|
|
|
Г.Л. Гайкооп "Где и как должны собираться христиане"
Глава 6. Собрание во времена падения и отступничества
Церковь, Дом Божий, была построена Господом Иисусом Христом из камней живых (Матф. 16,18; 1 Пет. 2,4-7) и без всякого недостатка. Как могли руки Божественного Строителя произвести порочное строение?
Однако в 1 Кор. 3,9-17, где также говорится о Доме Божием, мы видим в качестве хозяина-строителя не Господа, но Павла. Он заложил основание, и это было хорошее основание. Но за ним другие должны были строить и заботиться о том, как они это делают. Ответственности человека доверено ни что иное, как Дом Божий, и человек должен дать отчет о своей работе. Дело его будет испытано огнем, божественным средством проверки. Мы видим плод этого строительства в христианстве, здании не только из камней живых (верующие, рожденные от Духа Святого), но большей частью из мертвого материала (лжехристиане - христиане лишь по названию). Некоторые строители приступали к основанию и пытались его испортить. Как и всегда, человек не справился и испортил то, что доверил ему Бог.
Дух Святой предупреждает таких строителей через апостола Павла: "Каждый смотри, как строит" (1 Кор. 3,10). Как мудрый архитектор Иисус Христос заложил хорошее основание. Но затем пришли другие и стали строить на этом основании. Это можно сделать тремя способами.
1) Можно строить из хорошего материала - "из золота, серебра, драгоценных камней", материала, который может выдержать испытание огнем. "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду",
2) Можно строить из негодного материала - "дерева, сена, соломы": при испытании оно воспламенится, и построенное будет уничтожено. Это бесполезное строительство, которое не даст ничего хорошего. Строитель не получит своей награды, "впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня". Его дело было бесполезно, и сам он предстанет пред Богом с пустыми руками.
3) Но третий способ строительства еще хуже. Подрывается само основание, портится здание, включая и то хорошее, что уже было построено. Страшный суд Божий падет на этих строителей: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3,17).
В 1-ом Послании к Тимофею мы видим Дом Божий в его первоначальной славе, как он был построен Павлом и другими верными строителями. Хотя ему уже угрожает опасность и пророчествуется об отступничестве, Дом Божий все еще называется "столпом и утверждением истины" и даются наставления о том, как должен верующий вести себя в нем (3,15).
С другой стороны, во 2-ом Послании к Тимофею, последнем из написанных Павлом, ситуация совершенно иная. Бог позволил злу развиться настолько, что даются наставления, как отдельный верующий должен поступать в таких обстоятельствах. Здесь уже встречаются (2 Тим. 2,6-18) порочные строители, пришли "имеющие вид благочестия" (1 Кор. 3,5). "Все в Асии оставили Павла (1,15), и при первом его ответе в суде никого не было с ним".
В Деян. 2,42-47 мы видим прекрасную картину новорожденной церкви, где "все верующие были вместе" и, согласно 5,13, "из посторонних никто не смел пристать к ним". О каждом было известно, верующий он или нет. Каждый, кто исповедовал веру в Христа, был христианином. Когда Павел писал свое 2-ое Послание к Тимофею, такого больше не было. Как мог верующий посреди всеобщего падения распознавать, кто действительно принадлежит Господу?
Вот божественный ответ: "Познал Бог Своих" (2 Тим. 2,19-23). Человек не знает их. Он не способен определить, кто из исповедующих христианство действительно вновь рожден. Да это и не нужно. Можно оставить это Тому, Кто исследует сердца и правит ими. Какая умиротворяющая и утешающая мысль! Если я не знаю, кто из называющих себя христианами на самом деле является таковыми, то у Господа нет никакой неясности: Он никого не забудет.
Но этим я не хочу сказать, что теперь я должен поступать так, как будто ничего не изменилось. Произошло падение, и я должен учитывать это в своем падении. Я могу и должен оставить Богу судить о том, кто из всех исповедующих христианство, принадлежит Ему. Но Дух Святой также говорит мне: "Да отступит от неправды всякий, исповедующий Имя Господа" (стих 19).
Последующие стихи иллюстрируют это. Дом Божий на земле, как обнаружилось во времена падения, можно уподобить большому дому, в котором есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные: одни в почетном, другие в низком употреблении. Оставить дом я не могу. Тогда бы я отпал от христианства и стал бы Иудеем или язычником. В этом доме я должен сделать себя чистым от низких сосудов так, чтобы быть сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. За наружным очищением от всякой нечистоты следует очищение внутреннее. "Юношеских похотей убегай" и держись вместе со всеми, "призывающими Господа от чистого сердца" (2 Тим. 2,22).
Отметим, что лжехристиане не названы здесь сосудами в низком употреблении, а верующие - сосудами в чести! Есть, конечно, сосуды золотые и глиняные, но единственным критерием, данным мне судить о том, принадлежу ли я к сосудам в чести, является - "кто будет чист от сего" (2 Тим. 2,21).
В 2 Тим. 2 предметом изложения является не противопоставление между верующими и неверующими, но контраст между слугами верными и неверными. Посмотрите стих 2 (верные люди), стих 3 (добрый воин), стихи 4-6,11-13,15-18 и т.д. Во всей главе лишь дважды говорится о верующих так, что по крайней мере, понятно, что они верующие.
Также и в стихах 16-18 говорится не о том, что Именей и Филит или их последователи являются неверующими, но о том, что их дела непотребны, и потому они слуги неверные, потерпевшие кораблекрушение в вере. Также и в стихах 20-26 говорится не о верующих или неверующих, но о верных и неверных слугах, о сосудах в чести и в бесчестье.
Вопрос не в том, из какого материала изготовлен сосуд, но в том, в чести ли он. Сосуд неочищенный - не в чести. Золотой или серебряный сосуд, покрытый грязью или пролежавший в навозной куче, если вы держите его дома неочищенным, не послужит вам в чести. Он бесчестье вашему дому, и вы не поставите его в гостиную. Вопрос не в том, действует ли Дух Святой в падшем человеке, но в ответственности каждого, кто называет себя христианином. "Итак, кто будет чист от сего", тот станет слугой верным, через которого прославится имя Господне, тот станет сосудом в чести.
Есть ли среди неочищенных сосудов верующие или нет - это не в моей компетенции. Об этом судит Господь, ибо "познал Господь Своих". Мы должны верить, что среди них много верующих, и благодарить за то Господа, с другой стороны скорбя о том, что они остаются среди сосудов в бесчестье и тем самым бесчестят Господа. Бог может использовать их во многих добрых делах, но согласно стиху 21, только те, кто очистил себя от сосудов в низком употреблении, благопотребны на всякое доброе дело.
Стоит также отметить, что сначала упоминается наружное очищение и лишь затем внутреннее. Мы склонны думать: если внутренне мы свободны от зла, то наружное отстранение не так уж важно. Однако Бог здесь ставит наружное очищение на первое место.
Если мы поразмыслим об этом, правильность этого также станет нам ясна. Если мы не повинуемся в наружном очищении, как можем мы очиститься внутренне? И как трудно остаться чистым в нечистом окружении, не говоря уж об очищении. "Юношеских похотей убегай". Ужасно быть наружно чистым, а внутренне нечистым. Это истинное лицемерие.
После очищения мы получаем позитивные советы: "держись правды, веры, любви, мира со всеми, призывающими Господа от чистого сердца" (стих 22). Это те чудесные качества, которых нас увещевают "держаться", так как они - плод Духа Святого.
Когда мы вступаем на узкий путь послушания Господу, мы идем по нему не в одиночестве, но с теми, кто "призывает Господа от чистого сердца". Что это за люди, должно быть ясно из вышесказанного. Это сосуды в чести, которые очистили себя от сосудов в бесчестье, а также очистились внутренне!
Здесь мы обязаны вынести свое суждение. Как может кто-нибудь без жизни от Бога быть "благопригодным на всякое доброе дело"? Еще меньше способен неверующий очиститься внешне и внутренне. Мы обязаны судить о том, имеет ли данный человек жизнь с Богом или нет.
Есть те, кто отрицают нашу обязанность очищения. Разве Бог предписал Своим детям делать то, что им не под силу? Смеем ли мы так говорить? Ясно, нет. При условии, что мы имеем веру новой жизни - что могут определить опытные во Христе христиане - и наше понимание просветлено Духом Святым, мы можем легко различить, где жизнь, а где смерть.
Простое исповедание веры - недостаточное доказательство во времена духовного падения. Всякий, кто притязает в такие времена на звание, должен доказать свое право на него. Так и в дни Ездры священники, чьи имена не были обнаружены в записи родословной, "были исключены из священства" (Езд. 2,62). "Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (Иак. 2,18). Но когда исповедание сопряжено с хождением в вере - а это могут определить опытные христиане - это наверняка можно назвать божественной жизнью. А если в результате слабости это не видно - тогда да "познает Господь Своих". В этом случае мы не можем присвоить себе право судить о том, настоящий ли это христианин, но мы не можем и считать его сосудом в чести (Езд. 2,59-63).
Освободившись таким образом от всего нечистого и объединившись с теми, кто призывает Господа от чистого сердца, мы вышли к Нему за стан (Евр. 13,13). Мы можем вернуться к тому, что было "от начала" (1 Иоан. 1,1; 2,7; 2,24; 2 Иоан. 5,6). Нас может собрать вместе Дух Святой во имя Господа нашего Иисуса Христа, и при этом мы будем наслаждаться Его присутствием посреди нас, даже если нас будет только двое или трое (Матф. 18,20). Мы можем "смерть Господню возвещать, доколе Он придет" (1 Кор. 11,26), сохранять Слово Его и не отречься имени Его и сохранять слово терпения Его (Отк. 3,7-11). А Его чудесное обетование гласит: "Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Отк. 3,11).
Также и во времена падения остается верным то, что есть место для собрания детей Божиих, место, где они собираются "со всеми, призывающими Господа от чистого сердца" на основе единой Церкви, вне стана, за трапезой Господней, где Господь наш Иисус Христос пребывает посреди Своих.
Назад: Глава 5. Поклонение в духе и истине
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|