Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ


Глава 14. Сохранять единство духа


Мы много услышали об истинной Церкви, о Церкви Живого Бога, о ее характере, ее призвании, и видели, каким образом она находит свое практическое, видимое выражение в отдельных собраниях. При этом основанием для нас служило Слово Божие, а не мнения людей, например, отцов церкви. Люди всегда имеют много мнений и учений (ср. Мат. 15,9; 1 Тим. 1,3; 4,1; Кол. 2,22; Евр. 13,9). Бог же имеет и признает одно учение (ср. Иоан. 7,16-17; Деян. 2,42; 13,12; Рим. 6,17; 1 Тим. 1,10; 4,6; Тит. 1,9; 2,1.10; 2 Иоан. 9). И Он предсказал нам в Своем истинном Слове, что настанет время, "когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4,3-4). Роковое состояние: от истины отвратят слух! И в это тяжкое время (2 Тим. 3,1), последнее время благодати, мы живем сегодня.

И для нас встает вопрос: желаем ли мы следовать истинному учению Слова Божьего? "Возможно ли вообще это"? - может возразить кто-то. Фактически этот вопрос не настолько уж и необоснован. Ибо при сравнении того, что говорит нам Слово Божие о Церкви, с тем, что представляет из себя христианство сегодня, перед нами открывается такая бездонная пропасть, которая кажется непреодолимой. С одной стороны - ясная воля Божия, которую признает каждое истинное дитя Божие, с другой стороны - состояние, совершенно противоречащее этой воле. С одной стороны - учение Писания о едином Теле, с другой - почти необозримое количество общин христианского исповедания. Какая путаница, какая груда обломков, если можно так выразиться, того, что некогда вышло из рук Божиих совершенным!

Что же делать? Махнуть рукой? Жить так, как раньше? Нет, тысячу раз нет! У Бога есть: "А ты..." (2 Тим. 3,10.14; 4,5), есть путь для того, кто хочет быть верным, путь, на котором может быть осуществлено единство детей Божиих, для которого (в том числе) умер Господь Иисус (Иоан. 11,52) - даже во дни великого упадка и продолжающегося дробления. Этим вопросом мы бы и хотели заняться в предлагаемой главе. Это глава о практических выводах, вытекающих из того, чему мы научились в предыдущих главах. Эти выводы могут некоторым из моих уважаемых читателей показаться на первый взгляд жесткими и невыполнимыми и они действительно противоречат человеческой природе, - но это выводы, которые делает вера и которые ведут к обильным благословениям. Цена может быть высокой, но будем уверены: Бог не останется в долгу! Ищущим Его Он всегда воздает (Евр. 11,6).


Поступать достойно


Открывая нам Свою волю, показывая нам то положение, в которое поставлены мы благодатью Его, Бог не оставляет нас без наставления и в отношении нашего поведения. Такова последовательность: сначала учение, затем - образ жизни. Так первые две главы посл. к Ефесянам содержат Божественное учение о Церкви. С 4-й же главы (третья является вставкой) начинаются увещания, которые связаны с учением первых двух глав.

"Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф. 4,1-6).

Трижды призывает нас Бог в Слове Своем "поступать достойно". Если я при этом упускаю место из Фил. 1,27, то лишь потому, что оно содержит другое слово, в смысле "поступать" (а именно "politeuomai" = быть гражданином, вести себя). Слово же, употребленное в следующих местах, другое, а именно: "peripateo" = вести себя, поступать, жить.

1 Фес. 2,12: "...поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу". В Колоссянам 1,10 мы призываемся "поступать достойно Бога, во всем угождая Ему".

Здесь же звучит призыв поступать достойно звания, в которое мы призваны. Он связан с поучением второй главы, где Церковь представлена, как новый человек, как одно Тело, как святой Храм в Господе, как жилище Божие. Все истинные дети Божьи составляют эту чудную Церковь, они являются "согражданами святым и своими Богу" - это их звание, в которое они призваны. Мы должны поступать достойно этого звания, и это включает в себя и "сохранять единство духа".

Настолько серьезно это указание Духа Святого, что, когда вопрос касается сохранения единства духа, необходимо всякое смиренномудрие, и кротость, и долготерпение, и Он добавляет: "снисходя друг ко другу любовью". Единство духа должно сохраняться в союзе мира. Как виновны мы против этого слова! Сколько ожесточенной борьбы пережили дети Божьи, когда речь шла о занятии определенной должности и о, связанных с этим, различных церковных вопросах! "Снисходя друг ко другу любовью" - "в союзе мира". Помог бы нам Господь осуществить это в жизни нашей!

Прежде чем я перейду к вопросу о единстве духа - что оно означает и как можно сохранять его, я хотел бы указать на три различные области единства, которые нам представлены в этих стихах. В целом существует семь видов единства, но они разделяются на три области, понять которые очень важно для нашей темы.


Три области единства


В стихах с 4-го по 6-й нам показаны три духовные области единства, которые отличаются друг от друга по своему характеру. Для первой области характера дух, для второй - Господь и для третьей - Бог-Отец, в качестве исходного пункта единства.

1) "Одно тело и один дух" - это область истинного, Божественного общения. Существует лишь одно Тело, которое, как мы видели, образовано Духом Святым. Каждое дитя Божие, живущее в настоящий момент на земле, принадлежит к этому Телу, Телу в его временном аспекте. Это единство названо также единством Духа, ибо Дух Святой является формирующей и связывающей силой этого единства. Он оживляет в нас надежду увидеть Христа и с Ним пребывать во славе.

2) "Один Господь, одна вера, одно крещение" - это область (или единство) открытого исповедания, т.е. христианского исповедания. В то время, как для первой области характерно истинное общение в силе Духа Святого, вторая область охватывает все христианское исповедание. Это область власти Христа на земле, поэтому сказано: "Один Господь". То, что эта область включает в себя и такие исповедания, которые исповедуют Христа лишь внешне, формально, т.е. мертвых исповедывателей - это верно, но не об этом речь в этом послании. Чтобы увидеть это, нам нужно обратиться к другой части Нового Завета, например, ко второму посланию к Тимофею. Мы сделаем и это. Согласно Мат. 7,21-23 и 25,11-12, можно исповедывать Христа Господом и, несмотря на это, погибнуть. Вообще же Слово Божие исходит прежде всего из того, что исповедание истинно. Так и в посл. к Ефесянам. Дальнейшее развитие христианского исповедания здесь не затрагивается.

Выражение "одна вера" указывает на христианскую веру как на противоположность иудаизму и язычеству, которую исповедывали принявшие, как знак этой веры, водное крещение.

3) "Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" - это область универсального единства. Она носит еще более общий характер и включает в себя все творение единого Бога и Отца. Бог является Отцом, т.е. причиною всех, ибо Он сотворил всех. Он есть Тот, Который всему дает "жизнь и дыхание и все", "ибо мы Его и род" (Деян. 17,25.28). "Мы Его и род" не означает, что все люди являются Его детьми, т.е. рожденными свыше, но что все они являются Его творением и что Он заботится и печется о них. Он является также Богом всех людей, Богом "духов всякой плоти" (Чис. 27,16). Не все это сознают, но это другой вопрос, который здесь также не затрагивается. "Над всеми" указывает на Его верховную власть, "чрез всех" - на Его провидение. Вместо "во всех нас" правильнее было бы сказать просто "во всех", как и написано в древнейших рукописях. Это означает, что дыхание Божие во всех, и что Бог вездесущ. Это область творения.

Уже в 3-й главе, ст. 9 было указано на Бога-Творца, "создавшего все". И Павел начинает свою молитву "Отцу Господа нашего Иисуса Христа" достойным нашего внимания добавлением: "от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле". И здесь мы видим ту же универсальную область творения, разумного творения, которая охватывает всякое отечество на небесах и на земле. Это снова указывает на то, что происхождение всякой сущности, всего того, что обладает разумом, сокрыто в Боге.

Как Иегова Бог имел отношение только к одному народу, но как "Отец Господа нашего Иисуса Христа" Он имеет отношение ко всем разумным существам, ибо все они созданы во славу Иисуса Христа, Им и для Него (Кол. 1,16). Конечно, Церковь занимает особое место по отношению к Богу, но власть "Отца Господа нашего Иисуса Христа" простирается на все классы творения, созданные Им. Идет ли речь о начальствах и властях на небесах, т.е. о различных Ангелах, или о иудеях, или о язычниках, или о Церкви Божией - всем им Бог указывает определенное Его волей место. Христа же, как прославленного Сына Человеческого, Он посадил одесную Себя "на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Еф. 1,21). То, что в посл. к Ефесянам указывается на универсальность власти Божией, в высшей степени знаменательно. Я думаю, это для того, чтобы отчетливее было видно всю ту область, которая будет под главою Христом. Вся вселенная, "все небесное и земное" будет подчинено Ему как прославленному человеку (Еф. 1,10).

Итак, мы рассмотрели три области единства: единство Божественного общения, единство христианского исповедания и единство творения. Как, однако, печально, что каждая из этих трех областей сегодня практически отвергается в христианстве! Один Дух, который образует одно тело, заменен многими мнениями людей, что выразилось в образовании необозримого множества общин и направлений. Один Господь был вытеснен установлением так называемого духовенства, и Один Бог, Бог-Творец, сделался ненужным благодаря "научной" теории эволюции. И весьма знаменательно, что наставления последних трех глав послания к Ефесянам разделены, именно, по этим трем областям.

Наставления, которые нам даны в 4-й главе, в стихах с 4-го по 16-й, имеют отношение к единому Телу, к области истинного христианского общения. Этим мы займемся позднее.

Раздел с 4 гл. ст. 17 до 5 гл. ст. 21 дает нам наставления в связи со второй областью, с областью правления Господа. Если мы исповедуем Его Господом, то каждый из нас должен прилагать все старание, чтобы жить в согласии с Его волей.

С 5-ой гл. 22-ого стиха до 6-ой гл. 9-ого стиха мы находим наставления, связанные с третьей областью, областью творения Божия. Женщины ли или мужчины, дети или отцы, рабы или господа - все дети Божьи призваны к тому, чтобы занимать соответствующее место или строить свои родственные отношения согласно Божьего порядка творения.

Сделав этот обзор, мы теперь обратимся к первой из этих трех областей, к единству духа, которое мы призваны хранить в союзе мира.


Видимое единство


Во дни Апостолов верующие образовали видимое единство здесь, на земле. Не было еще никаких расколов, но все христиане определенной местности собирались вместе, пребывая в блаженном состоянии единства и общения (ср. Деян. 2,42), со всеми христианами и христианскими общинами других мест этой страны или других стран, как свидетельствуют нам Деяния Апостолов и послания Нового Завета. Было очевидно, что все эти христиане вместе составляли Тело во Христе, один живой организм, который выполнял свои функции под руководством и в силе Духа Святого. Нет никакого сомнения, что это было, именно, то, чего желал Бог, и так должно было быть.

Но увы! Это видимое выражение единства было вскоре разрушено: в церковь вкрались формальные исповедатели и нечестивые люди (Иуд. 4), отвергающиеся единого Владыки (despotes) и Господа (kyrios). Восстали люди, говорящие превратно и увлекающие учеников за собою (Деян. 20,30). Возникновение различных лжеучений и разделений было лишь печальным следствием уклонения от Слова Божьего как от единственного авторитета. Разорение и расстройство, характеризующее сегодняшнее христианство, показывает, как далеко уклонились мы от воли Божией в отношении единого Тела.

Но какое утешение тем, для кого воля Божья является высшим авторитетом. Единство верующих будет видимо, когда Господь Иисус возвратится в силе и славе, чтобы царствовать здесь вместе со Своими искупленными! Это как цепь, переброшенная через реку, середина которой погружена в воду: начало и конец ее видны, середина же кажется разорванной. Так очи Божьи и очи веры видят и сегодня Церковь единой, для наших же естественных очей единство детей Божиих больше уже невидимо.

Что же делать нам в связи с этим печальным и постыдным для нас фактом? Ответ Божий, которым мы хотим заняться несколько подробнее, ясен и прост: "сохранять единство духа в союзе мира". И здесь сам собою напрашивается вопрос:


Что означает "единство духа"?


Ясно, что это выражение не означает единство нашего духа. Не соединение на основании общих взглядов, мнений или исповедований веры является Божиим путем для нас. Он представляет нашему взору то драгоценное единство, которое осуществляет Дух Святой и которое включает всех членов тела Христова. Другого единства слово Божие не знает и не признает. Истинное единство - не человеческого происхождения.

Сохранять единство духа не означает творить его, но соблюдать, поддерживать его. Это есть практическое осуществление истины, что существует "одно тело и один Дух", и отрицание всякого другого членства, кроме того, которое творит Дух Святой. Именно это и означает - сохранять единство духа.

Таким образом, "единство духа" - это та сила и тот принцип, посредством которых истинные дети Божьи объединены в единство Тела Христова для совместного следования за Господом. Сохранять его - значит, практически осуществлять это единство, или, говоря иначе, поддерживать наши отношения со всеми святыми сообразно тому, как Дух Святой поддерживает это единство.


Не "единство Тела"


Знаменательно, что мы не призваны сохранять единство Тела. Это означало бы, что нам нужно идти вместе с каждым членом Тела Христова, независимо от его состояния и практической жизни. Даже явное проявление греха в жизни брата не могло бы тогда быть основанием для нашего отделения от него. Мы еще увидим, что такой взгляд не соответствует Писанию, ибо сохранение единства духа обязательно включает в себя общение и соединение с Божественной Личностью. Если бы Церковь Божия была в здоровом состоянии (соответствующем воле Божией), то, практически, не было бы никакого различия между этими двумя выражениями: "единство тела" и "единство духа".

Что же касается сохранения единства, то единство тела мы не можем ни сохранить, ни нарушить. Оно поддерживается Самим Духом Святым, Который живет в Церкви и всех членов Тела Христова соединяет: как нас друг с другом, так и нас с Главою на небесах. Несмотря на настоятельность человека, это единство пребывает, так же, как и Дух Святой.


Нет необходимости?


Несмотря на печальное состояние Церкви, Священное Писание не дает основания мыслить, что истина Божия уже недействительна и общение Духа Святого больше не может осуществляться. Божьи наставления, Его святое Слово и Его воля действенны во всякое время. Бог наперед видел эти дни упадка и разорения, и, однако, Он призывает нас стараться сохранять единство духа в союзе мира. Бог нас не призывает к тому, в чем больше нет необходимости.

Говоря в своих посланиях о последнем времени (2 Тим. 3,1), о появлении многих антихристов в это время (1 Иоан. 2,18), Апостолы не допускают и мысли о том, что истина Божия больше не будет осуществляться. Как раз наоборот! Апостол Иоанн, к примеру, во втором и третьем посланиях много говорит о хождении верующих, об их образе жизни. Он говорит о хождении в истине, о соблюдении Его заповедей, о верности истине.

Несмотря на все разногласия и разделения в христианском исповедании, Бог делает нас ответственными за то, чтобы истина о едином Теле нашла свое практическое выражение. При этом мы не только должны теоретически поддерживать эту истину, но всей своей жизнью, всеми своими отношениями дать практическое свидетельство о едином Теле, вопреки всему тому, что отвергает эту истину.


Первый шаг - отделение


Первым шагом в сохранении единства духа является отделение от всякого рода зла, которое проявляется в нравственной, практической форме или области учения. Нашей первой задачей, нашим долгом является, согласно 2 Тим. 2,19, отступление от всего того, что противно Христу: "Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".

Отделившись, таким образом, мы имеем общение Духа Святого, Который прославляет Христа (Иоан. 16,14). И так как прославление Христа является Его целью, Он обязательно будет освобождать нас от всего того, что не славит Его, и соединять с тем, что соответствует Его святой воле. Дал бы Бог, чтобы каждый читатель близко к сердцу принял этот принцип!

Речь не идет о наших добрых отношениях с братьями в различных христианских обществах. Но угодны ли Богу все эти общества? Не сказано ли, что существует только одно Тело? И если это так, то ясно то, что все партии и секты не по воле Его. Что же делать? Оставить их!

Это звучит жестко, но это Божий путь - единственный путь, который Он указывает. Никто не понимает лучше Всеведущего Бога, сотворившего человеческое сердце, как горько и больно рвать дорогие, привычные связи, хотя бы и ради Господа. Порою линия разрыва проходит через собственную семью. И, однако, если церковные связи не согласуются с волей Его, если ты не можешь на практике осуществлять в них единство духа - прекрати их!

Оставь их, даже если ты думаешь что тебе лучше остаться на своем месте, которое ты сам осознал неверным, чтобы ложному противопоставить истинное, чтобы оказать доброе влияние к исправлению ложного! Бог не исправляет то, что отпало от Него. "Да отступит от неправды!" - это ответ Господа. Неправда - это все то, что не согласуется с волей Божьей, все то, что является следствием человеческой воли. Сколько же тогда неправды в христианстве!

Я не считаю своей задачей назвать по имени все многочисленные формы зла в христианстве и заклеймить их. Приведенные тут и там соответствующие места Священного Писания говорят сами за себя. В одной из предыдущих глав я уже указывал на то, как Господь судит о сегодняшнем состоянии христиан. Но одно ясно уже сегодня: долгом всякого дитя Божия, я бы даже сказал, его преимуществом, является - отделение себя от всех противоречащих Писанию принципов и систем на христианской почве. Христианство, как таковое, идет путем экумении, а это есть путь к "Вавилону" (Отк. 17 и 18). Единство духа не достигается путем человеческих объединений, но - как первый шаг - путем отделения от всего того, что ложно и противно воле Господа. "И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул ее" (Отк. 18,4-5).

Невозможно быть свидетелями единства детей Божиих и в то же время быть связанными с тем, что практически отвергает это единство.

Иногда верующие сознательно остаются в таких церковных объединениях, где они не могут практически осуществлять принципы Писания. Свое непослушание (а иначе это не назовешь) они оправдывают тем, что здесь они имеют больше возможности для служения и широкий простор для своей активности. Они говорят, что если они отделятся от того, что они сами считают ложным, то служение Господу сильно ограничится.

Но это неверный, противоречащий Писанию ход мыслей. Мы должны прежде всего заботиться о том, чтобы наше личное состояние и наши личные связи были таковыми, чтобы Господь мог их одобрить. Лишь тогда сможем мы быть чистыми сосудами, которые Господь может употребить в Своем служении. Когда мы ходим в послушании Его Слову, Его святой воле, тогда Господь открывает перед нами двери и дает нам больше возможностей, чем мы в состоянии использовать. Верный остаток слышит утешение слова Господа: "Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее" (Отк. 3,8). Не открытые двери к свидетельству и возможности для служения должны быть нашей первой заботой, но отделение от всего того, что неугодно Богу. Сами мы не можем открывать двери. Люди и их учреждения также не в состоянии делать это. Когда же Он открывает двери, тогда никто не может закрыть их. Мы можем свободно входить в них.

Принцип отделения мы находим уже во 2-ом посл. к Коринфянам 6 гл. 17 ст.: "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас".

Все связи, которые бесчестят Христа, должны быть прекращены. Неверно думать, что можно сознательно находиться в соединении с противоречащим Писанию принципом, с ложным учением и остаться лично незапачканным. Я лично могу быть свободным от того или иного злого дела, но через практическое соединение с ним я лишаюсь общения Духа Святого, потому к нам направлено Слово Божие: "Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".

Просто удивительно, как часто во втором послании к Тимофею, в котором описывается упадок христианства в последние дни, звучит требование об отступлении от зла. Шесть раз говорится об этом, хотя по-разному поводу и разными словами:

"А непотребного пустословия удаляйся" (гл. 2,16).

"А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести" (гл. 2,20-21).

"Юношеских похотей убегай" (гл. 2,22).

"От глупых и невежественных состязаний уклоняйся" (гл. 2,23).

"Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся; таковых удаляйся" (гл. 3,5).

Когда Апостол сравнивает христианство последних дней с большим домом, в котором имеются сосуды разного рода: из благородного и неблагородного материала, в почетном и низком употреблении, то он соединяет это с призывом быть чистыми от сосудов в низком употреблении, т.е. отделиться от них, чтобы таким образом быть сосудами в почетном употреблении. Конечно, это отделение, как уже было сказано, является болезненным процессом, но это первый шаг к сохранению единства духа.

Говорят, что можно отделиться от злых дел, не отделяясь от истинных детей Божиих. Это не совсем верно. Конечно, сосуд из благородного металла изображает верующего, но это не означает, что, если он сделан из золота или серебра, то он обязательно будет сосудом в чести. Если, к примеру, золотой сосуд поставлен в погреб с капустой, то он никак не будет сосудом в чести, даже если он, покрытый паутиной, будет выставлен на праздничном столе с белоснежной скатертью. Так и дитя Божие через свои отношения с другими может запятнать себя и тем самым стать сосудом в низком употреблении. От таковых мы должны, имея в виду практическое общение, удаляться, как бы больно это не было для нас. Но, именно, путем такого отделения, другой сосуд (который отделяется) делается пригодным для почетного употребления: "Итак, кто будет чист от сего (дословно: очистит себя от них), тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2 Тим. 2,21). Как это утешительно: отношения членов тела Христова остаются, благодарение Богу, незатронутыми!

Обратим внимание на выражения "всякий" и "итак, кто будет" в стхах 19 и 21! Они показывают, что отделение, ожидаемое от нас, является чисто личным делом. "Всякий, исповедующий имя Господа" лично ответственен за то, чтобы отступить от всякого рода неправды. Мы никогда не оправдаем нашу личную неверность Господу тем, что и другие тоже были неверны. Поэтому "а ты" во 2-ом посл. к Тимофею так важно и в то же время так ценно.


Очищение в трояком значении


Мне кажется, что это очищение себя может происходить в трояком значении, или, говоря иначе - в трех областях.

Первый случай может быть понят (не говорю: осуществлен) легче всего. Если верующий христианин находится в такой христианской системе, где он не может сохранять ни единства духа, ни осуществлять изменение господствующих там принципов, то в таком случае он вынужден отделиться от этой системы. Только так может он стать сосудом в чести.

Второй случай сложнее и, возможно, приемлем не для каждого читателя. Предположим, что дитя Божие находится в практическом общении с теми, которые признают, что они собираются во Имя Господа Иисуса. И хотя они в церковном отношении занимают правильное положение, возможно, что в их среде укоренится явное зло в практическом ли поведении или в учении. В таком случае прежде всего нужно с любовью и долготерпением представить поместной церкви это зло, пытаясь пробудить совесть братьев и сестер. Если же все усилия остаются бесплодными (усилия, с которыми согласны также и окрестные церкви), то, согласно 2 Тим. 2,19 и 21 ст., такую группу необходимо оставить.

С целью предостережения от поспешного и неверного употребления вышесказанного, необходимо еще раз подчеркнуть: 1) Зло должно быть очевидным и заслуживающим исключения. 2) Выход оттуда возможен только как крайняя мера, после многих усилий и долготерпения, ибо случай этот сложнее первого. 3) Хотя 2-е посл. к Тимофею не указывает на эту сторону, но необходимо иметь в виду: вопрос о том, можно ли еще рассматривать данную поместную церковь, как находящуюся в общении с другими церквами, решается не отдельной личностью, но близлежащей церковью, а еще лучше - близлежащими церквами.

Но 2 посл. к Тимофею 2-я глава может применяться и в чисто личных отношениях. Верующий может иметь общение с другими детьми Божьими (я сейчас не имею в виду общение за трапезой Господней) и радоваться этому. Но вдруг он, к своему сожалению, узнает, что эти дети Божьи не ходят в истине (2 Иоан. 4), потому что они, к примеру, держатся ложного учения или, что они представляют, в нравственном отношении, опасность для него и для его дома. О, как больно узнавать это о тех, которые искуплены тою же драгоценною кровью, что и мы сами! Но должны ли мы, возможно ли для нас иметь дальнейшее общение с ними? Ответ на это дает нам 2 Тим. 2 гл.


Право на личное мнение


Все это весьма серьезные вопросы, из которых люди (и нередко верующие люди) не желают делать далеко идущих, практических выводов. Они начинают доказывать. Бог не доказывает, Он повелевает. Вера не доказывает, она повинуется. Неверие же доказывает, что каждый человек имеет в конце концов право на личное мнение. Но мы должны совершенно отказаться от таких мыслей. Ни один человек не имеет права иметь собственное мнение в Божественных вопросах. Только Бог имеет на это право, и Он сообщает нам Свою волю и Свои намерения. Наше дело - следовать этой воле Божией, и это ведет к сохранению единства духа. Отказ от этого ведет к раздробленности, к сектантству.

Помыслим о том, что Христос в небесах является Главой Тела, и что Тело существует только для Главы! Здесь нет места тому, что прославляет человека, его самолюбию, его гордости и самодовольству. Все это было пригвождено ко кресту, который обнаружил всю несостоятельность человека.


"Се, стою у двери и стучу"


Гордость и самодовольство. Не являются ли эти качества отличительными чертами Лаодикии, христианского исповедания в его последней фазе? Я хотел бы еще раз указать читателю на вторую часть 4-ой главы этой книги, где мы рассуждали о послании Лаодикийской церкви и о приговоре Господа в отношении этой церкви: "Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Отк. 3,16).

Вопрос настолько серьезен, что Бог свой приговор в отношении состояния христианства вокруг нас сообщает нам. Мы должны научиться видеть все Его глазами, чтобы нам обо всем судить так, как судит Он. Счастлив тот, кто находится в полном согласии с Ним и Его волею. Но как я могу отвратиться от того, что ложно, если я не сознаю этого?

Потому-то мы и должны в свете Слова Божьего вникнуть в истинный характер христианства. Поэтому я прошу еще раз обдумать сказанное в 4-й главе. Ибо теперь мы стоим перед практическими выводами, которые мы должны извлечь из всего того, чему мы научились. Послание Лаодикийской церкви (Отк. 3,14-22) предлагает нам еще некоторые важные поучения из уст Самого Господа, которые проливают дополнительный свет на наш предмет. Я имею в виду сейчас стихи с 19 по 21-й второй части этого послания, которые так подходят к рассматриваемой нами теме!


Наказание


После того, как Господь в стихах 14-18 говорил Ангелу церкви и, таким образом, всей церкви, он со стиха 19-го обращается к отдельному верующему, находящемуся еще в соединении с этой мертвой христианской системой Лаодикии. Ему Он говорит: "Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (ст. 19).

Обратим внимание: Господь не наказывает мир, Он наказывает только тех, кого Он любит, т.е. Своих детей (ср. Пр. 3,11-12; Евр. 12,5-6). Их хочет Он привести к покаянию в своем состоянии и своих связях, нередко используя для этого строгие меры воспитания. Не христианство, как таковое, призывает Он к покаянию (Ему предется извергнуть его из уст Своих!), но в Своей любви и милости Он обращается к Своим, желая поправить их состояние. Он хочет пробудить совесть тех, кого Он любит.

Сколько утешения содержится, дорогие друзья, в этой истине, когда мы помыслим о всем страдании, о всех болезнях и горестях, которые выпадают на долю детей Его, и особенно, как мне кажется, в последнее время! Не кажется ли, что Господь как бы удвоил в последнее время Свои усилия, чтобы, если нужно, путем наказания вразумлять нас, ограждая или освобождая от духа Лаодикии, который, как воздух, окружает нас со всех сторон? Мир может с насмешкой указывать на многочисленные страдания народа Божьего. Мы же знаем, для чего Господь посылает их нам. Он имеет в виду благословенную цель - наше освящение.


Обращение к отдельным душам


"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Отк. 3,20).

Как это серьезно, что Господь стоит у двери! Он занял место вне христианской системы, ибо Он не хочет соединяться с этой испорченной в нравственном отношении системой. Но в той же мере верна и другая сторона: христианство в состоянии Лаодикии закрыло перед Ним двери. Оно заставило Его стоять вне, оно не желает Его. Не должно ли такое положение вещей глубоко смирить нас?

Но затем, Господь делает нечто в высшей степени утешительное, то, что является чудным выражением расположения Его любящего сердца по отношению к Своим детям: Он стучит - не в двери Лаодикии, но в сердечные двери каждого из Своих детей (это место ничего общего не имеет с проповедью Евангелия, как оно нередко понимается). Видишь, дорогой читатель, Он не оставил тебя, Он стучится и в твою дверь. Он делал это уже не раз. Разве ты никогда не слышал, как дорогой Господь, стоя у двери твоего сердца, просит впустить Его? Может быть, и эта книга, которую ты держишь в руках, является своего рода стуком в твое сердце? Он полон долготерпения и милости, и хочет тебя и меня освободить не только от цепей греха, но и от сонного духа Лаодикии.

Услышать голос Господа Иисуса - это одно дело, открыть Ему дверь - другое. То и то нужно. Многие останавливаются на первом. Они уже часто слышали голос Господа, слышали много хороших проповедей, имели порою полезные беседы и многое видели: но все осталось по-прежнему. Они не открыли двери Своего сердца Господу. Недостаточно только слышать голос Господа. То, что ожидает Он - это послушание, это следование Его воле из любви к Нему. Это означает - открыть двери. "Кто любит Меня, тот соблюдает Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к Нему и обитель у него сотворим" (Иоан. 14,23).

Возможно, ты принадлежишь к тем, которые еще находятся в Лаодикии и которые бесчестят Господа своими связями. Есть много оснований, чтобы оставаться в этих связях, и немало голосов будут советовать тебе сделать это. Но это не голос Господа, доброго Пастыря, Который не только входит к Своим, но и постоянно выводит их из всего того, что больше не вызывает Его одобрения (Иоан. 10,3). Не желаешь ли ты открыть двери Тому, Кто умер за тебя и с такой любовью заботится о тебе? Как жаль, если мы, подобно невесте в Песне Песней, не в состоянии открыть Возлюбленному, когда Он стучит! "Вот, голос моего возлюбленного, который стучится: "отвори мне, сестра моя...!" (Пес. П. 5,2).


Вечерять


К тому, кто услышит голос Его и отворит дверь, Господь хочет войти и вечерять с Ним, и он, в свою очередь, будет вечерять с Господом. Господь не требует от нас подарков, и если мы, хотя перед самым концом благодатного времени (об этом говорит вечеря), отворим дверь, Он щедро вознаградит нас.

Два благословения представляет Он нам здесь. Он будет вечерять с нами. Это первое благословение. Как оно прекрасно! Когда Он входит к нам, всю полноту Своей благодати Он дарует нам. Да, Он входит в наши обстоятельства и разделяет их с нами. Тебя заботит вопрос - что скажут твои друзья, если ты сделаешь этот шаг веры и отвратишься от того, что ты увидел во свете Божьем ложное? Ты сторонишься последствий твоего отделения и обращения к Нему? Он знает все это. Будь спокоен! Он войдет к тебе. Он милостиво склонится к тебе и даст тебе вкусить полноту Своей благодати, если ты отворишь Ему дверь.

Второе благословение еще больше первого. Он хочет даровать нам возможность с Ним вечерять. Желание Его сердца - поднять нас над нашими обстоятельствами, которые тяготят нас, и приблизить к Себе. Он хочет, чтобы мы имели общение с Ним: с Его Личностью, с Его сердцем, с Его интересами. Это означает великую радость. "А наше общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна" (1 Иоан. 1,3-4).

Когда Господь говорит о вечере, я невольно вспоминаю эту чудную сцену с еммаусскими учениками в Лук. 24 гл. Они возвращались домой из Иерусалима, где три дня назад был распят их Господь. Скорбя об Отверженном и Распятом, Которого они почитали мертвым, шли они, удрученные, домой. Вдруг, к ним присоединяется Незнакомец, Который начинает говорить им о страданиях Христа и о последующей славе Его (ср. 1 Пет. 1,11). Потом они будут вспоминать: "Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?" (Лук. 24,32).

Уже видна их деревня. Незнакомец делает вид, что хочет идти дальше. Неужели они отпустят эту таинственную Личность? И из уст их звучат слова, которые Он так хочет услышать, потому что Он на пути стучался в их сердечную дверь: "Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру" (ст. 29). И Он вошел к ним и стал их гостем, готовый вечерять с ними. Но, неожиданно ситуация изменилась: гость становится хозяином. "И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им". Теперь Он вечеряет с ними. И они узнали Его при преломлении хлеба. Или они увидели раны от гвоздей на Его руках?

Возлюбленные, мы можем и сегодня испытать то же самое. Когда мы отворим Ему дверь, Он войдет в наши обстоятельства. Более того, Он даст нам узнать Себя, а это ни с чем несравнимая радость! Если мы лично разрешим Ему войти (а речь до сих пор шла о чисто личном нашем отношении к Нему), то Он, конечно, даст нам почувствовать и всю ценность отношений между святыми, которые Он Сам установил.


Широкое основание - узкий путь


Когда мы рассматривали первый шаг в сохранении единства духа и нашли, что он заключается в отделении от всякого рода зла, от всего, что противоречит Христу и Его истине, то кто-то мог спросить: должен ли я теперь один идти? Является ли изоляция волей Божией в отношении меня?

Совершенное Слово Божие и на этот вопрос дает ясный и радостный для нас ответ: "Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца" (2 Тим. 2,21-22).

Прежде всего, напомним принцип Божий, что Он не дает ни силы, ни света для второго шага прежде, чем не был сделан первый шаг с нашей стороны. Те, которые послушно сделали этот шаг веры, приобретают утешительный и драгоценный опыт: отделившись, таким образом, для общения Духа Святого, они найдут других, которые то же самое сделали раньше их. И они с радостным сердцем могут пребывать вместе, в единстве Духа Божьего. Бог дарует им найти общение со "всеми призывающими Господа от чистого сердца". "Со всеми" - это уже общение.

Этот путь - не путь одиночества и изоляции. Но так как время, в которое мы живем - тяжкое время, то практическому общению и единству Духа соответствует узкий путь, путь отделения от всякого рода зла посредством Духа Божьего. Путь этот широтою своих принципов охватывает всю Церковь Божию. В своей основе, в принципе - он достаточно широк, чтобы вместить каждого члена Тела Христова, но он и достаточно узок, чтобы самым тщательным образом удалять из среды детей Божиих порочащее имя Господа зло. Те, которые собраны в единстве Духа, будут ревностно стараться, чтобы никакое зло на практике или учении не лишило их общения Духа.

Какое преимущество, и в то же время, какая ответственность, чтобы в эти дни раздробленности вмещать в свое сердце и видеть всех членов Христовых, в том числе и тех, которые не имеют такого же общения Духа. Нет на земле ни одного из детей Божьих, кто не имел бы права на мою любовь, на любовь всех святых. Но эта Божественная любовь, которая в силу своей природы не должна изменяться, но выражение которой, однако, в зависимости от состояния, с которым она соприкасается, может многократно меняться, - эта любовь к братьям никогда не станет препятствием к послушанию заповедям Божиим. "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его" (1 Иоан. 5,2). Истинная любовь никогда не оставит путь истины и света только потому, что другие братья идут им. Но она "в союзе мира" будет стремиться к тому, чтобы и братьев привести к этому свету, чтобы, насколько возможно, совместно со многими, идти этим путем прославления Господа. Запомним это: мы никогда не превратим зло в добро, смешав его с ним!


"Там Я посреди них"


Если мы хотим сохранять единство Духа, нам не нужно искать, где же находятся дети Божьи? Здесь они могут быть соединены с нравственным злом, там - с ложным учением. Нам не нужно также искать, где больше проявляется практической любви и готовности помочь. Если любовь не сопровождается истиной - это не Божия любовь. Любовь "сорадуется истине" (1 Кор. 13,6). Нет, это не путь к цели.

Общение Духа - это не просто общение христиан, которого многие пытаются достигнуть под различными наименованиями. Люди уже создали много объединений, связывая их с именем Христа и называя церковью. Путь же верующего гораздо проще и смиреннее: ему просто нужно во свете Слова Божьего испытывать, где осуществляется единство Духа. Дух Святой соединяет детей Божьих в одно и собирает их вокруг Личности Христа. Только там, где, таким образом, собраны вокруг Него, как Центра, там, говорит Сам Господь Иисус: "Я посреди них" (Мат. 18,20).


Это не независимость


Сохранение единства Духа не совместимо с духом независимости. Поясним это маленьким примером. Предположим (и Дух Святой уже нередко делал это), что группа простых христиан отделилась от христианских систем и начала просто собираться вокруг Господа Иисуса. Они могут еще и не понимать того, что признание единого Тела является Божественным основанием для общения детей Божиих. Они, возможно, еще ничего не слышали о единстве Духа. Но благодаря своему отделению от того, что они при действии Духа Божьего признали ложным, они обязательно соединяются со всеми теми, кто при том же действии Духа Божьего уже прошел этим путем и кто уже достиг большего понимания в вопросе Божественного основания для совместных общений. Но как легко могут они уклониться от этого и соединиться со злом в какой-либо из его форм!

Если же врагу не удастся или не сразу удастся это, то невозможно, чтобы, будучи просвещены Духом и собираясь по воле Божией, они в то же время игнорировали то, что тот же самый Дух прежде них уже совершил в других.

Такой независимости Слово Божье не знает и не допускает. Если же эти христиане, которые вначале в силе Духа Божьего, в простоте собирались во имя Господа, займут независимое положение, то тем самым они практически поставят себя вне единства Духа. Как печально, когда то, что начато Духом, оканчивается плотью - новой сектой!


Остаток


Ввиду того, что собирающиеся во имя Господа Иисуса, согласно Мат. 18,20, могут представлять из себя только остаток (Господь Иисус говорит о двух или трех), нам необходимо обратить внимание на три признака, которые во все времена характеризовали верный остаток:

1) Полная отдача Господу;

2) Точное соблюдение принципов;

3) Искреннее переживание и глубокое сокрушение о печальном состоянии народа Божьего, которое бесчестит имя Господа.

Нет, Дух Божий не предсказывал, что время благодати закончится всеобщим принятием истины Божией и всеобщей праведностью и миром. Напротив, Он предсказал всеобщее отпадение. Мы видим это. Но даже тогда Он будет иметь остаток, верный Ему. Этот остаток пророчески виден в послании Филадельфийской церкви (Отк. 3,7-13).

"Остаток" - это хорошее выражение, оно напоминает нам о том, что было от начала. Но это в то же время и скорбное выражение. Если бы все остались верными, не было бы остатка. Было бы целое. Но, ввиду отпадения основной части, в высшей степени утешительно найти остаток того, чем было целое и чем оно должно было остаться. И когда верный остаток отделится от зла в христианстве, Господь дарует ему преимущество - идти вперед во свете Церкви Божией и в единстве Духа, каким бы великим ни было развращение вокруг.

Они - не церковь. Они даже не претендуют на то, чтобы быть остатком. Но, что касается их поклонения и их назидательных молитвенных собраний, то они руководствуются теми принципами, которые Бог даровал для устройства каждой из поместных церквей, когда все еще было хорошо. Ибо принципы Божьи не могут быть устранены никаким отпадением. Остаток знает это и действует сообразно с этим. И, как результат, остаток имеет все преимущества Церкви Божьей, включая личное присутствие Господа Иисуса. Имея Его посреди себя, они удостоены представлять Его Церковь на земле.

Верному остатку посылает Господь Свое одобрение: "Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Отк. 3,8).

"Ты не много имеешь силы". Остаток в последние дни христианства не претендует на обладание большой силой и властью, которые были характерны в первые дни после Пятидесятницы. Он признает наличие отпадения в христианском свидетельстве, частью которого является Он Сам. Притязание на большую силу, на совершение чудес - есть ничто иное, как отрицание наличия отпадения и развращения в христианстве. Счастливы те люди, которым не нужно показывать то, чего они не имеют!

"Ты сохранил слово Мое". Остаток превыше всего ценит Слово Божие, которое для него является руководством, как в личном хождении, так и в совместном пути. Он всею душою желает, чтобы, как в отношении его понятий, так и в отношении поступков можно было сказать: "так говорит Господь". Он отказывается, как от человеческих традиций и учений, так и от всего того, что не основано на Слове Божьем. Счастливы люди, для которых Слово Божие является единственным руководителем и авторитетом! Они пребывают вовек, как и само Слово Божие (1 Иоан. 2,17; 1 Пет. 1,25).

"Ты не отрекся имени Моего". Остаток не отказался ни от чего того, что Господь Иисус открыл о Себе в Своем Слове. Драгоценное имя Господа Иисуса Христа (Апостол Иаков называет его "добрым именем", Иак. 2,7) охватывает всю истину о Его Личности, Его деле и Его власти. Остаток твердо держится этого, ничего не уступая этому миру, отвергнувшему Его. Он исповедует это имя перед людьми, т.е. он признает Его абсолютное Божество, Его совершенную человечность, он признает Его Спасителем, Учителем, Господом, Ходатаем и Первосвященником. Он не признает никакого другого имени, вокруг которого могли бы собираться искупленные, кроме этого Имени. Счастливые люди! Они уже здесь имеют посреди себя Того, Кто в вечности будет Центром всех небес.

Не хотим ли и мы принадлежать к этому остатку, который некогда услышит из уст нашего дорогого Господа слова одобрения. В таком случае нам нужно выйти к Нему (Евр. 13,13) и, среди бушующих волн наших дней, взирать только на Него, и Он приведет нас к желаемой пристани, где царят вечный покой и блаженство!

"Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани" (Пс. 106,29-30).


Назад: ГЛАВА 13. Собрание для молитвы

Совместная молитва у первых христиан. Отче наш. О молитве во Имя Господа Иисуса. Молитвенные прошения церкви. Об определённости наших молитв. Мужи могут молиться на всяком месте. Заключение.


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"