|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 3
Гонение на учеников и их рассеяние
После смерти Стефана началось яростное гонение на учеников Господа (Дн. 8). Вожди иудеев надеялись одержать
над ними великую победу и решили, окрыленные мнимым
триумфом, беспощадно гнать и истреблять их. Бог же, превознесенный над всем, знающий, как обуздать разбушевавшиеся страсти людей, силу их вражды и безграничное противоборство обратил на исполнение своего намерения.
Человек тогда еще не научился постигать истину слов,
что "кровь мучеников есть семя церкви". Эти слова оправдались полностью еще при первом кровопролитии первых
свидетелей. Людям на протяжении всех столетий трудно
было научиться или же поверить этому факту, так многократно доказанному! Гонение в основном почти всегда содействует продвижению дела, которое желают подавить. Это
проявлялось в истории христианства во все времена, во всех
формах противоборства и гонений. Гонения вместо ожидаемого малодушия и трусливой боязливости превращали христиан в достойных героев, полных выносливости, решимости и твердости. Конечно же, то тут, то там боязливые,
малодушные люди на какое-то время вводили других в соблазн, но бесчисленны примеры того, как такие боязливые
души в глубоком раскаянии возвращались назад, чтобы
обрести свое прежнее место, с радостью переносили ужасные мучения и даже последние мгновения встречали с непоколебимым бесстрашием! Между тем последователям
Иисуса, вместо ожидания гонений на гонения в той или
иной форме, дается повеление ежедневно брать крест свой и
следовать за Господом. Каждое гонение служит для испытания искренности нашей веры, чистоты наших внутренних
побуждений, силы наших чувств ко Христу и масштаба
нашего упования на Него. Вне сомнения, такие, чьи сердца
в истине не бьются в такт с сердцем Христа, во времена
серьезных гонений отпадут. Любовь же, когда она уже
ничего иного не может делать, то может страдать за свои
убеждения! Это мы видим в полном совершенстве у Самого
Господа. Он претерпел крест, который возложил на Него
Бог Он пренебрег презрением к Нему со стороны людей. И
именно во время поношения и крестного страдания явилась
полнота Его любви и триумф Его милосердия! Его любовь
была сильнее, чем смерть. "Ибо крепка, как смерть, любовь,
люта, как преисподняя, ревность, стрелы ее - стрелы огненные она пламень весьма сильный!" (Песни песней 8,6). И в
этом, как и в другом отношении. Он оставил для нас пример, и мы призваны следовать по Его стопам. О, если бы дал
нам Бог во всякое время быть найденными Его верными
последователями!
История церкви по книге Деяния апостолов показывает
нам, что убийство Стефана привело к тому, что хотели
истребить гонители: непосредственному распространению
истины. Впечатление, произведенное таким свидетельством
и такой смертью, должно было быть торжеством над врагами и покорить всякого непредубежденного здравомыслящего человека. Последним средством устрашения, за которое
может уцепиться человеческая злоба, является смерть.
Однако уже в то первое время испытания христианская вера
оказалась сильнее смерти в ее чудовищном обличье! Этому
сами враги были свидетелями и воспоминания об этом
сохранились в них и на позднейшие времена. Стефан стоял
на Камне, и врата ада не одолели его.
При таком повороте событий вся иерусалимская церковь
была рассеяна. "Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали Слово" (Деян. 8, 4). Как облака, гонимые ветром,
приносят живительную влагу пустой иссохшей земле, так
ученики Иисуса, изгнанные из Иерусалима ураганом гонений, понесли живую воду жаждущим душам в отдаленные
места земли. "В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по
разным местам Иудеи и Самарии." Некоторые историки
Думали, что пребывание апостолов в Иерусалиме в то время,
как все другие ученики бежали, есть доказательство их
большой твердости и мужества, и что в этом должно усматривать их верность христианству. Однако мы все же не
склонны примыкать к сторонникам такого мнения, и да
будет нам позволено смотреть на такое поведение апостолов, как на допущенную ими ошибку. Господь же дал им
поручение: "Идите научите все народы, крестя их во Имя
Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28, 19). К тому же им
было сказано: "Когда же будут гнать вас в одном городе,
бегите в другой." Поскольку Писание поучает нас этому, то
двенадцать не исполнили повеления и не справились со
своим заданием. Тем не менее Бог действовал могущественно через Павла среди язычников и через Петра среди обрезанных. Тем временем Святой Дух, как выше уже было
отмечено, отступает от Иерусалима, чтобы явить Свою силу
вне этого города. Торжественная истина! Провинившийся
город предпочел римское владычество над собой, отвергнув
собственного Мессию. "Что нам делать?" - вопрошали иудеи - Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его
так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и
местом нашим и народом" (Иоан. 11, 47-48). И как они
отвергли своего Мессию в Его унижении, так отвергли и
свидетельство Духа Святого о Его славе. Мера их беззакония была переполнена, и наступил момент, когда гнев
Божий должен был излиться на них в полноте. Однако
сейчас давайте все же оставим эту часть истории церкви и
последуем за Святым Духом на дорогу в Самарию (Деян. 8).
Его путь обозначен золотыми лучами благодати, которая
являет себя в спасении дорогих душ.
Триумфальная евангелизация в Самарии
Диакон Филипп, который по ревности и энергичности
явно был похож на Стефана, пошел в Самарию, и Святой
Дух действовал через него. По премудрому ведению Господа
презренная Самария оказалась первым местом вне границ
Иудеи, где Его избранные свидетели проповедовали Евангелие. "Так Филипп пришел в город самаринский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса... И
была радость великая в том городе" (Деян. 8,5-8). Великое
множество как мужчин, так и женщин уверовали и были
крещены. Сам Симон волхв познал присутствие силы, которая
далеко превосходила известную ему, которую он имел, и
преклонился перед силой Святого Духа, пребывающей в
других, хотя его собственное сердце и совесть еще не могли
принять Его как личное достояние. Хотя эти события происходили в другой части иудейской земли, можно найти
место для кратких пояснений и провести аналогию в их
истории.
Святая обетованная земля, которая в нравственном и
историческом отношении, бесспорно, является самой лучшей и прекрасной землей на планете, имеет сравнительно
небольшую площадь. Полоса страны едва ли будет 33 географических мили в длину и в среднем не более 15 миль в
ширину. Галилея находится на северной стороне, Самария в
средней части, Иудея занимает южные пределы. Несмотря
на незначительную территорию, которую занимает Палестина, она стала ареной важнейших событий в мировой истории. Там был рожден Господь и воскрес из мертвых. Там
жили Его апостолы и мученики, свидетельствовали и страдали, там впервые было проповедовано Евангелие, там
возникла церковь.
Древняя населенная израильтянами страна находилась
между царствами Ассирией и Египтом, отчего в Старом
Завете правители обоих царств зачастую называются "царь
северный" и "царь южный". Вследствие такого положения
страна была удобной ареной для боевых действий и сражений со стороны обоих поименованных государств, и, как
мы видим в Данииле 11, Иудея в конце времен должна снова
стать ареной последнего ужасного сражения этих двух сил.
Суеверие людей относительно обетованной земли впоследствии настолько возросло, что она со дней апостолов
почти непрерывно была предметом национального честолюбия и причиной религиозных войн. Кто сможет исчислить меру крови, которая пролита на обетованной земле?
Кто сумеет подсчитать цену сокровищ, разрушенных и
уничтоженных там? И все это производилось под лозунгом
религиозной ревности, под знаменем креста и полумесяца!
Толпы паломников шли и шли во всякие времена туда, чтобы поклониться гробам и исполнить там свои обеты! Притом Палестина представляет собой большой притягательный центр для путешественников и туристов из всех стран
мира. Это была неисчерпаемая сокровищница удивительных реликвий. Верующие и неверующие ученые люди тщательно исследовали их и обнародовали свои открытия. Со
дней Авраама на земной планете не было и нет такой страны, которая вызывала бы столько интереса к себе и имела бы
такую притягательную силу. Для исследователей пророчеств
грядущие события этой страны вызывают гораздо больший
интерес, нежели ее прошлое. Такой человек доподлинно знает, что приближается день, когда земля вновь будет заселена
двенадцатью коленами Израиля и преисполнится славою и
величием своего Мессии. Он знает, что Израиль в то время
по всей земле будет признан за первый народ.
После такого краткого отклонения давайте возвратимся
снова в Самарию с ее обновленной жизнью и с благословенными жителями. Самаряне, как было уже отмечено,
через благодать Божью охотно уверовали в Евангелие, как
оно было проповедовано им устами Филиппа. Действие в
такой простоте принятой истины было непосредственно и
имело благословенный характер. "И была радость великая в
том городе." Многие приняли крещение. Действие Евангелия всегда бывает таковым, если оно принимается в простоте веры. Где есть истинная простота веры, там присутствует
и истинный мир, и истинная радость, и торжествующее послушание. Таким образом. Евангелие возымело власть над
народом, противостоявшим требованиям иудейства в течение столетий! Что закон в этом отношении был бессилен
сделать, то совершило Евангелие в наикратчайший срок.
Это был новый блестящий триумф его победоносной силы!
Объединение Иерусалима и Самарии
посредством Евангелия
Горький факт вражды и отчуждения друг от друга иудеев
и самарян в продолжении долгого времени выражен в Евангелии так: "Иудеи с самарянами не сообщаются" (Ев.Иоан.
4,9). Евангелие мира выкорчевало корень недоверия и
горечи. Несмотря на это, самаряне вынуждены были ждать
благословения Евангелия долго: до тех пор, пока по премуд
рому промыслу Божьему из Иерусалима к ним не пришли
апостолы и, возложивши на них руки, не помолились. Этот
факт чрезвычайно интересен, если мы исследуем религиозное соперничество, которое долгое время имело место
между этими двумя городами. Если бы Самария не приняла
этого "унизительного наставления", то она, возможно, была
бы склонна и далее утверждать свою гордую независимость
от Иерусалима. Но Господь в Своей благодати опередил
такое развитие событий. Самаряне уверовали, возрадовались и крестились, однако Святого Духа они еще не имели.
Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что
самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и
Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они
приняли Святого Духа... Тогда возложили руки на них, и
они приняли Духа Святого."
В возложении рук нам навстречу выступает великая мысль
единения, тогда как дар Святого Духа в драгоценной истине
напоминает нам о единстве церкви. Это, в соединении с продвижением церкви вперед, есть факт безграничной важности! Таким образом, Самария вступила в благословенное
единство со своей старой соперницей, и, по намерению Бога,
эти отдельные общины должны были стать взаимозави-симыми друг от друга. Если любая из них была бы благословенна в изолированном, независимом от другой положении, то, возможно, обоюдное соперничество возросло бы
еще больше, чем это было прежде. Впредь такого вопроса: "Должно ли нам поклоняться на этой горе или же поклоняться в Иерусалиме?" - не должно было быть! (Иоан. 4,20).
Теперь был Один Глава на небе, одно Тело на земле, один Дух, одна семья спасенных, которая должна поклоняться Богу в Духе и истине. "Ибо таких поклонников Отец ищет Себе."
В 4 Царств, 17 повествуется нам о смешении народа и о
богослужении в Самарии. Самаряне были лишь полуиудеями, хотя они хвалились своим происхождением от Иакова.
Пятикнижие Моисея признавалось ими за Священное
Писание, а остальную часть Ветхого Завета они ценили
весьма мало. Они принимали обрезание, в известном отношении соблюдали закон и ждали явления Мессии. Личное
посещение Мессией Самарии чрезвычайно интересно и
важно (Иоан. 4). Говорят, что источник, возле которого
отдыхал уставший Мессия, находится между двумя знаменитыми горами Гевал и Гаризим, на которых был принят
закон (Втор. 27). На вершине горы Гаризим находился храм
самарянский, который раздражал иудеев тем, что они почитали за издевательство их выбор священного места на горе
Мориа.
Проповедь Евангелия евнуху царицы Эфиопии
Филиппу же было поведено оставить благословенное дело в Самарии и пойти на дорогу, ведущую в Газу, чтобы там
проповедовать Евангелие одному-единственному человеку.
Этот факт содержит серьезное поучение для евангелистов,
которое весьма важно и не может быть оставлено без внимания. Естественно, что проповедник - евангелист, через
которого происходит такое великое пробуждение, как это
было в Самарии, в высшей степени заинтересован в поле
своей деятельности. Бог в такое время, так сказать, скрепляет Своей печатью служение Словом и освящает место
собрания Своим присутствием. Дело Господне продвигается
вперед, евангелиста встречают с уважением и почетом, и его
дети по вере смотрят на него, чтобы получить от него свет и
наставление на их духовный путь. Как можно ему оставить
такое благословенное поле деятельности, и разве это верно
было бы, если бы он его оставил? Вне сомнения, лишь в том
случае, если Господь его побуждает на это, как было в данном случае с Филиппом. Но как же может проповедник
Евангелия ныне узнать волю Господню, если ни ангел, ни
Дух не говорят ему, как это было тогда? Ему должно возвести свои глаза веры к небу и ждать Божьего водительства.
Обстоятельства посылаются не для того, чтобы нам руководствоваться ими в выборе верного пути. Конечно, они
могут служить для нашего наказания и нашего исправления, однако только очи Божий могут быть нашим Вождем,
как Он Сам говорит нам об этом: "Вразумлю тебя, наставлю
тебя на путь, по которому тебе идти, буду руководить тебя,
око Мое над тобою!" (Пс. 31,8).
Господь Один может знать, что служит ко благу Его
служителей и Его дела. Евангелист на такой сцене, какой
была Самария, легко может впасть в опасность мании
собственного величия, и, возможно, на этом основании
бывает необходимо ему изменить поле деятельности. "Филиппу ангел Господен сказал: "Встань и иди на полдень, на
дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста."
Он встал и пошел. И вот муж эфиоплянин, евнух, вельможа
Кандакии, царицы эфиопской, хранитель всех сокровищ ее,
приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и,
сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал
Филиппу: "Подойди и пристань к сей колеснице" (Деян. Ап.
8,26-29).
Мгновенное и безусловное послушание Филиппа в тот же
самый момент достойно изумления. Он ни единого вопроса
не задает, он не медлит, тотчас оставляет широко распахнутое поле деятельности и отправляется в пустынное место,
чтобы там сказать о спасении одной- единственной душе!
Дух Божий был с Филиппом. Если проповедник из-за скудости духовной рассудительности остается на том месте, где
Дух Святой уже замолчал, то труд его напрасен.
Бог в Своем провидении заботится о Своем служителе и
посылает ему ангела, чтобы сообщить о пути, на который он
должен вступить. Тотчас, когда дело касается евангелизации или же обращения души, Дух берет на Себя руководство: "Дух сказал Филиппу: "Подойди и пристань к сей колеснице." Во всей истории церкви едва ли нам известна более
изумительная сцена, нежели эта, на пути в Газу. Ангел
Божий и Дух Божий сопровождают евангелиста. Тот же
полагается на провидение Божие, указывающее ему путь,
по которому идти, сила и власть Божья управляют им. Как
это было в те времена, так оно совершается и ныне. О,
будем же уповать на Бога во всем! Он неизменен!
Так Евангелие обрело сердце хранителя сокровищ царицы эфиопской. Евнух уверовал, получил крещение и продолжал свой путь, радуясь. То, что евнух тщетно искал в
Иерусалиме, он обрел в пустыне. Прекраснейший образец
благодати Евангелия! Потерянная овца найдена в пустыне, в
безлюдном месте излилась живая вода. В то же время сам
евнух есть прекрасный образец для озабоченной души.
"ставшись наедине с самим собой, свободный от своих
служебных обязанностей, он читал пророка Исаию и размышлял об Агнце Божьем, Который не отверзал уст Своих
и был безгласен перед стригущими Его. И вот свет воссиял
и пришла свобода. Филипп разъяснил ему пророчество, и
евнух, наученный Богом, уверовал и тотчас пожелал принять крещение. Затем, исполненный радостью спасения, он
возвратился на свою далекую родину. Умолчал ли он дома о
том, что обрел? Конечно, нет! Человек такого положения и
влияния имел много возможностей для распространения
истины и пользовался ими усердно.
Дух же Божий продолжает Свое дело с Филиппом. Он
восхищает его, и Филипп в одно мгновение оказывается в
далеком Азоте и возвещет Благую Весть, проходя по всем
городам, вплоть до Кесарии.
С этого мгновения начинается новая эра истории церкви.
На арену действия выходит новый служитель, сыгравший в
истории церкви большую и достойнейшую роль.
Обращение Савла-тарсянина
Мы с полным правом можем сказать, что ни одно другое
событие в истории развития церкви не было столь значительным и действенным, как обращение Савла-тарсянина.
Ранее он был первым среди грешников, он был отъявленным преступником и стал первым среди святых. Он, ярый
противник Христа, гонитель Имени Иисуса (Сравни Деян. 9
и 1 Тим. 1), стал ревностным защитником веры.
Из того, что он говорит о самом себе, ясно вытекает, что
он почитал иудейство не только за божественное устройство, но и за единственную, истинную, неизменную божественную религию. На основании этого он смотрел на всякую
попытку устранить иудейскую религию и ввести другую, как
на происки дьявола, чему должно противостоять со всей
твердостью. Он слышал возвышенную речь Стефана, был
свидетелем его триумфальной смерти. Само же дальнейшее
гонение им христиан говорит о том, что захватывающее
величие того зрелища не произвело на его душу достаточно
серьезного впечатления: совесть его была мертва. Его ревность за иудейство ослепила его так, что он "дышал угрозами и убийством на учеников Господа" (Деян. 9,1).
Тут до его ушей дошло сообщение, что некоторые изгнанные святые нашли убежище в Дамаске, в древнем
сирийском городе, и он решил пойти туда, отыскать их и,
сковав, как преступников, притащить их в Иерусалим. С
этой целью он выпросил у первосвященника и старейшин
письмо и стал, таким образом, непосредственным носителем иудейской вражды к ученикам Иисуса. Вне сомнения,
он поступал так в неведении, почитая себя служителем и
посланником своего народа.
С сердцем, пылающим ненавистью к последователям Иисуса Савл вступил на тот памятный путь. Он приближался к
Дамаску в твердом намерении утопить отступников от веры
отцов в их собственной крови. И на этом безумном пути ему
встретился Господь Иисус Христос, его внезапно осиял небесный свет, намного превосходящий свет солнца. Савл упал на
землю, его воля была сломлена, сердце разбито, дух покорен,
все изменилось. Он полностью повинуется голосу, говорящему к нему, и познает Его всемогущество. Спорам, извинению
и оправданию нет места в присутствии Господа.
И из этого ослепительного света его слуха достигают удивительные слова: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" Он
сказал: "Кто Ты, Господи?" - Господь же сказал: "Я Иисус,
Которого ты гонишь." Так Иисус открывает Своему огнедышащему врагу удивительную истину, что Он, находясь на
небе, пребывает со Своими учениками на земле. В немногих
словах: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" ... "Я Иисус,
Которого ты гонишь" - содержится зародыш истины о
единстве Тела - о единстве церкви на земле с ее Главой на
небе. Кто гонит святых, тот гонит Самого Господа. Какая
благословенная истина для верующих, однако как же она
серьезна для гонителей!
Видение, которое видел Савл, страшное открытие того,
что он делал, потрясло его до глубины души. "Три дня он не
видел, не ел, не пил." Слепой, разбитый, покоренный и
склонившийся перед строгим судом Господа, вступает он в
Дамаск. Как совершенно иначе он мыслил вступить в этот
город! Как были разбиты все его намерения и планы! Теперь
он ищет общества тех, кого решил предать истреблению.
Смиренно ищет он свое место среди учеников Господа. Господь посылает благочестивого ученика по имени Анания,
чтобы утешить его. Савлу возвращается зрение, он исполняется Святым Духом и принимает крещение.
То тут, то там распространено мнение, что Господь в
обращении Савла дал нам не только пример Своего долготерпения, но и знамение грядущего восстановления Израиля. Возможно здесь нет никакой неправды. Сам Савл сказал: "Помилован потому, что так поступал по неведению, в
неверии." А это есть именно то основание, почему в последние дни на долю Израиля выпадет благодать помилования!
Когда Господь молился за них на кресте, то сказал: "Отче,
прости им, ибо не знают, что делают" (Луки 23.34). Ту же
самую мысль апостол Петр выражает словами: "Я знаю,
братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению" (Деян. 3,17).
К вышесказанному необходимо добавить несколько замечаний о том, как тогдашние двенадцать апостолов были
склонны не признавать апостольства Павла и уклонялись от
него. Если не понимать этого различия, то в нас возможно
лишь смутное представление истинного характера современного управления и господства Бога на земле.
Апостольство Павла
Закон и пророки были еще до Иоанна. По Иоанну, Господь предложил Самого Себя на трон Своего народа, но
"Свои не приняли Его". Они распяли Начальника жизни,
Бог же воскресил и вознес Его на небо, на престол славы
одесную Себя. После того, как Господь оставил эту землю,
мы встречаем двенадцать апостолов, которые, облеченные
силою Святого Духа, возвещают смело и безбоязненно о
воскресении Христа. Однако это свидетельство двенадцати
в совокупности со свидетельством Святого Духа через Стефана пренебрегалось, и народ отверг предлагаемую ему в
последний раз милость и благодать Израиля. Вследствие
этого Господь порвал Свои отношения с израильским народом на определенное время. Сцена Силома повторилась
заново, над Иерусалимом, над которым было написано Ихавод (бесславие), восстало новое свидетельство, как во дни
пророка Самуила (Сравни 1 Царств 4 и далее).
На арену вышел апостол язычников. Его апостольство не было связано ни с Иерусалимом, ни с другими двенадцатью
апостолами. Его призвание было необыкновенным и пришло свыше от Самого Господа. Он был удостоен получить
полное, новое откровение, а именно: о небесном характере
церкви что Христос и церковь едины, что небо есть их
общая Отчизна! (Еф. 2). На протяжении всего времени,
пока Бог соблюдал связь и взаимоотношения с Израилем,
эти благословенные истины, как тайна, сохранялись в его
сердце. "Мне, наименьшему из всех святых, - говорит Павел - дана благодать сия - благовествовать язычникам
неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем
состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом" (Еф. 3,8-9).
Божественность характера избрания апостола не должна
подвергаться сомнению. В Гал. 1,1 он сам называет себя:
Павел апостол, избранный не человеками и не чрез человека но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его
из мертвых." Его апостольское служение исходило не от
человеков, а это значит, что он не был уполномочен на эту
должность какой-либо земной организацией. Это произошло также не чрез человека, что значит: апостол получил
свое задание не через какое-либо посредничество человека.
Он был апостолом по призванию, и это призвание исходило
от Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Иисуса из
мертвых. В некотором отношении его апостольство было
более высшего порядка, нежели апостольство двенадцати.
Эти были призваны Иисусом, когда Он еще был на земле,
Павел же, в отличие от них, был призван Воскресшим и
Вознесенным на небо прославленным Христом, и это призвание свыше не нуждалось в утверждении или признании
со стороны других апостолов. "Когда же Бог... благоволил
открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его
язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и
кровью и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне
апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в
Дамаск" (Гал. 1,15-17).
Способ, каким Савл был призван стать апостолом, для
нас чрезвычайно интересен, поскольку он с одной стороны
поразил гордость иудеев под самый корень, с другой стороны, нанес смертельный удар многоспорному учению о наследственной преемственности апостолов. Апостолы, которых призвал и избрал Господь во время Своего земного
странствования, ни в коем случае не были ни источником,
ни каналом при избрании апостола Павла. Они не бросали
жребия о нем, как это было с Матфием (та ситуация, что
ученики тогда только что оставили иудаизм, может изъяснить принятие решения жребием в тех обстоятельствах. В
Израиле это практиковалось испокон веков и служило способом познания воли Божией). Определенно акцентированные твердые слова: "Павел апостол, избранный не
человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом," полностью исключают всякое вмешательство или же соучастие человека. Этим самым исключается всякое утверждение о наследственной преемственности апостольства. Мы
есть святые и служители через призвание. И это призвание
должно прийти к нам свыше. Павел предстает пред нами
как образец для всех проповедников Евангелия и для всех
служителей Слова. Нет более простого и вернейшего основания, на которое он ставит самого себя, как проповедника:
"Имея тот же Дух веры, как написано: "Я веровал и потому
говорил," - и мы веруем, потому и говорим" (2 Кор. 4,13).
Как только Савл принял крещение, он тотчас открыто
начал исповедовать свою веру в Господа Иисуса и проповедовал в синагогах, что "Сей есть Сын Божий". Это было
совершенно новое познание. Петр исповедовал Его как
Того, Кого Бог вознес на небо, посадил одесную Себя и
сделал Господом и Христом. Павел же причащал своих
слушателей к славе Самой Личности. Ранее Бог открыл ученикам Христа, как "Сына Бога Живого. Ныне же Он был
открыт не только Павлу, но и в Павле: "Бог... благоволил
открыть во мне Сына Своего." Кто в состоянии описать при
вилегии и благословения тех, кому Сын Божий открылся'
таким образом?! Достоинство и безопасность церкви, а
также благовестие славы (что было вверено Павлу в особенной силе и мере) покоятся на этой благословенной истине.
Итак, открывшийся в нас Сын основывается на том, что
все, что составляет особенное призвание и славу церкви: ее
святые права, принятие в Возлюбленном связаны с прощением грехов через кровь, доступ к сокровищницам мудрости
познания, так что нам открывается тайна воли Божией,
будущее наследие в Нем и с Ним, соединив небесное и земное под Главой Своей - это наследие, которое запечатлено в
нас и является залогом грядущего. Все эти дивные благословения изливаются на нас от Христа Духом Святым и
соединяют нас с Ним (сравни Еф. 1,3-14).
Учение о церкви и ее единстве со Христом, эта тайна любви благодати и привилегии, открылось все же не ранее, чем
об этом возвестил апостол Павел. О ней Господь говорил
как о факте, который осуществится при сошествии Духа
Утешителя. "В тот же день узнаете вы, что Я в Отце Моем и
вы во Мне" (Иоан. 14,20). Это есть те дивные благословения,
апостолом которых стал Павел особенно ярким, характерным образом!
Обратимся теперь к Петру, который займет главное место в дальнейшем нашем исследовании истории, пока в 13
главе мы вновь не встретимся с апостолом Павлом, где он
начинает свое служение как апостол, открыто.
Далее: Глава 1-4
Первые миссионеры креста. Двенадцать апостолов. Царская династия Ирода. Петр в Антиохии. Жизнь и деятельность других апостолов.
Назад: Глава 1-2
Исполнение дня Пятидесятницы. Воскресение и вознесение Христа. Сошествие Святого Духа. Первое обращение апостола Петра к иудеям. Обращение к язычникам. Запечатление язычников. Первый христианский мученик.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|