|
|
|
Кристиан Брим. "Там Я посреди них"
I. ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВОГО
Глава 2. Церковь, как Тело Христово
После того как в первой главе мы (во всяком случае, я надеюсь на это) сделали добросовестный обзор действий Божиих в различные периоды, и коснулись происхождения, сущности и назначения Церкви Божией, я хотел бы, прежде чем мы перейдем к нашему основному предмету, к Собранию во Имя Его, Церкви Его, коснуться несколько подробней различных особенностей Церкви, как они изображены нам в Священном Писании посредством четырех символов.
Когда Бог использует определенные образы для того, чтобы пояснить нам Свои планы, то эти образы, в отличие от наших сравнений, в высшей степени точны и верны, полны Божественной мудрости, и сравнения Его всегда удачны. Но мы не должны, как это порою бывает, смешивать друг с другом те различные образы, которые Бог рисует нам, чтобы дать соответствующее поучение о том или ином предмете. Тело не есть дом, светильник не есть невеста. Это та же самая Церковь, но, по мере надобности, она рассматривается в различных аспектах. Так, Писание никогда не говорит о членах Церкви, но о членах Тела Христова. Возьмем еще и другой пример, чтобы в этом вопросе была полная ясность, так как некоторые думают, что, если Церковь является Телом Христовым, она не может в то же время быть Его Невестой. Верующий имеет в Священном Писании самые различные названия. Он является дитем Божиим, сыном Божиим, он святой, он ученик Господа и т.д. Но дитя - это не тоже самое, что сын, и святой, и не то же самое, что ученик. Речь может идти об одной и той же личности, но имеющей различные особенности. Чтобы понять преимущества и ответственность той или иной личности, необходимо усвоить то положение, в котором Бог видит ее. Так обстоит дело и с Церковью. Она занимает различное положение по отношению к Богу и Его Сыну, и чтобы нам сделать понятными эти духовные отношения, Бог использует различные символы, или образные обозначения.
В целом ряде мест Нового Завета Церковь представлена как Тело Христово. На примере человеческого тела Дух Святой желает указать нам на внутреннее единство и соединение друг с другом. Что представляет из себя наше тело? В общем смысле, мы под телом подразумеваем каждую его часть, кроме головы. Но тело без головы немыслимо, так же как и голова без тела. Таким образом, в образе Тела Христова Церковь изображена в ее Божественном соединении, в ее чудной единосущности с ее Главою на небесах, со Христом. Мы уже видели это при рассмотрении 2-й гл. послания Ефесянам.
Что не образует Тела?
Благодаря чему образовалось Тело Христово? Для того, чтобы понять какой-то вопрос, порою бывает полезно уяснить себе, чем он не является. Поэтому мы немного поразмышляем о том, чем это соединение не достигается, так как это проливает свет на рассматриваемый нами предмет:
1) Не через личную веру человека. Конечно, вера является непременным условием для участия в этом благословении. Но вера по своему характеру - это глубоко личное дело, и она не соединяет. Вера, как мы уже видели, была и в прежние периоды, но Тела Христова еще не было.
2) Не через принятие новой жизни. Божественную жизнь в себе имели и ветхозаветные верующие, а также ученики Господа до Его смерти и воскресения. Но, однако, Церковь Божия, Тело Христово, в то время еще не образовалось.
3) Не через воплощение Христа. Это совершенно ошибочная мысль, что Господь Иисус через свое воплощение соединился с падшим человечеством, отождествился с ним. Будучи человеком, Он был, по свидетельству Иоан. 12,24, истинным пшеничным зерном, и как таковое Он был Один: Он не сделался одно с нами в нашем падшем состоянии.
Божественные предпосылки к образованию Тела
Прежде чем могла возникнуть Церковь, Господь Иисус должен был вкусить смерть. Истинное пшеничное зерно должно было пасть в землю и умереть. Воскресив Христа из мертвых, Бог тем самым подтвердил, что Он вполне удовлетворен делом, совершенным Его Сыном. В продолжение последующих сорока дней, в которые Господь Иисус являл Себя Своим ученикам живым со многими верными доказательствами, говоря о Царствии Божием (Деян. 1,3), Духа Святого еще не было на земле, как мы читаем в Иоан. 7,39: "Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен". Лишь когда Господь Иисус был взят на небо и увенчан славою и честью, Он послал обетование Отца, т.е. Духа Святого, на учеников Своих. Как мы уже видели, это произошло в день Пятидесятницы. Это был момент рождения Церкви: через сошествие Духа Святого было образовано Тело Христово, это чудное единство. Именно об этом говорит нам 1 Кор. 12,13 - место, которое мы сейчас рассмотрим подробнее.
Говоря о предпосылках к образованию Тела и установив, что только через воплощение Христа, каким бы непостижимым для нас оно ни было, это Тело не могло образоваться, мы должны добавить, что воплощение нашего Господа, конечно же, было важнейшей предпосылкой: если бы Он оставался в славе Своей как Бог, никогда не могло бы иметь места соединения с Ним. Лишь крещение Духом Святым (согласно учению 1 Кор. 12) соединило отдельных верующих в одно Тело. Подведем вкратце итоги сказанному:
1) Тела не могло быть, пока Христос, Глава, был на небе.
2) Церковь не могла возникнуть раньше, чем совершилось крещение Духом Святым в день Пятидесятницы.
Упоминание в четырех посланиях
В Деяниях Апостолов, в этом вдохновенном описании ранней Церкви, мы еще не находим учения о Теле Христовом. Но в главе 9-й, в описании обращения Савла, мы встречаем ценное указание на эту чудную истину: в словах "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?" (Он не спросил: что ты гонишь Моих учеников?) Господь чудным образом отождествляет Себя со Своими учениками.
В то время, как Савл гнал Его народ, он гнал Его Самого. Самой формой Своего вопроса Он подчеркивает ту истину, что святые Его на земле являются частью Его Самого. Учение о Церкви, как Теле Христовом, дано нам в четырех новозаветных посланиях ап. Павла: к Римлянам, в 1 посл. к Коринфянам, и в посланиях к Ефесянам и Колоссянам. В то время как в послании к Ефесянам мы находим Церковь более в связи с ее вечным предназначением, согласно промысла Божьего, и связанным с ним ее чудным положением во Христе, то в послании к Колоссянам нам более представлена слава Главы ее на небесах. В этом есть воля Божия, чтобы внутренняя слава Главы была в настоящее время отражена здесь, на земле, в Теле. Поэтому Апостол, описывая здесь славу этой "тайны", употребляет замечательное выражение, которое является ключевым словом всего послания: "которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол. 1,27). Первое и очень простое, но для нашего предмета весьма важное упоминание Тела Христова мы находим в Рим. 12,4-5, к которому мы коротко и обратимся:
"Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены".
Вполне понятная картина! Так же как мы в нашем теле имеем много членов, и эти члены в совокупности составляют одно тело, так и мы, верующие, являемся членами друг другу, а вместе составляем одно тело во Христе. МЫ - имеются в виду все истинные христиане. И так же как члены нашего природного тела должны выполнять различные функции, так и члены тела Христова имеют различные дарования. Мы в одной из последующих глав еще возвратимся к этому важному пункту, когда мы займемся дарами, которые Господь дал Своей Церкви, людям (Еф. 4,8).
Таким образом, основной мыслью этого места послания к Римлянам является соединение верующих друг с другом: я не могу обойтись без тебя, а ты без меня. Соединяющие узы - это не учение, не какое-либо исповедание веры, а Дух Святой, как мы сейчас и увидим.
Крестились в ОДНО тело
Вторично истину об одном теле, если не считать краткого упоминания о нем в связи с вечерей Господней в 10-й главе, мы встречаем в 1 Кор. 12,12-13:
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом".
Изображая единство верующих со всеми их особенностями и разнообразием, Павел снова использует здесь образ человеческого тела. Так же как природное тело состоит из многих и разных членов, образующих один организм, так и Церковь представляет из себя одно гармоничное целое, органическое единство, действующее посредством различных даров, которые разделяет Дух, как Ему угодно. К этим дарам мы перейдем, как уже было сказано, в одной из последующих глав. Связь между Главою и Телом является такой глубокой, что Христос и Церковь названы здесь одним словом - Христос: "так и Христос". Мы бы не осмелились выразиться так, но сказали бы: "так и Церковь". Чудная милость Божия! Бог смотрит на Христа и Церковь как на одного человека, который, хотя и имеет много членов, представляет из себя совершенное единство. Церковь соединена с Ним, и это произошло благодаря тому, что "все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом". В этом теле прекращаются все религиозные общественные различия. Христос является "все во всем" (Кол. 3,11).
Крещение одним Духом не означает получение Божественной жизни. Это крещение, как мы уже видели, было даровано не тем, которые, пребывая в неверии, были мертвыми, но уже ожившим. Дух Святой, которого Бог послал в день Пятидесятницы на эту землю как ответ на совершенное Сыном Его дело искупления, соединил истинных верующих со Христом во славе и соединил их друг с другом. Что же, таким образом, сделало верующих членами Тела Христова? Крещение Духом Святым! Не водное крещение, ибо оно представляет из себя сугубо личное дело ("и да крестится каждый из вас" Деян. 238). Оно является погребением и совершается в смерть Его (Рим. 6,2-4).
Существует ли различие между "быть крещенными одним духом" и "быть напоенными одним Духом"? Что означают эти выражения? Я осмелюсь предложить следующее объяснение: "Одним Духом" означает, вероятно, Божественное влияние, которое проявляется при таинственном событии - "крещении Духом Святым" (хотя, конечно, Дух Святой является Богом, Личностью Божества). "В одно тело" указывает на результат, который достигается этим. "Быть напоенным одним Духом" указывает, на мой взгляд, тот путь, тот способ, которым достигается этот результат. Греческое слово potizo означает пить, давать пить. Таким образом, выражение: "И все напоены одним Духом" означает: мы все имеем возможность пить этот Дух, Дух Святой. Я не думаю, что здесь имеется в виду только возбуждение от того или иного понимания, но считаю, что речь здесь идет о личном принятии Духа Святого. Возможно, здесь содержится намек на Иоан. 7,37-39 - стихи, на которые мы уже обращали внимание. Следствием сказанного там были реки воды живой, текущие из чрева отдельных верующих. Здесь же, отдельные верующие, вследствие личного принятия Духа Святого, соединяются в одно тело - Тело Христово.
13-й стих 1 посл. к Коринфянам 12 главы представляет из себя категорическое утверждение, которое стоит в прошедшем времени и говорит о событии, совершившемся в прошлом: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом." Это говорит о том, что крещение Духом не повторяется каждый день. Тело не образуется снова и снова. То, о чем говорил Господь Иисус в Деян. 1,5, исполнилось в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.). Вначале Церковь составляли только верующие из иудеев. В Деян. 8 и 10 к ним присоединились верующие самаряне и язычники. Тело Христово лишь тогда приняло предначертанную ему законченную форму, когда и верующие из язычников были включены в это единство. Поэтому Апостол говорит: "Иудеи и Еллины". Но это последующее присоединение к Телу Христову нигде в Священном Писании не названо "крещением Духом Святым", но запечатлением или помазанием (2 Кор. 1,21-22; Еф. 1,13-14; 4,30; 1 Иоан. 2,20). Тот, кто сегодня, в это время благодати, верою основывается на совершенном Христом деле искупления, получает Духа Святого, Который запечатлевает или помазывает его. Это тот же Самый Дух Святой. И благодаря тому, что Бог Дух Святой живет теперь в теле верующего, как в храме (1 Кор. 6,19), он становится членом Тела Христова. О какое это высокое положение!
Подтвердим некоторыми примерами из Деян. тот факт, что Писание, говоря о присоединении к Церкви отдельных верующих после дня Пятидесятницы, избегает выражения "крещение Духом Святым":
"... покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов - и получите дар Святого Духа" (гл. 2,38).
"... которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во Имя Господа Иисуса" (гл. 8,15-16).
"Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех слушавших слово" (гл. 10,44).
Я старался показать, что крещение Духом Святым было разовым событием, благодаря которому на земле было образовано Тело Христово, и что верующие последующих дней делаются участниками этих благословений через личное принятие Духа Святого. Может быть, для лучшего уяснения этой истины будет полезным пример, которым нередко пользовался уже давно отошедший в вечность один из служителей Божиих.
Представим себе прекрасный летний день и пруд, при полном отсутствии малейшего ветерка. Этот пруд по краям порос тростником, который местами достигает середины его. Бросим в середину пруда булыжник. Он погрузится на дно, а на поверхности воды возникнут кругообразные, расходящиеся в стороны волны. Этот бросок камня соответствует дню Пятидесятницы, а возникшие при этом волны представляют ту маленькую группу в горнице, числом сто двадцать.
Круги от брошенного камня быстро распространяются и вскоре достигают ближайшего тростника, включая в себя и его. И в то время как эти кругообразные волны распространяются все дальше и дальше и, наконец, достигают берега, они включают в себя все больше тростника, пока, наконец, весь тростник не окажется захваченным ими. Точно так каждая душа, которая через веру в Христа получает спасение и запечатлевается Духом Святым, делается участницей в крещении Духом Святым. Это не означает каждый раз нового крещения, но все запечатленные имеют часть в этом благословении, они принадлежат к этому чудному единству.
Тело Христово в его временном аспекте
Теперь время обратить внимание на то, что истина о Теле Христовом представлена нам в Писании в трех аспектах: временном, местном и вечном.
При рассмотрении 1 Коринфянам 12 гл. мы уже видели, что все верующие вместе образуют Тело Христово. Но теперь я делаю важное дополнение: имеются в виду все верующие, которые в каждый данный момент в период между Пятидесятницей и восхищением живут на земле. Апостол, по смыслу 1 Кор. 12 гл, не имеет в виду, что одна часть тела пребывает на небе, а другая на земле. То, что он говорит о живых верующих, а не об отошедших в вечность, находящихся в раю братьях и сестрах, ясно видно из ст. 26: "Страдает ли один член, страдают с ним все члены". Ведь на небе ни один член больше не страдает. Усопшие, в этом смысле, не принадлежат к Телу Христову на земле, подобно как находящиеся в отпуске или в запасе солдаты не принадлежат к действующей части. Ведь тело, которое, как мы помним, было храмом Духа Святого, теперь лежит в могиле и подвержено тлению. Благодаря тому, что тело верующего было жилищем Духа Святого, он сделался членом Тела Христова, но теперь эта хижина "разрушена" (2 Кор. 5,1)*. Конечно, все усопшие во время благодати, которые ныне находятся как бы в "резерве", в день "всеобщей мобилизации" в полном составе примут в ней участие. Когда Господь Иисус вернется, чтобы взять Свою Невесту, все они будут принадлежать к Телу Христову в его вечном аспекте. Но когда Тело Христово представлено на земле, усопшие не являются его частью. Не было такого момента во время нахождения на земле Тела Христова, чтобы в нем недоставало какого-либо члена. Тело с недостающими членами, или, если можно так выразиться, покалеченное тело, не имеет основания в учении Писания о Церкви Божией. Поэтому нам не нужно молиться, чтобы Господь к Телу Своему еще "добавил членов". Тело, по замыслу Божию, всегда гармонично и совершенно. Писание ясно учит, что оно растет возрастом Божиим и действует, к чему оно не было бы способно, если бы в нем отсутствовали некоторые члены. Поэтому Писание всегда говорит о членах тела, о всяких взаимно скрепляющих связях лишь представляя тело как нечто целое, неразрывное.
* Во избежание ошибочных мыслей необходимо добавить, что верующие, умирая, не теряют Духа Святого, как бы не имея больше никакой связи с ним. Слова Господа Иисуса в Иоан. 14,16-17, говорят скорее о противоположном: Он пребудет с ними вовек.
"Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и скрепляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4,15-16).
"И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол. 2,19).
Таким образом, рассматривание тела с этой стороны мы можем назвать его временным аспектом, который показывает нам, чем является Тело Христово в настоящее время и как должны представлять его верующие в это время.
Эта сторона имеет огромное значение не только в связи с истинной сущностью Тела Христова в каждый момент его существования на земле, но и глубоко касается практической церковной жизни: Писание не знает независимых друг от друга поместных церквей. Фактом существования поместных церквей мы сейчас займемся. Но они не являются независимыми друг от друга, потому что все вместе они образуют одно Тело Христово на земле. Там, где тело находит свое видимое выражение, оно растет возрастом Божиим. Все живые верующие принадлежат к этому Телу Христову. Все это Тело растет благодаря тому, что отдельные верующие, подобно составам и связям, выполняют данные им, Главою, функции. Ни один член не может сказать другому: "Ты мне не нужен". Я не могу обойтись без тебя, а ты без меня. И если ты живешь на Северном полюсе, а я на Южном, то это, в принципе, ничего не меняет. Настолько мы - одно тело во Христе. Именно об этом говорит 1 Кор. 12 глава. И если отдельный член не может сказать другому: "Ты мне не нужен" (1 Кор. 12,21), тем более поместная церковь не может сказать о другой, что она не нуждается в ней!
Независимость - это не Божий принцип. Бог нас, как членов, сделал зависимыми от Христа, Главы тела, и Он же сделал нас зависимыми друг от друга. И в Божьем порядке мироздания мы также не видим принципа независимости, ибо Он Сам доровал "всему жизнь и дыхание и все" (Деян. 17,25). Претендовать в духовных вопросах на независимость означает, в конечном итоге, ничто иное, как свободомыслие и своеволие.
Мысль, что одна поместная община может действовать по другим принципам, чем другая, совершенно не согласуется ни с буквой, ни с духом Священного Писания. Когда Апостол Павел был употреблен Богом, чтобы описать порядок в Церкви (и как раз в его первом послании к Коринфянам мы читаем это), он пишет не только "Церкви Божией, находящейся в Коринфе," но также и "всем призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте", как их, так и нашего Господа (1 Кор. 1,2). То, что он написал верующим в Коринфе, относится к каждому, исповедующему Христа как Господа, к какой бы поместной церкви он ни принадлежал. Когда Апостол послал к Коринфянам своего возлюбленного сына Тимофея, чтобы он напомнил им о его путях во Христе Иисусе, он затем добавляет: "Как я учу везде во всякой церкви" (гл. 4,17). Когда в 7-й главе он касается отношений между мужчиной и женщиной, он заканчивает свое наставление словами: "Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал; так я повелеваю по всем церквам" (ст. 17). И то, что Апостол установил в церквах Галатийских, касается и Коринфян, и нас сегодня (гл. 16,1).
Все это говорит нам о том, что никакой независимости между верующими, живущими в различных местах, нет и быть не может. Это было бы полным отрицанием истины о едином Теле Христовом на земле. Если мы коснемся "связывания и разрешения" (Мат. 18,18) со стороны Церкви, мы найдем, что решение поместной церкви обязательно для всего тела на земле. Если они признаются небом, не должны ли они тем более признаваться и иметь силу на всяком месте на земле, где собираются верующие в единстве Духа? Разве "внутренние", о которых говорится в 1 Кор. 5,12, относятся только к поместной Церкви? Не более ли, напротив ко всем, находящимся вне ее в этом мире? И дары в Еф. 4: Апостолы, пророки, Евангелисты, пастыри и учителя - не всему ли телу дал их Христос? Нет, Писание ничего не знает о союзе (конференции) поместных общин, в котором каждая совершенно автономна. Будем держаться того, что сказано нам в Еф. 4,4: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания." Бог хочет, чтобы мы "старались сохранять единство духа в союзе мира" (ст. 3). О том, что это значит, мы будем говорить в конце книги. Теперь же со всей настойчивостью мы подчеркнем еще раз: отрицание Тела Христова, в его временном аспекте, обязательно ведет к небиблейским принципам и практике, которые обесчестят Главу Тела, Христа, и причинят много вреда детям Божиим.
Тело Христово в определенной местности
Я уже не раз употреблял выражение поместная церковь. Теперь мы хотели бы ближе подойти к этой стороне Тела Христова. В конце 12-й главы первого посл. Коринфянам находится один весьма важный для нашей темы стих: "И вы - Тело Христово, а порознь - члены" (ст. 27).
Апостол, имея в виду всех верующих на земле, говорил о теле, о его членах и о разнообразных функциях, которые они выполняют для пользы всего тела. (ст. 14-26). И вдруг он неожиданно говорит: "Вы - Тело Христово". Кого он имеет в виду, говоря "вы"? Повидимому верующих в Коринфе, как видно из обращений в обоих посланиях к язычникам в Коринфе (1 Кор. 1,2; 2 Кор. 1,1). Они не просто как верующие христиане жили в той местности, но они образовали поместную церковь Божию в Коринфе, и она также представляла из себя выражение великой истины, единого тела.
Таким образом, мы видим здесь Тело Христово в его местном аспекте. Это тоже весьма важная сторона, когда речь идет о том, чтобы показать, что представляет из себя единое тело и совокупность нас как членов Его Тела. Богу угодно, чтобы Тело Христово было видимо в той или иной местности на земле. В этом смысле верующие в Коринфе представляли из себя Тело Христово в Коринфе. Это не означало, что верующие других мест были вне этого Тела, но, как поместная церковь, они имели в себе признаки Тела Христова и должны были проявлять их в своей местности.
Бог еще и сегодня хочет видеть это в каждой поместной церкви. Сознают ли это дети Божьи или нет, но Бог на всех верующих в каждой местности смотрит как на Тело Христово там, т.е. как на проявление Тела Христова в данной местности. Это их преимущество и в то же время - великая ответственность, чтобы трудиться в своей местности для Христа и действовать в соответствии с принципом единства Его Тела. Существует только одно Тело, также как и только лишь одна Глава - Христос. Всякая независимость исключена. Каждый истинный христианин уже теперь сознает, как важны эти принципы для каждой поместной совокупности верующих. Конечно, Церковь сегодня находится в состоянии разорения, и ни одна группа верующих в той или иной местности не может утверждать, что именно она представляет из себя Тело Христово. Но и во времена упадка Бог не дает нам других принципов для наших действий. Мы призваны как тогда, так и теперь - проводить в жизнь эти принципы единства Тела и решительно отклонять все то, что противоречит великой истине единого Тела. Да дарует Бог милость Свою и да благословит Он эту книгу!
Тайна Его воли
В конце первой главы послания к Ефесянам Тело Христово представлено нам в Его вечном аспекте, или, говоря иначе, что представляет оно собой по Замыслу Божьему. Но прежде чем мы ближе займемся этой, в высшей степени драгоценной стороной Церкви, нам важно уяснить себе, что намеревался Бог сделать "для устроения полноты времен", т.е. для времени Тысячелетнего Царства. Это намерение Божие в отношении Христа и Его Церкви в этот последний период названо в 9-м стихе "тайной его воли". Ее высшим выражением является то, чтобы "все земное и небесное соединить под главою Христом". Т.е. воля Божия состоит в том, чтобы Христос, как прославленный Человек, стал царствовать над всей вселенной. Это первая, основная часть этой тайны. Вторая, зависящая от нее часть заключается в ст. 11-14. Верующие периода благодати имеют в Нем наследство, состоящее в том, что они будут царствовать вместе с Ним. В Тысячелетнем Царстве Христос будет иметь обсолютную власть над небом и землею, которые уже не будут больше отдельными царствами, но будут составлять единое целое. Он будет царствовать над всем, а не только над Своей Церковью: она будет царствовать вместе с Ним.
Церковь уже здесь имеет великое преимущество и неизмеримое блаженство, что она соединена со Христом с того момента, как она стала принадлежать Ему и, что она сокрыта во Христе. Какими благословениями может пользоваться Церковь! Да, она тоже оказалась несостоятельной в деле свидетельства Божьего на земле, как и человек, во все периоды своего существования. Мы уже видели это при рассматривании семи периодов в 1-й главе. Но при полноте времен, в седьмом периоде, Христос будет царствовать как истинный Человек, и все намерения Божий исполнятся - именно там, где имя Божие было так обесчещено людьми. В Тысячелетнем Царстве Христа все творение будет принимать участие в благословениях Его правления - благословениях, которые будут изливаться лишь благодаря милости Божией, на основании совершенного Христом на Голгофском кресте дела. Печали и страдания, порабощение твари суете (Рим. 8,20 и ниже), время духовной слепоты Израиля и время безрассудного правления язычников - все это придет к своему концу. Не будет также больше слабости Церкви, разделений и власти дьявола для искушения людей.
Все творение доныне еще стенает, т.к. все это у нас еще есть. Вследствие греха, все творение подвержено различным видам страданий и болезней, а также и самой смерти. Но Бог всему этому положит конец, когда придет Христос, чтобы царствовать над всей тварью. Сатана в то время будет связан, люди будут свободны от подчинения ему и от его искушений. Бог благословит также и всякий народ, и Имя Его будет святиться в среде их. И сама земля уже не будет в сегодняшнем состоянии бедности и нищеты, но проклятие будет устранено, и пустыни расцветут и будут ликовать.
Все совершенно изменится, когда Христос станет Источником и Центром всякого благословения. Христос как "сильнейший" свяжет сильного, ибо "семя жены поразит змея в голову". Он является Господом неба и земли, Который как Мессия будет царствовать над Своим земным народом и как Сын Человеческий - над всеми народами земли. Этот неспокойный мир будет исцелен, когда явится Господь Иисус, и всякое око узрит Его в Его славе. Тогда Он прославится в святых Своих, которые явятся с Ним во славе и будет дивным во всех веровавших (1 Фес. 1,10). Тогда совершится тайна Его воли! Да будет благословенно Имя Его!
Его полнота
После того как в стихах 10-м и 11-м 1-й главы посл. Ефесянам нам были представлены намерения Божий в отношении времени Тысячелетнего Царства, Апостол, в последних двух стихах этой главы, переходит к Телу Христову в его абсолютном, вневременном значении и говорит:
"И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (ст. 22,23).
Мы уже видели, что Господь Иисус будет царствовать над всем, но покорено Ему Богом уже сегодня все. Уже сегодня Христос как Сын Человеческий является Главою всего, Главою всей вселенной, даже если мы сегодня еще и не видим этого (Евр. 2,8). Какой контраст представлен нам здесь: наш дорогой Господь как человек был во гробе - и вот теперь Он как человек (не как Бог) так превознесен! Он превознесен одесную Бога в нашей, человеческой природе, чтобы и мы, сыны человеческие, имели участие в Его славе. И эта благословенная Личность поставлена выше всего, Главою Церкви. Какая чудная милость!
Здесь не говорится о Христе только как о Главе Церкви, хотя, конечно, Он является ею (Кол. 1,18), но как о Главе всего (выше всего). Именно таковым Бог даровал Его Церкви. Кратко остановимся на этой мысли. В Евангелии от Иоанна мы находим слова: "... Ты дал Мне". Какую ценность должны представлять мы в глазах Отца, если Он нас как подарок даровал Своему возлюбленному Сыну! Действительно, это неизреченная милость!
Но здесь, в посл. Ефесянам, сказано, что Он поставлен Главою Церкви, (т.е. Он дан Церкви). О если бы Бог сделал сердца наши способными понять эту великую благодать Его и наслаждаться ею! Как дорога должна быть Церковь сердцу Божьему, если Он ей даровал Сына Своего возлюбленного, в Котором было Его благоволение! Какое откровение любви Божией! Самое большее, что Бог мог дать нам, Он дал в лице Сына Своего, Который исполнил волю Его и Которого Он поставил Главою всего. Теперь христианин является членом Его Тела и посредством Духа Святого внутренне соединен с Ним, имея жизнь через Него и, наслаждаясь единосущностью с Ним, Главою всего.
Когда Бог передал Адаму владычество над всем, что Он подчинил ему, то Ева, по воле Божией, в силу своего соединения с Адамом, разделила с ним это владычество. Так и Церковь, благодаря своему соединению с последним Адамом (1 Кор. 15,45), Человеком с неба, Который ныне пребывает на небе, разделяет с Ним дарованную Ему славу и владычество над всем, как Тело Его, т.е. она пребывает в неразрывной связи с Ним. Церковь является Его Телом, мы принадлежим Ему! О как должны сердца наши воспрянуть от сознания этой истины!
Благословенный факт, что Бог Христа поставил превыше всего, Главою Церкви, делает необходимым более подробно охарактеризовать Церковь. И стих 23-й делает это: "Которая есть Тело Его, полнота наполняющего все во всем". Прежде всего подчеркнем, что наше внимание впервые теперь направлено на Церковь как на предмет особого Божьего промысла. Мы уже кратко рассматривали, чем является Христос для Церкви. Но Церковь также стоит в определенном отношении ко Христу. Когда говорится, что она является "Телом Его", то это выражение подразумевает неразрывное единство и соединение, которое существует между Первородным и многими братьями. Таким образом, Церковь - это:
1) Тело Христово и 2) полнота Христова.
Обе эти истины непостижимы для нашего разума, но верою можем мы воспринимать их и радоваться их реальности и ценности. Как счастливы мы, что, как христиане, мы имеем дело с истиной, со Словом Божиим! Таинственное единство Христа и Его живых членов представляет из себя истину, которая, будучи воспринята верою наших сердец, как факт настоящего времени, является важнейшим источником радости верующих.
Это правда, что Христос является полнотою нашею, как Господин жизни и благодати. Он есть все во всем. Об этом особенно много сказано в послании Колоссянам. С другой стороны, Церковь названа Его полнотою. Таким образом, Церковь (мы можем с благоговением отметить это) является дополнением воскресшего Господа. Он - Бог, и в то же время, Человек. Как Сын Божий Он ни в ком не нуждался, чтобы восполнить Свою Славу, но как Человек - нуждается. Хотя Он Своей Божественной славой наполнит всю вселенную, Он, при наступлении полноты времени, будет не Один. Голова без тела не могла бы представлять из себя совершенного человека: так и Христос без Церкви в славе Своей. И это отношение Церкви к Нему, который является Главою - вечно: оно никогда не прекратится. Тысячелетнее Царство и наше участие со Христом в нем минует, но это отношение, эта благословенная единосущность со Христом останется навеки, навсегда. О, какая неизмеримая благодать Божия! Как непостижимы пути Его!
Таким образом, это является вечным аспектом Тела Христова: Господь Иисус желает разделить со Своими славу Свою в вечности. В планах Божиих от вечности было это, что когда Его единородный Сын станет этим благословенным прославленным Человеком, Он всю Свою славу, славу Воскресшего из мертвых, разделит с теми, кто по природе своей представлял из себя бедных погибших грешников и кто теперь соединен с Ним неразрывными узами на небесах. Какое утешение для наших сердец - знать, что Он не желает быть без нас в славе, данной Ему, что Он не хочет и не будет вступать в Свое наследство без нас! Тогда вполне исполнится молитва Господня в Иоан. 17,24: "Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира". Возлюбленные, мы еще не достигли этой славы, но мы уже вкушаем то, что лучше славы - Его Божественную любовь, которая нас приведет туда.
Далее: ГЛАВА 3: Церковь, как дом Божий
Ответственность. Дом молитвы. Жилище Божие — результат искупления. Живые камни. Святой Храм в Господе. Жилище Божие. Человеческое строение.
Назад: ГЛАВА 1. Домостроительство
Что значит «Церковь»? Что НЕ есть Церковь? То, что было истиной уже и в Ветхом Завете. Семь периодов. Испытание человека.
Крест Христа в двояком значении. Тайна. Знаменательный день рождения. Присутствие Духа Святого. «Господь же прилагал...» Божий план в настоящее время. Различие между иудейством и христианством. Маслина. Есть ли еще надежда для Израиля?
Остаток Израиля. Примирение мира. Корень. Древо обетования. Ответственность. Восстановление Израиля.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть)
©
www.kerigma.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|