Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ


Глава 12. Собрание для созидания


Прославленный Христос на небесах является исходным пунктом всякого благословения на земле: Он дал дары человекам. Мы уже видели это в предыдущей главе. Деятельность, соответствующая употреблению этих даров, является служением. Каким образом это служение практикуется в собраниях верующих, мы рассмотрим в этой главе.


Служение в двояком значении


Факт, что Церковь является Телом Христовым на земле и Христос, прославленный Человек, Его Глава в небесах, имеет по отношению к служению два следствия. Одно связано с Богом, другое - со Христом.

Богу угодно, чтобы это Тело на земле возвещало и представляло славу Главы этого Тела. Это более общая, ответственная сторона, в которой Церковь представлена нам как инструмент славы и величия Божия в мире. Конечно, совершает служение и учит не Церковь как таковая, это делается через дары. Но тем не менее именно, в этом состояло намерение Божие, почему Он оставил Церковь на земле. Мир видит ее как некую совокупность, в которой действует Бог. Говоря о служении, мы не должны забывать эту сторону.

Но так как Церковь - это Тело Христово на земле, она является предметом Его любви и заботы. Он возлюбил ее и отдал Себя за нее, и Он любит ее и сегодня не меньше. "Ибо никто никогда не имел ненависти к плоти своей, но питает и греет ее, как и Господь Церковь" (Еф. 5,29). Благословенная мысль! Христос постоянно занят Своим Телом, Невестой Своей, чтобы дать возлюбленной Церкви Своей все, в чем она нуждается в этом мире. Он питает и греет ее. Может ли эта чудная забота Христа по отношению к ней, когда-нибудь прекратиться? Будем же в продолжении этой главы постоянно помнить об этой цели сердца Господа по отношению к Своим! Ибо то, что не служит этой цели, не является истинным служением.


Служение Слова


В Деян. Апостолов 6,4 мы читаем чудесное слово, которое не только передает нам достойное подражания поведение двенадцати Апостолов, но и содержит в себе замечательное выражение: "А мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова".

Служение Слова - это истинное служение людям. Слово служит! Конечно, Господь употребляет для этого Своих рабов, употребляет дары. Но действительное служение совершается через Слово, Слово Божье. Только через служение Слова в той или иной форме дело Божие на земле может иметь успех. Только через Слово умножается число детей Божиих, только через Слово народ Божий получает назидание. Служители Господа должны быть служителями Слова, будь это Евангелисты, пастыри, учителя, если они хотят, чтобы их труд заслужил одобрения от Господа и их служение было благословенным. "Проповедуй слово!" (2 Тим. 4,2). Не теологические сочинения, не теоретические рассуждения, не остроумная игра слов, не интересные истории, не собственный опыт или переживания служат цели Божией, ведут к жизни. Только Слово Божие в силе Духа способно делать это. О, если бы все служители Божьи сознавали это!

От кого больше можем мы научиться, что значит служение, как не от нашего Господа и Учителя Иисуса Христа? О Нем, неутомимом, совершенном Служителе Божьем, читаем мы в Map. 4,33: "Он проповедывал им Слово, сколько они могли слышать". В притче о сеятеле в Лук. 8 гл. Господь показывает нам, что это за семя, которое Он сеет: "Семя есть Слово Божие" (Лук. 8,11). Это верно, что не всякое семя всходит и не всякое приносит одинаково много плодов. Причина не в сеятеле и не в семени, а в почве, в которую сеят. Это зависит от состояния человеческого сердца. Сеятелем был Сам Господь Иисус, а семенем - чистое Слово Божие. Таким образом, все было совершенным. И, однако, результат был различным, почти разочаровывающим. Не заключается ли сегодня здесь глубокое утешение для всякого истинного служителя Господа? Он не ответственен за "почву", он не должен смотреть на "плод". Он призван сеять. Он должен заботиться только о том, чтобы то, что он сеет, было поистине Словом Божиим. Все остальное он может спокойно доверить Богу, Который Один "все взращивает", растит (1 Кор. 3,7).

"Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого". Оно является судьей (греч. слово означает способность к суждению, ср. "критик") помышлений, намерений сердца, "и нет твари, сокровенной от Него" (Евр. 4,12-13). Оно является духовным мечом (Еф. 6,17). Оно подобно огню и молоту, разбивающему скалу (Иер. 23,29). Оно является светильником и светом (Пс. 118,105), озаряющим сердца (2 Кор. 4,6) и способным осветить путь верующих. Оно является зеркалом, в котором можно узнать себя (Иак. 1,23). Оно - пища для верующих: молоко для "младенцев" и твердая пища для "совершенных" (1 Кор. 3,2; Евр. 5,12-14). Оно сладко как мед (Пс. 18,11; 118,103) и драгоценнее золота (Пс. 18,11 и 118,72). Оно подобно снегу и дождю, который нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною произращать семя (Ис. 55,10). Это нетленное семя, необходимое для возрождения, живое и пребывающее Слово Божие (1 Пет. 1,23).

Да, Его Слово не возвращается к Нему тщетным: оно исполняет то, что Ему угодно, и совершает то, для чего Он послал его (Ис. 55,11). Мы видим это в тот чудный день Пятидесятницы, когда Петр говорил свою, да и вообще первую христианскую проповедь перед иудеями в Иерусалиме: "Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?.. Итак, охотно принявшие Слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян. 2,37.41). Петр и Иоанн были посажены в темницу, но многие из тех, которые слышали Слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч" (Деян. 4,4). Симон-волхв был изобличен через проповедь Евангелия Филиппом в Самарии (Деян. 8). Также и среди язычников результат проповеди Евангелия был таким же. Лжепророк Вариисус не смог отвратить проконсула Сергия от слушания Слова Божьего, проповедуемого Савлом и Варнавой, и от веры в него (Деян. 13 гл.). Бывшие идолопоклонники обратились к живому Богу: они приняли слышанное Слово Божие (не слово человеческое), "но как Слово Божие, каково оно есть по истине" (1 Фес. 2,13, слова выделенные курсивом в синодальном переводе Библии отсутствуют в оригинале - прим. редактора). Даже в доме кесаря Нерона Слово Божие оказало свое влияние (Фил. 4,22). Многие люди в Колоссах в истинном слове благовествования познали "благодать Божию в истине" и уверовали в нее (Кол. 1,5-6). Это тем более замечательно, что сам Павел не был в Колоссах. Слово истины было там проповедано другими. Также и в Риме Церковь возникла не через труд Апостола язычников.

Это некоторые из многочисленных примеров служения Слова, как нам представляет их Новый Завет. Но что было содержанием этого служения? Это был Христос. Филипп "проповедывал им Христа", и он "благовество-вал им о Царствии Божием и об Имени Иисуса Христа" (Деян. 8,5.12). Савл из Тарса сразу же после своего обращения стал проповедывать Иудеям в Дамаске "об Иисусе, что Он есть Сын Божий" (Деян. 9,20). Евангелие представляло из себя "благовестие Божие о Сыне Его Иисусе Христе" (Рим. 1,1-4) и нередко называлось "благовествованием Христовым" (Рим. 15,19; Фил. 1,27): оно развивало истину о Личности Христа. Его смерть и Его воскресение составляли важную часть в благовествовании Апостолов (Деян. 2,23-35; 4,33; 1 Кор. 15,3-8). И так как Евангелие открывает чудные пути благодати Божией по отношению к людям, оно еще называется Евангелием благодати Божьей (Деян. 20,24).

И настолько неизменно содержание благовествования, что Павел это благовествование Христово распространил "от Иерусалима и окрестности до Иллирика" (Рим. 15,19). Жители востока слышали его так же, как и европейцы - и веровали. Павел не приспосабливал благовествование к людям: ибо распятый Христос был для призванных иудеев и язычников Божией силой и Божией премудростью (1 Кор. 1,24). О, как доверял Павел силе и действенности Божественного Слова, которое отвечало всем классам и всякому сословию людей! Поступаем ли и мы также?

Но служение Слова совершается через различные дары: через Евангелистов, через пастырей, через учителей. Соответственно этому, оно состоит не только в проповеди или благовествовании. О Евангелисте Филиппе мы слышим, что он проповедовал, или благовествовал (Деян. 8,5.12.35). О Варнаве, Иуде и Силе мы читаем, что они наставляли и утверждали братьев (Деян. 11,23; 15,32). Это служение могло быть личным или общественным, но как оно важно! Дальнейшей существенной частью братьев, имеющих соответственные дары, является учение о Слове Божием. Варнава разыскал Савла, способность которого к учению он, очевидно, знал, и привел его в Антиохию. "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей" (Деян. 11,26). В 15-й главе мы снова видим этих мужей в Антиохии, и снова читаем мы, что они учили и вместе со многими другими благовествовали Слово Господне (ст. 35). И это учение должно было совершаться как всенародно, так и по домам. Апостол Павел постоянно заботился об этом (Деян. 20,20).

Каждый слуга Господа по своему участвовал в служении Слова, чтобы, таким образом, содействовать делу Божьему в его различных областях. Является ли это и нашим сердечным желанием, если даже мы не обладаем способностью к такого рода служению? Павел поощряет недавно обратившихся верующих в Фессалониках молиться о них: "Итак, молитесь за нас, братья, чтобы Слово Господне распространялось и прославлялось" (2 Фес. 3,1). То, на что опирался Павел, на что опирались другие труженики в своем служении, было ничто иное, как Слово Божие. В чем-то другом они не нуждались. В чем-то другом не нуждаемся и мы. Останемся же на этом! Самое прочное в Божией Вселенной - это Его святое Слово!

После того, как мы рассмотрели Слово Божие в его характере, в его неизменности, в его действии, в его содержании, в его служении и в его разнообразном употреблении, я хотел бы еще раз возвратиться к уже цитировавшемуся в начале стиху из Деян. 6 гл. Апостол Петр перед служением Слова называет еще одно дело - молитву. Не служение Слова называет он первым, но постоянство в молитве он ставит на первое место. Не может быть успешного служения, если ему не предшествует длительная молитва. Молитва - это выражение зависимости души от Бога, и какая нужна зависимость от Бога, чтобы верно исполнять служение Слова, чтобы не только преподнести Священное Писание, но иметь нужное Слово в нужное время! Один Бог знает состояние сердец и нужды святых, и если служение от Духа Святого, тогда это будут Слова Божьи (1 Пет. 4,11). Но для этого необходимо прежде пребывать в молитве, чтобы свыше получить помощь и руководство.

Что же касается последовательности, молитва - служение Слова, то мы можем сделать следующие наблюдения: когда Писание говорит о распределении Слова, оно ставит молитву на первое место. Об этом здесь идет речь. Если же речь идет о получении благословений, то оно ставит проповедь Слова перед молитвой. Ибо человек должен получить благословение от Бога через служение Слова, прежде чем он сможет говорить об этом с Богом в молитве. Сравнение Лук. 10,38-42 с 11,1-13 показывает эту вторую последовательность: сперва Господь говорит о благой части Марии, которая состояла в том, что она слушала Слово Его у ног Его, и затем Он дает поучение о молитве. Эту же последовательность мы находим и в Деян. 2,42 и в Еф. 6,17-18.

Пример Марии из Вифании, как она припала к ногам Господа и слушала Его Слово, представляет из себя чудное изображение того, что делаем мы, когда собираемся, чтобы слушать Слово из уст Господа. Мы уже занимались Божественным принципом в отношении служения, который имеет общее значение и применим не только к собраниям церкви для созидания. Но, безусловно, и здесь мы должны его принять, поэтому я коснулся его прежде рассмотрения учения Слова об этих собраниях верующих. Теперь же мы обратимся к этому особому предмету, который заслуживает нашего самого серьезного внимания.


Авторитет Господа в собрании


Собрание церкви для созидания представлено нам в 1 Кор. 14, хотя кое-что из этой главы находит более широкое применение. Но то, что сказано нам в этой главе, настолько противоречит сегодняшней практике в широких кругах христианства, что часто можно слышать мнения, оспаривающие саму возможность выполнять сказанное там, и утверждающие, что оно вообще относится не к нашему времени и было сказано не для всех христиан. Это были местные проблемы Коринфян, которые, однако, не являются нашими проблемами. Это относилось в то время исключительно к Коринфянам. Таково мнение многих.

Однако, когда Бог в начале образовал Свою церковь, когда Он призвал святых Своих "в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор. 1,9), Он не экспериментировал, как, вероятно, думают некоторые. Нет, Он сотворил то, что вполне соответствовало Его воле и любви. И то, что Он образовал вначале, в планах Его осталось неизменным. Так обстоит дело и в отношении порядка в церкви. Люди могут отклоняться от этого порядка (и они отклоняются!), однако, Он не дает и не знает для наших дней другого порядка, кроме того, который Он установил первоначально. Мудрость и безопасность христианина заключается в пребывании в том, "что вы слышали от начала" (1 Иоан. 2,24).

Какое неизмеримое преимущество - быть призванными в общение Сына Божьего! Это характерно для христианского домостроительства. Но Слово Божие не оставляет сомнения в том, что эта Божественная Личность является нашим Господом. И это также указывает на то, что содержание этого послания относится ко всем тем, которые "призывают имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте" (гл. 1,2), т.е. к тем, которые обращаются к Нему, независимо, в какой местности или в какое время они живут. И как раз в конце 14-й главы находятся непреложные слова: "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни" (ст. 37). Таким образом, то, что мы имеем в этой главе, то, что мы имеем во всем этом послании - это заповеди Господни для всех, призывающих Его имя.

Господь Иисус назван в этом послании Господом славы (гл. 2,8). И действительно, он все наполняет Своею славою и Он есть Господь всей Вселенной. Правда, здесь не сказано, что Он есть Господь Церкви. Он есть Глава Тела, Церкви. Эта мысль развивается в посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Но то, что Он является Господом в церкви, когда она собрана, показано в этом первом послании к Коринфянам настолько ясно, насколько только это возможно. Его власть является выдающейся истиной в этом послании. Это ясно видно хотя бы из того, что титул "Господь" упоминается в нем не менее 70-ти раз. Да, Он является Господом как по отношению к отдельным верующим, так и по отношению к совокупности их, как по отношению к личному пути, так и к совместному.

Назначать, распоряжаться в собрании святых может только Он. Это Его власть. Миром Он может быть отвергнут, Его притязания на власть могут быть там в полном пренебрежении. Но собрание святых - это Его сфера. Все права там принадлежат Ему. Верующие в Коринфе признавали их.

Когда церковь в Коринфе была собрана вместе, то это не было добровольное собрание верующих, где каждый, на основании своей принадлежности к Телу Христову, осуществлял свое право быть там. Еще меньше, это было свободное собрание, где каждый имел право участвовать в служении так, как он считал правильным, по собственному побуждению. Были такие в Коринфе, которые так думали, но Апостол должен был их поправить (гл. 14). Это не было также собранием избранных, имеющих особые познания и собирающих вокруг себя тех, кто разделяет их понятия. Эта опасность отчетливо вырисовывалась в Коринфе, и Апостол серьезно порицал их за это (гл. 1 и 3).

Мы знаем, что именно эти два последних заблуждения быстро развивались в христианском исповедании и распространились так, что сегодня они проникли почти во все христианство. Это как с закваской, которую женщина взяла и положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мат. 13,33). В основе первого заблуждения лежит введение в церковь принципа демократии, в основе второго - проникновение в церковь духа сектантства. Каждый по-своему разрушает суть и истину церкви. Первое ведет к беззаконию и беспорядку, второе - к высокомерию и разделениям.

Все это ясно показывает, что права Господа находятся в пренебрежении и что авторитет Господа заменен человеческим авторитетом.

Но мы будем держаться того, что было от начала, будем делать то, что угодно Его воле! "Церковь повинуется Христу" - говорит нам Еф. 5,24. И какие изливаются потоки благословений и сегодня еще, когда Ему предоставляется подобающее Ему место и власть, как в собраниях Святых, так и в личной жизни!

Целью Духа Святого всегда является выдвинуть на передний план славу Личности Христа и Его власть. Во 1 Кор. 12,3 это выражено так: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым".

Здесь перед нами средство для распознавания, своего рода, пробный камень - не в отношении спасения и вечной жизни, но в отношении духа, говорящего через кого-то: дух ли это дьявола или Святой Дух. Если кто-то унижает Личность Господа или Его права, он тем самым как бы проклинает Его Имя, и мы можем быть уверены: это не голос Духа Святого. Дьявол может говорить прекрасные вещи о Христе, которые приятно слушать. Мы видим это в Евангелиях и в Деян. Апостолов (напр. Мат. 8,28-34; Map. 1,23-27; Деян. 16,16 и ниже). Но никогда он не говорит: Иисус - Господь! Никогда не призывает он власть Христа. Но это как раз то, что постоянно хочет делать Дух Святой: чтобы мы предоставили Христу подобающее Ему место - и не только в личной жизни, но и особенно в собраниях святых. Примем это глубоко в сердце, будем все соизмерять с этим, в том числе и нашу практику!


Когда вы собираетесь


Трижды в первом послании к Коринфянам сказано о собраниях верующих: "В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа" (гл. 5,4). "Далее, вы собираетесь..." (гл. 11,20). "Если вся церковь сойдется вместе" (гл. 14,23).

Первое место связано с удалением развращенного и, возможно, не без значения, что здесь не сказано: "Когда вы... соберетесь". Им не нужно было специально собираться для этой цели, но когда они собраны (возможно, для хлебопреломления), тогда им нужно, согласно указания Апостола, поступить так-то и так. Если бы имелось в виду особое собрание, то это было бы одно из трех обычных собраний церкви.

Во втором месте речь идет о собрании для вкушения вечери Господней. Об этом собрании мы уже подробно говорили в предыдущих главах.

Третье место говорит о собрании к созиданию святых. И в 11-й главе, и в 14-й речь идет о том, что верующие собраны в одном месте. Сегодня, к сожалению, не представляется возможности поместную церковь, то есть всех верующих этой местности, собрать в одном месте из-за их раздробленности. Ни одна группа верующих не может претендовать на то, чтобы быть поместной церковью. Это было бы дерзостью с ее стороны. Но вполне возможно и сегодня собраться во имя Господа Иисуса Христа и в Его силе. И даже если бы это было только "двое или трое", которые делают это, и собрание носит характер церковного собрания.

Сходство двух последних мест указывает еще вот на что: независимо от того, идет ли речь о собрании для хлебопреломления или о собрании к созиданию святых - оба носят характер церковных собраний, оба важны и оба имели место, очевидно с одной и той же периодичностью, а именно: каждую неделю. Оба были нормальными регулярными собраниями церкви, хотя и отличались по своему характеру и цели. На одном церковь служит Господу, на другом Господь через Своих рабов служит церкви. Речь идет о двух независимых друг от друга собраниях, которые и должны, по возможности, проходить раздельно.


Не внешний, но внутренний порядок


Мы видим, что для Церкви Божьей весьма важно признание Христа Господом. Разве Господь не дал нам никаких правил относительно собраний к созиданию святых? Отнюдь. Нет, Он не заключил весь ход собрания в рамки определенных параграфов. Он не дал через Павла указания для проведения собраний в том виде, как нам, возможно, и хотелось бы: "Во-первых, вы должны спеть духовную песню. Затем, один или двое братьев будут говорить к назиданию церкви... и т.д."

Нет, для самого хода собрания Господь предоставил совершенную свободу. Конечно, хорошо начинать с духовной песни. Ибо едва найдется нечто лучшее, чем совместное пение духовной песни. Мы об этом еще будем говорить в нашей главе. Но это не значит, что именно так положено начинать собрание. Уместно также перед служением Слова выпросить у Господа благословение. Это мы уже видели. Но Господь не дает никаких указаний на этот счет.

Он также не дает указаний, кто должен участвовать в том или ином служении. Он не устанавливает - тот или этот дар должен быть употреблен. Нет, Он желает, чтобы все собравшиеся поднимали к Нему, находящемуся в их среде Господу, свои взоры и от Него ожидали благословения, кого бы Он ни употребил для этого. И вполне возможно, что Господь сегодня вечером доверит предать Свое Слово брату, который еще никогда публично не говорил и не имеет особых даров - брату, которого Он, возможно, больше никогда не употребит. Это и есть та свобода Духа, в которой Он хочет видеть нас. Она весьма ценна и в то же время может легко нарушиться.

Но чтобы обеспечить эту свободу, Он не навязывает нам какой-либо внешний порядок. Это было бы умаление самого принципа свободы. Он серьезно порицает злоупотребление этой свободой, но Он не устраняет саму свободу. И Он дает нам нравственные принципы, которыми мы должны руководствоваться. Если в нашей душе установится этот внутренний порядок, то и внешне наши собрания, несмотря на всю свободу для Духа, будут отмечены этим благотворным порядком. Он будет следствием соблюдения нами прав Господа Иисуса, Который желает руководить всем посредством Духа.

Четырнадцатая глава содержит ряд таких принципов, и это имеет свое значение, так, что она заканчивается словами: "Только все должно быть благопристойно и чинно".

Очевидно, у Коринфян не все было благопристойно и чинно. Мы это уже видели в связи с трапезой и вечерей Господней в гл. 10 и 11. Они злоупотребляли дарованной им Господом свободой также и в связи с собраниями к созиданию святых. Можно быть почти благодарными тому, что это злоупотребление имело место уже тогда, ибо благодаря этому обстоятельству мы имеем сегодня поучение Апостола Павла, в котором он исправляет неверное поведение верующих. В чем состояло ошибочное поведение Коринфян? Необходимо ближе рассмотреть этот вопрос, чтобы лучше понять, что Господь хочет сказать и нам.


Одаренные, но плотские


Коринфяне во Христе Иисусе обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, так что они не имели недостатка ни в каком даровании (гл. 1,4-7). И тем не менее они были плотскими: "Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю - поступаете?" (гл. 3,3). Да, они были плотскими и действовали по плоти. Оказывается, можно обладать великими духовными дарами и несмотря на это быть плотскими. Одно обладание дарами никого не делает духовным христианином. Мы должны всегда помнить об этом, ибо мы склонны переоценивать значение дара.

Церковь в Коринфе фактически имела все дарования. Ни об одной другой церкви не сказано так. Но их плотское состояние выразилось в том, что в употреблении даров они отдавали предпочтение тем из них, которые привлекали внимание людей, как, например, говорение на языках. Они радовались, производя таким образом впечатление на других. Можно сказать, они играли Божественным даром, как дети подаренной им новой игрушкой.

То, что Бог ставит на последнее место по степени ценности, Коринфяне поставили на первое. Перечисляя в 12-й главе дары, Апостол говорит: "И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых..., в третьих..., далее..." (ст. 28-30). И лишь в конце он называет говорение языками и их истолкование. К тому же о наличии дара языков он упоминает в форме вопроса: "Все ли говорят языками, все ли истолкователи?" И хотя самого ответа на этот вопрос здесь нет, он звучит однозначно: "Нет! Не все говорят языками". Об этом Коринфянам нужно было помнить, и об этом нужно помнить сегодня всем дорогим детям Божиим, делающим большой упор на говорение языками.

Как в 12-й, так и в 14-й главе Апостол не оставляет сомнения в том, что дары эти были от Бога и что он сам дорожил ими. Он порицает здесь только их неверное употребление. Это основная мысль всей 14-й главы.


О говорении на языках в Коринфе


Нам нужно прежде всего рассмотреть сущность и цель этого чудесного дара, чтобы лучше понять смысл поучения, содержащегося в этой главе.

СУЩНОСТЬ говорения языками

Говорящий на незнакомом языке говорит не людям, а Богу (гл. 14,2.28), т.е. то, что говорится, говорится не людям, но обращено к Богу. Этот принцип исторически подтверждается повествованием Луки в Деян. гл. 2. Находящиеся в Иерусалиме из разных стран иудеи слышали, как собравшиеся в горнице сто двадцать человек говорили на всех наречиях, в которых они, эти иудеи из стран рассеяния, родились, и, изумляясь и дивясь, восклицали: "Как мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?" (ст. 11). Говорить о великих делах Божьих - это не означало проповедовать Евангелие, скорее это было восхваление Бога. Но то, что эта хвала произносилась не на святом еврейском языке, а на языках язычников, было для иудейского сознания чем-то новым и непостижимым.

Деяния Апостолов сообщают нам о трех случаях говорения на языках: в Иерусалиме (гл.2), в Кесарии (гл. 10) и в Ефесе (гл. 19). Но ни в одном из этих случаев посредством этих языков не возвещалось Евангелие. Мы не находим этого во всем Новом Завете. И здесь Павел, вдохновленный тем же Святым Духом, что и автор Деяний Апостолов, говорит: "Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом" (1 Кор. 14,2). Говорение на незнакомых языках - это действие, направленное к Богу, это молитва, благодарение, хвала (гл. 14,14-17). В этом заключается основной отличительный признак этого дара.

В этом смысле Апостол ничего не имеет против говорения на иных языках, при условии, что истолкователь будет изъяснять сказанное (гл. 14,5.13.39). При отсутствии же истолкователя дар говорения на языках не должен был употребляться в собрании (гл. 14,28). Он сам более всех их говорил языками, т.е. он тайны говорил Богу, когда он молился Ему, восхвалял и благодарил Его, но он не делал этого в собраниях. Там хотел он лучше пять слов сказать умом, чем тьму слов на незнакомом языке (гл. 14,19). Достойный подражания пример для всех тех, которые думают, что таинственной, непонятной речью можно назидать других.

Говорящий на незнакомом языке без истолкователя назидает себя, ибо никто не понимает, что он говорит (гл. 14,4). Но самоназидание в собраниях, а именно о них идет речь в 1 Кор. с 12 по 14 гл., не является ни намерением, ни целью Божией. Бог дает каждому дары не для того, чтобы он ими назидал только самого себя. Поэтому в 4-м стихе, как я думаю, не только подчеркивается сам факт, но и содержится определенный упрек. Он основан на самой сущности этих языков, на том, что они только тогда служили к назиданию церкви, когда они истолковывались.

"Языки" были в 1 посл. к Коринфянам обычными человеческими языками, способность говорить которыми давал Дух тем, кто никогда их не изучал (ср. Деян. 2,4.11). Думать или даже утверждать, что Апостол и, возможно, другие говорили "ангельскими языками" (гл. 13,1) - это абсурд. Все предложения в 13-й главе, начинающиеся словами "если я...", являются чисто гипотетическими предположениями и означают: "В случае, если бы я сделал то или иное". Сам Павел признает, что он имеет "всякое познание", что он также знает "отчасти" (ст. 9). Он не раздал все свое имение бедным, он не отдал тело свое на сожжение. Таким образом, и 1-й стих является максимально возможным предположением, с помощью которого Апостол Павел хочет показать, как ничтожно все без любви.

ЦЕЛЬ говорения на языках

Цели говорения на языках Павел касается как бы мимоходом. О ней идет речь в стихах с 21 по 25 14-ой главы: "В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся Церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: "истинно с вами Бог".

Мы видим отсюда, что языки - это знамение, и притом, не для верующих, а для неверующих. Кого подразумевает Апостол Павел под "неверующими"? Цитата из Исаии 28 гл. в предыдущем стихе поясняет это: это неверующие иудеи. Им будет говорить Бог иными языками, - сказал пророк Исайя (и это был суд!), но они тогда слухом услышат, и не уразумеют, как предсказал тот же пророк в другом месте (гл. 6,9).

Почему же тогда верующие в Коринфе так гордились этим даром, который сам по себе был знамением суда для неверующих иудеев? Знамением суда, поскольку эти языки указывали на то, что Бог отвернулся от этого народа как целого и обратился к язычникам. Именно, это мы видим в Деян. 2 гл., где Бог говорил им иными языками, языками тех стран, куда многие из них, по повелению Божьему, были изгнаны. Они слушали их, но по-настоящему не понимали. Основная масса этого народа осталась неверующей и продолжала отвергать Христа. Таким образом, для них языки были знамением. События в Иерусалиме, Кесарии и Ефесе подтверждают это: во всех трех случаях знамение говорения на языках было связано только с иудеями.

В ст. 23 и 24 Апостол снова говорит о неверующих, но теперь он связывает их с другой группой - с незнающими. Это наводит на мысль, что он здесь имеет в виду не группу неверующих как таковых, как в 22 стихе, но неверующих, говорящих по-гречески ("и войдут к вам незнающие или неверующие"), которые могли бы придти в их среду и которые подумали бы, что они беснуются, если все станут говорить незнакомыми языками. Почему? Потому что они, в отличие от неверующих иудеев, находящихся в рассеянии, не понимали бы говорящих.

То, что Апостол в 22 стихе говорит о неверующих иудеях, а в стихах 23 и 24 о неверующих греках, подтверждается еще и тем, что в первом случае перед словом "неверующие" стоит артикль, во втором же случае этот артикль отсутствует. Если бы в первом случае он хотел просто охарактеризовать каких-то людей как неверующих, то греческий артикль должен был бы отсутствовать. Употребление же его указывает на определенную группу неверующих, а именно на иудеев.

Подчеркнем же еще раз этот важный пункт: языки не предназначены быть знамением для верующих, но они были знамением для неверующего народа иудейского. То, что это знамение не продолжалось длительное время, видно из самого его предназначения.

Таким образом, Апостол уже в 13-й главе ст. 8 указывал, что эти дары в конце концов прекратятся, поэтому сегодня мы их ожидать больше не должны. Вместе с другими чудесными дарами: даром исцелений и даром чудотворений (гл. 12 ст. 9-10 и 29-30). Они даны были Господом к подтверждению свидетельства Его Апостолов, когда Новый Завет во всех его частях еще не был написан (Map. 16,20; Деян. 14,3).

Назидание церкви

Если бы Коринфяне больше стремились к достижению любви (гл. 14,1), они бы не попали в эту сеть, в которой они очутились, желая блеснуть своим даром. Церковь - это место, где должна развиваться Божия любовь. Без нее все плохо, с ней же возможно преодолеть все трудности. Божественная любовь, которая таким совершенным образом была явлена во Христе Иисусе, ставит все на свои места. Апостол в 13-й главе очень убедительно показал это. Божественная любовь закрыла бы уста Коринфян для говорения на языках, когда никто не понимал их. Обратим внимание, с какой настойчивостью Дух Святой говорит о необходимости назидания церкви:

"А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение" (1 Кор. 14,3).

"... а кто пророчествует, тот назидает церковь" (ст. 4).

"Пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание" (ст. 5).

"Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви" (ст. 12).

"Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается" (ст. 17).

"Все сие да будет к назиданию" (ст. 26).

Одно лишь то, получает ли церковь назидание или нет, было определяющим для Апостолов, какой из даров является большим. Тот, кто говорил языками, говорил только Богу. Каким бы чудесным ни был этот дар и какое бы благословение ни ощущал имеющий его, если он употребляется без истолкователя, так, чтобы верующие понимали услышанное, то он был меньше дара пророчества. Какой удар для гордости тех, кто превозносился над другими именно даром говорения на языках!

И не только говорение на языках было меньшим даром, но оно вообще не должно было практиковаться в церкви, если не было истолкователя (ст. 28). Имеющий его мог говорить себе и Богу, но в церкви он должен был молчать. Это относилось также к таким случаям, когда кто-то обещал Богу свою благодарность и при этом говорил на языках. Если другой не понимал ее, то он не получал назидания, и в церкви такая благодарность не должна произноситься. Как мог стоящий на месте простолюдина сказать "аминь" при твоем благодарении? (ст. 16). Достойные внимания слова! Сколько неразумного происходит в этой области! Я, во всяком случае, находясь в другой стране, не могу молиться общественной молитвой на языке моей страны, если я там никем не буду понят.

И здесь мы, как бы между прочим, получаем еще два урока, имеющих практическое значение для нашей церковной жизни:

Первое: говорить "Аминь" при благодарении благоугодно Богу и является выражением вслух согласия церкви. "Аминь" означает "истинно", "так", "да будет так". Апостол здесь указывает на практику первых христиан: они не только в сердце, но и устами говорили: "Аминь"! Бог уже в Ветхом Завете наставлял народ в этом смысле и говорил: "Весь народ (мужчины и женщины) возгласит и скажет: "Аминь!" (Втор. 27,15). В Неем. 5,13 мы читаем чудные слова: "И сказало все собрание: Аминь!" Это соответствующий Писанию обычай, от которого, к сожалению, часто отказываются.

Второе: особым средством назидания церкви (за исключением откровения, применительно к нашему времени) являются: пророчество (ст. 3-4,6), познание, учение (ст. 6), наставление (ст. 19). Об этом я буду говорить отдельно. Но думали ли мы уже о том, что и молитва, и пение, и благодарение служат назиданию (ст. 15-17)? Как чудесно это разнообразие: для всего этого есть место и время в собраниях верующих! Между прочим, здесь мы имеем одно из редких указаний на то, что в собраниях святых практиковалось пение.

Если что-то должно служить к назиданию, то труба должна издавать определенный, понятный звук. Необходимо знать, что именно "играется" (ст.7-12), короче, нужно понимать, что говорится. Все другое - это говорение "на ветер" (ст. 9). Это совершенно не соответствует воле Божией, чтобы наше сознание во время собрания было "выключено". Думать так было бы в высшей степени неразумно и совершенно не духовно. Апостол настаивает на том, чтобы во время молитвы, хвалы и благодарения, наряду с духом (т.е. новой, Божественной природой в нас, ср. Иоан. 3,6; Рим. 8,6.10.16) участвовало и сознание. Просто шум, который сознание не разделяет и не может воспринимать, совершенно бесполезен для назидания. Так и молитвы, и благодарения на языках совершенно бесполезны для тех, кто их не понимает. Говорящий должен использовать сознание так же, как и слушающий. Именно для этого Бог даровал нам его, оно представляет из себя входные ворота для всего того, что исходит от Бога.

Апостол более всех их говорил языками, и он благодарил Бога за это. Но он делал это для себя, когда он был наедине с Богом. В церкви же он хотел лучше сказать пять слов умом своим, "чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (ст. 18-19). Если что-то не приносило назидания, в церкви для этого не должно было быть места. При этом не имело значения, что дар был от Бога (дар говорения на языках был именно таким даром): если церковь не назидается, дар не должен был употребляться. Обладание полученным от Бога даром не дает права употреблять его в любое время и в любом месте. Возможно, для некоторых это нелегко воспринимать, но именно этому учит вся эта глава. Когда мы находимся "в церкви", мы находимся не где-нибудь, и это является решающим.

Я хотел бы, прежде чем мы пойдем дальше, добавить, к сказанному ранее, несколько практических замечаний. Когда брат молится в церкви, он представляет из себя "уста церкви" в молитве к Богу. Но в таком случае то, что он выражает, должно быть совместной просьбой церкви. Просьбам чисто личного характера там нет места. Точно так обстоит дело и с благодарением, и с хвалою. То, что говорится, должно говориться громко и отчетливо, чтобы все могли понимать. Если кто-то, к примеру, говорит слишком тихо или быстро, так что его никто не может понять, ему, конечно, лучше уступить это служение другим.

Также существует, особенно сегодня, опасность стараться произвести впечатление своей ученостью. Если речь или молитва настолько насыщены иностранными словами или искусственными словооборотами, так что простые братья и сестры не могут уловить смысл, то такое служение не соответствует воле Божией. Бог хочет, чтобы церковь получала назидание. Это относится также и к молитве, и к благодарению. Все совершается в церкви и для церкви. Говорящий или является устами церкви к Богу (молитва, благодарение, восхваление), или устами Бога к церкви (пророчество, учение). Это всегда должны помнить те, кто открывает уста в церкви. Не является ли эта мысль глубоко волнующей, что Богу настолько важно назидание церкви, что все остальное должно быть подчинено этому?

Я знаю, что это противоречит взглядам многих в христианстве, даже из числа тех, кто родился свыше. Но это - воля Божия для Его народа. Поэтому поучения этой главы из 1-го послания к Коринфянам имеют такое большое значение и в наши дни.

Теперь мы займемся важнейшим средством, которое употребляет Дух Святой для назидания церкви - пророчеством.


Что означает пророчество?


Апостол неоднократно противопоставляет говорению языками - пророчество (ст. 2-6; 21-25; 27-29). Пророчество является, собственно, служением пророка. Не предсказание будущего прежде всего является пророчеством, но просвещение души Словом Божиим, так что человек всеми обличается, и тайны его сердца обнаруживаются (ст. 24-25). Вот что понимается здесь под пророчеством. Пророчество может распространяться и на неверующих, как показывают данные стихи. Хотя в принципе оно дано для верующих. После того, как Господь Иисус открыл женщине из Самарии всю ее историю ("у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе"), она с нескрываемым удивлением говорит Ему: "Господи, вижу, что ты - пророк" (Иоан. 4,18-19). Это поистине было пророческое служение!

Как важно, именно, в наши дни это служение! Будем молиться, чтобы его больше было среди нас! Апостол желал, чтобы они все пророчествовали (ст. 1 и 5). Именно, об этом должны они ревновать. Пророчество включает в себя больше, чем учение. Учение и наставление также служат к назиданию церкви (ст. 6 и 19), но служение в его высшей форме - это пророчество. Пророк говорит как от Бога, и он говорит для Бога. Тот, кто обладает этим даром, должен быть сам очень близок к Богу, жить в полном согласии с Его волей, чтобы быть в состоянии передать ее другим.

Я думаю, что настоящее пророчество совершается говорящим несознательно. Конечно, он сознательно служит словом, но что он при этом пророчествует, едва ли известно ему самому. Лишь позже он иногда узнает, если вообще узнает, что сказанное им, в том или ином случае, как раз соответствовало имеющейся нужде. Это может делать только Дух Святой. Еще раз я хочу сказать: как нуждаемся мы в Божественном свете, чтобы быть сохраненными от ложных пониманий и путей! Как нуждаемся мы в служении пророчества!

Впрочем, пророчествовать могут и сестры, как мы видим из гл. 11,5 и из примера дочерей Филипповых (Деян. 21,9). В этом случае не церковь, конечно, является местом, где употребляется ее дар, но личная, домашняя область. В каждом случае, однако, сестра должна покрывать свою голову, показывая, тем самым, что она находится под властью мужа (гл. 11,5-10).

Когда Апостол в 3-м стихе говорит, в связи с пророчеством, о назидании, увещании и утешении, то это, собственно, не есть определение того, что из себя представляет пророчество, но скорее указывает на результат истинного пророчества. Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Увещание в истинном смысле также является назиданием. Мы порою забываем об этом. Ведь Бог увещевает нас только потому, что Он привел нас в определенные отношения с Самим Собою. Все, что продвигает меня вперед в познании истины и Личности Господа, является назиданием.

Пророчество встречается в Новом Завете в тройном значении: самое общее и всеохватывающее значение мы уже рассматривали: через служение Слова просвещать души верующих Божественным светом, достигая их совести и сердца, в соответствии с их внутренним состоянием. В этом, по сути, состояло и служение ветхозаветных пророков, которые словами: "Так говорит Господь" пытались встряхнуть совесть народа. Но, так как народ не внимал словам и предупреждениям Божиим через Его пророков, то они были вынуждены возвещать суд и представлять перед ними развитие грядущих событий.

Это приводит нас ко второму значению пророчества в Новом Завете. В некоторых местах под ним также подразумевается предсказание будущего. Пример такого пророчества мы видим в Деян. 11 гл., когда пророк Агав предвозвестил духом, что на земле будет голод (ст. 27-30). Но особенно это верно в отношении книги Откровения, соблюдение слов которой связано с особыми благословениями (Отк. 1,3; 22,7).

Третье значение мы находим в 1 Кор. 14,29-30, о чем я еще буду говорить. Здесь речь идет о возвещении новых, еще неизвестных христианских истин через вдохновленных Духом Божиим мужей. Это высшая форма пророчества, которая, однако, сегодня закончена (Кол. 1,25). Также и пророки из 12-й главы ст. 28 были вдохновленными Святым Духом орудиями, через которые были записаны части Нового Завета.

Заканчивая этот раздел, я бы хотел указать на связь между откровением и пророчеством, с одной стороны, и между познанием и учением - с другой (ст. 6). Все это не одно и то же, хотя и тесно связано между собой. Апостол не хотел придти к Коринфянам "без пользы". Польза же от сказанного будет лишь в том случае, если он будет говорить им или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением.

Откровение, как таковое, представляет из себя получение Божественной истины от Самого Бога (1 Кор. 2,10-12). Изъясняться откровением - это высказывать то, что Апостолы и пророки получили через откровение. Пример этому мы находим в гл. 11, ст. 23 и ниже ("ибо я от Самого Господа принял"), как и вообще служение Апостола Павла было отмечено откровениями (ср. гл. 15,3). Господь еще при его обращении сказал ему: "Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе" (Деян. 26,16).

В прямой связи с откровением находится пророчество. Что означает пророчество мы только что видели. В своем полном значении изъясняться пророчеством - это больше чем изъясняться откровением, ибо оно означает собою больше, чем изложение полученных новых истин (третье значение пророчества).

С другой стороны, через откровение Апостол обладал глубокими познаниями, которыми также было отмечено его служение. Он мог сказать Ефесянам: "Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой" (Еф. 3,1-5).

Учение можно рассматривать как универсальное выражение, которое в широком смысле включает в себя все другие части. Но оно имеет и свое, присущее лишь ему, значение: не столько сообщение неизвестных до того истин, сколько правильное и прилежное изъяснение уже известной истины. Павел не считал для себя тягостным писать Филиппийцам "о том же" (Фил. 3,1). Петр также заботился о том, чтобы верующим из обрезанных "никогда не перестать напоминать о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине" (2 Пет. 1,12).

Откровение и познание - это то, что человек получает от Бога, причем познание есть следствие откровения. Но, в передаче людям откровение проявляется в пророчестве, а познание проявляется в учении. О, достойная нашего поклонения любовь Божья, которая нашла путь к тому, чтобы передать нам, людям, то, что сокрыто в Его сердце!


"Истинно с вами Бог"


Представим перед собою еще раз стихи с 22 по 25 из 1 посл. к Коринфянам 14 главы, которые мы уже рассматривали под несколько иным углом зрения: "Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: "Истинно с вами Бог" (ст. 22-25).

Хотя Апостол здесь, чтобы показать неразумие Коринфян, берет случай, который, конечно в такой форме и не имел места у них, перед нами, однако, предстает кусочек церковной жизни, взятый из практики их собраний, что для нас весьма интересно. Некоторые детали заслуживают нашего особого внимания.

1) Очевидно, у верующих по местам был обычай регулярно собираться для взаимного назидания - обычай, к которому их побуждал Дух Божий.

2) Это не были "закрытые собрания", куда не имели доступа незнающие или неверующие. Напротив: они могли "войти". Незнающие (греч. слово: "idiotes") - это те, кто не был наставлен в Слове Божием, ибо они отделены от неверующих.

3) Бросается в глаза, что здесь отсутствует какой-либо намек на твердо установленный порядок для служения или служителей. Дух Божий сделал Церковь Своим жилищем, и это обусловило царящую там ни с чем не сравнимую свободу. Было бы даже - каким бы гипотетическим ни был такой случай - что все говорили бы языками и все бы пророчествовали. И Апостол никоим образом не ограничивает эту свободу. Он только показывает каким был результат в случае, если бы все они говорили языками: незнающие и неверующие сказали бы, что они беснуются. Это, конечно, не входило в намерения Божий. Поэтому они должны были ревновать более о том, чтобы пророчествовать.

4) Бог действительно присутствовал посреди них. Этот факт стал бы очевидным, если бы они все пророчествовали. И если бы вошел кто-нибудь из неверующих или незнающих, то он всеми бы обличился, всеми бы судился и в конце концов он бы поклонился Богу и сказал бы, что поистине с ними Бог. Благословенный результат того, что свобода Духа употребляется должным образом! Когда мы собираемся вместе как Церковь, тогда Бог и сегодня еще посреди нас. О, если бы мы больше сознавали Его присутствие!

И еще одно слово в отношении выражения: "Если вся церковь сойдется вместе" (ст. 23)! Оно тесно связано с выражением в гл. 11 ст. 8: "Когда вы собираетесь в церковь". Обе формулировки характеризуют одно и то же дело, но с разных точек зрения, и хорошо, когда мы понимаем это. Второе выражение указывает на характер, тогда как первое - на сам факт собрания. Но в обоих случаях речь идет о собраниях церковного характера.


Порядок предшествует силе


Многие возлюбленные дети Божьи думают, что они должны в собраниях бесконтрольно следовать своим внутренним побуждениям. Они чувствуют себя (так они думают) влекомыми Духом Божиим, и этого для них достаточно, чтобы выразить это так, как они считают правильным. Все другие соображения они отвергают, как недуховные и ограничивающие их личную свободу. Их "переполняет", они чувствуют "внутреннее побуждение" - этого достаточно. Действительно ли этого достаточно?

Когда-то и Коринфяне думали так же. Только нам не нужно упускать из вида, что они, в отличие от нас, фактически, не имели недостатка ни в каком даровании. Многое из того, что в наши дни выдается за "дар", является ничем иным, как плоть, как имитация. Эта мысль подтверждается еще и тем, что часто употребление этого "дара" совершенно противоречит Писанию. Я особенно имею в виду говорение на языках, как это практикуется в широких кругах христианства. Когда употребление этого "дара" настолько противоречит Слову Божьему - возможно ли не сомневаться в его истинности?

Конечно, у Коринфян проявлялись некоторые слабости и ошибки. Но нам не нужно забывать две вещи: это была еще молодая церковь, и у них еще не было Божественного наставления в отношении всех этих вопросов. Кроме того, второе послание им показывает, что первое послание привело их к печали ради Бога и к покаянию (2 Кор. 7,6-11). Мы же имеем полное Слово Божие в руках и, тем не менее, часто поступаем вопреки ему! Это возлагает на нас большую ответственность.

Да, Коринфяне неверно употребляли свои дары, но Апостол тем не менее, находящиеся в их среде дары считал дарами Божьими. Он не отвергает и их свободу, ибо "где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3,17). Но он видит необходимость в том, чтобы защитить эту свободу от злоупотребления. В связи с другими обстоятельствами он вынужден был написать позже Галатам: "К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу" (Гал. 5,13).

Всегда есть опасность употребить свободу как повод к угождению плоти. Но эта свобода Духа существует, иначе ею бы невозможно было злоупотреблять. А Коринфяне злоупотребляли ею, и тем самым нарушался порядок Божий. Поэтому Апостол в последующих стихах говорит о Божьем порядке и показывает, что беспорядок происходит не от Бога. Порядок является одним из условий проявления силы. Именно этому учат нас следующие стихи: "Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают; если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых" (ст. 26-33).

26-й стих указывает на богатство Коринфян дарами и на то, как усердно они заботились о том, чтобы употреблять их. Само по себе это было хорошо, но только совершалось это, по всей видимости, в полном беспорядке и вне зависимости от Духа Божьего. Вероятно, не только многие говорили на одном собрании, но и несколько одновременно. Каждый старался, чтобы его было слышно. И это было плохо, потому что это не служило к назиданию церкви. Такое поведение обнаруживало не только отсутствие у них мудрости, но и любви. Они забыли, Кто был посреди них. Он Один имел право определять, что и как должно происходить. Они упустили из виду присутствие Духа Святого, о Котором Господь Иисус сказал: "Он прославит Меня" (Иоан. 16,14). Они же искали не Его славы, но своей собственной. Так будет всегда, если не помнить, что "истинно с вами Бог". Если практически не осуществлять присутствие Божие, то даже Его дары будут препятствием для благословений Его детей, ибо они будут употребляться неразумно.

И Апостол видит необходимость в том, чтобы восполнить отсутствие у них благодати установлением определенных границ в употреблении каждого из даров, происхождение которых он с радостью признает Божественным. Его указания на этот счет и для нас сегодня чрезвычайно ценны, хотя определенных даров благодати, как языки и откровения, мы сегодня и не имеем. Божественные принципы, которыми мы должны руководствоваться, остаются неизменными на все времена.

Апостол не имеет намерения совершенно умалить значение какого-либо из даров. Это было бы угашением Духа, что является грехом (1 Фес. 5,19). Нет, он воздвигает барьер против плотского употребления полученного от Бога дара. Он запрещает всякое бесконтрольное побуждение в духовных проявлениях. Каждый истинный дар Духа послушен тому, который владеет им и который ответственен за его употребление.

Он начинает с языков, злоупотребление которыми вело к наиболее печальным результатам. Владеющие этим даром притязали на то, чтобы их употребление было свободно от всяких ограничений. Но сам факт того, что этот дар был действительно от Бога, ни в коем случае не говорит о том, что его употребление не нуждается в регулировании. И сущность этого регулирования заключается вот в чем: во всем, что касается служения Богу в церкви, абсолютный приоритет принадлежит духовному разумению и назиданию в церкви.

Если, к примеру, не было истолкователя, то говорение на языках в собрании не должно практиковаться. Мы уже видели: каждый мог говорить себе и Богу, но в церкви он должен молчать. Непонятной речи не должно быть места в собрании. Ибо то, что там говорится, должно быть не только Богом, но и людьми услышано и понято.

Также не должны были говорить на языках больше, чем двое или трое - это ограничение относилось и к наивысшему из даров, к пророчеству. Даже нечто весьма доброе может через неразумное употребление стать бесполезным. Если в собрании говорят больше, чем двое или трое, то простые слушатели не в состоянии понять и усвоить все это, даже в том случае, если они говорят один за другим. "Они могли все один за другим пророчествовать, - говорит Апостол, - но если это было больше, чем двое или трое, то это было плохо. Им нужно было ждать другого времени и возможности, ибо "духи пророческие послушны пророкам".

Если даже наш естественный человек должен владеть духом своим (Пр. 25,28), насколько важнее для духовного человека, которому Бог доверил духовный дар, употреблять этот дар, не забывая о самоконтроле! Апостол предупреждает здесь всякий фальшивый предлог для духовной распущенности. Нет, внутреннего побуждения недостаточно чтобы оправдать пророческую речь! Разум, хотя он никогда и не противоречит истинному чувству, в деле Божием всегда стоит над ним. Поступать иначе - это нездорово, это беспорядок.

Но этот стих: "Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение" (ст. 31) содержит в себе еще и особое поучение. Когда Апостол в 12-й главе сопоставляет различные формы проявления Духа, он в 29-м стихе спрашивает: "Все ли Апостолы, все ли пророки...?" Ответ один: "Нет". Это относилось к пророкам как орудиям вдохновения (третье значение пророчества), и число таковых было ограниченным. Но в 14-й главе, в стихах 1-м и 5-м он поощряет Коринфян ревновать о высшем даре благодати, о даре пророчества (первое значение). Это ясно указывает на то, что все стремящиеся к этому дару достигнут его. И он в соответствии с этим допускает возможность того, что все могли бы пророчествовать. Отсюда такая широта языка Апостола: все могли бы пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. Слово - "все", которое так подчеркнуто повторяется здесь, во всех трех случаях имеет одинаковую силу. Говорить, что все пророки могли бы пророчествовать, было бы, собственно говоря, излишним. О какой чудной свободе в церкви идет здесь речь! Если их сердца были направлены к этому и Бог даровал им соответствующую способность, они действительно могли бы пророчествовать. Как прославляло это Того, Кто был посреди них!

Но в церкви все являются также учащимися. Пророк также имеет это преимущество - слушать и учиться. Через свое служение он утешает других, но он и сам нередко нуждается в утешении. Назидание, как мы видим - это взаимное дело. Осуществляем ли мы это в наших собраниях? Даем ли мы возможность пророку также иногда и послушать?

Возлюбленные в Господе братья, читающие эти строки! Поставим перед собою еще раз вопрос: стремимся ли мы все к тому, чтобы пророчествовать? Жаждем ли мы того, чтобы назидать церковь? Приходим ли мы в собрание с таким намерением? Или мы в течение многих лет - лишь пассивные участники? Приходила ли нам вообще когда-нибудь мысль, что Господь, возможно, хотел бы и нас использовать в церкви, чтобы сказать слово к ее назиданию? Не полагаемся ли мы только на дары, имеющиеся в нашей среде? Что делаем мы со словом: "все... можете пророчествовать?" О предпосылках к пророчеству я уже говорил. Ревнуем ли мы об этом? О, если бы мы больше использовали эту чудную свободу, в которую ввел нас Дух Святой - к созиданию святых и к прославлению Того, Кто находится среди нас!

"И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают" (ст. 29). Два или, самое большее, три обращения с речью во время одного собрания было вполне достаточно для назидания церкви. Здесь не упомянуты молитвы, хваления и благодарения, но из того, что сказано в ст. 14 до 16-го, вытекает, что ими не только начинались и заканчивались собрания, но и заполнялся промежуток между отдельными пророчествами.

Но о служении пророков должно быть определенное рассуждение. Со стороны кого? Прежде всего, конечно, со стороны их братьев, имеющих такой же дар. Но затем также и со стороны церкви. Часто повторяющаяся попытка ограничить оценку служения пророков другими пророками не только необоснована и произвольна, но и явно противоречит учению Писания. Все дети Божий имеют "помазание от "Святого" (Духа Святого от Христа) и знают все (1 Иоан. 2,20). Они не все понимают, но они имеют способность все оценивать: от Бога ли это и в согласии ли то, что преподнесено им, с тем, чему они уже научены. В этом состояло благомыслие жителей Верии (Деян. 17,11).

"Но, - спросит, возможно, кто-нибудь, - почему о духовных проявлениях должны судить другие, когда Дух, даровавший эти дары, Сам является "истиной"? Ответ таков: обладающие дарами люди остаются людьми, и чистота их речи гарантирована лишь настолько, насколько они научены силой Духа управлять самими собою. Смирение является весьма важным стражем при употреблении даров. Бог, видящий кротких и дает благодать смиренным (2 Кор. 7,6; 2 Пет. 5,5), Он сохранит от заблуждения и фальши сердца и уста тех, кто не мнит о себе высоко. Ему да будет хвала и благодарение за это!

"Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых" (ст. 33). Даже дарованная от Бога власть и сила не игнорирует порядка. Там, где действует Дух Святой, результатом является не беспорядок, но мир. Там, где действует дьявол, не только отсутствует внутренний мир, но разрушается нравственный, а зачастую и чисто внешний порядок. Это является верным признаком для оценки служения.

Бог живет в церкви и в каждом отдельном верующем. Эта возвышенная и благословенная истина является основанием всякого указания в отношении поведения в церкви. Собравшихся должно характеризовать не знание о наличии даров в их среде, но глубокое и счастливое сознание непосредственного присутствия Божия. А там, где осуществляется и ощущается Его присутствие, царствуют мир и порядок. Тогда все то, что истинно, все то, что исходит от Него, находит свое свободное и счастливое выражение. Однако, нельзя допускать своевольного действия людей, ибо оно не приносит ничего другого, кроме беспорядка и смущения. Благодать соединила нас с Богом мира. И там, где сердца присутствующих наполнены Его миром и покоем, их внешнее поведение будет отражением внутреннего состояния: все будет благопристойно и чинно.


Женщины не должны говорить


Как восстают люди против стихов 34-го и 35-го, особенно в наши дни, когда провозглашенное ими равноправие мужчины с женщиной считается чуть ли не высшим благом для человечества! Какая серьезная опасность проникновения этого духа мира сего в среду детей Божиих! Но Слово Божие незыблемо, и следование ему приносит благословение: "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви" (ст. 34-35).

Человеку, особенно религиозному, это не нравится. Он приготовил массу аргументов, чтобы Слово Божие нейтрализовать. Но когда человек начинает аргументировать - это верное доказательство его нежелания повиноваться. К тому же его аргументы тают как снег под лучами Слова Божьего. Послушаем некоторые из этих аргументов:

(1) Это указание Апостола относилось только к тому времени и только к Коринфским женщинам, которые были особенно болтливы. Они не должны были шептаться и болтать. Греческое слово, переведенное, как "говорить", подразумевает именно это.

(2) Речь здесь идет только о замужних женщинах, по тому что сказано "жены ваши".

(3) В святом деле Божием женщины занимают то же положение, что и мужчины, ибо написано: "Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3,28).

Необоснованность первого аргумента мы уже видели, читая обращение в начале послания: оно направлено ко всем христианам, а не только "к церкви Божией, находящейся в Коринфе" (гл. 1,2). А что касается греческого слова "laleo", оно означает "говорить", "разговаривать", а не "шептать" или "болтать". 241 раз употреблено это слово в Новом Завете, и ни разу оно не означает "болтать". Оно уже встречалось нам и в этой главе, в стихе 29-м: "И пророки пусть говорят двое или трое".

Ко второму возражению: абсурдно утверждать, что говорить не могли только замужние женщины. Учение Слова Божьего о положении женщины имеет принципиальный характер и постоянно охватывает всех женщин, замужние они или нет. Интересно в связи с этим, что в лучших и достовернейших рукописях здесь просто написано: "Женщины... да молчат".

Третье возражение, на первый взгляд, более веско, но это только на первый взгляд. Апостол в начале 11-й главы представляет Божий порядок в творении: Бог - Христос - муж - жена. Впрочем, этот порядок не определяет степень ценности - женщина так же ценна, как и мужчина, но это порядок власти. Женщина подчинена мужу, как муж - Христу. Ее положение характеризуется покорностью мужу, как и закон говорит (ср. напр. Чис. 30,3 и ниже). Это положение христианство не изменило и не упразднило. Наоборот: именно, в церкви оно должно быть особенно видно.

Конечно, "во Христе Иисусе" мы все одно, нет мужеского пола, ни женского. То, что касается ее положения во Христе, женщина имеет те же преимущества, что и мужчина. Но "в церкви" это различие существует, и оно должно быть выражено перед Богом, Ангелами и людьми, пока существует Церковь на земле. "В церкви" - часто употребляющееся в нашей главе выражение в смысле христианского собрания - женщина не равна мужчине, сестра - это не брат. Обратим внимание: "во Христе Иисусе" - "Нет мужеского пола, ни женского", но "в церкви" - "Жены ваши да молчат".

34-й стих: "Жены, ваши в церквах да молчат", непосредственно следует за 33-м стихом. Там мы находим то, что должно быть характерным для всех церквей: Бог не есть Бог неустройства, но мира. Там, где Бог почитаем, соблюдается и естественное приличие. Если мы способны допустить мысль о публичном служении женщины, то это только показывает, как глубоко дух времени проник в нас. Греческий мир в то время, когда писалось это послание, считал это во всяком случае чем-то чудовищным, если женщина в публичном собрании попросит слово. Не унизительно ли для нас, что этот установленный Богом и соблюдавшийся даже язычниками порядок, в христианстве часто ставится с ног на голову?

В одной из предыдущих глав Апостол говорит о свободе женщины как в отношении молитвы, так и в отношении пророчества (гл. 11,5). Но в собрании ее голос не должен быть слышен, кроме как в общем хвалебном пении, которое обычно в таких собраниях возносилось к Богу (Рим. 15,6). Служение женщины совершалось во внутренней, домашней обстановке (Тит. 2,4-5), и покорность должна была быть ее характерной чертой (Еф. 5,22-24.33). Этому учит как Ветхий, так и Новый Завет, и истинная вера осуществляет это во всякое время. Сарра повиновалась Аврааму и называла его господином (1 Пет. 3,6). Когда Мариам пророчествовала, то это совершалось перед женщинами (Исх. 15,20-21). Когда Девора была судьею в Израиле, то это было знаком бесчестия нации, которая вследствии неверности утратила свое истинное положение (Суд. 4). Когда, в более поздние дни отпадения Израиля, раздавался голос пророчицы Алдамы, то это происходило "во второй части города", "в нижней части" Иерусалима (4 Цар. 22,14-15; Соф. 1,10). Таким образом, Писание везде указывает на то, что публичное выступление женщин не согласуется с первоначальным порядком творения и не является выражением кротости и скромности, украшающих женщину в очах Божиих.

То, что жена не должна учить или властвовать над мужем, будь это в церкви или где бы то ни было, подчеркнуто в другом месте и обосновано тем, что вначале жена, прельстившись, впала в грех (1 Тим. 2,12-14). Какое отступление от Слова и порядка Божьего в истории Церкви на земле означало то, что она попустила "жене Иезавели", называющей себя "пророчицей", учить и вводить в заблуждение рабов Божиих (Отк. 2,20)! Не является ли в высшей степени знаменательным, что такие пагубные лжеучения в христианстве, как христианская наука, теософия и спиритизм, были основаны и руководимы женщинами? Не должен ли заставить нас серьезно задуматься тот факт, что современный дар языков в харизматических кругах в основном практикуется женщинами? Апостол в одном из посланий, касаясь последнего времени, говорит о "женщинах, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим. 3,6-7).

Однако, благочестивая, богобоязненная женщина будет поступать так, как Бог через Своих Апостолов установил для всех верующих женщин: они будут молчать в церкви. И если у них есть вопросы и они хотят чему-то научиться, они спросят о том дома у своих мужей, "ибо неприлично жене говорить в церкви". А незамужние? Они могут воспользоваться помощью более опытных женщин, которые в вере старше их (Тит. 2,3-5). Как прекрасно - хотел бы я заметить относительно мужей и стариц - если нуждающиеся в помощи смогут найти у них соответствующий воле Божией ответ на их вопросы и проблемы!


Не спорить, но повиноваться


Уже когда Апостол говорил о подчиненном мужу положении женщины и показывал, как неприлично для женщины молиться с непокрытой головой, он в конце своего поучения сказал: "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божий" (гл. 11,16). Всегда были и есть такие, кто любит дебатировать, вместо того, чтобы идти путем мира и послушания. Но это не было обычаем Апостола, ни церкви Божией. Это не принято, - как бы говорит Апостол, - чтобы подвергать сомнению наставления вдохновленных Богом учителей. Скорее обычаем было принимать их и следовать им.

После того, как в конце 14-й главы он заканчивает выполнение своей нелегкой задачи по исправлению практического беспорядка у Коринфян, он ставит им два, как бы упрекающих их, вопроса: "Разве от вас вышло Слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни" (ст. 36-37).

Он, очевидно, хочет предупредить ложные притязания некоторых из них (и многих сегодня) на духовный ум, которые могли привести их к пренебрежению авторитетам Апостола и отвержению того, чему он учил. Они хотели бы казаться очень мудрыми, и на них сбывались иронические слова Иова к его друзьям: "Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!" (Иов 12,2). Разве истина была открыта ими, разве Слово Божие вышло от них? Разве они еще не поняли принцип Божий, что церковь сама не учит, что она скорее сама поучается через рабов Господа? Это было фактом, что они приняли Слово Божие, как он еще раньше заметил: "Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил" (1 Кор. 4,7). Нет, Слово Божие прибыло к ним благодаря благодати, оно вышло не от них.

И, кроме того, разве они одни получили эту благодать, что они осмеливались противопоставлять собственное понимание открытой воли Божией и судить своих братьев по вере, покоряющихся Слову? Слово Божие достигло их всех не для того, чтобы они дебатировали, но чтобы они следовали ему. Примем и мы это к сердцу! Сколько сегодня споров о Слове Божием, только чтобы не исполнять то, о чем оно говорит! Истинная "духовность" познается и проявляется в том, что сказанное Апостолом в этом и других местах принимается как заповеди Господни для следования им.

Конечно, Апостол не всегда говорил вдохновенно. Мы знаем, что и он однажды говорил необдуманно (Деян. 23,3), как некогда Моисей (Пс. 105,33). Но то, что он здесь написал, было абсолютной истиной. Это была заповедь Господа. Следуем ли мы ей? Следуем ли мы ей из любви к Тому, Кто возлюбил нас и предал Себя за нас? Так можно определить и сегодня, действительно ли мы духовны, действительно ли мы любим Его. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Иоан. 14,21).

"А кто не разумеет, пусть не разумеет" (ст. 38). Это серьезное предложение! Кто уклоняется от того, чтобы принять данное через Апостола поучение, тот не только не разумеет, но он и остается в таком состоянии. Это уже своего рода суд: "пусть не разумеет!" Но такой человек хотя бы не должен притязать на то, чтобы поучать других. Как хорошо, что все овцы Иисуса Христа знают Его голос! Им не нужны поучения тех, кто не покоряется Слову Его. Кто слушается голоса доброго Пастыря, тот будет сохранен от голоса чужого (Иоан. 10,1-5).


Заключительные замечания


Мы имели перед собою в этой главе изобилие истин и поучений, и я думаю, что они для части моих уважаемых читателей являются новыми. Фактически, таких собраний для назидания церкви больше христианские "церкви" не знают. И вполне понятно, что тот или иной верующий читатель представленное в этой главе встретит с некоторой настороженностью. Уж очень многому из сказанного здесь противоречит наблюдаемая повсюду практика!

Но, возможно, кто-то скажет: "Все это я хорошо понимаю. В то время было так. Но применимо ли все это также и в наши дни? Не сказали ли Вы сами, что сегодня уже больше нет ни языков, ни откровений?"

Это верно, что определенных "проявлений Духа" (1 Кор. 12,7) в той или иной форме мы сегодня больше не имеем и не нуждаемся в них, потому что Слово Божие уже завершено (Кол. 1,25) и нет необходимости в подтверждении и дополнении его. Но говорение на языках не является собственно содержанием 14-й главы. Оно было только поводом для Духа Святого, чтобы говорить о самом существенном, что Коринфяне не упускали из виду: о присутствии Божьем через Духа Святого в их среде. Ибо если бы они помнили, что Бог действительно был среди них, они бы вели себя по-другому. Они бы заботились о том, чтобы соблюдался порядок Божий и церковь получала назидание. Это именно те принципы, которыми и мы сегодня должны руководствоваться в наших собраниях.

Таким образом, в этой важной главе речь идет не о рассмотрении преходящих вещей - они были затронуты мною лишь в такой мере, которая была необходима для понимания сути, - но речь идет здесь об изложении пребывающих принципов Божиих, которые обязательны для всех исповедующих имя Господа Иисуса. Благодарение Богу! Его присутствие в церкви посредством Духа Святого является действительностью и в наши дни. Господь Иисус присутствует посреди собранных во имя Его! Благодарение Богу за это! И теперь только вопрос личной веры - принять это и осуществить в жизни.

Существует немало дорогих детей Божиих, которые человеческую систему на христианской почве оставили, чтобы приблизиться к истине. Но не удивительно ли, что часто и они не знают этого вида собрания? Они знают конференции и библейские часы для изучения Слова Божьего. Им знакомы специальные собрания для возвещения благой вести Евангелистами или Слова Божьего учителями. Они знают братские общения для рассуждения о вопросах дела Божьего. Но все это не собрания во имя Господа. Они нужны и полезны, но высшего характера церковных собраний они не имеют.

Почему эти собрания для назидания во многих местах прекращены? Ввиду опасности злоупотребления свободой? Возможно. Фактически, опасность неверно употребить полученную от Бога свободу велика, и все снова и снова случается то, что унижает собравшихся. Но хотя плотское настроение Коринфян отнимало от их собраний много полезного, выход состоял не в том, чтобы прекратить их. Вместо этого Апостол поучает их тому, чего недоставало их собраниям. Дух Святой называет это в 40-м стихе "благопристойно и чинно".

Нам тоже нужно серьезно, в молитве размыслить об этих заповедях Господних. Бог не говорит нам: "У вас ничего не получается. Вы слишком плотские для этой духовной свободы. Оставьте это". Как раз наоборот! Он, со Своей стороны, подтверждает то, что Он Сам даровал для назидания в таких собраниях. И затем Он указывает верующим на Свои Божественные рамки и говорит: "Только все должно быть благопристойно и чинно".

Как просто, как прекрасно все это! Собрания для назидания - это избранное Богом благословение для Своих детей, пока они существуют на земле. В небесах они в них больше нуждаться не будут. Но да будет прославлено Его святое Имя во Христе Иисусе, Господе нашем, за возможность иметь их сегодня!


Далее: ГЛАВА 13. Собрание для молитвы

Совместная молитва у первых христиан. Отче наш. О молитве во Имя Господа Иисуса. Молитвенные прошения церкви. Об определённости наших молитв. Мужи могут молиться на всяком месте. Заключение


Назад: ГЛАВА 11. Дары и служители

Для поклонения не нужны дары. Каждому из нас. Восшед на высоту. ОН дал. Цель даров. Призвание служителя. Посвящение. Пресвитера. Имеются ли сегодня пресвитера? Жить от благословения.


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"