|
|
|
Кристиан Брим. "Там Я посреди них"
II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ
Глава 6. Собранные во имя Его
В первой части наших рассуждений о Церкви Божией мы видели действия Божий в различные эпохи и познакомились с характером и назначением Церкви в ее различных аспектах.
Изображение Церкви на земле
Все то, что мы узнали о Церкви, не должно остаться одной лишь голой теорией. Бог открыл нам Свои мысли об этом не для того, чтобы мы восприняли их просто как учение. Церковь является величайшим творением Божиим, и Его планы в отношении ее достигают неба, достигают отдаленнейшей вечности. Мы уже немножко видели это, и мы, фактически не в состоянии вполне постигнуть это и вполне радоваться этому. И все-таки это еще не все.
Богу угодно, чтобы то, чем является Церковь по Его плану, уже на земле нашло свое видимое выражение, поэтому Он оставил нам в Слове Своем важные указания, касающиеся собраний Церкви, и это, именно, то, чем мы будем заниматься во второй части этой книги.
Церковь на земле не может быть представлена в образе коммуны в смысле общности жизни и имения. Хотя некоторые мыслят именно так, но это не является учением Писания. То, что вначале у верующих в Иерусалиме все было общее и "никто ничего из имения своего не называл своим" (Деян. 4,32), было, без сомнения, результатом действия Духа Святого и выражением единства верующих в то время. Я говорю "в то время", так как, во-первых, это было преходящее состояние, и именно на этой почве возникли первые трудности, что видно из обмана Анании и Сапфиры в 5-й главе и ропота еллинистов в адрес пекущихся о столах. Во-вторых, такое выражение единства было возможно лишь до тех пор, пока все верующие пребывали в одном месте, как это было в начале в Иерусалиме. То, что Бог не имел в виду эту общность имения как постоянное состояние, показывает и тот факт, что мы в посланиях, в которых развивается христианское учение, нигде не находим подобного указания или хотя бы призыва. Напротив, мы находим призыв к богатым и призыв к бедным среди святых. И еще мы находим поучения о собраниях верующих, указания о том, каким образом они должны собираться.
Это делает нам ясным и тот факт, что Церковь не могла бы выразить себя, если бы все святые совершали свой путь в одиночку, не думая о том, что Бог для Своих детей усмотрел не только индивидуальный, но и совместный путь. Таким образом, ни коммуна, ни одиночество не являются путем Божиим.
Каким же образом можно увидеть Церковь Божию на земле, как она делается видимой? Это делается возможным благодаря тому, что святые собираются на определенные собрания, и делают они это так, как определил Бог. Когда все верующие остаются одни, Церковь Божию невозможно увидеть. Но ее невозможно увидеть и тогда, когда она собирается по собственному усмотрению, по собственному представлению. Но Бог хочет, чтобы ее видели, поэтому собрания верующих имеют такое выдающееся значение. Это не только служит к ее собственному устроению, но Бог через это хочет возвестить Свои планы в отношении Церкви и прославить Своего Сына. О, если бы все верующие читатели этих строк от начала доверились этим планам! Это помогло бы им освободиться от предрассудков и иметь правильный, Божественный взгляд на этот вопрос.
Я не верю, что возможно правильным, соответствующим воле Божией, образом, собираться вместе с другими верующими, если сердцем не понять, что является сущностью и назначением Церкви, если не сознавать, что ее центром является Его прославление, поэтому понимание первой части этой книги так важно и является необходимой предпосылкой для осуществления того, что предстанет перед нами во второй части.
Одним из важнейших мест, относящихся к вопросу о собраниях верующих, является Ев. от Матфея 18,20: "Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ".
Так как это изречение Господа Иисуса в высшей степени важно и так как многие христианские группировки применяют это слово к себе, находясь в то время в состоянии вражды друг с другом; весьма важно для нас понять, что же в действительности означает это слово Господа. Пытаясь что-либо объяснить, никогда нельзя выдергивать какое-либо одно библейское слово из контекста. Поэтому давайте посмотрим на вышеупомянутое место в контексте, и осторожно, как бы шаг за шагом, приблизимся к нему. К тому же поучения Господа, содержащиеся в предыдущих стихах, настолько полезны для совместной жизни верующих, что мы много потеряли бы, если бы пропустили их.
Грех против брата
В стихах с 15-го по 20-й 18-й главы Евангелия от Матфея мы имеем в высшей степени важное поучение о том, как должны поступать, если брат согрешит против другого брата: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего" (ст. 15).
"Если согрешит против тебя брат твой". Не утопия ли это? К сожалению, нет. Мы все знаем, что это случается, и нередко. И если в таких случаях поступать неправильным образом, то это может иметь далеко идущие последствия как для отдельных лиц, так и для собрания.
В принципе, каждый грех в первую очередь направлен против Бога. "Тебе, Тебе единому согрешил я", - признается Давид в случае с Вирсавией (Пс. 50,6). И все-таки Господь говорит здесь об особом виде греха - о грехе против брата. Сознание, что и этот грех прежде всего направлен против Бога, что он, однако, совершен в отношениях между братьями, должно определять образ наших действий.
Братское увещание
Брат согрешил против меня. Это какой-то личный поступок брата против меня, о котором, кроме него, знаю только я. Что должен я делать? Должен ли я пожаловаться моему другу, распространить это среди братьев и сестер? Должен ли я сесть и написать ему письмо? Или еще проще: должен ли я хвататься за телефонную трубку? Все это - не Божий путь. Он говорит: "Пойди". Как часто согрешают против этого указания Господа! Скольких несчастий можно было бы избежать, если бы мы пошли к брату, чтобы предстать перед ним с глазу на глаз и поговорить к его сердцу! Конечно, для этого требуется много смирения и благодати от Господа.
"Но не лучше ли, - скажет кто-нибудь, - промолчать о случившемся, предать все Господу и снести обиду?" Ответ на этот вопрос не всегда прост. Он зависит от самой сути того, что произошло. Конечно, мы никогда не должны мстить за себя и искать своего, но поступать так, как поступал Господь Иисус, Который, "будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2,23).
Но здесь имеется еще одно соображение, которое мы мало, как мне кажется, принимаем во внимание: мой брат согрешил, он не может быть по-настоящему счастлив. "Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха" (Лев. 19,17). Любовь в таких случаях является лучшим советником, и это не есть любовь, когда я несу грех за брата моего. Но любовь также и не ожидает, пока брат придет ко мне, но она сама идет туда, не для того, чтобы оправдаться, не для того, чтобы объявить ему свой праведный приговор, но чтобы приобрести брата своего. Это должно быть целью обличения "между тобою и им одним". "Обличить" - значит, показать ему неправильность его действий, чтобы он мог подумать об этом и привести это в порядок.
"Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего". Как нежно это выражение - "приобрел"! Оно говорит о том, что любовь была действующей, что она действовала по духу Христа. Таким образом, любовь покрывает "множество грехов" (1 Пет. 4,8), и никто в дальнейшем не должен услышать ни одного слова о происшедшем.
Вскоре, после слов Господа, которые мы здесь рассматриваем, Петр спрашивает, сколько раз прощать брату, согрешающему против него: "до семи ли раз?" Это казалось ему верхом великодушия. Но Господь Иисус отвечает ему, а также и нам: "Не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз" (Мат. 18,22). И затем следует притча о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими. Как ужасно состояние человека, которому так много было прощено, но который оказался таким немилосердным по отношению к своему товарищу, что начал душить его говоря: "Отдай мне, что должен" (ст. 28)! Да не будет так с нами по отношению к нашему брату! Не "отдай", но "приобрести" - это хочет сказать Иисус нашим сердцам.
Может ли сердце брата оказаться закрытым для любви, которая ищет приобрести его? Иисус не исключает этой печальной возможности: "Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово" (Мат. 18,16). Здесь Господь показывает нам следующий шаг в деле помощи брату в освобождении от зла - шаг, представляющий из себя нечто среднее между личным действием и действием общественным. Благодать ищет, чтобы пощадить брата, но она не может щадить грех, поэтому брат, против которого совершен грех, не должен оставлять этого так. Напротив, он должен взять с собою двух или трех свидетелей, чтобы в их присутствии подтвердить дело, о котором идет речь. Здесь речь идет уже не об обличении, но о том, чтобы путем их подтверждения внушить совести брата уважение к истине.
Поместная церковь
Если же и второй шаг будет безуспешным, то, согласно слову Господа, должен последовать третий шаг и, если возможно, четвертый - шаги, значение которых возрастает.
"Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (ст. 17).
Возможно ли, что брат отвернется от этих двух или трех, которые придут к нему? Возможно ли, что он не примет свидетельства любви Христовой, что он, даже церкви не послушается? О, это возможно! Таким черствым может быть и сердце "брата"! Так ожесточает нас наше жалкое самолюбие, что мы способны отвергнуть благодать и истину. Каковы же последствия этой непокорности, которая в очах Божиих "есть такой же грех, что волшебство и идолопоклонство" (1 Цар. 15,23)? "Да будет он тебе как язычник и мытарь". Обратим внимание, что здесь сказано: "Да будет он тебе". Здесь речь не идет о действиях церкви, но брат не должен больше того, кто согрешил против него и проявил такое упорство, признавать за брата. Он должен относиться к нему как к язычнику.
Какая серьезная перемена! Тот, который несколькими стихами выше назван "братом", теперь должен стать как язычник и мытарь. Здесь не говорится, что он перестал быть братом, но личное отношение к нему как к брату было нарушено. Куда может привести нас наше ожесточение! И для этого бывает достаточно самого ничтожного повода. Совершенный грех и непреклонная гордость приводят в конечном итоге к тому, что он уже не может признаться за брата. Как уже было сказано, здесь речь идет не о наказании со стороны церкви, но о личном отношении брата к тому, кто согрешил против него. На то, что для церкви невозможно иметь общение с согрешившим, может указывать следующий стих. Но наш стих не говорит о наказании со стороны церкви.
Я еще не указал на тот факт, что Господь Иисус достойным нашего внимания образом вводит здесь церковь как высшую инстанцию, перед которой должно быть представлено дело: "скажи церкви", и: "если и церкви не послушает". Что подразумевает Он здесь под словом "Церковь"? Это имеет большое значение для понимания того, что следует дальше. В 16-й главе Он впервые упоминает о Своей Церкви, говоря о том, что Он создаст ее. Он, очевидно, имел в виду всю Церковь, т.е., если можно так выразиться, совокупность всех искупленных времени благодати. Со дня Пятидесятницы созидает Он ее - эту Церковь - и будет созидать до Своего пришествия.
Но в нашем стихе, говоря о Церкви, Он имеет в виду церковь Божию в определенном месте, к которой принадлежат оба брата. Именно, о ней идет речь в этом стихе и в последующих стихах: о церкви Божией в определенном месте. И мы хорошо сделаем, если будем иметь это в виду при рассматривании последующих стихов. Это то же самое, что позже мы находим в посланиях апостола Павла. Так, например, начинается первое послание к Коринфянам: "Церкви Божией, находящейся в Коринфе". Поместная церковь, в некотором смысле, занимает место синагоги, для возвещения святости Божией. В ее власти было окончательное решение случившегося. В двадцатом стихе нашей главы она определяется как "собрание во Имя Его".
Отеческое вразумление
Прежде чем мы продолжим исследование 18 главы Матфея с 15-го по 20-й стихи и перейдем к церковному вразумлению, я бы хотел выразить краткие мысли по поводу еще одного вида вразумления, которое занимает место между братским и церковным вразумлением.
Само название этих трех видов вразумления делает ясным, что под этим словом нужно понимать не только "исключение". Благодарение Богу! - есть еще другие, более мягкие формы вразумления, которые должны применяться в данном случае, чтобы не прибегать к его крайней форме. "Вразумление означает не только "наказание". Было бы неверно думать так, но в каждом случае оно имеет дело со злом. Мы уже видели, как брат должен в духе благодати обращаться со своим братом, согрешившим лично против него. Это уже было вразумление, но самого мягкого вида. Мы увидим дальше, что существуют грехи, которыми должна заниматься церковь. Но, благодать Божия постоянно стремится к тому, чтобы круг тех, кто имеет дело со злом, был насколько возможно уже. Мы постоянно должны помнить об этом. И не все то, что плохо, тотчас делать достоянием церкви.
Что имеется в виду под отеческим вразумлением, ясно видно из послания к Галатам 6 гл. ст. 1:
"Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным".
Здесь речь не идет о грехе против отдельной личности, но брат опрометчиво совершил какой-то проступок, и духовные братья, которые узнали об этом, должны в духе кротости исправлять его. Это является служением братьев, которые практически находятся в состоянии духовных братьев и которые поэтому могут заниматься теми, кто в настоящий момент по своему духовному состоянию стоит ниже их. Это является принципом вразумления и заботы отца, принципом, который характеризуется личным превосходством.
Пусть никого не смутят эти выражения: "стоит ниже их" и "личное превосходство"! Под личным превосходством имеется в виду не то, что является достоянием самого человека, и тем более не положение, которое человек может занимать по отношению к другим людям. Нет, это духовная и нравственная зрелость или, лучше сказать: это превосходство основано на духовной и нравственной зрелости, которая является результатом постоянного общения с Господом. Отец не занимает того же положения, что и дитя. Он в состоянии с любовью и духом благодати склониться к непослушному дитя, чтобы привести его к осознанию своего греха - и в то же время он сохраняет состояние своего превосходства, каким бы глубоким смирением и духом благодати ни сопровождалось оно. В этом нравственном превосходстве и заключается как раз ценность и действенность этого вида вразумления.
Как отец обращается со своим невоспитанным ребенком, так и "духовные" должны употребить свое нравственное влияние, чтобы помочь исправиться тому, кто впал в грех. Только любовь способна к такому служению, и только смирение сохраняет нас в духе кротости, чтобы мы делали это, "наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным".
Снисхождение к слабости и неопытности сопровождает служение этих братьев. Ведь они помнят, что сами они прошли через все это. Отцовское вразумление имеет дело с грехами, которые не всем очевидны. Как благословенно это служение, которое совершается в тайне! О, если бы больше было таких "отцов"! Многое не развилось бы до такой степени, чтобы сделаться достоянием церкви, если бы мы были в состоянии, по примеру нашего Господа, с любовью "умывать ноги" друг другу (Иоан. 13,1-15).
Церковное вразумление
Однако, в 18-м стихе 18-й главы Ев. от Матфея Господь Иисус переходит к церковному вразумлению, к связыванию и разрешению, и говорит:
"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; что разрешите на земле, то будет разрешено на небе".
В 16-й главе Господь, доверяя Петру ключи Царства Небесного и, наделяя его соответствующей властью, употребляет очень похожие слова: "Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (ст. 19). Как рассказывает нам книга Деяний Апостолов, Петр употребляет эту данную ему власть, чтобы, (как например, в случае с Ананией и Сапфирой), связывать (Деян. 5,1-11) и, на примере с Корнилием и домом его, разрешать от грехов (Деян. 10,44-48). Ибо это означает "связывать" и "разрешать": грех на ком-то "связывать" и от греха "освобождать". Конечно это делается не по отношению к небу и не в абсолютном смысле, но в сфере, доверенной к управлению здесь, на земле. Эту власть имеет теперь церковь.
Некоторые говорят о преемнике Петра. Истинная "апостольская" преемственность находится в поместной церкви, в тех, которые собираются во Имя Его. Будь их только двое или трое. О них говорит Господь Иисус в нашем стихе: "Что вы..." Власть "связывать" и "разрешать", согласно слова Господа, дарована не духовенству, но тем, которые собраны во Имя Его. Двадцатый стих, о котором мы еще будем рассуждать, дает нам основание думать, что действия поместной церкви признаются на небесах: ее власть основана на находящемся в ее среде Господе. Этою властью должна она действовать во славу Господа Иисуса: "связывать" и "разрешать", "извергать" зло из среды своей (1 Кор. 5,13), "прощать" и допускать к вечере Господней (2 Кор. 2,10). И так как она действует авторитетом Господа и представляет из себя Церковь Божию в определенном месте, ее решения признаются на небе. Но это означает также, что решения ее обязательны для всех поместных церквей на земле. Невозможно, чтобы кто-то, извергнутый как развращенный из церкви в Коринфе, был принят верующими в Фессалониках! Если решение признано небом - какой христианин отважится пренебречь им?
Конечно, действия церкви по вразумлению своих членов не сопровождаются какими-либо чудесами или знамениями, и в глазах мира может казаться не имеющим никакого значения, извергнут ли кто-либо как развращенный вследствие какого-либо серьезного греха из среды детей Божиих или нет. Но какая милость и какое утешение заключается в том, что Господь даровал Своей Церкви во все времена власть связывать и разрешать, обещая, что то, что она будет во Имя Его связывать и разрешать на земле, будет признано на небе! В то время когда Господь говорил эти слова, церкви, по вразумлению своих членов, кажутся миру слабыми и бездейственными, они по сути представляют из себя, если они совершены под руководством Духа Святого, акт власти. И никакая власть на земле не в состоянии отменить его.
Здесь я хотел бы в связи с пренебрежением в отношении решения поместной церкви указать на одно обстоятельство, которое в практике церковной жизни принесло некоторые переживания. Иногда те, кто как развращенные должны были быть извергнуты из церкви, утверждают, что Бог, после их исповедания перед Ним, простил им все те грехи, которые привели их к исключению, и они теперь снова находятся в том же состоянии, в котором они были до исключения. Признает ли это церковь или нет? Верно ли это? Может ли здесь быть применен в виде аргумента принцип, изложенный в 1 Иоан. 1,9: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды"?
Тот, кто рассуждает так, находится в двойном заблуждении. Во-первых, он упускает из вида, что это место (1 Иоан. 1,9) относится не к церковному вразумлению, а к действиям Божиим по отношению Своих детей. Во-вторых, он недооценивает тот факт, что церковь Божия имеет власть на земле "оставлять" и "прощать" грехи (Мат. 18,18; Иоан. 20,23), и что Бог на небесах признает эти действия церкви, совершаемые авторитетом находящегося в ее среде Господа. "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе", - это слова Господа Иисуса.
Конечно, церковь не может прощать грехи в смысле вечной участи человека, но она имеет власть решать вопрос нахождения члена "внутри" или "вне". Это означает: ее "связывание" и "разрешение", ее "оставление" и "прощение" грехов относится к доверенной ей Богом области общения здесь на земле. И еще раз подчеркнем это: если даже действия церкви по вразумлению своих членов не будут признаваться миром или самими вразумляемыми, они, совершенные авторитетом Господа, представляют из себя акт власти, которую никто отменить не может.
Конечно, вполне возможно (и дай Бог, чтобы это было чаще!) что наказанный действием благодати Божией приходит к сознанию своих грехов и исповедует их перед Богом, и Бог прощает его. Хвала и благодарение Богу, что это так! Но, несмотря на это, человек этот по отношению к церкви находится еще "вне", и потому состояние его не такое, как было до исключения. Пока церковь ему не "простила" (2 Кор. 2,7.10), Бог в этом смысле также не простил. И в утверждении, что все в порядке, хотя церковь еще не "развязала", проявляется не только незнание воли Божией, но и ненормальное духовное состояние. Такое поведение подрывает авторитет церкви, в которой находится Господь. И Бог никогда не будет поощрять это.
Таким образом, Господь позаботился о том, чтобы все в церкви во все времена знали, насколько все это серьезно. И, если мы основываемся на Его Слове, мы и сегодня можем пользоваться всем этим. Конечно, в наши дни разделении, какая-то одна из групп настоящих верующих в определенном месте не может являться поместной церковью, потому что к ней не принадлежат все святые в этой местности. И если она собирается во Имя Его о чем мы еще будем рассуждать, тогда она будет ощущать присутствие Господа и пользоваться властью совершать церковное вразумление. Большего не имели даже первые христиане!
Некоторые замечания к вопросу о наказаниях
Желание моего сердца - высказать несколько мыслей в связи с вопросом применения средств церковного вразумления, к чему имеется серьезное основание. Однако я лишь слегка касаюсь этого, чтобы не задерживаться здесь слишком долго. Предмет этот важен для поддерживания порядка в церкви, а мы едва ли в дальнейшем будем иметь возможность вернуться к нему.
Однако в начале еще одно принципиальное замечание. Когда речь идет о порядке в церкви, то мы, без сомнения, имеем в виду церковь как дом Божий. Но поддержание порядка в доме Божием может быть осуществлено только лишь на основании истины об одном Теле. Мы можем и должны отличать различные стороны истины. Слово Божие делает это. Но мы не должны отделять их друг от друга. Сколько несчастий среди народа Божьего можно было бы избежать, если бы эта истина не была в пренебрежении! Вразумление совершается для поддержания порядка в доме Божием. Это верно. Но Церковь является также Телом, Телом Христа на земле, которое охватывает всех живых верующих, как мы это видели во 2-й главе. И если поместной церковью выносится решение в отношении "связывания" или "разрешения", то это должно всегда делаться на фоне той истины, что к Телу Христову принадлежат все верующие на земле, и что все они затронуты этим решением. Как велико, с одной стороны, преимущество и ответственность поместной церкви, если только она помыслит о безмерной важности своих действий! Но, с другой стороны, неизбежна и обязанность всех остальных верующих признавать действия отдельной церкви. Если "связывание" и "разрешение" совершается и принимается не на основании единого Тела, это обязательно приводит к дальнейшим разделениям и расстройствам.
Теперь я позволю себе в сжатой форме сделать некоторые замечания, которые кажутся мне весьма важными:
1) Связывание и разрешение возможно лишь церковью, а не отдельным братом или братским советом. Ей должно быть предоставлено достаточно информации и времени для размышления. Молчание со стороны братьев и сестер означает согласие;
2) Если кто-то должен быть извергнут, то это должно иметь целью поддержание святости Божией в Его доме, а также восстановление грешника;
3) Церковь - это не судебная инстанция. Она лишь тогда в состоянии действовать по воле Божией, когда она близко к сердцу принимает случившееся и скорбит о бесчестии Господа в своей среде (1 Кор. 5,2);
4) Только в случае очевидного, доказанного греха церковь может извергнуть развращенного из своей среды. Предположения, мнения, недоказанные утверждения и подозрения - недостаточны. Это не есть дело человеческих соглашений, но вопрос воли Божией. То, что делается в данном случае, должно делаться во Имя Господа (1 Кор. 5,4);
5) В принципе, братья и сестры других мест должны быть оповещены, что поместная церковь в данном конкретном случае действовала силою и авторитетом находящегося в их среде Господа. Ее решение, как правило, должно быть признано даже в том случае, если возникнет определенное сомнение в его правильности;
6) Поместная церковь способна ошибаться. Она может находиться в слабом духовном состоянии и выносить ошибочные решения. Эти ошибочные решения не признаются на небе. Ибо не церковь над Господом, но Господь - над церковью. Господь будет применять надлежащие меры, чтобы привести церковь к смирению и благоразумию. Однако, незаслуженно наказанный должен принять это как от Господа и уповать на Него;
7) Церковь действует не по демократическим принципам. Каждый духовный голос должен быть выслушан. Напротив, недуховные голоса не должны помешать исполнению воли Божией. Единодушие желательно, но не является обязательным условием при вынесении решения. "Наказание от многих" (2 Кор. 2,6) - это значит, что должен действовать авторитет собрания. Если это невозможно, вследствие слабого состояния церкви или вследствие отсутствия согласия, она в смирении должна положиться на Бога и ожидать. Когда же решение выносится группой, которая, хотя и в большинстве, но знает, что многие против, тогда отсутствует необходимый нравственный авторитет многих, и это, как правило, приводит к осложнениям и к еще большему бесчестию Господа;
8) Если кто-то считает, что он не может присоединиться к решению церкви, то он может представить церкви свои мысли, и она должна серьезно обсудить их перед Господом, но он не должен путем дальнейшей агитации унижать решение церкви. И наоборот, - церковь не должна господствовать над совестью отдельного члена. Тот же, кто сознательно и упорно стоит на стороне исключенного и, таким образом, проявляет себя как человек развращенный, должен, в конце концов, когда все внушения оказались бесполезными, быть поставлен на место того, общение с которым он предпочел, т.е. он также должен быть исключен;
9) Тот, кто должен был быть исключен, больше не является предметом отеческого вразумления. Каждое "пастырское служение", по отношению к исключенному, является отвержением того факта, что все пастырские усилия были напрасны и он теперь находится "вне". "Внешних же судит Бог" (1 Кор. 5,13). Исключенный находится в руках Господа, Который Один может исправить его. Однако, при этом должны быть видны признаки восстановления его, и прежде чем исключенный в смирении займет свое место, поместным братьям нужно побеседовать с ним. Но посещения наедине умаляют значение решения церкви и препятствуют Богу в восстановлении души;
10) Отношения между близкими родственниками (супруги, дети, родители), в случае исключения кого-либо из них, не прерываются, так как в основе их лежит Божий творческий порядок. Слова "с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5,11) не могут быть применены к отношениям между мужем и женою, в случае исключения кого-либо из них. Скорее, речь здесь идет об отношении церкви к исключенному. Однако, непринужденные, неограниченные контакты между дальними родственниками в таких случаях, конечно, не соответствуют воле Божией. Более того, и близкие родственники должны быть на страже в своих духовных отношениях с исключенным, так как факт исключения затрагивает именно эту область их отношений с исключенными. Они не должны игнорировать происшедший разрыв этих отношений, к примеру, тем, что они обсуждают с исключенным дела церкви. Они очень нуждаются в мудрости и благодати, чтобы правильно вести себя в каждом конкретном случае повседневной жизни;
11) Там, где церковь отказывается практиковать Божьи средства вразумления, рано или поздно она перестанет быть местным выражением Церкви (если, конечно, она вообще была им когда-то).
Согласие в молитве
Если мы немного поразмыслим о вышесказанном, если мы поймем всю серьезность и важность действий церкви, то мы осознаем всю тяжесть ответственности, лежащей на нас, и наше несоответствие этой ответственности, и это обязательно будет побуждать нас к молитве. Как чудесно, что наш дорогой Господь знает наши нужды и дарует нам в 19-м стихе драгоценное обетование:
"Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного".
Не всегда просто в каждом конкретном случае развязывания или исключения узнать волю Божию. И Священное Писание не представляет из себя книгу готовых рецептов, в которой описаны различные случаи и указан соответствующий образ действий. Бог изложил в Своем Слове общие принципы, сопроводив их примерами, которые, однако, не представляют из себя полного "списка всех возможных случаев". И перед нами стоит задача - определить, в согласии с волей Господа, какой принцип применим в данном случае. Это не обходится без внутренних переживаний, что в общем-то хорошо, ибо Господь хочет, чтобы мы были вполне зависимы от Него и сохранены от холодных, законнических действий.
Поэтому не только характерно, но и весьма утешительно, что Господь Иисус, говоря о связывании и разрешении со стороны церкви и показывая тем самым, что она должна действовать как Его представительница на земле, добавляет еще и это обетование. Он обещает им Свою помощь, не только в том или ином случае церковного вразумления, но и во всяком деле, просить о котором они согласятся. Его Небесный Отец пошлет им просимое. Греческое слово, употребленное для выражения понятия "согласятся", соответствует нашему слову "симфония" и означает "согласовываться". Таким образом, Господь говорит здесь о совместной молитве, во время которой сердца ее участников находятся в согласованности, в гармонии друг с другом, по отношению просимого. Это означает, что собственная воля каждого участника устранена, так что Бог может ответить на просьбу.
Речь здесь, по моему мнению, идет о собрании церкви для молитвы, а не о личной молитве двух или трех верующих. Это видно из того, что выраженный в 20-м стихе принцип является основанием для 18-го и 19-го стихов: для власти церкви связывать и разрешать, и для услышания ее молитвы Отцом. Личное присутствие Господа Иисуса посреди собранных во Имя Его является основанием их действий и их молитв. Они собраны, как церковь, и потому имеют власть связывать и разрешать. И их согласованная молитва, особенно когда они просят о Божественном свете в вопросе церковного вразумления, будет услышана Отцом, ибо Христос находится в их среде.
Двое из вас
Но если все-таки Господь Иисус говорит только о двух, согласившихся молиться, то в этом проявляется Его великая милость, ибо он называет самое маленькое число, необходимое для совместных действий. Возможно, что в том или ином месте имеются в наличии только двое или трое учеников или, что другие - и, именно, на это может указывать выражение "двое из вас", - не сознают ответственности: Господь идет навстречу и отвечает тем, кто сознает ее и действует в соответствии с ней. "Двое из вас" - это не должно обязательно означать или предполагать отвержение Своего народа, но Он предусматривает и этот крайний случай, когда имеются только двое. Фактически, в этом заключается большое утешение. И если "двое из вас" не означают поместной церкви, то Он все же присутствует среди них, и они имеют власть действовать по воле Его и во славу Его.
Один пример из политической жизни может нам наглядно пояснить это. Парламент немецкого государства имеет право принимать законы, обязательные для всего народа. Возможно, и такие случаи бывают, что на определенном заседании парламента большая часть народных представителей отсутствует. Остальные, которые присутствуют на заседании - это не весь парламент. Возможно, это только малая его частица. И тем не менее парламентарии, которые пришли на законодательное собрание, вправе именем народа принимать решения, и они это делают. С другой стороны, двое или трое, лично где-то встретившиеся, ни в коем случае не имеют права выполнять законодательные функции. Более того, если где-то соберутся две или три сотни по собственному желанию, они все-таки собраны не как "парламент", и потому не имеют права действовать от имени государства.
Поэтому (возвращаясь к нашей теме) так важно, чтобы верующие собирались вместе "как церковь", чтобы они были собраны "во Имя Его". Что это означает, мы и рассмотрим теперь в свете Писания.
Великая хартия Церкви
В двадцатом стихе Господь Иисус к сказанным им выше словам, добавляет в высшей степени важное обетование, которое с давних пор является великим утешением для верующих: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них".
Этими словами Господь Иисус показывает основание того, почему Он в небесах будет связывать и разрешать то, что они будут связывать и разрешать на земле. Почему Отец Небесный будет отвечать на их молитвы. Идет ли речь о церковном наказании или о молитве церкви к Богу, Господь кладет в основу и тому, и другому глубокий принцип: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них". Что может быть дороже, что может более ободрить, чем это? Конечно, мы не должны оставить без внимания условия, которые в этом стихе указаны как предпосылка для Его присутствия, и тем не менее это величайшее благословение, что Он сказал: "Там Я посреди них".
Этот 20-й стих Матфея 18-й гл. называют великой хартией Церкви. Она содержит в себе права и обязанности Его учеников на их совместном земном пути. Затем пока истинные христиане существуют на земле, она должна быть и будет своеобразным отвесом для их собраний. Она не только является основанием для предыдущих стихов, но и, сверх этого, содержит в себе целый ряд новых Божественных истин, которые мы теперь по порядку и рассмотрим.
Божье место
Господь Иисус говорит: "Ибо, ГДЕ двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них". Это, ГДЕ указывает на место, на Божие (т.е. Богом установленное) место, и это означает гораздо больше, чем просто определенное место, как иногда думают. Конечно, для того, чтобы собраться, верующие нуждаются в определенном месте. Туда приходит Он, там ощущают они Его присутствие и наслаждаются Им. Само по себе место и его состояние для собрания верующих не имеет значения: сегодня нет святых мест. И тем не менее невозможно переоценить тот факт, что там собрались Его ученики, что там присутствует Господь Иисус, ибо собрание и Его присутствие связаны с определенным местом.
Но это ГДЕ больше, чем место. Это принцип, на основании которого собраны Его ученики, это то, как должны они это делать. Слова "во имя Мое" должны более пояснить нам это. Я хотел бы в связи с этим указать на пример Израиля, который содержит много поучений, относящихся к нашей теме.
Господь сказал Израилю: "На всяком месте, где Я положу память имени Моему, Я приду к тебе и благословлю тебя" (Исх. 20,24). Драгоценное слово! Но обещанное благословение было связано с тем, чтобы они пребывали на том месте, где Он хотел положить память Имени Своему. Они не могли иметь его на каком-нибудь другом месте, на какой-нибудь другой почве, чем там, где Он положил пребывать Имени Своему. Это место Его присутствия было характерно тем, что все там было по воле Его, "по образцу", который Он показал Моисею на горе. "Смотри, - сказано, - сделай все по образцу, показанному тебе на горе" (Евр. 8,5 и Исх. 25,40). Этим местом Его присутствия прежде была скиния, затем это был храм в Иерусалиме. Сегодня это место там, где собраны во Имя Его.
Когда сыны Израилевы хотели Иегове, Своему Богу, принести жертву, они должны были делать это на месте, которое Он избрал для этого. Поразительно, как часто Бог говорит об этом в книге Второзакония в 12 главе:
"Но к месту, которое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши..." (ст. 5 и 6).
"Тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать Имени Его там, туда приносите все, что Я заповедую вам: всесожжения ваши ..." (ст. 11).
"Берегись приносить всесожжения на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои, и делай все, что заповедую тебе" (ст. 13 и 14).
"Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего..., но есть сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой" (ст. 17 и 18).
В 16-й главе Бог дает указания в отношении праздников, которые должны они были праздновать, и снова мы видим целую серию предупреждений о том, что они должны делать это только на том месте, которое Он избрал для этого.
"Не можешь ты закалать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там Имя Его, закалай Пасху" (ст. 5 и 6).
"И веселись пред Господом, Богом твоим... на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там Имя Его" (ст. 11).
"Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой" (ст. 15). "Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред Лицо Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он" (ст. 16).
О, если бы все дети Божий близко к сердцу приняли это предупреждение и искали то место, где Господь сегодня обещал пребывать! В то время, в буквальном смысле, было единственное место посреди Израиля, где пребывал Бог и куда приходил Богобоязненный израильтянин, чтобы приносить свои жертвы и праздновать праздник Господу. Сегодня же во многих местах на земле собираются ученики Его, но Бог известен присутствием Своим там, где двое или трое собраны во Имя Его. Сегодня это "место" является Божиим местом. Другого "места", другой почвы Слово Божие не знает и не признает. И как праведник в период разделения Израиля стремится к храму - как к месту единения, в каком бы печальном состоянии не находился народ Божий, так и сегодня всякий верный находит в двух или трех, собранных во имя Его, место единения.
Божье число
Весьма примечательно, что и здесь Господь Иисус называет наименьшее число и говорит: "Ибо, где ДВОЕ или ТРОЕ собраны". Не проявление ли это Его дивной милости? Он не ставит Свое присутствие в зависимости от значительности числа собранных по воле Его. Достаточно двух или трех, которые делают это. И все они обладают преимуществом, связанным с Его присутствием.
Люди охотно идут туда, где много. Они любят считать своих членов. В большом количестве собравшихся они видят доказательство мощи и правоты того дела, которое они представляют. Но Господь Иисус говорит о двух или трех. Не то, что тысяча христиан собралось на одном месте, делает это собрание выражением церкви Божией на этом месте, но то, что верующие собрались там во имя Его, будь их двое или трое.
Кроме того, Господь не считает день сей маловажным (Зах. 4,10), и я уверен, что Он думал о наших днях и имел в виду упадок церкви, говоря эти слова. Он знал, что наступит время, когда лишь немногие будут собираться в послушании Слову Его, ища исполнения воли Его. Им обещает Господь присутствие Свое и с ним власть "связывать" и "разрешать", о которой Он сказал раньше. "Двое или трое" - для него это не слишком мало, чтобы соединиться с ними. Драгоценная мысль!
Божье единство
Способ выражения Господа Иисуса в Мат. 18,20 весьма примечателен. Он не говорит: "Ибо где двое или трое собираются", но: "Ибо где двое или трое СОБРАНЫ..., там Я посреди них". Первое означало бы деятельность, второе является состоянием - они собраны. Они собрались и таковыми остаются. В греческом оригинале употреблено настоящее время (Рег-fektform). Далее, это собрание уже представляет из себя определенное выражение единства, и я хотел бы это обстоятельство и особенно способ выражения Господа: "Где двое или трое собраны" использовать для того, чтобы указать читателю на почву христианского собрания, которая только и может быть по воле Божией - единство Тела Христова.
Это единственная почва, которую знает Слово Божие в отношении собраний верующих - сердечное и практическое признание того факта, что есть только "одно тело" (Еф. 4,4). Как я уже упоминал во вступлении к этой главе, Бог хотел бы, чтобы Его Церковь на земле обрела видимое выражение, и это происходит единственно лишь на том основании, что верующие собраны как члены тела Христова. Под выражением "собраны как члены тела Христова" я подразумеваю вот что: они не должны, собираясь вместе, удовлетворяться тем, что они сами являются главными членами тела Христова, но они должны признавать и принимать также и тех, кто, подобно им, также являются членами тела Христова. Что же касается практического приема в общение верующих, мы в дальнейшем познакомимся с теми ограничениями, которые показывает нам Слово Божие. Но в принципе, собранные таким образом, могут и должны всех членов тела Христова иметь в своем сердце. Посредством своего собрания они возвещают истину о едином теле. По отдельности же они члены друг другу.
Они не просто собираются вместе как христиане. Сегодня, во дни разделений и упадка, это было бы недостаточно и даже могло бы означать соединение со злом. Ибо в каких только нравственных и еретических извращениях не находятся сегодня христиане! И безбожные объединения собираются сегодня как христиане. Но это не то, что имел в виду Господь Иисус, говоря: "Где двое или трое собраны во имя Мое". Это не есть выражение Божьего единства.
Недостаточно также того, чтобы не присваивать себе какого-либо отличительного наименования. Конечно, те группы, которые путем присваивания определенного наименования отделяют себя от других христиан или основываются на принятом ими определенном исповедании веры, не собираются как члены тела Христова. В основе их общения лежит не вся открытая в Слове Божием истина, особенно истина о едином теле, но исповедание веры. Слово же Божие знает лишь те наименования, которые охватывают всех детей Божиих: святые, дети Божий, верные, братья, ученики, христиане. Но даже, если и сохранили себя от присваивания особого имени, это еще не означает - собираться на основании единого тела. К примеру, если сохранять свою независимость и не желать признавать того, что Бог на основании единого тела уже совершил в других.
Подчеркнем же еще раз: соответствующее воле Божией собрание детей Божиих является выражением единства - но не единства человеческих мыслей и пониманий, а Божественного единства, единства тела Христова. К тому же верующие собраны силой Господа, как и Павел пишет Коринфянам: "в собрании вашем... обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 5,4).
Божье имя
Теперь мы переходим к весьма важной части сказанного Господом Иисусом: "Ибо, где двое или трое собраны ВО ИМЯ МОЕ, там Я посреди них".
Мы занимались тою почвою или принципом, которые лежат в основании собраний детей Божиих. Теперь же Господь показывает нам, что является центральным пунктом этих собраний: Его Имя. Собрание во Имя Его, таким образом, является непременным условием для неизмеримых благословений Его присутствия. Это условие мы должны испытывать тем тщательнее, чем больше христиан претендуют на то, что они соответствуют ему, хотя они идут в совершенно противоположном направлении. Многие не имеют правильного понимания того, что значит - быть собранными во Имя Его.
Вначале я хотел бы указать на особое значение выражения "во имя Мое" и обратить внимание на то, что в оригинале употреблены три различных выражения, которые переведены как "во имя Мое" или "во имя Господа".
Первое мы находим в 5-м стихе 18-й главы Матфея: "Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает". Здесь Господь употребляет греческий предлог "epi", который означает мотив, основание действия. Мы могли бы перевести дословно: "Кто примет одно такое дитя на основании Моего имени".
В Ев. от Иоанна 14 гл. ст. 13 и 14, и в главе 16, ст. 23-27, Господь Иисус говорит о молитве во имя Его. Здесь Он употребляет греческий предлог "ел" - "в", "в силе". Им было обещано право молиться в силе Его имени. Такой же оборот мы находим в 1 Кор. 5,4: "во имя Господа нашего Иисуса Христа..." предать такового сатане во измождение плоти.
В нашем же тексте Господь употребляет другой предлог - "eis", который в переносном смысле характеризует намерение, побудительную причину. Поэтому рассматриваемое нами выражение было бы правильнее перевести "к Моему имени", чем "во имя Мое". Таким образом, когда Господь Иисус говорит о двух или трех, собранных во имя Его, Он имеет в виду тех, для кого все то, что говорит "Его имя", является истинным основанием их единения. Они не только собраны во Имя Его, т.е. они не только в Его силе, как Его представители, собраны, что само по себе также верно, но имя Его является центральным пунктом их собраний. Побудительной причиной и целью их собраний является то, чтобы иметь ЕГО посреди себя.
Действительно ли это так, дорогие мои братья и сестры? Является ли ЕГО Имя, является ли Он Сам единственным центром наших собраний? Это вопрос, испытывающий всех нас. Бог не хочет, чтобы мы собирались во имя человека. Ни один вождь или проповедник не должен объединять нас. Также не соответствует Его воле, когда определенное учение, каким бы верным оно ни было, собирает нас вместе. Бог хочет нас собрать вокруг имени Своего Сына, вокруг Его Божественной Личности. Поэтому мы читаем в Слове Его такие драгоценные выражения как: "приступая к Нему (к Господу)..." (1 Пет. 2,4), и: "выйдем к Нему за стан" (Евр. 13,13). Дух Святой всегда ведет нас к драгоценному имени Господа Иисуса, а не к человеческим именам или безжизненным организациям.
Но мы должны еще спросить себя, что включает в себя выражение "Его имя". "Имя" многократно используется в Писании, чтобы показать, что представляет из себя Личность, носящая его. "Имя" означает "откровение", "проявление" себя. Особенно это верно в отношении Бога. Так, уже в Ветхом Завете Бог открывает Себя под различными именами, как, например: "Иегова" - вечно Сущий, "Адонай" - Господь, "Шаддай" - Всемогущий. Когда теперь Господь Иисус говорит о Своем имени, то Он имеет в виду все то, что Он в Новом Завете открыл о Себе, что касается Его благословенной Личности и совершенного Им дела. Это имеет прямое отношение к нашим собраниям, о чем мы порою склонны забывать, и о чем я намерен напомнить моим верующим читателям.
Невозможно, чтобы с именем Его мы соединились с каким-либо злом или ложью! Если мы в собраниях наших терпели зло в учении или практике, то мы не были собраны вокруг Его имени, если мы допускаем извращенное учение о Личности Христа и Его деле, то невозможно, чтобы Господь санкционировал это зло Своим присутствием в нашей среде. Лжехристос не есть Христос! Где не держатся всего учения Писания о Личности Его и Его деле, там не собраны "к имени Его", там Он не может присутствовать. "Его имя" исключает грех и мир, исключает все то, что отвергает истину, которую это имя открывает.
Невозможно также, чтобы с именем Его мы связывали дух сектанства! Если мы воистину собраны во имя Его, мы вмещаем в сердце наше всех тех, кто принадлежит Ему, кто является членами Его тела. Господь Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино (Иоан. 11,52), и если мы собраны не в единстве тела Христова, если мы в сердце наше не вмещаем всех тех, кто так дорог Ему, мы не собраны во имя Его. Если мы, к примеру, безупречного верующего, имеющего доброе свидетельство в отношении своего образа жизни и учения, не допускаем к общению в вечере Господней лишь потому, что он еще не достиг глубокого понимания Слова Божьего или потому, что нам не нравится его личность или его характер, то мы поступаем не по духу Христову. Мы должны постоянно помнить слова Рим. 15,7: "Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию". Кто не собирает с Ним, тот расточает (Лук. 11,23).
Но не наполнит ли нас, если мы действительно встанем на почву единства тела Христова, чувство печали и стыда по причине разобщенности детей Его? Возможно ли вмещать в своем сердце всех детей Божиих без того, чтобы не чувствовать боли от того, что они находятся в таком разделенном состоянии? Как часто с внутренним волнением пел я слова песни:
Совершенно разделенные стоят святые
Господь Иисус, приди!
Нет больше единства,
Господь Иисус, приди!
Коварство сатаны рассеяло их,
Грех и мир обольстили сердца многих.
О, как бесславится Имя Твое!
Господь Иисус, приди!
Я думаю, что собрания во имя Его должны быть неразрывно связаны с сердечными переживаниями о недостатке единства в народе Его и бесчестии Его превознесенного имени, если только мы не хотим превратиться в одну из сект.
Но быть собранными во имя Его означает еще нечто, а именно: практическое признание того факта, что Он является Господом. Дух Святой постоянно ведет нас к тбму, чтобы мы Его исповедывали Господом Своим, Ему предоставляли первое место (1 Кор. 12,3) - и это не только в нашей личной жизни, но и в наших собраниях. Он является Господом Своих учеников, Господом Своих рабов, Господом Своей вечери. Он - Сын в доме Божием. Он - глава тела, Церкви. И, когда мы собираемся вместе, Он должен иметь возможность определять, что будет здесь происходить. Там же, где руководят люди, где человеческие установления препятствуют действию Духа Святого, Который хотел бы "разделять каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12,11) - там не собраны во имя Его. Господь никогда не согласится с тем, что Его права похищены, никогда не соединится с теми, которые не предоставляют Ему первого места. Уже Ефесянам Он вынужден был строго сказать: "Имею против тебя..." (Отк. 2,4). О верующих же в Филадельфии он мог отозваться с одобрением: "Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Отк. 3,8). О, если бы Он мог сказать так обо мне и о тебе!
Божественная Личность и присутствие
После того, как Господь показал нам, так сказать, условия для великих благословений и сказал о собрании "во имя Его", следующие Его слова показывают нам само благословение: "... там Я посреди них".
Несомненно, каждый читатель согласится со мной, что Господь Иисус говорит то, что Он думает. Он говорит: "Там Я посреди них". Он не хочет этим сказать, что Дух Святой будет там. Конечно, Дух Святой присутствует, когда мы собраны во имя Господа - ведь Он живет в Церкви. Мы это уже видели. Точно так же ясно, что мы ничем Божественным, в том числе и присутствием Господа, не можем пользоваться без Духа Святого. Он является силой в нас, и через Него имеем мы общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. Но здесь Господь Иисус говорит не о присутствии Духа Святого, а о Своем собственном, личном присутствии.
Настолько неизмеримо велико это благословение, о котором говорит Господь, так велика важность его, что даже дети Божий пытаются как-то по-другому объяснить это. Так, например, утверждают, что Он говорит здесь исключительно о Духе Божием. Нет! Он Сам лично будет присутствовать там, где собраны подобным образом. "Там Я" - это Он Сам. Конечно, Господь присутствует не телесно, но в Духе. Но я утверждаю, что Он говорит о Своем личном присутствии. В следующей главе мы увидим Его, воскресшего, посреди Его учеников, и нам станет еще яснее, почему так важно различать это: Он является Господом Иисусом, Сыном живого Бога, Который умер за нас, поэтому Дух Святой не является в той же степени предметом нашей привязанности, что и Спаситель. Отец и Сын - они являются предметами нашей привязанности, а Дух Святой есть сила этой привязанности.
Когда Господь выразил это обетование, еще не существовало Церкви, еще не было собраний во имя Его. Еще Он, как живой Спаситель, присутствовал в их среде, но Он скоро отдаст Свою драгоценную жизнь за них, чтобы в воскресении опять принять ее и возвратиться к Отцу. С небес будет Он созидать Свою Церковь (что началось в день Пятидесятницы через сошествие Духа Святого), и, когда затем ученики Его будут собираться во имя Его, Он лично будет приходить к ним - как Воскресший и прославленный Господь. Чудная милость, даруемая и сегодня двум или трем! Ощущать Его личное присутствие в собраниях - это самое возвышенное чувство, какое человек может испытать на земле. Только вера может воспользоваться этим благословением, как и вообще всякое благословение, всякая Божественная истина воспринимается только верою и в силе Духа.
То, что Господь присутствует и с каждым в отдельности в его обстоятельствах, выразил еще Давид в 22-м Псалме: "Потому что Ты со Мною" (ст. 4). Драгоценное утешение для тех, кто должен идти долиной смертной тени! Они не идут одни. В любом положении они могут утверждать: Он со мною. Как много душ нашло утешение в словах воскресщего Господа, которыми заканчивается Евангелие от Матфея: "И се, Я с вами во все дни до скончания века". И сколько верующих всех веков нашли для себя подкрепление в словах, записанных в поел. Евреям 13 гл.: "Не оставлю тебя и не покину тебя",- так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
Не ощущает ли служитель Господа в своем трудном, самоотверженном служении особую близость Господа, и, подобно Павлу, не слышит ли и он порою: "Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою" (Деян. 18,9-10)? Именно так! Дух Святой, живущий в нас, так близко подводит нас ко Христу, что мы можем ощущать Его и Его близость.
И, однако, личное присутствие Господа посреди тех, кто собраны во имя Его, представляет из себя еще большее благословение, чем только что описанное. Ибо здесь Он присутствует как Личность, как Один из них, что мы сейчас и увидим. Этого нельзя пережить, находясь в одиночестве.
Божественный Центр
Представим перед собой еще раз весь этот драгоценный стих и обратим наше особое внимание на последние два слова: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я ПОСРЕДИ НИХ"
(примечание переводчика: в немецком переводе это звучит так: "... там Я в центре их").
В некоторых переводах Библии вторая часть предложения передана как: "там Я среди них". Я же, однако, убежден, что используемый мною "Elberfelder" перевод Библии лучше, точнее. Я поясню, почему я так думаю. По-гречески понятие "посреди них" передано выражением "en meso auton". Mesos - это имя прилагательное и само по себе означает "находящийся в среде", "посредине". Оно является здесь главным словом и употреблено в дательном падеже за предлогом "en" - "в". Третье слово "auton" является множественным числом личного местоимения "они", употребленного в родительном падеже. "Таким образом, все это выражение означает: "в центре их". То, что слова "en meso", предшествующие слову в родит, падеже, означают не только "посреди", но и "в центре их", могут подтвердить некоторые примеры из Писания.
Уже иудейские переводчики Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) употребляли выражение "en meso" в вышеназванном смысле, когда они Быт. 2,9 перевели на греческий так: "и дерево жизни посреди рая". Это дерево жизни "посреди" (в центре) мы снова встречаем на последней странице Библии, и снова здесь употреблено то же выражение: "Среди (en meso) улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни" (Отк. 22,2).
Когда апостол Иоанн в 8-й главе своего Евангелия описывает сцену с женщиной, взятой в прелюбодеянии, он дважды употребляет это выражение "en meso". Сначала в 3-м стихе: "Книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставивши ее посреди..." С неумолимой строгостью указали они ей ее место - не где-то среди них, но "en meso" - посреди (в середине). И когда Спаситель сказал: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" и опять, наклонившись, писал на земле, автор, продолжая свой рассказ, вторично употребляет это же выражение: "Они же, услышавши то,... стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди" (ст. 9). Женщина все еще стояла посреди сцены, хотя, кроме Иисуса, там никого больше не было. Она не могла теперь стоять "среди них". Когда же Иоанн хочет сказать: "среди вас", как, например, в 1-й главе ст. 26, то он употребляет несколько другое выражение (mesos hymon): "Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете". Также и в Мат. 13,25 стоит другой оборот: "... пришел враг его и посеял между (ana meson) пшеницею плевелы".
И, конечно, не случайно в 18-й главе Матфея дважды употреблено это выражение "en meso auton" в смысле, как я уверен, "посреди" (в центре). Кроме нашего текста, мы читаем уже во 2-м стихе: "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них". Спаситель поставил дитя не где-то "среди них", так что, возможно, и нелегко понять, где он, собственно говоря, находится; но он ставит его так, чтобы каждый из учеников мог увидеть его, а, именно, посреди них (в середину). Вообще нет никакого основания в 20-м стихе употреблять такое расплывчатое выражение, как "среди них". Нет, так же реально, как Господь Иисус "поставил дитя посреди учеников, точно так и Он Сам находится посреди (в центре) тех, кто собраны во имя Его.
Для меня нет ни малейшего сомнения, что Господь Иисус вышеупомянутым словом представляет Себя в качестве Божественного Центра. Он не только присутствует среди них как Один из них, но Он является центральной Личностью. Если Господь Иисус лично присутствует, то, естественно, Он является живым Центром собрания. Все в таком собрании направлено к Нему, и от Него исходит все то, что является благом. Еще раз хочу я спросить: является ли это действительно нашим опытом? Если мы даже милостью Божией встали на эту почву - действительно ли все в нашем собрании направлено к Нему? Осуществляем ли мы на практике, что Он находится посреди нас и что все исходит от Него? Предоставляем ли мы подобающее Ему центральное место? "Там Я ПОСРЕДИ НИХ". Возлюбленные, действительно ли мы верим в это? Переживаем ли мы личную встречу с Ним, когда мы собраны вместе? Или мы уходим из собрания такими же, как и пришли?
"Там Я посреди них" - это не только драгоценное обетование, но и живая действительность. Вере довольно этого. Иметь Его посреди - этого достаточно во всех обстоятельствах. Если Он, Господь учеников Своих, глава Тела, лично присутствует посреди собравшихся, то мы не нуждаемся ни в каком другом президенте или председателе. Тогда лишь Он, Которому принадлежит вся власть, руководит всем и все направляет. Да, иметь другого руководителя означало бы прямое отрицание Его Божественного присутствия. "Мы чувствуем себя в Его руках гораздо безопаснее, чем в руках самого лучшего человеческого президента", - заметил как-то один уважаемый служитель Божий. И действительно, мы вполне можем доверять Ему. Он будет содержать Свой дом в порядке и посредством Своего Духа все направлять и действовать, как Он хочет. "Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых" (1 Кор. 14,33). Будем же стремиться к тому, чтобы нам действительно собираться во имя Его, чтобы взоры всех нас снова и снова были направлены на Него! Будем стремиться к тому, чтобы нам не угашать Духа Святого (1 Фес. 5,19), который действует в собравшихся и постоянно желает направлять их к прославлению находящегося посреди их Господа! Плоть не пользует нимало.
Но от Него как живого Центра не только исходит всякое руководство и порядок, но и всякое благословение. В следующей главе мы увидим Его в горнице посреди Своих учеников, показывающего им "руки и ноги Свои": когда мы собраны вокруг Него, Он побуждает нас заниматься Им и Его любовью. Евреям 2,12 показывает нам Его посреди Церкви, как Он начинает хвалебное пение верующих и руководит им: "Посреди церкви воспою Тебя". Чудная милость! Он ведет нас к поклонению Своему Богу и Отцу и вводит нас в те же отношения со Своим Отцом, которыми наслаждается Он Сам. (Иоан. 17,26). Об этом мы еще поговорим подробнее. И затем Он, назидает нас также и через "служение Слова": каждый получает что-то от Его Слова (Втор. 33,3). И этим вопросом позже мы еще займемся подробнее.
Я хотел бы закончить эту главу указанием на то, что точно такое же выражение "ПОСРЕДИ НИХ" (en meso auton) встречается и в Лук. 24,36, где Он, воскресший, является посреди Своих учеников: "Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал ПОСРЕДИ НИХ и сказал им: мир вам". В то время Он в Своем воскресшем теле лично был посреди их ("... это - Я Сам"), и они могли видеть и осязать Его. Хотя мы его сегодня не можем видеть, однако, Он точно также в действительности, лично посреди тех, которые собраны во имя Его. Поистине это неизмеримое благословение! Большего не имели даже первые христиане. И к чему мы все-таки еще стремимся - это Его, как "Агнца как бы закланного", посреди престола увидеть (Отк. 5,6) - Того, Кто однажды был распят за нас посреди разбойников.
Далее: ГЛАВА 7: Мы видели Господа
Четыре явления Господа. В КАКОЙ ДЕНЬ они были собраны? ЧТО собрало учеников? КТО был собран? КАК были ученики собраны? Иисус пришел и стал посреди. Воскресшее Тело. Приветствие Господа. Раны Господа. Радость. Поручение Господа. Жизнь в воскресении. «Административное прощение грехов». Вывод
Назад: ГЛАВА 5. Церковь как Невеста Христа
Земная невеста. Драгоценная жемчужина. Сердечные отношения. Брак Агнца. Новый Иерусалим. Дух и невеста
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|