Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Повеления Господа и аргументы сатаны

Часть 1

"После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне" (Исх. 5,1).

Какая полнота истины заключена в этом коротком повелении Господа! Это одно из тех многозначительных, содержательных мест, которые тут и там разбросаны в Слове Бога и которые раскрывают нашим сердцам широкое поле драгоценной истины. Простые и впечатляющие слова знакомят нас с намерением Бога Израиля полностью освободить свой народ из Египта, из дома рабства, чтобы он совершил ему праздник в пустыне. Ничто в отношении народа не могло удовлетворить его сердца, кроме полного отделения от земли смерти и тьмы. Он хотел освободить народ не только от обжигательной печи и надсмотрщиков Египта, но также и от храмов и жертвенников, от всех обычаев и связей, принципов и обрядов его обитателей. Одним словом, это должен был стать полностью отделенный народ, прежде чем он мог совершить ему праздник в пустыне.

И как это было однажды с Израилем, так обстоит дело и сегодня с нами. Также и мы полностью и осознанно должны стать освобожденным народом, прежде чем мы сможем служить Богу в истине, поклоняться ему и ходить с ним. Недостаточно, чтобы мы просто познали прощение наших грехов и наше полное освобождение от вины, гнева, суда и проклятья, нет, мы также должны освободиться от этого злого века и от всего, что принадлежит ему, прежде чем мы сможем искренне служить Господу. Мир для христиан является тем, чем Египет был для Израиля, с тем, естественно, различием, что наше отделение от мира не пространственное и не физическое, но - нравственное и духовное. Израиль оставил Египет по плоти; мы же оставляем мир по духу, мы оставляем его в принципе. Израиль оставил мир фактически, мы же оставляем мир в вере. Это было для народа нечто реальное, всеобъемлющее, и точно так же обстоит дело и с нами. "Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне".

Однако, как нам хорошо известно, сатана выдвигает против столь сурового отделения множество возражений. Первое возражение, которое он уже тогда выразил через уста фараона, гласит: "Пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле"(Исх.8,25). Это были коварные, расчетливые слова, которые легко могли сбить с толку сердце, не находящееся во внутреннем общении с Богом и его помыслами. Разве - можно было бы спросить по праву - это не уступка со стороны царя Египта, не проявление терпимости по отношению к специфике вашего богослужения? Разве то, что он позволил вам следовать вашей религии в его царстве, не есть высшее доказательство его великодушия и доброй воли? Несомненно, вы можете следовать своей религии точно так же, как и другие люди. Здесь есть место для всех. Почему же вы требуете отделения? Почему вы не хотите находиться в одинаковом положении с вашими соседями? Разве не чрезмерна и не порочна узость, которую вы проявляете?

Подобные слова могли показаться разумными и мудрыми. Но что означают они перед лицом ясного и определенного требования Бога: "Отпусти народ Мой"? Не больше и не меньше, чем непослушание. Слова Господа не допускают ложного истолкования; их невозможно понять неправильно. Невозможно, имея столь ясное повеление, оставаться в Египте. Самые убедительные доводы рассудка развеиваются, как туман, от повелевающего голоса, Бога Израиля. Если Он говорит: "Отпусти народ Мой", то мы должны идти, пусть против нас будут все силы земли и ада, человек и дьявол. Все размышления, споры и диспуты бесполезны; мы должны повиноваться. Египтяне могли следовать своим собственным помыслам, но Бог думает за Израиль, и последствия покажут, кто из них был прав.

Скажем немного о "христианской узости", о которой сегодня так много говорят. Собственно говоря, вопрос состоит в следующем: "Кто установил границы или рамки христианской веры? Человек или Бог, человеческое мнение или божественное откровение?" Как только этот вопрос будет решен, все остальное перестанет представлять какую-либо трудность. Многие пугаются самого этого слова-"узость". Но что же такое, собственно говоря, узость и что такое широта? Мы полагаем, что настоящая узость проявляется там, где человек колеблется принять всю истину Бога и руководствоваться ею. Сердце, которое управляется человеческими мнениями и заключениями рассудка, мирскими принципами, эгоизмом и своеволием,-такое сердце мы без колебаний называем узким. С другой стороны, сердце, которое подчиняется авторитету Христа и благоговейно прислушивается к голосу святого Писания, которое даже на волосок страшится преступить явленную волю Бога, написанное Слово, сердце, которое без исключения отвергает все, что не основано на "так говорит Господь", - такое сердце мы называем широким.

Разве Слово Бога, его помыслы и его воля не являются чем-то более глубоким и полным, чем слово и дух людей? Разве в священном Писании не содержится бесконечно более великая высота, глубина и широта, чем во всех человеческих писаниях мира? Разве руководство помыслами Бога не требует гораздо большей широты сердца и внутреннего разумения души, чем руководство нашими собственными мыслями или мыслями наших ближних? На эти вопросы есть только один ответ, и мы можем легко выразить его следующим образом: "Мы должны быть такими же узкими, как Христос, и такими же широкими, как Он".

В этом заключается решение как данного, так и всякого другого затруднения. Мы должны рассматривать все с этой благословенной точки зрения, и тогда наш взгляд будет не омрачен, а наше суждение будет здравым. Но если отправной точкой делается человек или его собственное "я", если мы все рассматриваем с этой позиции, то тогда мы не сможем вынести здравого суждения. Наши глаза сделаются близорукими и подслеповатыми, наше сердце и дух останутся без истинного божественного света. Мы будем судить обо всем и видеть все ложно.

Чистое око и искреннее сердце поймут и признают все это. И действительно, если око не чисто и совесть не подчинена Слову Бога, если сердце не бьется только для Иисуса, то попытка убедить в истинности сказанного будет лишь напрасной тратой времени и усилий. Какая польза спорить с человеком, который, вместо того, чтобы слушаться Слова Бога, стремится лишь притупить его остроту? В этом нет ни малейшей пользы. Это безнадежное дело - пытаться уличить того, кто не знаком с духовной силой и значением слова "послушание".

В ответе Моисея на первое возражение сатаны содержится нечто необыкновенно прекрасное: "Нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как Он скажет нам" (Исх.8,26.27). Объекты египетского богослужения были совершенно неподобающими для принесения их в жертву Богу. Но не только это, намного важнее другое: Египет не был подходящим местом для того, чтобы возвести там жертвенник истинному Богу- У Авраама не было жертвенника, когда он ушел в Египет. Он оставил свое богослужение и землю своего скитальчества, перебравшись на юг, и, как Авраам не мог поклоняться там, так не могло поклоняться и его потомство. Египтянин мог бы спросить: почему? Но задать вопрос - это нечто другое, чем понять ответ. Как мог египтянин понять принципы, которыми руководствовался истинный, верный израильтянин в своем поведении? Это было невозможно. Как мог он проникнуть в значение трехдневного путешествия? "Мир потому не знает нас, что не познал Его" (1 Иоан.3,1). Побудительная причина, воодушевлявшая его, лежала далеко за пределами разумения мира. Мы можем быть уверенными в том, что чем больше мир может чщенить мотивы христианина, тем меньше этот христианин верен своему Господу.

Само собой разумеется, мы говорим об истинных мотивах христианина. Несомненно, в жизни истинного христианина есть многое такое, чему мир удивляется и к чему он относится с уважением. Праведность, честность, любовь к истине, бескорыстное дружелюбие, забота о бедных, самоотречение - все это вещи, которые мир вполне может понять и оценить. И все же мы вновь повторяем и подчеркиваем слова апостола: "Мир не знает нас". Если мы хотим ходить с Богом, если мы хотим совершить ему праздник, если таково истинное и страстное желание нашего сердца - идти истинно небесным путем, то мы должны полностью порвать с миром, а также с собственным "я" и занять наше место вне стана - с Христом, отверженным миром, но принятым на небесах. Давайте же с искренним сердцем прославлять Его славное святое имя!


Часть 2


Второе возражение сатаны очень похоже на первое. Если ему не удалось полностью удержать Израиль в Египте, то по меньшей мере он попытается сохранить его как можно ближе. "И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко" (Исх. 8,28).

Делу Христа больше вредит внешнее, половинчатое, частичное оставление мира, чем полное пребывание в нем. Нерешительный, колеблющийся исповедник ослабляет свидетельство и оскорбляет Господа гораздо больше, чем тот, кто никогда не отделялся от мира. Более того, мы должны сказать, что между оставлением собственно мирских вещей и оставлением мира - огромная разница. Можно отказаться от определенных форм мирского - и все же в глубине сохранять свое место в мире. Можно отказаться от театров, балов, игр, телевидения и радио, иллюстрированных журналов и газет - и тем не менее принадлежать миру. Да, мы можем отсечь одну из порочных ветвей лишь для того, чтобы еще с большим упорством утвердиться на старом стволе. На это следует обратить особое внимание. То, в чем нуждаются сотни исповедующих христиан, - это, по нашему глубокому убеждению, необходимость еще более полно порвать с миром, да, с миром в целом, в полном значении этого слова. Это просто невозможно - иметь хорошее начало или совершать духовное развитие, пока сердце равнодушно заигрывает со святыми требованиями Христа. Мы со всей определенностью утверждаем, что в тысячах случаев, когда души жалуются на страхи и сомнения, на беспокойство, на недостаток света, утешения, мира и радости, причину следует искать в том, что в действительности они никогда не порывали с миром. Либо они пытаются совершить праздник Господу в Египте, либо они остаются так близко, что легко могут вернуться обратно,-так близко, что они представляют из себя то одно, то другое, они то холодные, то теплые, и всякое влияние на них направляет их против Христа в пользу врага душ. Как могут такие души быть счастливыми? Как может их мир течь подобно потоку? Как могут они ходить в свете отчего лица Бога или пребывать в наслаждении присутствия Господа? Как могут благословенные лучи этого солнца, которые сияют в новом творении, достичь их в душной атмосфере, обволакивающей землю смерти и тьмы? Это невозможно! Они должны порвать с миром и всем сердцем и всем разумением предаться Христу. Если можно так выразиться, сердце должно иметь всего Христа и все сердце должно быть для Христа. На этом основана великая тайна развития христианина. Мы должны сделать правильное начало, прежде чем мы сможем пойти дальше; и чтобы правильно начать, мы должны разорвать все узы, связывающие нас с миром, или, лучше сказать, мы должны уверовать и практически осуществить тот факт, что Бог разорвал их для нас в смерти нашего Господа Иисуса Христа. Крест навсегда отделяет нас от этого злого века. Он освобождает нас не только от вечных последствий нашего греха, но также от силы и власти греха, от принципов и обычаев мира, который пребывает во власти зла.

Это лишь одна из уловок сатаны, когда он пытается заставить исповедующего христианина довольствоваться для своего избавления просто взглядом на крест, в то время как сам этот христианин остается в мире или "не ушел далеко". Мы должны вновь и вновь предостерегать христианского читателя об этом опасном змие. Только искренняя преданность сердца отвергнутому и прославленному Христу и внутреннее общение с ним могут уберечь нас от этого падения. Чтобы ходить с Христом, радоваться в нем, чтобы быть в состоянии питаться от него, мы должны быть отделены от этого безбожного, злого мира - отделены от. него в наших помыслах и устремлениях, в склонностях нашего сердца, отделены не только от его явного зла, от его безумства и суетности, но также от его религии, от всех его дел и побуждений.

Возможно, кто-то спросит: "Разве христианство не заключает в себе чего-то большего, чем отречение, отделение и оставление? Разве оно состоит только из запретов и отрицаний?" С глубокой радостью в сердце мы отвечаем: нет! Тысячу раз нет! Христианство прежде всего позитивно, оно глубоко действенно, оно божественно умиротворяюще. Что же получаем мы вместо того, чего лишаемся? Мы получаем "безмерные богатства" за "тщету и сор". Мы получаем "наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас" за все суетное, пустое, преходящее. Мы имеем Христа, наслаждение сердца Бога, предмет поклонения небес и славословий ангелов, вечный свет нового творения вместо одного мгновения греховного наслаждения и порочных удовольствий. Наконец, мы имеем вечность чистейшей радости и драгоценнейших благословений в доме Отца вместо вечности страшных мучений в пламени ада.

Что ты теперь скажешь, дорогой читатель? Разве это не хороший обмен, разве ты не находишь в этом глубочайшие причины для того, чтобы оставить мир? Христиане часто перечисляют причины, по которым они оставили ту или иную форму мирского, но мы полагаем, что все эти причины следует объединить в одну, и она должна звучать так: "Я обрел Христа и поэтому оставил мир". Никто не найдет трудным отдать уголь за бриллиант, пепел за жемчуг, мусор за золото. Так же для человека, который однажды вкусил и познал бесценность Христа, вовсе не трудно оставить мир. Нет, трудно было бы для него оставаться в нем. Если Христос наполняет сердце, то мир исключен не только на время, но преодолен навсегда. Мы не только повернулись к Египетской земле спиной, но и удаляемся от нее все дальше, чтобы больше никогда не возвращаться туда. И с какой целью мы делаем это? Чтобы сидеть сложа руки? чтобы все потерять и больше ничего не иметь? чтобы поникнуть в унынии, погрузившись в печаль и меланхолию? О, нет, для того, чтобы "совершить праздник Господу". Мы совершаем этот праздник уже в пустыне, но когда рядом с нами Христос, мы не желаем уже больше ничего. Мы довольствуемся им, и пустыня превращается в небеса. Он - слава его имени, свет наших очей, радость наших сердец, пища наших душ! Без него небеса никогда не стали бы для нас небесами, в его славном общении, утешающем сердце, даже пустыня превращается в преддверие небес. Мы заранее наслаждаемся тем благословенным, что станет нашим уделом в вечности.

Но это еще не все. Не только сердце до конца наполнено и умиротворено Христом, но также дух полностью упокоился во всех перипетиях нашего пути по этому миру, взирая на все трудности, на все вопросы, которые могут возникнуть, проблемы, с которыми могут столкнуться те, кто не знает высокого благословения, кто не поставил Христа в центр и не рассматривает его в непосредственной связи со всем. Если я, например, буду призван в каком-либо случае выступить за Христа, но рассуждаю об этом деле вместо того, чтобы просто судить о нем по его значению для него и для его славы, если я сужу о нем по последствиям для меня, то я, несомненно, оказываюсь во тьме и в безнадежном затруднении и могу принять неправильное решение. Но если я смотрю на него и исследую, как это дело может послужить к его славе, то я не просто увижу все ясно, но со счастливым сердцем и твердой решимостью пойду по благословенному пути, освещаемому лучами отчего лика Бога. Чистое око никогда не смотрит на последствия, но взирает непосредственно на Христа, и тогда все становится ясным и простым, все тело полно света и путь распознается в полной уверенности.

Именно это так необходимо нам в дни мирской религиозности, эгоистичных устремлений и погони за одобрением людей. Мы должны сделать Христа единственным нашим принципом. Чрез него мы должны рассматривать наше собственное "я", мир и так называемую церковь; его мы должны поставить в центре, вокруг которого все вращается, чрез него мы должны судить все, нисколько не думая о последствиях. Если мы будем поступать в единстве с его помыслами, то сможем спокойно предоставить ему последствия. О, пусть это будет так среди нас! Давайте же позволим бесконечной и неизменной благодати Бога действовать в наших сердцах, чтобы Он благоволил к нам! Тогда мы сможем постичь в какой-то степени полноту, красоту и силу слов, которыми начинается это предложение: "Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне".

Удивительно (а с другой стороны, совсем не удивительно) видеть, как упорно защищает сатана каждую пядь земли, когда речь идет об освобождении Израиля из земли Египта. Он был готов разрешить им совершить их богослужение в стране или по меньшей мере вблизи от страны, но он со всей силой сопротивлялся их абсолютному и полному освобождению из страны. Он перепробовал все средства, чтобы помешать им.

И все же Бог - да хвалится его славное имя! - стоит выше великого врага его народа. Он позаботится об освобождении своего народа, и Он исполнит свой замысел вопреки объединенной силе сатаны и человека. Требования Бога никогда нельзя уменьшать ни на один волосок. "Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне". Так гласит повеление Бога, и оно должно быть исполнено, пусть враг приведет хоть тысячу аргументов. Божественная слава находится в глубокой связи с полным отделением Израиля от Египта и от всех народов земли. Израиль должен был обитать один, а не среди народов земли. Враг препятствовал этому, применяя всю свою силу и коварство, чтобы помешать этому. Мы уже рассмотрели два из его аргументов, теперь перейдем к третьему.


Часть 3


"И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и (фараон) сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет? И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу. (Фараон) сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение! нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона" (Исх. 10,8-11).

Эти слова содержат очень важное наставление для всех родителей-христиан, в тоже время раскрывая коварное намерение сатаны. Когда сатана не мог удержать в Египте родителей, он попытался хотя бы удержать там детей, чтобы таким образом ослабить свидетельство об истине Бога, воспрепятствовать прославлению его в его народе и лишить сам народ его благословения. Родители в пустыне, а их дети в Египте - какой вздор! Это полностью противоречит помыслам Бога и делает невозможным его прославление на путях его народа.

Было бы странно, если бы родители-христиане хотя бы на миг забыли, что и дети составляют часть их самих! Созидательная рука Бога сделал их таковыми, и то, что соединил Творец, Спаситель, несомненно, не разъединит. Поэтому мы постоянно находим в Писании, что Бог связывает человека с его домом. "Ты и дом твой " - это слова глубокого практического значения. Они имеют решающие последствия и содержат глубокое утешение для сердца каждого родителя-христианина; и мы можем добавить к этому, что пренебрежение этой истиной в тысячах семей приводит к самым печальным последствиям.

Увы! Как много родителей-христиан вследствие ложного толкования учения о благодати позволяют своим детям расти в своеволии и приверженности к миру! И, поступая так, они утешаются мыслью, что они ничего не могут поделать и что Бог в свое время спасет их детей, так как они входят в его вечный замысел. Фактически они упускают из виду ту великую практическую истину, что Бог, определивший цель, также указал средства для достижения этой цели и что высшим безумством является желание достичь этой цели, не используя данных средств.

Итак, означает ли это, что все дети родителей-христиан неизбежно относятся к числу избранных Бога, что они наверняка будут спасены и что, если они погибнут, вина ляжет только на родителей? Ничего подобного. Мы не знаем в этом отношении ничего о вечных замыслах и решениях Бога. Только ему ведомы все его дела от начала мира. Ни один смертный взор не может заглянуть в книгу тайных замыслов Бога. Так далеко значение выражения "ты и дом твой " не простирается. Тем не менее оно учит нас двум важным истинам. Прежде всего, оно знакомит нас с драгоценной привилегией, но затем и со священной ответственностью. Без всякого сомнения, это привилегия всех родителей-христиан - полагаться в отношении своих детей на Бога; но в то же время это их несомненный долг - воспитывать их для Бога.

Таковы две стороны столь важного вопроса. Слово Бога никогда неотделяет отчий дом от его дома. "Ныне пришло спасение дому сему" (Лук. 19,9). "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" ( Д.ап. 16,31). Мы должны поступать по этому важному принципу, мы должны без колебаний встать на сторону Бога в отношении наших детей, заботливо воспитывая их для него, уповая на него в ожидании результатов. Мы должны начать с самого первого дыхания ребенка и продолжать из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год воспитывать его по этим принципам. Точно так же, как опытный и заботливый садовник подпирает свое фруктовое дерево, пока оно еще молодо и гибко, чтобы оно тянулось к согревающим и животворящим лучам солнца, и мы должны стремиться воспитывать своих детей для Бога, пока они еще молоды и восприимчивы. Разве не было бы глупо, если бы этот садовник ждал, когда ветви станут старыми и суковатыми? Пытаться согнуть и выпрямить их тогда было бы лишь напрасной тратой сил. Точно так же было бы величайшей глупостью, если бы мы оставляли наших детей на протяжении лет под направляющей рукой сатаны, мира и греха, а затем пытались начать воспитывать их для Господа.

И все же не поймите нас неправильно! Мы вовсе не думаем о том, что благодать можно наследовать или что через какое-либо действие и воспитание можно сделать детей христианами. Вовсе нет! Дети родителей-христиан точно так же, как все остальные, должны родиться от воды и духа, иначе они не смогут увидеть царства Бога и войти в него. Все это так ясно, как только может представить это Писание; но, с другой стороны, Писание так же ясно и определенно говорит о долге родителей "воспитывать [детей] в учении и наставлении Господнем".

Что же означают эти слова? В чем состоит это воспитание? В сущности, это очень важные вопросы для сердца и для совести всех родителей-христиан. К сожалению, многие из нас не понимают, в чем состоит христианское воспитание и как его следует осуществлять. Оно состоит не в том, чтобы мы заставляли наших детей учить наизусть множество цитат из Библии и духовных песен, не в том, чтобы превращать для них Библию в учебник. Хотя это очень хорошо - запечатлевать в памяти ребенка библейские стихи и хорошие песни, мы должны, однако, остерегаться, чтобы не превратить христианство для ребенка в обременительное, тяжелое дело. Необходимо окружить наших детей позитивной христианской атмосферой. Они всегда должны вдыхать чистый воздух нового творения и созерцать в своих родителях славные плоды духовной жизни - любовь, мир, чистоту, нежность, дружелюбие, самоотверженность и любвеобильную заботу о других. Эти качества оказывают мощное духовное воздействие на восприимчивую душу ребенка, и Дух Бога, несомненно, использует их для того, чтобы через это привлечь его сердце ко Христу, средоточию и исходной точке всех этих прекрасных качеств.

Кто мог бы описать, с другой стороны, пагубное действие, которое оказывается на наших детей, если они обнаруживают в нас себялюбие, гнев, приверженность миру или если они замечают, что мы стремимся к земным благам? Разве могли бы мы вывести наших детей из Египта, если во всем нашем поведении проявляются принципы и обычаи Египта? Возможно, мы им говорим, что мы не принадлежим к миру, что он является для нас пустыней и что мы находимся на пути к небесному Ханаану, но что в этом пользы, если наши пути, наше поведение и поступки полностью противоречат нашему исповеданию? Наши дети очень скоро обнаружат это великое противоречие: у них ведь очень зоркие глаза. Мы каждый день сможем наблюдать, какими роковыми и пагубными будут последствия этого.

Возможно, нам возразят, что дети тоже несут ответственность, даже если их родители не исполняют своего призвания. Это правда, но разве может это хотя бы на миг оправдать таких родителей или уменьшить их ответственность? Нам вовсе не подобает ссылаться на ответственность наших детей ввиду того, что мы сами нарушаем свою ответственность. Без сомнения, они ответственны, но также ответственны и мы. И если мы отказываемся дать нашим детям живые и убедительные доказательства того, что мы навсегда оставили Египет, то должны ли мы удивляться тому, что и они остаются в нем? Что пользы говорить о пустыне и Ханаане, в то время как вся наша жизнь выдает дух мира? Наша жизнь говорит гораздо более впечатляюще, чем наши слова, и жизнь изобличает лживость наших слов. Наши дети, естественно, судят по нашему поведению, а не по нашим речам. И если они не согласуются между собой, то может ли в наших детях возникнуть что-либо другое, кроме отрицания всех наших духовных наставлений, а также мысли о том, что христианство - это только видимость? Как же все это серьезно! Поистине, все родители-христиане должны искренне испытывать себя в присутствии Бога, действительно ли они воспитывают своих детей в зависимости от Бога и являются ли они для них верным примером во всем! Вопрос о воспитании наших детей гораздо важнее, чем думают многие из нас. Только сила Святого Духа может сделать нас пригодными для этого важного и святого дела в эти последние тяжкие дни. И все же благодати Бога достаточно и для этого. Мы должны иметь полную уверенность в том, что Бог благословит даже самое слабое усилие с нашей стороны, если мы будем искренне желать вывести наших детей из Египта. И здесь мы хотели бы в братской любви напомнить всем родителям-христианам, как важно с самого раннего детства приучать наших детей к безусловному послушанию. Мы полагаем, что в этом отношении и среди нас много недостатков, и мы сами должны в этом уповать на Бога и смиряться. Из-за ложной мягкости или из-за попустительства мы часто позволяем нашим детям следовать своей собственной воле и прихотям, и если мы однажды разрешили им идти по этому пути, то они пойдут по нему вперед огромными шагами. Но каков конец этого пути? Он печален! Как много сыновей отправилось по этому пути, презирая увещевания своих родителей, полностью отрицая их авторитет, попирая ногами святой порядок Бога и превращая семейный круг в сцену для самых жарких распрей!

Нам не нужно говорить, как все это страшно и насколько все это противоречит помыслам Бога, как они раскрыты нам в его Слове. И все же разве родители таких детей не должны ругать за это самих себя? Бог вложил бразды правления и розги власти в руки родителей; если же они из-за небрежения выпускают эти бразды из своих рук или из ложной мягкости и слабости не применяют розги, то стоит ли нам удивляться результатам? Хорошее воспитание оказывает неизгладимое влияние на характер и душу ребенка.

Можно сказать, что это - правило, хотя и здесь могут быть свои исключения, и в определенной степени наши дети станут тем, что мы сами из них сделаем. Если мы приучаем их к послушанию, то они будут послушными; если же мы разрешаем им следовать собственной воле, то результат будет обратным.

Но всегда ли мы должны жестко натягивать поводья и непрестанно прибегать к розгам? Вовсе нет. Слишком суровое воспитание так же порочно, как слишком мягкое. Ребенок должен с самого раннего детства понимать, что его родители хотят только его блага, но также то, что их воля должна выполняться при всех обстоятельствах. Нет ничего проще этого. Для хорошо воспитанного ребенка достаточно одного только взгляда или слова, чтобы он воздержался от плохих вещей. Истинный секрет успешного воспитания заключается, по нашему разумению, в правильном применении строгости и мягкости. Если родители с самого начала сохраняют свой авторитет, они могут проявлять столько любви и мягкости, сколько пожелает их сердце. Если ребенок действительно чувствует и сознает, что поводья и розги применяются по справедливому решению и в истинной любви, то воспитывать его будет относительно легко.

Одним словом, твердость и нежная любовь - это два существенных принципа здравого воспитания: твердость, которая никогда не позволит поколебать себя своеволию ребенка или чувству ложной мягкости, и любовь, которая считается со всякой истинной потребностью и с оправданным желанием ребенка. Так поступает небесный Отец и с нами; и в этом, как и во всем остальном, Он является нашим совершенным примером. Написано: "Дети, будьте послушны родителям вашим во всем". Но также написано: "Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3,20. 21). И если в одном месте сказано: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость", то к этому также добавлено: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6,1). Короче говоря, ребенок должен учиться послушанию, но в то же время послушный ребенок должен пользоваться правом наслаждаться в солнечном сиянии родительского благоволения. Таковы наши взгляды на христианское воспитание. Мы уповаем на Господа так, что вышеизложенные соображения послужат благословением для сердца и совести многих родителей-христиан и пробудят в них глубокое осознание той высокой и священной ответственности, которая возложена на них в отношении их возлюбленных детей. А теперь мы перейдем к четвертому и последнему аргументу сатаны против повеления Бога.


Часть 4


"Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами " (Исх. 10, 24). Какое упорство! Теперь фараон соглашается отпустить детей вместе с их родителями; он больше не может их удерживать. Рука Бога слишком тяжело легла на него и на всю его страну. Но враг имеет еще одно, последнее возражение. Если он не может удержать ни одного человека из народа, то по крайней мере он должен удержать их мелкий и крупный скот. Таким образом он лишит их возможностей и средств служения Господу; он отпустит их пустыми. Но давайте посмотрим на благородный ответ Моисея, истинного раба Бога. Этот ответ полон высоко духовной красоты. "Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему: пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему [цавайте обдумаем эти глубокие слова!] но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу" (Исх. 10,25-26).

Мы должны полностью и с ясным осознанием встать на божественную основу, прежде чем мы сможем составить свое суждение о природе и масштабах его требований. Пока же мы вращаемся в мирской атмосфере и руководствуемся мирским духом, мирскими принципами и вещами, для нас совершенно невозможно получить правильное понятие о том, что подобает Богу. Мы должны стоять на основе свершенного избавления, в полном свете нового творения, отделившись от этого злого века, прежде чем мы сможем служить Господу правильным образом. Только тогда, когда через мощное действие обитающего в нас Духа мы сможем познать, куда мы приведены через смерть и воскресение Иисуса Христа, когда мы поймем значение трехдневного путешествия, только тогда мы сможем распознать, в чем же состоит истинно христианское служение. Но тогда мы полностью поймем и познаем, что все, чем мы являемся и что имеем, принадлежит ему. "Доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу". Драгоценные благословенные слова! Давайте же лучше поймем их силу и их практическое значение! Моисей, человек Бога, отвечал на все возражения сатаны просто тем, что он со всей решимостью утверждал повеления Бога: "Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне".

Это единственно верный принцип во все времена и при всех обстоятельствах. Иначе невозможно служить Богу. Мы должны быть полностью отделены от Египта и его пагубного влияния. Заповедь и мера Бога должны быть утверждены вопреки всем аргументам сатаны. Как только мы превысим эту меру хотя бы на один волосок, сатана выиграет игру и истошное христианское служение и истинное свидетельство для Бога станут невозможны. Давайте же поэтому "хранить себя неоскверненными от мира", чтобы служить нашему Господу достойным образом, пока Он не придет!


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"