Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


"Размышление о втором пришествии Иисуса Христа"


9. Десять дев


Теперь мы перейдём к той части беседы, в которой наш Господь представляет Царство Небесное притчею о десяти девах. Поучение в этой важной и интересной притче содержит более широкое применение, чем в притче "о злом рабе", потому что здесь рассматривается вся масса исторического христианства в его служении, и не только в доме, но и вне дома Божьего. Эта притча нацелена непосредственно и определённо на христианское исповедание - истинное оно или ложное.

"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху" Мтф. 25,1. Мнение, что эта притча относится к остатку Израиля, не обоснована ни в контексте, ни в выражениях употребляемых в этой притче.

Чем тщательнее мы исследуем всё содержание этой притчи, тем яснее познаем, что часть беседы нашего Господа, относящаяся к Израилю, закончилась в Евангелии от Мтф. 24,44. Беседа относящаяся к христианам начинается с Мтф. 24,44 и заканчивается Мтф. 25,30. От Мтф. 25,31 и до конца этой главы, речь идёт о народах - язычниках как таковых.

Построение этой чудной беседы бросается в глаза каждому внимательному читателю. Она ставит каждого в отдельности на его собственную, определённую почву, на его собственные разнящиеся принципы. Здесь нет места смешению принципиальных различий. Одним словом, построение, полнота, различие этой содержательной беседы - божественного происхождения и наполняет душу восхищением, славословием и поклонением. При изучении этой главы мы хотим сказать словами Апостола: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" Рим. 11,33.

При ближайшем рассмотрении выражений, употребляемых в этой притче о десяти девах нашим Господом, мы убеждаемся в том, что эта притча не относится ни к иудеям, ни к Церкви Божьей, но к личной ответственности каждого во время отсутствия Иисуса Христа. Да, эта притча обращена к нам с серьёзным наставлением и отсюда заслуживает нашего серьёзного внимания. "Тогда подобно будет Царство Божие десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху" Мтф. 25,1. Характерным для первых христиан был знаменательный факт выхода навстречу ожидаемому и возвращающемуся жениху. Первые христиане были так наставлены, чтобы дистанцировать себя от земных вещей и в их убеждении и сердечной любви к Спасителю выйти навстречу Ему, Которого они любили и Которого они ожидали. Само собою понятно, что здесь не имеется в виду переход с одного места на другое. Это был нравственный и духовный выход - тяга сердца быть со Спасителем. Вот такого возвращения они ждали со дня на день, т.е. встречи с Ним.

Эту истину подтверждают Послания к отдельным церквам, что в первые дни христианства их сердца были преисполнены надеждою на верное и скорое пришествие Господа. Они "ожидали Сына Божия с небес".

Они знали, что Он придёт взять их к Себе навсегда, и это знание и сила надежды освободили их сердца от привязанности к земному. Они ожидали своего Спасителя, они верили, что Он может вернуться в любой момент и поэтому они были заняты делами житейскими постольку, поскольку это подобало им и требовало этого в данный момент, но в то же время, сердца их были преисполнены ожиданием.

Такое их поведение и настроение явствует из слов: "Они вышли навстречу жениху". Это никак не применимо к остатку Израиля, так как они не идут навстречу Мессии, но наоборот, они останутся в их положении и в их обстоятельствах до тех пор, пока Он не придёт и не ступит Своею ногою на Елеонскую гору. Они не ожидают пришествия Его, и того, что Он возьмёт их от земли к Себе на небеса. Но Иисус Христос придёт, чтобы принести им мир на их собственной земле и сделать их счастливыми во время Своего любвеобильного и благословенного царствования в Тысячелетнем Царстве. Христиане же призваны "выйти". Предпосылкой этого есть то, что христиане всегда в движении, они "странники и пришельцы на земле". Они выходят с серьёзным, святым стремлением к небесной славе, к которой они и призваны, навстречу Жениху, пришествия Которого они постоянно должны ожидать.

Это истинное положение верующих, соответствующее их характеру - положение, которое осуществлялось на практике первыми христианами. Но, к сожалению, нам часто напоминается в Слове Божьем тот факт, что в христианстве встречаются как истинные верующие, так и лжехристине. Также как есть "пшеница" - есть и "плевелы" в Царстве Небесном, об этом говорится в притче о десяти девах: "Пять из них были мудрыми, а пять - неразумными". Историческая Церковь включает в себя как настоящее, так и ложное, действительное и поддельное христианство. Так будет продолжаться до тех пор, пока придёт Жених. Плевелы не станут пшеницей и неразумные девы не преобразятся в мудрых. Нет, никогда! Плевелы будут удалены, а неразумные девы исключены. Напрасны надежды на медленное облагораживание через проповедь Евангелия и действия других религиозных средств. Эта притча ясно показывает нам, как и весь Новый Завет, что Царство Небесное представляет достойную сожаления смесь доброго и злого, где враг вмешивается в дело Божие и где зло в принципе, в исповедании и в практике, прогрессирует неудержимо.

И так будет продолжаться до конца. Когда придёт Жених, то будут ещё и неразумные девы. Откуда бы им взяться, если бы перед пришествием Иисуса Христа все покаялись бы? Если бы каждый пришёл к познанию истины, то как в явление Жениха могло быть столько же неразумных, сколько и мудрых?

Но могут возразить, что это ведь только притча, только прообраз. Мы согласны с этим, что это притча, но о чём? Конечно, не об обращённом мире, рождённом свыше. Утверждать это - это значит недооценивать Священное Писание и учение нашего Господа Иисуса Христа в такой мере, в какой мы едва осмелимся отвергать, недооценивать какого-либо учёного. Нет, уважаемый читатель, притча о десяти девах учит нас, что, когда придёт Жених, то будут ещё и неразумные девы. Если это так, то как они могли быть до этого обращёнными? Это может и подросток понять. Нам непонятно, как в виду этой притчи можно защищать теорию о том, что перед явлением Иисуса Христа весь мир будет обращённым?

История о неразумных девах является серьёзным предупреждением для каждого номинального христианина. Это история краткая, но понятная. "Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла". Здесь поверхностное исповедание, без внутренней реальности - без духовной жизни, без контакта с источником вечной жизни, без общения со Христом. У них не было ничего, кроме "лампы исповедания" и сухой фитиль теоретической, умственной веры.

Это печальная картина и это состояние, как тяжесть, лежит на огромной массе крещёных номинальных христиан вокруг нас. У них много внешнепоказного, но мало внутреннего, реального. Все исповедуют, что они христиане. "Светильник исповедания" может быть видимым в руке каждого, но увы как мало тех у кого масло в светильниках, у кого дух жизни в Иисусе Христе, у кого Святой Дух обитает в сердце!? Без этого всё остальное не имеет ценности перед Богом и напрасно. Можно иметь наилучшее, соответствующее истине, исповедание, можно быть крещённым, можно принимать участие в Вечере Господней и быть членом какой-либо церкви, можно принимать участие в каком-либо религиозном служении или даже быть рукоположенным в проповедники - всё это возможно, не имея ни одной искорки божественной жизни. Можно иметь какой-то луч небесного света без жизни в тесном общении со Христом. Действительно, это в высшей мере печальная картина, что можно иметь так много религиозного, чтобы жить в самообмане, усыпляя совесть, и губить свою душу. Можно иметь имя, будто ты жив, в то время как ты мёртв, без Бога, без Христа и без надежды в этом мире. Можно утешать душу ложной надеждой и ложным миром до тех пор, когда придёт Жених и тогда откроются глаза, но, к сожалению, будет уже поздно.

Так обстоят дела с неразумными девами. Между ними и мудрыми девами сперва мы едва замечаем какое-либо различие. Они вместе вышли навстречу Жениху. У всех были светильники, все - как неразумные, так и мудрые - задремали, а потом и уснули, все они проснулись, услышав в полночь крик, и поправили светильники свои. Неразумные девы зажгли свои светильники - те светильники вероисповедания с высохшими фителями, т.е. безжизненной, мнимой верою. Какое напрасное, да, больше чем напрасное дело! Какой роковой душеразрушительный обман. Но тогда обнаружилась великая разница в ужасающей ясности. "Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". Из этого следует, что их светильники когда-то горели, иначе они не могли бы погаснуть. Но это был ложный, только мигающий, свет. Этот свет не питался от божественного источника. Это был свет исповедания устами только, разжигаемый теоретической, умственной верою. Этот свет горел достаточно долго, чтобы обмануть самого себя и других, и погас, как раз в тот момент, когда он так нужен был им в безутешном мраке. "Светильники наши гаснут". Ужасное открытие! Жених идёт, а наши светильники погасли. Наше пустое вероисповедание откроется светом Его пришествия. Мы верим, что мы на правильном пути, мы исповедовали ту же самую веру, имели те же самые светильники, те же самые фитиля, но увы! К нашему невообразимому ужасу мы убеждаемся в самообмане, что одного не достает нам, так необходимого, а именно - духа жизни в Иисусе Христе, помазания Духом Святым и живого общения с Женихом. Что же теперь делать? О, вы разумные девы, имейте сострадание к нам и "дайте нам вашего масла!" Сделайте это из милосердия к нам! Дайте нам хотя немного, только одну каплю, чтобы мы не погибли на веки-веков.

Увы, всё напрасно! Никто не может дать другому от своего масла. Каждый имеет достаточное количество только для самого себя, и кроме того, только один Бог даёт это масло. Человек может дать нам свет, но не масло, потому что масло - это дар Божий.

"А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились" Мтф. 25,9-10. Бесполезно полагаться на христианских друзей или искать у них помощи. Бесполезно бегать туда и сюда, опираться на этого святого мужа или на того выдающегося учителя, уповать на нашу церковь, на наше вероисповедание, на наши таинства. Мы должны иметь масло. Мы не можем быть без масла. Где же мы можем получить его? Ни от человека, ни от церкви, ни от святых, ни от отцов наших. Мы должны получить его от Бога, и Он, - да прославится имя Его - даёт его даром. "А дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" Рим. 6,23. Но подумаем об этом хорошо, что это личный дар и каждый должен иметь его для себя и в себе. Никто не может верить за другого, никто не может получить жизнь вечную для другого.

Каждый имеет непосредственно дело с Богом. Узы, соединяющие душу с Иисусом Христом - индивидуальны. Веры в долг не существует. Человек может наставить нас в известных религиозных вопросах, объяснить нам некоторые места Священного Писания, но он не может дать нам ни масла, ни веру, ни жизнь. Это всё дары Божьи. Какой это драгоценный дар! Он - как Сам Бог - свободен, как воздух, которым мы дышим. Как солнечный свет, как освежающие капли росы. Мы повторяем ещё раз со всей серьёзностью: каждый должен иметь этот дар для себя и в себе самом. "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы" Пс. 48,8-10.

Что вы скажете по поводу этих серьёзных фактов? Принадлежите вы к мудрым или к неразумным девам? Получили ли вы новую, вечную жизнь от воскресшего и прославленного Спасителя? Или же вы только исповедующий религию и удовлетворяетесь вашим привычным посещением церкви? Принадлежите ли вы к тем, у которых достаточно религиозности, чтобы с честью шагать по жизненному пути? Нет, этого недостаточно, чтобы войти в Царство Небесное. Со всей серьёзностью мы просит вас убедительно подумать об этом. Как невообразимо ужасным будет, когда однажды вы узнаете, что светильник вашего вероисповедания погас и вы останетесь в страшном мраке вечной ночи. Как это ужасно, когда перед вашими глазами закроется дверь и вы не войдёте с Женихом на брачный пир. Какой горький крик: "Господи! Господи! Отвори нам!" и какой сокрушающий ответ: "Истинно говорю вам: не знаю вас!"

Дорогой друг! Взвесь эти серьёзные вопросы в твоём сердце, пока дверь ещё открыта и продлён день благодати и долготерпения Божья.

Быстро приближается момент, когда закроется дверь благодати навсегда, когда пройдёт всякая надежда и душа будет ввержена в ужасное, вечное отчаяние. Да пробудит вас Дух Святой от вашего безмятежного сна, и да не даст Он вам покоя до тех пор, пока вы не получите этот покой в совершённом деле спасения у Его благословенных ног, славословя и поклоняясь нашему Господу, Иисусу Христу.

В заключение мы хотим ещё кратко взглянуть на мудрых дев. Они отличаются в этой притче от неразумных дев тем, что, вышедши навстречу жениху "вместе со светильниками своими, они взяли масла в сосудах своих".

Одним словом, то, что отличает истинных верующих от номинальных христиан - Дух Святой. Истинные христиане имеют дар Духа Святого, живущего в них. Они имеют новую жизнь в Иисусе Христе. Дух Святой живёт в них, Он - печать, задаток, помазание и свидетельство в их сердцах. Это великий и славный факт, характерный для всех верующих. Неизмеримое и неизречённое преимущество, которое должно привести наши души к святому поклонению Богу и Господу нашему Иисусу Христу, Который, совершив спасение наше, приобрёл для нас такое великое благословение.

Однако, какая постыдная мысль! Несмотря на великое и святое преимущество мы читаем в притче такие слова: "И когда жених замедлил, то задремали все и уснули". Да, все: как мудрые, так и неразумные уснули. Жених замедлил и все, без исключения, потеряли свежесть, ревность и силу надежды на Его пришествие и уснули.

Такая ситуация понятна и это серьёзный факт истории. Историческая церковь уснула. "Блаженное упование и явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" - надежда, которая так ярко сияла на горизонте первых дней христианства, утратила своё сияние и, в конце концов, исчезла совсем. Если мы подвергнем более тщательному исследованию историю Церкви на протяжении последующих почти 2000 лет и проследим её развитие от дней Апостолов до нашего времени, то мы не найдём ни малейшего следа от той особенной надежды Церкви или Собрания Божьего - личного возвращения благословенного Жениха. В действительности, эту надежду, по крайней мере её силу, Церковь утратила, так что это стали считать даже ересью, где эта надежда ещё проповедовалась. И даже теперь, в эти последние времена, есть не мало пасторов и проповедников, которые не осмеливаются проповедывать и учить о пришествии Господа, как об этом ясно говорит Священное Писание.

Мы замечаем, - и слава Господу за это! - что наступила большая перемена в этом отношении, настало духовное пробуждение. Бог, через Духа Святого, начал возвращать Свой народ к давно забытой истине - о пришествии Небесного Жениха. Многие начинают познавать, что причина замедления Жениха кроется в долготерпении Божьем по отношению к нам, потому что Он не хочет чтобы кто-нибудь погиб, но Он хочет, чтобы все пришли к покаянию. Какая дорогая и славная причина!

Тем более мы познаём, что, несмотря на долготерпение Божие, нам Господь близок. Он скоро придёт. В полночь раздался крик: "Жених идёт, выходите навстречу Ему!" О, да восприняли бы все искупленные этот Его крик как эхо, пока нравственная сила этого эха не прозвучит от одного края земли до другого, и вся Церковь проснётся, чтобы ожидать славного и блаженного явления Жениха.

Возлюбленные братья в Господе, проснитесь! Каждый да воспрянет от сна. Стряхнем с себя лень и сонливость мирских удобств и самодовольства! Отбросим от себя губительное влияние религиозной формы и инертных привычек, отбросим учение ложного богословия, склонности нашего сердца и характера и выйдем встречать Жениха. Его собственные слова свежей силой да проникнут в наши сердца: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий". Да, были бы эти слова в наших устах и в сердце: "Аминь! ей, гряди, Иисусе!"


Далее: 10. Таланты


Назад: 8. Христианство


Оглавление



© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"