Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


О служении в Церкви



Часть 1


Одной из драгоценнейших истин, которую Бог в эти последние дни поднял как светильник, является присутствие Святого Духа в собрании святых.

Отрицание этой истины большей частью и является причиной, одновременно и признаком распада свидетельствующей церкви. Каждое верующее сердце должно бы из-за греха христианства находиться в постоянном трауре, глубоко преклониться пред Богом и как Даниил сказать: "Мы согрешили".

Упразднить зло и возвратить всех верующих к тому, что было вначале, не в наших силах. Однако мы можем, каждый лично, подчиниться божественным принципам и отделиться от всех человеческих устройств, которые препятствуют Святому Духу распространять в своей высшей силе благословение над святыми и над миром сим. Это должно происходить со всеми святыми. Какое печальное состояние – быть связанным порядками, где авторитетом является человек, который отвергает послушание слову Бога и навязывает христианству ярлык, напоминающий о грядущем судилище над ним. Где святое собрание в истинном благословении во имя Иисуса Христа, там и присутствие Духа Святого является действительностью.

Кто может полностью познать его широту и драгоценность? Господь намеревается своих детей благословлять во время их собраний. Он хочет через своего Духа дать им откровения премудрых планов Бога и открыть его славу, как в отношении своей личности, так и совершения его дела спасения, его драгоценных связей с ним и Отцом, его позицию по отношению к миру, премудрости путей Бога и его любви, благодати и верности. Это может произойти только по его благодатной воле и по его намерениям, где присутствие Святого Духа реально и руководство передано ему. Конечно же, Он благословит своих через одаренного святого, проводящего это служение с благословением.

Но дело в другом: везде ли они способны принять это благословение, предназначенное им от него? Здесь следует сказать: нет! Это может произойти только там, где собираются во имя Иисуса и ясно признается его авторитет. Для богобоязненного сердца является благословением осознавать, что сейчас присутствие Святого Духа в собрании святых, собранных во имя Иисуса, так же реально, как присутствие Христа среди своих когда-то на этой земле. Эта истина может быть осуществлена только через веру во всей простоте. Где эта вера отсутствует, там христианин "привязывает" себя лучше к видимому, – к слабым людям, глупым устройствам вместо того, чтобы полностью положиться на ведение Святого Духа. Это делается точно так, как Израиль когда-то в пустыне, во время отсутствия Моисея, т.е. находясь на горе Синае, стал искать утешение в золотом тельце вместо того, чтобы с верой довериться великому доброму Богу. Это объясняется очень просто. Реальное присутствие Духа Святого требует святости и благоговения, а также глубокого осознания зависимости от него и полного доверия ему. А человеческие порядки с их официально назначенными проповедниками в противоположность этому более или менее освобождают его (человека) от ответственности и позволяют ему свободный выбор. Ему не нужно заботиться о служении, ведь есть люди, которые это все исполняют официально. Однако в какой-то степени вследствие этого унижен Бог, отстранен Дух Святой и верующий теряет благословение, предназначенное ему. Об этом, к сожалению, никто не задумывается, и за это никого не мучает совесть.

Разрешите еще раз обратить внимание на две благословенные истины:

1. Дух Святой действительно находится в собрании святых.

2. Только Он хочет руководить общением.

Значит, исключено, чтобы был установлен какой-либо порядок, который управляет собранием.

К тому же не каждый верующий может нести по своему усмотрению какое-либо служение, и не может быть каких-то человеческих ограничений в нем. Никто не имеет права в богослужении и при разборе слова или при молитвенном общении занимать место служения, которое ему не определено Богом и для которого он не одарен им (Богом). Свобода служения заключается в том, чтобы Святой Дух мог свободно действовать. О, какими благословенными мы были бы, если бы мы в своих собраниях сознавали присутствие Святого Духа и подчинялись его руководству!

В ветхом завете сказано: "Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают" (Еккл.4,17).

"Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бок на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги" (Еккл.5:1).

Так должен был думать израильтянин, когда он шел в храм. О присутствии Святого Духа посреди святых ему ничего не было известно. Однако же нам, у которых больше благословений и более тесные связи с Богом, присутствие Святого Духа среди святых должно стать большим стимулом святого благоговения и богобоязни, чем мысль, что Бог на небе, а мы на земле. И если бы его присутствие могло быть полностью осознано нашим умом и наши глаза могли бы видеть его, как Господа однажды на земле видели его ученики, нами владели бы более серьезные мысли. Как торжественно тихо мы сидели бы, как внимательно мы бы слушали его действия. И мы полностью надеялись бы на него.

Никто не позволил бы себе опрометчивую речь. Никто не допустил бы в своем сердце зависть или какое-либо плотское расстройство по поводу выступления того или иного брата. Не было бы равнодушной критики. И, конечно же, никто не блуждал бы своими мыслями и обкрадывал себя благословениями. Разве может его присутствие иметь на нас меньшее влияние, потому что мы это осознаем посредством веры, а не видения?

Драгоценна и благословенна реальность вышеупомянутой правды. Это, конечно, испытали уже и мы все. Могли там быть и паузы, кажущиеся несведущим неприятными, при которых мы еще яснее ощущаем присутствие Господа. Никто не позволил бы себе листать в книге или нарушить тишину поспешной речью, чтобы сократить паузу.

Нельзя было увидеть там беспокойных движений и никакого любопытства по поводу того, что случится дальше, т.е. какой из братьев теперь встанет для молитвы или наставления. Все сердца были бы заняты Господом. И, конечно же, Он (Дух Святой) тогда задавал бы песню, предлагал бы наставление или побуждал к молитве, производя то, что соответствовало бы состоянию собрания и нуждам святых. Это стимулировало чувства и желания так, что собрание заканчивалось славословием, благодарностью и молитвой за других.

Мы знаем из Писания, что Святой Дух дал церкви духовные дары для ее ободрения и наставления.

Только Он имеет право на это действие. Кто-то может быть и одарен, хорошо говорит. Если же он для ближнего не служит назиданием, то, значит, Святой Дух не предопределил его для назидательного служения в церкви. И если он все-таки возьмет на себя такое служение, он обесславит Господа, огорчит Духа Святого и презрит церковь Бога. Он не подчинен Духу Святому, а поступает по своей воле, о которой Писание говорит: "Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство" (1Цар.15:13).

Дух Святой наделяет дарами тех, кого Он хочет, а именно – так, чтобы дар одного не мешал применению дара другого. Число даров (талантов) ограничено.

В 1Кор.12:29-30 мы читаем: "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?" Нет, не все верующие имеют дары. Некоторых Бог поставил в церкви: "во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями..." и т.д. (ст.28).

В организованной церкви обычно один человек поставлен для обслуживания свидетельствующей общины. В этом случае, число даров ограничено по слову Бога.

Какое неустройство! Можно было бы еще многое говорить об устройствах в церквах не по Библии. Однако сегодня мы хотим рассуждать о служении в собрании, которое основывается на слове и где признается авторитет Святого Духа и слова. И здесь могут братья при всем соблюдении основ писания практически ошибаться. Довольно часто случается, что кто-то из собственных побуждений предлагает песню, говорит молитву или читает отрывок из писания, не будучи водим или побуждаем Духом Святым. Посредством своего служения в собрании брат свидетельствует, что он водим и побуждаем Духом Святым.

Если же это свидетельство лживо, он поступает самонадеянно, он грешит против Господа. Кто имеет хотя малейшее понятие, что значит настоящее общение, тот знает, насколько трудно предложить песню и говорить молитву, которые соответствовали бы в очах Бога истинному состоянию и нуждам собрания. Кто мог бы это делать без непосредственного ведения Духа Святого?

Все собрание должно бодрствовать над тем, чтобы сохранить ответственность за это служение и полную зависимость от Бога при исполнении этого служения. Если же собрание этого не делает и пускает все самотеком, в любви, мудрости и благодати не увещевая виновных, – это служение принесет не назидание, а только несчастье. Каждый одаренный Духом Святым и ходящий в страхе Бога брат должен иметь возможность практиковать свое служение.

Если он служит под благословением, собрание будет его ободрять и для служения на других местах. Ведь (талант) дар дан ему не только для одной поместной церкви, а для всего тела Христа.

Приходится очень сожалеть о том, что брат с особым дарованием в поместной церкви берет на себя все служение и менее одаренным братьям вообще не дается слово. Здесь, кстати, высказывание апостола: "Никто не ищи своего, но каждый пользы другого" (1Кор.10:24). Это значит, что каждый может давать возможность служения другому. Это может произойти тогда, когда более одаренный брат не занят самим собою, а несет служение в зависимости от Господа. И если мы даже осуждаем равнодушную критику, то в этом случае церковь все-таки вынуждена со всей любовью дать брату наставление и указать на вышесказанное слово.


Часть 2


Уже в первой части нашего рассуждения было изложено, что Христос дал дары членам его тела.

Однако нигде мы не можем представить все тело, лишь только частицу. И если даже церковь могла символизировать это единство, – как во дни апостолов, – могло бы быть и так, что в одном поместном собрании не было бы евангелиста, в другом пастыря или учителя. А теперь, когда церковь так расколота, эта проблема видна еще явнее. Однако Христос заботится о своем теле и наделяет его необходимыми и полезными дарами. Все верующие на одном месте составляют церковь или собрание. Может быть и так, что среди собирающихся во имя Иисуса мало или нет вовсе даров, в то время как в той же местности в некоторых общинах, будь-то официальная церковь или методисты или баптисты, таких даров достаточно, а может быть и наоборот.

И если собираются по воле Бога, т.е. во имя Иисуса, то это не значит, что размножаются дары.

Брат, которому Господь не предопределил стать евангелистом, пастырем или учителем, не станет им даже и тогда, когда он в общении с теми, которые собраны во имя Иисуса и где признается присутствие Духа и свобода служения. Никогда не будет служить назиданию собрания то, что те, кому Господь не дал дара, будут пытаться занять место такого служения. Это внесет только неразбериху: "Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых" (1Кор.14,33).

Трудности по вопросу даров и служения ими возникают только там, где собираются поистине на основании слова. Где, однако, уже через церковный порядок все запланировано заранее, идет все по шаблону. Это приятно неверующему человеку, да и верующему, если он не духовен. Однако Бог хочет всех святых постоянно держать в обучении. Это служение должно проходить в общении с ним и по его слову. А это ставит собрание в позицию учащихся, что неприятно для плоти, потому что она любит спокойствие и удобство. Потому-то человеку не составляет труда пожертвовать деньги для назначенной на это служение личности, если этим упраздняется его ответственность.

Однако есть некоторое различие между служением и богослужением. При богослужении верующий говорит с Богом и приносит ему хвалу, благодарение и поклонение. Однако при одностороннем служении Бог говорит с человеком посредством его служителей, проповедующих слово.

Отправлять богослужение имеет право каждый верующий. Оно дано ему через благодать Бога, который сделал его достойным для этого служения на основании пролитой крови Христа.

На служение в церкви (собрании) имеет право только тот верующий, кому Господь дал дар для этого служения. Каждый богобоязненный брат имеет право предложить песню, молиться и сказать благодарение. Это следует ожидать не только от одаренных способностью служить. В любом случае Дух Святой должен брату положить на сердце стать рупором собрания, принести Богу благодарность или молитву, или даже предложить песню, в которой выражены действительные желания, чувства и нужды собрания. Если мы, с одной стороны, утверждаем, что только Святой Дух имеет право на определение даров служения и содействие этому служению, то, с другой стороны, при свободе служения возникает опасность, что кто-либо может быть поспешным и действовать без ведения Святого Духа. Святой Дух имеет право выбора: одного брата побудить предложить песню для пения, другого помолиться, а третьего сказать поучение и наставление. Но так как мы, люди, живущие еще во плоти унаследованной злой натуры, существует опасность, что кто-то может руководствоваться не Духом, а своей плотью. Он может предложить песню, потому что ему нравится мелодия, или молиться, потому что на первый план выходит его личность. Да, он может даже взяться и наставлять, потому что он слышит сам себя. В этом случае источником служения являлась бы плоть. Как печально и скорбно для Бога, когда к действию приходит плоть, причем Он говорит, что "оно без пользы", что оно есть зло и враждует против Бога. Для того был вынужден умереть Христос: в его смерти было все осуждено. Теперь верующий должен почитать себя мертвым для греха. Для каждого служителя важно, из какого источника он черпает силу. А все святые обязаны определять, проявляется ли при этом Дух или плоть. "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Иоан.4:1).

Если никакому брату нет препятствия для служения, может случиться, что тот, кто не хочет обуздать свою плоть, эту свободу использует, предложив песню, сказав благодарение, прочитав раздел из слова Бога и комментировав его. Таким образом, во время собрания за трапезой Господа может быть много пения или много чтения, но не будет дано духовному брату время для богоугодной благодарности. Это было бы печальным явлением. А каким было бы такое богослужение в очах Бога?

Его сердце было бы опечаленным, да и все духовно настроенные сердца тоже. В таком случае должно быть что-либо предпринято рассудительными братьями, чтобы подобное не повторялось. Это должно делаться так: об этом рассуждается в кругу братьев, а потом в мире и любви наставляют виновных. Не следует и думать, что если во время собрания святых наступает тишина, то следует ее прервать. Эта опасность приходит особенно тогда, когда присутствуют посторонние личности, о которых думают, что эту тишину они считают угнетающей и нелепой. Может быть, через эту тишину обнаружится беднота собрания и тогда верующим необходимо смириться. Если же она (тишина) от Господа, она, конечно же, послужит к назиданию в том, что каждая душа имеет возможность рассуждать о Господе.

Далее предстоит другая опасность, и она заключается в том, что брат, предложив песню или прочитав абзац из слова Бога будет того мнения, что послужившее ему когда-то в назидание должно быть теперь всем в назидание. Если это становится основополагающим мышлением, то это уже заблуждение. Песня или абзац из писаний должны соответствовать нуждам и состоянию святых. В тот момент, когда эта песня или соответствующее слово послужили благословением, могло быть, что я находился под определенным давлением или в трудности и Бог использовал песню и слово для моего назидания и ободрения. Потому-то я не должен в другое время свои прошлые проблемы и печальные ситуации навязывать собранию. Более того, мне следует выбор песни и слова передать полностью руководству Святого Духа, чтобы Он мог действовать по нуждам и обстоятельствам в собрании.

Из опыта известно, что братья, находившиеся под таким давлением, пытались от своего "груза" освободиться во время молитвенного часа. При этом в их состояние втягивалось все собрание. Личная просьба по поводу какой-либо трудности и бремени должна приноситься Богу втайне, а не во время молитвенного собрания святых.

Чтобы служить рупором собрания, выразить чувства и состояние святых пред Богом, этот брат должен слиться воедино со всеми. Богослужение может быть чистосердечным и истинным лишь тогда, когда он со всей верностью является выражением состояния и чувств собравшихся. В общем это можно выразить так: Бог дал услышать более высокий тон, который отозвался эхом во всех сердцах и, таким образом, придал богослужению более возвышенный характер. Однако совсем досадное впечатление создается тогда, когда состояние собрания настолько подавленное, что оно не соответствует выражению хвалы, высказанной духовным братом пред Богом, потому что единоверцы рассеянно утонули в своих собственных мыслях.

Иначе выглядит дело при служении. Оно не ограничено из-за нашего состояния. Здесь может Бог, который говорит с нами, нам проповедовать правду, которую мы еще никогда не слышали, или уже давно на нас не действовавшую с такой силой. Потому-то все мы должны быть водимы Святым Духом.

Необходимыми для служения являются любовь к Господу и знание слова его. Из любви к нему тогда исходит и любовь к святым и грешникам.

О себе лично и о своих сотрудниках Павел мог сказать: "Ибо любовь Христова объемлет нас…" (2Кор.5:14). Ни развлечение, ни сила привычки, ни нетерпение, ни терпеливое спокойствие, а лишь любовь к Господу должна быть побуждением для служения.

А что касается слова Бога, то апостол Павел пишет Тимофею: "И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2Тим.2:2). Пресвитер или епископ должны иметь следующие качества: "Страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит.1:8-9). Если кто говорит, то пусть он говорит, как высказывания Бога. При этом следует понимать, что он должен не только говорить по учению писания, но и его мысли, как высказывания, воспринимаемые собранием, должны быть такими, какими он хочет их выразить соответственно состоянию собрания. Может быть, что кто-то имеет совсем мало человеческих знаний или неспособен выразиться в правильной грамматической форме, однако является хорошим служителем. И все-таки необходимо, чтобы служитель руководствовался духом рассудительности и, например, в молитве не обращался к Отцу и потом говорил, что Он умер на Голгофе, или обращался ко Христу и потом говорил, что Он отдал своего Сына на крест. Эта молитва не была бы водима Святым Духом.

Где существует истинное благоговение и покорность Святому Духу, там богослужение и служение будут во славу Бога и для благословения служащих. Не будет здесь и бессердечной критики. Но здесь будут ободрять для служения и слабых братьев, имеющих дар от Господа и живущих в страхе Господнем, для благословения и молитвы не имеющих даров, но ходящих пред Господом в верности. Печально то состояние, когда братья, посещающие десятилетиями собрания, ни разу не предложили песню для пения и ни разу не молились. В этом случае чаще всего недостает верности и духовного мышления. Дай Господь, чтобы все спасенные во время собрания находились бы сознательно перед Богом всем сердцем и мышлением, делая ему благоугодное во славу его имени, будучи благословением для святых и неверующих. И если в собрание войдет несведущий или неверующий, он должен быть побужден атмосферой пасть пред Богом и открыть ему самые сокровенные тайны своего сердца. Этим он засвидетельствует, что среди них действительно находится Бог (1Кор.14:24-25).


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"