. Иначе говоря: определенное послание направляется определенному адресату! Таково слово: "Вы, мужья, любите ваших жен", направленное мужьям, а не их супругам. И наставление: "Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям", направлено женам, а не их партнерам по браку. Но теперь может случится, что муж побоями будет указывать жене "ее место", и наоборот. То же самое может случится и с двумя группами этих цитат из Писания. Давайте послушаем одного миссионера из Таиланда:

"На этих двух группах цитат из Писания висят, так сказать, две нити. Верующий, который не разделяет никакое ложное учение и не грешит, но сомневается в своем спасении, потому что смотрит на самого себя, должен тянуть за нить первой группы цитат из Писания.

Человек, объявляющий себя христианином, но не согласующий жизнь с этим объявлением, должен тянуть за нить второй группы. К сожалению, сатана очень ловко запутывает нити. Сомневающийся христианин в таком случае относит наставления второй группы к себе и отчаивается. Христианин, который ведет недостойный образ жизни, опирается на первую группу и пытается таким образом успокоить свою совесть".

Одна нить - это символ милости, вторая - символ ответственности. Мы должны библейски применять обе.


Исправление


В нашей вере мы не предоставлены самим себе. Мы отвечаем друг за друга (1 Кор. 12,25-26). Как мы должны служить друг другу с учетом обоих упомянутых примеров? В первом случае это не так тяжело. Мы должны попытаться сделать ясными сомневающемуся верующему результаты деяний Иисуса Христа. Чаще всего сомнение возникает из-за того, что люди разочаровались в себе. Обнаружение грешной натуры и неудачи в личной жизни являются самыми частыми причинами сомнения. Эти верующие нуждаются в наставлении.

Они должны узнать, что Иисус Христос не только умер за них, но что они также умерли с Ним. Что Бог больше не рассматривает их в грешном состоянии до покаяния, а рассматривает их, как новую тварь в Иисусе Христе. Их взгляд должен быть направлен на Иисуса Христа, Первосвященника, Который сочувствует нашим слабостям, потому что Он, как и мы, был искушен во всех вещах (Евреям 2,18; 4,15-16). Он приходит к нам на помощь.

Во втором случае дело несколько труднее. Мы должны были так исправить этих христиан, как Павел наставлял галатов: "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6,1).

Но как? Здесь возможны два случая. Может случиться, что возрожденный впадает в грех и кается пред Богом в своей вине. Тогда мы можем указать ему на Иисуса Христа, Ходатая пред Отцом (1 Иоан. 2,1), и сказать ему: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи". Этот верующий нуждается в ободрении и наставлении, чтобы снова не впасть в грех. Также может быть, что кто-то продолжает жить в грехе и с ледяным спокойствием говорит: "Но я ведь спасен, так как я чадо Божье". Должны ли мы поддерживать его в этом, указывая на милость Божью, которая не даст погибнуть делу Своих рук? Ни в коем случае!

Так что же говорит нам, что этот человек действительно возрожден? Мы не можем заглянуть в его сердце. Его признание в вере находится в противоречии с его поступками. Этому человеку мы можем указать не на милость Божью, а скорее на ответственность христианина. Для него справедливы слова: "Если вы живете по плоти, то умрете" (Рим. 8,13).

Он живет, как враг креста Христова, чей конец - погибель. Этот человек находится на пути к погибели. И мы должны указать ему на это.

Но если он действительно чадо Божье? Бог знает его и спасет от этого пути. Предположим, я еду с моим ребенком вдоль канала. Ребенок хочет сбежать по откосу и броситься в воду. Говорю ли я тогда: "Беги спокойно, я тебя спасу?" Нет, я говорю: "Если ты это сделаешь, ты утонешь". А то, что я, как отец, не допущу этого, - это другое дело.

Таких христиан мы должны были бы наказать. Если тем самым мы уведем их с ложного пути, мы можем сказать, что мы - подобно только что упомянутому примеру - спасли одну душу от смерти (Иак. 5,19-20).

Божья милость велика. Но наша ответственность велика так же. И мое сердечное пожелание, чтобы эта книжечка правильно осветила и то, и другое.


Назад: Часть 3

Сложное послание к евреям. Чтобы не отпасть. Отступление от живого Бога. Пасть по тому же примеру. Больше не обновлять покаянием. Что побуждаем автора послания к этому высказыванию? Разве это так плохо? Это верно и сегодня? Кровь, которою освящен. Святость, без которой никто не увидит Господа.


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"