Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКВИ

Вы спросите: "Разве в Писании нет церквей?". Я отвечу: "Есть". Но что собой представляют эти "церкви"? Заданный вопрос выявляет существующее мировоззрение. Большинство христиан сразу же подумает о том, что называют церквями в религиозном мире и, возможно, во всем христианстве в целом. Они подумают о Пресвитерианской церкви или о Соборной и Баптистской церквях, о Римской (Католической) и тому подобных. Человек, живущий истинами Писания, подумает о Коринфе или о чем-то другом, что мы еще встречаем в Слове Бога. Разве не различаются на этот счет мнения, существующие в христианстве и мысли, распространенные в нем, с истинами, которые мы обнаруживаем в Писании, и образом мыслей, сформированным на его основе? Исследуем же этот вопрос не с надменным сердцем. И если мы видим, что сегодняшнее христианство в принципах и в практике ушло далеко от основания Писания, если мы видим все в разрушенном состоянии, вместо явления силы Духа Святого и единства, то это есть последствия проявления плоти. Давайте будем скорбеть сердцем об этом и взывать к Господу. Он поддержит нас в нашей нужде.

Что представляли собой церкви во времена Писания? "Церковь" означает собрание, или, в узком значении греческого слова, - собрание избранных людей, граждан. Все множество верующих, собранных в одно целое Духом Святым, формирует Собрание, или Церковь. Только в этом случае Собрание являлось Божиим. Конечно же, те, кто жил в Риме или в Коринфе, не могли собираться в Иерусалиме, например. Поэтому существовали собрания в различных областях, представляя собой поместные собрания Божии. Было бы хорошо перед тем, как мы поговорим о поместных церквях, рассмотреть, как Писание раскрывает истину о Собрании в целом.

Прежде всего Собрание рассматривается как жилище Бога, место Его присутствия и затем - как тело Христово. Конечно, Церковь, как строение, еще не закончена, не сформирована полностью. Все, кто объединится со Христом во славе, являются ее частью.

"Я создам церковь Мою, - говорит Иисус, - и врата ада не одолеют ее". И это, без сомнения, исполняется. Апостол Петр, имея в виду именно это, пишет: "Приступая к Нему, камню живому,… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный". Также и в послании Ефесянам 2, 21: "…на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе…". Начатое дело еще не завершено и продолжается в отношении так называемой невидимой Церкви. Но оно также продолжается видимо в отношении видимого тела (Господь ежедневно прилагает спасаемых к церкви). Она невидима, хотя, поскольку она призвана быть светом миру, непросто объяснить значение невидимого света. И это принимается в системе, веками находящейся в состоянии упадка и нечестии, уподобившись этим Вавилону, которая не является светом миру. Гонимые святые (у Бога, конечно, всегда есть верные Ему) оставили после себя свидетельство об истине, но видимое тело в мире было тьмой, не имеющей в себе света.

Однако есть еще одна сторона, с которой рассматривается Божье Собрания. Это дом, жилище Бога, которое основано посредством людей и отдано под их ответственность. "Как мудрый домостроитель, - говорит Павел, - я положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит". Если рассматривать Церковь с этой стороны, то здесь мы увидим человеческие средства строительства и человеческую ответственность. Сформировавшееся на земле Тело, являющееся домом или храмом Божьим, с пребывающим в нем Духом Святым, сошедшим в день Пятидесятницы (1 Кор. 3, 16), не является физическим телом; в нем не может присутствовать дерево, сено и солома, которые сгорят. И снова: "…вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2, 22).

Эта величественная истина представляет для нас большой интерес. Я имею в виду Божие присутствие здесь, в Его доме, приготовленном для Него в соответствии с Его волей. Бог никогда не жил ни с Адамом в период его невинности, хотя Он и посещал его, ни с Авраамом, хотя Он тоже посещал и обильно благословлял его. Но, в тот момент, когда Израиль был выведен из Египта, Бог пришел и стал обитать среди них. Присутствие Бога среди людей является плодом искупления (см. Исх. 29, 46).

Истинное искупление совершилось (т. е. смерть Христа - прим. ред.), и Бог создал жилище для Себя, в котором Он присутствует Духом. То же самое, безусловно, относится и к отдельной личности (1 Кор. 6, 19), но здесь я говорю о Собрании, Доме живого Бога. Оно сейчас на земле и является жилищем Бога посредством Духа. Он присутствует и ходит среди нас. Мы являемся Божьим строением. Люди могут строить из дерева, сена, соломы. Бог еще не произвел Своего суда над домом, чтобы сдвинуть его с принадлежащего Ему места, хотя суд начнется именно там.

Собрание является также Телом Христовым (Еф. 1, 23). Одним Духом мы крестились в одно тело. Хотя его окончательное единение будет на небесах, оно уже установлено на земле через крещение Духом Святым, сошедшим в день Пятидесятницы (Деян. 1, 5; 1 Кор. 12, 13). То, что оно существует на земле, совершенно ясно, так как в той же самой 12 главе 1 Коринфянам мы находим, что Он поставил в Церкви: во-первых, апостолов, во-вторых, пророков. Здесь и силы чудодейственные, и дары исцелений. Несомненно, мы имеем это на земле. Там отмечается также, что они были поставлены для всей Церкви в целом. Те или иные члены являются членами одного Тела. Так Церковь, или Собрание, описывается в Писании.

Какими же были отдельные церкви (собрания)? Они были поместными. Апостол мог говорить, например, "церкви Божией в Коринфе". Она представляла собой полное единство Тела в своей местности. Мы "тело Христово, а порознь - члены". Двух тел Христовых в одном месте, безусловно, не может быть. В послании к Галатам (Галатия являлась большой провинцией) мы читаем о церквях галатийских. В послании в Фессалоники, столицу Македонии, мы читаем о собрании фессалоникийцев. Также и с 7 церквями: апостол Иоанн обращается к всеобщему собранию. Итак, везде, в отдельно взятых местах, были Божии собрания, к которым можно было адресовать все вышесказанное. В Деяниях 20, 17 апостол призывает старших* церкви. Там содержатся некоторые указания Духа Святого относительно присматривающих за стадом Божьим. В связи с чем Тит был оставлен на Крите, чтобы поставить их по городам. Мы читаем о собрании в Иерусалиме (Деян. 11, 22). Оно было чрезвычайно многочисленно. В Деяниях 13, 1 - о собрании в Антиохии. Павел (Деян. 14, 21-23) возвращается в Листру, Дервию и Иконию и выбирает для них старших (пресвитеров) в каждом собрании. Все Писание ясно показывает, что в одном месте существовало одно собрание, которое было Божьим собранием.

Не существует церквей как строений. Всевышний не в рукотворных храмах живет. Именно поэтому собирались по домам, там, где это было возможно. Но все они составляли одно Собрание. Старшие в поместном Божьем собрании являлись старшими и для всего тела в целом. Поместное собрание являлось выражением Божьего Собрания в целом, как это ясно показывает нам 1 Коринфянам. Положение христиан, составлявших его, было таковым, что они являлись членами Христа, членами единого тела Христа. Единственное членство, известное Писанию, - это членство в теле Христовом, как глаз, рука и т. п. Служение непосредственно связано с данной мыслью. Когда Христос вознесся, Он "дал дары человекам": апостолов, пророков, которые являлись основанием (Еф. 2, 20); евангелистов, пастырей, учителей, которые были поставлены для всей Церкви Собрания (1 Кор. 12).

Но моя главная задача сейчас показать, что обладающие дарами, данными Богом для всего Собрания в целом, действовали везде. Старшинство же (или пресвитерство) было поместным служением и не являлось даром, хотя способность учить в этом случае была желательна. Тем не менее не все ею обладали (1 Тим. 5, 17). Старшие являлись старшими в отдельно взятом городе, в находящемся там Божьем поместном собрании. Дары же, утверждаясь на духовных законах, действовали во всем Теле. Это не зависело от того, где находился обладатель дара. Исследуя Писание, мы видим, что в каждом городе, где были христиане, было одно собрание Божие, что они являлись членами тела Христова - единственное членство, известное Писанию. И дары действовали во всей церкви, или одном Собрании Божием, во всем мире, так как члены и служители Божии водились Духом, действуя в соответствии с правилами, данными в Писании. Старшинство (пресвитерство) было поместным служением, на которое человек выбирался и ставился апостолами или их представителями. Таковые являлись старшими в одном собрании Божьем на том месте, где Дух Святой поставил их присматривающими** (Деян. 14, 23; Титу 1, 5-9; Деян. 20, 17-28). Это не было даром, хотя обладание каким-либо даром было желательно для того, чтобы это служение было более эффективно. Однако обладание качествами, присущими наставнику, делало их способными нести служение блюстителя (присматривать).

Нет и намека на подобное положение вещей сегодня в обыденном понимании того, что люди называют церквями. Благодарение Богу, что люди не могут мешать Господу в Его деле или в воздвижении служителей для Себя определенным образом. Но человек организовал церкви - каждый на свой вкус. Церковь Божия и Слово Божие, забытые, сохраняются теми немногими, составляющими невидимую Церковь, которую Господь верно сохраняет. В противовес тому, что они (эти немногие) полагаются на Его заботу и суд, в видимой Церкви каждый делает то, что сам считает хорошим. Церковь как общественное образование в мире погрузилась в католицизм (папизм) или в греческое извращение, с которым мы на Западе ничего сделать не можем. Все оказалось в руинах, как и предсказывал апостол. Во время реформации правительства государств создали национальные церкви. О Церкви Бога никто не задумывался, а некоторое время это даже запрещалось. Впоследствии религиозная независимость стала более распространенным явлением. По-прежнему, без размышления о Церкви Божией, большинство церквей организовывалось, объединяясь посредством человеческих измышлений, или же они существовали независимо друг от друга, но все равно - их придумывал и организовывал человек. Единство тела, в котором членство является членством только во Христе, в котором Дух Святой находится на земле, и присутствуют дары, данные Христом, со способностью ими пользоваться, - все это было полностью забыто и отброшено в сторону. То есть все, что являлось полной истиной Писания, касающейся вопросов Церкви и присутствия Духа Святого.

Епископальная церковь была настолько далека от того, на что она претендовала (на преемственность от первой церкви), что делала людей членами Христовыми посредством крещения в воде - мысль, которая не находит подтверждения в Писании. В одно тело мы крестимся только посредством Духа Святого. Крестимся в смерть Христа (в воде - прим. ред.). Но, даже оставляя ошибки и претензии Епископальной церкви, существующая система является собранием, сформированным людьми на основании принципов, придуманных теми, кого они поставили себе в качестве главы. И люди являются членами этой, подобным образом сформированной, церкви, или собрания, и принимаются туда, фактически, голосованием. Они могут быть или не быть членами Христа. То, чем они приобретают себе название, - это их членство в их организации. В большинстве церквей воля вершится посредством абсолютного большинства, если голосование не породило разногласия. Дух Святой не берется в расчет. Все действия от начала и до конца совершаются людьми.

Пресвитериане могут иметь различные церковные установления, и в их организации присутствует некоторый аристократический элемент. Конгрегационалисты (независимые братья) принимают свои решения на основании независимости каждого прихода и голосования своих членов. В общем, все человеческие механизмы формируются и функционируют посредством людей. Человек является членом организации, основанной людьми, и действует в соответствии с этим положением. Актуально на настоящий момент существование церквей или собраний с некоторым количеством прихожан, или членов, и с человеком, получившим духовное образование, во главе. Это паства или церковь мистера "Все-будет-так-как-я-сказал". Он получает каждый год содержание. Он может быть или не быть новообращенным, но обязательно посвященным в духовный сан. Он может быть евангелистом или выступать в роли пастора. Он может быть пастором, но должен проповедовать обществу. Причем, если он не будет преуспевать в этом, он будет смещен с должности, обычно сразу же. Устройство церкви Божьей - Божье устройство - в полноте игнорируется и заменяется человеческим устройством. И руководство или сила Духа Святого также игнорируется, или в него просто не верят.

В Писании нет членства в церкви, ни пасторов над паствой, подчиняющейся ему, ни подобных самовольно сформированных собраний, основанных на своих собственных принципах. В Писании мы не находим ничего подобного, если только разделения, названные в Коринфе плотскими, не имеют места. Существовала Божья церковь, или собрание, а не человеческие церкви. Если бы Павел адресовал послание сегодня только конкретному собранию Божьему, то никто больше не смог бы им воспользоваться, т. к. в настоящее время данного собрания не существует. Церкви отвергли Церковь Божию. Действие Духа Святого отвержено - отвержено то, что есть евангелисты, служители Христа для мира, пастыри и учители (не паствы, выбравшей их, или своей паствы, но действующие своим даром там, куда бы их Бог ни привел). Учащие в Божием собрании в Ефесе, если они там, в Коринфе, если они там окажутся, действующие в соответствии с даром, данным им свыше везде, куда бы Бог их ни послал, приумножающие талант, потому что их Господин оставил им такое поручение: "Каждый человек, получивший дар, подобно и с пастырством, служите как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей; увещеватель, служи увещеванием; если учитель - учением; и все это для всей Церкви Божией в целом".

Человек все организовал, но чем больше он вводит своих порядков, тем дальше он отвергает Божьи законы и порядки относительно Церкви. Поэтому, Церковь Божья и Дух, который дает дары различным членам, чтобы иметь духовных служителей, избранных по Его собственному выбору, и Слово, в котором открывается Божий порядок, отвергают существование церквей. Церковь, Дух и Слово - все это отвергается так называемым порядком, то есть тем, что является человеческим устройством и организацией. Нам говорят, что так "должно быть", но это - проявление недоверия Господу, к Его руководству и благословению в Его доме в соответствии с порядком, данным Им. Однако истинные благословения могут происходить только через Его деятельность посредством Духа Его, сошедшего на землю. И каковы же последствия всего этого? Они печальны. С моей стороны было бы нехорошо разоблачать их (я наименее склонен делать это). Они общеизвестны. Весь мир знает о них.

Моя задача - показать, что система противоречит Писанию и порочит Дух Святой и истинную Церковь Божью. Совершенно ясно, что человек, избранный и находящийся на содержании у собрания, в котором, вполне возможно, половина или большая часть - неверующие, где целью является рост численности прихожан и влияния и есть богатые люди, должен угождать тем, кому он служит. Как говорит апостол: "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым". Они должны подстраиваться под свою аудиторию. За практическим подтверждением этого я обращаюсь к обращенным честным людям, хорошо знакомым с данным положением вещей. Я слышу их стоны со всех сторон. Но это естественный и неизбежный результат системы. Духовенство (руководство) не использует даров, данных Господом, но человек учится ради получения профессии и духовного сана. Из-за этого множество из них на самом деле являются необращенными. Истинная церковь Божья, основанная на земле (1 Кор. 12), игнорируется, так же как и истинные церкви - поместные собрания Божьи. Церкви создаются людьми, основывающимися на субъективном видении того, что им кажется правильным. Люди являются членами своей церкви и не рассматривают себя как членов тела Христа. Необращенные члены церкви имеют все те же самые права и власть, что и обращенные (члены Христа).

Доминирует сила богатства, а не Духа Божия, и все решается большинством, а не влиянием Духа. Если бы в Коринфе решало большинство, каковы были бы последствия этого? В системе в целом человек, его воля и организация заменили собой Дух, Слово Божье и все то, что Бог создает Сам, как об этом говорит Писание.

Люди скажут: "Разве не существовало тогда церквей?" Я отвечу: "Безусловно, и это, именно это показывает противоречащий Слову характер всего ныне существующего". Пусть кто-нибудь покажет мне в Писании такую вещь, как совершенно независимое образование, такое, какое сейчас называют церковью, и членство в нем. Или, как я уже говорил, если Павел писал письмо "церкви Божией в таком-то городе", то кто еще может воспользоваться им? Все противящееся Писанию пренебрегает им, чтоб сформировать нечто другое.

Я не коснулся многих второстепенных вопросов: плачевного состояния церкви в целом и пришествия Господа, решив ограничиться вопросом: является ли настоящее положение вещей библейским или не библейским. Я прекрасно понимаю, что никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, но блажен тот человек, который следует Слову и имеет Духа, даже если он будет один в своем действии. Слово Господа пребывает вовеки, так же как и тот, кто творит Его волю.

Во 2 послании к Тимофею (главы 2 и 3) ясно показано состояние церкви последних дней, путь верующего в данных обстоятельствах, так же, как в первом послании даются внешние черты первой Церкви, основанной заботой апостолов.


* В синодальном переводе - "пресвитеров", греч. presbuterous - старшие, старейшие (прим. ред.)

** В синодальном переводе - "епископами", греч. episkopon - присматривающие, блюстители (прим. ред.)



© Журнал "Лепта"