|
|
|
"Могут ли верующие отпасть?"
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Как теперь быть с другими цитатами?
"Хорошо, - мог бы сказать кто-то, - вы уже привели все цитаты, которые свидетельствуют о надежности спасения верующих. Но имеется также много, если не больше, отрывков, которые говорят об отпадении, становлении непригодным, страданиях от веры и т.д."
Это, конечно, правда, и поэтому я внимательнее рассмотрю так называемые трудные места одно за другим. Но сначала рассмотрим вопрос, доказывают ли приведенные выше цитаты из Библии, что чадо Божье не может отпасть. Они доказывают это со всей ясностью! По следующим цитатам из Писания мы должны проверить, относятся действительно ли они к верующим или только к таким людям, которые лишь называют себя христианами, но не являются возрожденными. Я повторяю: Писание не знает никакого падения верующих, разве что отпадение обращенных. При таком исследовании мы никогда не можем использовать цитаты, которые не совсем понимаем, чтобы отбросить в сторону какую-то другую цитату, которая не допускает двух разных толкований. Поэтому я срочно рекомендую взять в руки Библию и все сказанное до сих пор изучить самым серьезным образом.
Разве человек не имеет свободной воли?
Уже цитированный Айронсайд называет целый ряд возражений, которые выдвигаются против учения о вечно действующем спасении. Поэтому я не могу сделать ничего лучшего, кроме как использовать его мысли как путеводную нить, даже если я иначе подойду к этой теме и дополню ее.
Первое из этих возражений носит общий характер, но в принципе касается основания проблемы. Утверждают, что человек имеет свободную волю и остается спасенным, пока он посвящает себя делу Божьему. До грехопадения человек действительно имел свободную волю, то есть, у него была возможность - не право - возражать Богу. Но после грехопадения каждый невозрожденный человек является рабом сатаны. Поэтому грешник должен обратиться от его власти к Богу (Деян. 26,18). Только возрожденный становится слугой Иисуса Христа и находит удовольствие в том, чтобы исполнять волю Божью.
Человека спасает не жизнь самопожертвования, а только то, что он заново рожден и сохраняется силой Божьей. И человек не сам выбирает, оставаться ли ему на месте спасения, а Бог его выбирает (Еф. 1,4). Тот, кто проповедует учение об отпадении верующих, вступает в постоянное противоречие с учением об избранности. Человек доставляется на место спасения не чрез свою мнимую "свободную" волю. Воля человека насквозь грешна и зла в такой степени, что никто не мог бы быть спасенным, если бы Бог в Своей милости не предопределял Себе людей, не призывал их и не избирал.
Допустим, было бы возможно, что верующий по свободной воле мог бы решить клятвенно отречься от Иисуса Христа, чтобы тем самым сделать избрание недействительным - разве не должен он будет отпасть?
Но Библия говорит, что овца у хорошего пастуха никогда не потеряется. Благодаря этому, вышеприведенное предположение недействительно. Но давайте подумаем вот о чем: овцы хорошего пастуха - это только люди, которые слышат Его голос и следуют за Ним. Если кто-то называет себя христианином, но не следует за Христом, тогда он доказывает тем самым, что он в действительности не христианин, даже если так себя и называет.
Но и истинно верующий может заблуждаться! Да, но чадам Божьим, безусловно, можно говорить о вечном спасении, потому что Иисус Христос позаботился о них и сделал Себя гарантией их безопасности. Это, однако, недействительно для людей, которые называют себя христианами, но являются таковыми только по названию.
Претерпевший до конца
Теперь мы хотим рассмотреть отдельные библейские цитаты и при этом можем привести следующие: "Претерпевший же до конца спасется" (Матф. 24,13). "Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Откр. 2,11). "...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Иоан. 8,31).
Из этих библейских цитат можно заключить, что не претерпевший, не победивший и не пребывающий в слове Господнем, отпадет.
Этот вывод тоже правилен, но что это значит? Говорится ли в этих цитатах, что чадо Божье может отпасть? Вовсе нет! Но они ясно говорят, что христиане лишь по названию легко могут прийти к вечной погибели. Если кто-то объявляет себя обращенным, проходит крещение, становится членом той или иной церкви, участвует в вечере, посещает воскресную школу и выполняет прочую христианскую работу, а потом позднее отворачивается от Христа и полностью отрицает Его авторитет, тогда это доказательство того, что в его сердце ничто не изменилось, а что-то изменилось только в его внешнем поведении. Так, кто-то в своем внешнем поведении изменился на определенное время благодаря учению христианства, но он не является возрожденным. Эта разница лучше всего видна на Петре и Иуде. Петр перестал служить Богу и ужасно согрешил, но, несмотря на это, он претерпел до конца, так как Петр действительно верил в Господа Иисуса. Господь сказал о нем: "Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лук. 22,32). Одно время его жизнь не согласовывалась с его верой, он отрекался от своего Учителя. Но Иисус Христос излечил его. Иуда был учеником Господа Иисуса, но при этом был вором, которого волновали только собственные интересы. Иисус называет его сатаной. Его предательство позднее вызвало у него сожаление, но не привело его к покаянию. Следствием было: "Он пошел и повесился". Он пошел "в свое место" (Деян. 1,25). Из этого мы видим великую разницу между истинным христианином и просто внешне покаявшимся. Петр согрешил, а Иуда отпал. "Кто побеждает мир, как не тот, кто верует" (1 Иоан. 5,5)?
Только вера побеждает мир, а не устное покаяние. Только тот доказывает, что он истинный ученик Христа, кто действительно пребывает в слове Иисуса Христа. Последняя библейская цитата направлена иудеям, которые верят Христу, как своему Мессии (Иоан. 8,31). Но только если они пребудут в Его слове и примут Его как страдающего, умирающего и воскресающего Спасителя, то они познают истину и истина сделает их свободными (стих 32). Тогда это было бы доказательством того, что они истинно Его ученики.
То же значение имеет Лук. 9,62: "Никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия". Возложить руку на плуг - это хорошее начало. Но тот, кто отворачивается и ставит отца и мать над Господом, доказывает, что его сердце не принадлежит Господу. Орфа начала хорошо. Но когда она должна была сделать решающий выбор, она оставила Израиль и Бога Израилем и выбрала поля моавитские (Руф. 1,14-15).
Жена Лота вышла с ним из Содома, но оглянулась назад н отстала. Ее сердце все еще оставалось в Содоме, даже когда ее ноги были уже вне его. В конце концов, она не послушала спасительную весть и погибла.
Будь верен до смерти
В этой связи часто цитируют Откр. 2,10: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни".
Если кто-то не верен до смерти, то делается вывод, что он также и не потребует жизни вечной. Но в этой цитате речь идет не о спасении, а о награде. Здесь сказано то, что за верность достанется не жизнь вечная, а венец жизни. Писание говорит о пяти венцах, или венках:
1. Нетленный венец за победу в беге на ристалище (1 Кор. 9,25-26).
2. Венец славы, или радость завоевания павших людей для Господа Иисуса (1 Фес. 2,19 и Фил. 4,1).
3. Венец правды, который достанется всем, возлюбившим явление Господа (2 Тим. 4,8).
4. Венец жизни за страдание по воле Иисуса (Иак. 1,12 и Откр. 2,10).
5. Неувядаемый венец славы для тех, кто бережет стадо Божье (1 Петр. 5,2-4).
Может быть, я не получу подобный победный венец, и тем не менее я могу быть спасен. Слово говорит: "А кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3,15).
Ни одно чадо Божье, конечно, не хочет быть спасенным только нуждой. Никто не хочет быть спасенным с пустыми руками, как Лот из Содома. Но здесь речь идет только о награде, а не о спасении.
Многие отказались и больше не идут путем с Господом Иисусом
Что нам делать с цитатой Иоан. 6,66, которая гласит: "С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним?" Но были ли это ученики?
Ну что же, это полностью совпадает с прежними высказываниями. Мы увидели, что Господь делает различие между настоящими и просто внешними учениками. За Господом следовало большое число учеников, но когда Он говорил о своих страданиях и смерти и сказал им, что они только тогда смогут достичь жизни, если будут пить Его кровь и есть Его плоть (указание на веру в умершего Спасителя), то они тут же отпали. Это учение было слишком жестким для них. Это слово они не хотели принимать. Тем самым они доказали, что не были настоящими учениками. Это совпадает с тем, что позднее Иоанн напишет об антихристах своего времени: "Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами" (1 Иоан. 2,19).
Если кто-то отворачивается от Иисуса Христа и клятвенно отрекается от христианской веры, тогда он не "наш" и никогда не был настоящим учеником Иисуса Христа.
Не хотите ли и вы отойти?
В Иоан. 6,67 Господь Иисус говорит в дополнение к приведенному выше стиху: "Не хотите ли и вы отойти?" Это высказывание направлено в адрес настоящих учеников. Какой смысл имеет этот вопрос, если ученики, в сущности, вообще не могут покинуть Господа?
Во-первых, и "двенадцать" не все были настоящими учениками. Ведь среди них был Иуда, и этот вопрос был также совершенно определенным призывом к его совести. Но этот, вопрос имеет смысл, даже не говоря об Иуде. В нем не намекается, что "двенадцать" будто бы имели намерение оставить Господа. С этим вопросом Господь обращается больше к их сердцам. Симон Петр дает ответ, который должен был прийти из сердца каждого верующего: "Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Иоанна 6,68).
Писание говорит об отпадении от веры?
Целый ряд дальнейших возражений основывается на цитатах, которые говорят об отступлении от веры, напрасной вере и т.д. Я хочу привести их здесь и вкратце их прокомментировать: "Ибо день тот не прийдет, доколе не прийдет отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом" (2 Фес. 2,3-4). Эта цитата не имеет ничего общего с отступлением от личной веры. Она указывает на будущее, когда при власти антихриста будут отрицаться все истины веры христианства. Делает это ясным следующее. Сын погибели поднимется против любой формы почитания Бога и заставит молиться ему как Богу. Начало этого мы переживаем уже сегодня. Многими путями сотрясаются фундаменты христианской веры. Многие отбросили то, что раньше исповедовали. В прошлом столетии часть христиан отрицала божественность Иисуса Христа, Слово Божье во плоти. Сегодня люди идут дальше, посягают на божественный авторитет написанного Слова и ставят под сомнение воскресение Иисуса Христа. Скоро номинальные христиане полностью отбросят содержание христианской веры и последуют за антихристом. Это — отступление, которое должно прийти, прежде чем сможет наступить день Господа. Эти же мысли мы находим в Рим. 11,20-22: "...они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен".
"Здесь речь также не идет об отступлении от личной веры. Апостол говорит об иудеях и называет их ветвями масличного дерева. Израиль был носителем свидетельства Божьего на земле. К нему относились обетования. Израиль был предметом заботы Божьей. Но из-за своего неверия он был отсечен. На его место были поставлены народы. Божья забота теперь направлялась на язычников. Бог дал им свидетельство. Но когда народы не остались при доброте Божьей, "языческое" свидетельство было так же отсечено, как и еврейское, и Израиль снова занял свое место. Остается ли христианство при доброте Божьей? Наше время показывает нам, что это не так. Поэтому мы идем к моменту, когда Бог отбросит в сторону свидетельство народов. С этим согласуется Откр. 3,15-16. Об общине в Лаодикии, которая, по пророчеству, представляет собой церковь последнего времени, Иисус Христос свидетельствует: "Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих".
В трех приведенных выше библейских цитатах речь идет, таким образом, об отступлении от христианства как общего свидетельства здесь, на земле, а не об отступлении от личной веры.
Именей, Александр и др.
Этими пояснениями я не хочу сказать, что Писание вовсе не сообщает об отступлении отдельных личностей. Об Именее и Александре говорится, что они "потерпели кораблекрушение в вере" (1 Тим. 1,19). О других говорится, что они "уклонились от веры" (1 Тим. 6,21). Филит и Именей "разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2,18). И опять другие позже "отступят от веры" (1 Тим. 4,1).
Как обстоят дела с этим теперь?
Слово "вера" может иметь три значения.
1. Оно может относиться к личной вере в Иисуса Христа, которая связана с блаженством. Пример этому мы имеем в Деяниях 15,9. Петр свидетельствует об обращенных язычниках, что Бог "чрез веру очистил их сердца".
2. Словом "вера" может быть указано на дар веры, как в 1 Кор. 12,9 и Матф. 21,21. Мы поэтому можем говорить о доверии веры.
3. Под этим словом также может иметься в виду содержание веры, то, во что верят. Так, Иуда призывает нас "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (стих 3). Личную веру и доверие нельзя передать, как дар милости, но, пожалуй, можно передать учение о вере.
В четырех цитатах из посланий Тимофея речь идет об этом третьем значении. Личности, о которых говорятся, отбросили содержание веры, проповедуя фальшивые учения, как, например, учение, что "воскресение уже произошло", признали "противоречия так называемого фальшивого знания" и стали внимать "духам обольстителям и учениям бесовским". В этом же смысле Павел говорит об отклонении от истины. Вопрос личной веры в Господа Иисуса здесь остается полностью открытым. Что будет с христианством, как с общностью в последнее время - отказ от содержания веры - это уже происходило с отдельными личностями во времена апостола Павла. Эти люди отрицали то, что до этого признавали.
Напрасная вера
В 1 Кор. 15,2.14.17 апостол говорит о возможности напрасной веры. Но речь здесь идет не о содержании веры, а о вере, приносящей блаженство.
Действительно, здесь говорится о приносящей блаженство вере. Но когда эта вера будет напрасной? Когда не будет воскресения мертвых! Павел ни в коем случае не утверждает в этом отрывке, что кто-то мог бы напрасно верить Господу Иисусу, потому что он мог бы отказаться от этой веры. То, что говорит здесь апостол, - это только логическое заключение из фальшивой предпосылки. У Коринфян были распространены фальшивые учения. Были люди, которые говорили, что воскресения мертвых не существует. Но если бы это было так, тогда вера во Христа была бы напрасным делом. Тогда мы еще были бы грешными и тем самым павшими.
Но Христос воскрес, и вера - не напрасное дело.
Назад: Часть 1
Отделение покаявшихся. Кем является возрожденный? Кто верит имеет жизнь вечную, но что это значит? Ничто не может нас отлучить... Да, но... Никто не может похитить их из руки Моей. Одним приношением навсегда сделал совершенными. А наши будущие грехи? Открытое письмо грешнику? Тот, Который начал в вас доброе дело. Новая тварь. Ещё раз: "Да, но..." Кто верит, тот имеет жизнь вечную. Что такое "жизнь вечная"? Мы знаем...
Далее: Часть 3
Сложное послание к евреям. Чтобы не отпасть. Отступление от живого Бога. Пасть по тому же примеру. Больше не обновлять покаянием. Что побуждаем автора послания к этому высказыванию? Разве это так плохо? Это верно и сегодня? Кровь, которою освящен. Святость, без которой никто не увидит Господа.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|