Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Г.Л. Гайкооп
"Где и как должны собираться христиане"


Глава 5. Поклонение в духе и истине


При сравнении Матф. 18,20 с Втор. 12 может возникнуть вопрос: об одном и том же месте идет речь в обоих случаях или нет? Во Второзаконии географически обозначенное место названо, это - Иерусалим. Также и Матф. 18,20, Иоан. 4,20-26 называют это место.

Через притчу, в которой Господь открыл самарянке ее нравственное состояние, она увидела, что это пророк. Она спрашивает, что Он думает о великом противоречии между иудеями и самарянами: где нужно поклоняться Богу - на горе Сион или на горе Гаризим? Естественно, Господь отвечает на этот противоречивый вопрос в духе Слова Божия. Иерусалим - вот это "место".

Но начав с поклонения в Ветхом Завете, Он показывает ей далее, что с Его приходом на земле все должно измениться. С тех пор, как Израиль отверг Его и, таким образом, потерял полноту земных благословений, Господь распространяет Свое поле деятельности на весь мир (Матф. 13,38), и из него создает Свою Церковь (Матф. 16,18). Ее благословления не земные, но духовные. Она сама небесное и духовное тело, основанное в Иисусе Христе, Который умер на земле, но Который затем вознесся и прославился, и в Котором живет Дух Божий (1 Кор. 3,16). Принадлежащие Церкви не только знают Бога как Господа (Иегову), но Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа является их Богом и Отцом. Они также обладают Духом усыновления, Которым взывают: "Авва, Отче!" (Еф. 1,1; 63,14; Иоан. 20,17; Рим. 8,15). Потому их поклонение также должно иметь совершенно иной характер, они должны поклоняться Отцу в духе и истине.

"В духе" указывает на изменение в поклонении. Оно больше не совершается по-земному, приспосабливаясь к земным мыслям земного человека: определенное местоположение, храм, построенный из самых дорогих материалов, какие только можно найти на земле, жертвоприношения из всего, что производит земля, служение, при котором человек отдает то лучшее, в музыке или одежде, что у него есть, одним словом, служение, при котором земной человек приближается к Богу, как будто у Него тоже земные мысли.

Следовательно, истинные поклонники должны приближаться к Богу в полном знании того, кто и что есть Бог. "Бог есть дух", и истинный поклонник может приблизиться к Нему в силе новой жизни, которую он получил при новом рождении (Иоан. 3,5-8). Теперь это совершается не внешними средствами, которые в лучшем случае являются образами небесного (Евр. 9,23.24), но через Дух.

"В истине" означает в согласии с тем, как Бог явил Себя. Таким образом, израильтяне приступали уже не к Иегове, Богу завета, "горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним больше не было продолжено слово" (Евр. 12,18-19), но как дети приступают к своему родному отцу, "ибо таких поклонников Господь ищет Себе" (Иоан. 4,23, Рим. 8,15, Иоан. 3,1).

Это изменение подчеркивается также в Евр. 13,10-16. Во всем послании разбирается различие и связь между законом и связанным с ним поклонением и Личностью Господа Иисуса Христа, как субстанции и центр христианского поклонения. В результате того в каждой главе прежнее, которое в лучшем случае является земным образом небесного Господа и Его служения исчезает, и остается только Господь Иисус Христос, как мы видим в заключении главы этого Послания (13,8): "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же".

В главе 13,10 делается вывод: служащие скинии, служением которых еще не открыт путь во святилище (9,8), не имеют права питаться от алтаря христианского. Только те могут питаться от него, которые "имеют дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа" (10,19). Если кто-то захочет быть с Иисусом, а Дух Святой полагает это естественным в каждом христианине, тот должен либо быть действительно на небесах (9,12), либо "выйти к Нему за стан", то есть за пределы земного поклонения. В главе 13,12 для верующих евреев, к которым обращено Послание, исключаются все сомнения, что "стан" - это Иерусалим, город, который при старом порядке был местом, "какое избрал Господь, чтобы пребывать имени Его там". Господь Иисус Христос является теперь центром, вокруг Которого должны собираться все его последователи, в отличие от всего, что называется поклонением в ветхозаветном духе.

В Евр. 13,10 Дух Святой говорит о том, что если жертвоприношение было жертвой за грех или жертвой повиновения, ее мог есть только священник, а впоследствии и его семья; но если это была мирная жертва, ее мог есть каждый израильтянин (Лев. 6,8 - 7,38), при условии, что он чист. Часть мирной жертвы предназначалась Богу и называлась пищей (хлебом) Бога (Иеговы) (3,11). Остальное же доставалось жертвователю, при условии, что он чист и священнику, совершающему жертвоприношение. А жертвенник, на котором оно совершалось, назывался "трапезой Господней" (Малахия 1,7-14) ("столом Господним").

Христианский алтарь также называется "трапезой Господней" (1 Кор. 10,21). Это не случайно. В Ветхом Завете нет большего соответствия тому, что представлено в 1 Кор. 10 вечерей Господней, чем мирное жертвоприношение и связанное с ним всесожжение (Исх. 29,19-33, Лев. 8,31).

В 1 Кор. 11 вечеря Господня рассматривается в ее первоначальном значении, которое открыл Господь, а именно: в качестве простой трапезы в память об умершем Спасителе. "Сие творите в воспоминание обо Мне". Вот почему здесь все личностно и во всем подчеркивается личностное начало и ответственность отдельного человека.

Однако в 1 Кор. 10,16-22 раскрывается совершенно иной аспект трапезы Господней. Здесь мы видим Христа на алтаре в качестве Спасителя умершего и жертвователя, который насыщается от Него, приобщаясь при этом ко всем верующим и к Самому Богу. Здесь и только здесь впервые упоминается кровь Господня, чтобы показать, что совершенное действие искупления - единственная основа, на которой может возникнуть эта общность. Таким образом, на первый план выступает общность, а все личностное исчезает.

В стихе 16 мы видим, что когда мы пьем из чаши, мы приобщаемся крови Господней. Не только я один, но "мы", все верующие. Точно так же и с хлебом. Это чаша, которую мы благословляем, и хлеб, который мы преломляем. Все верующие, которые участвуют в вечере Господней, приобщаются к ней и друг к другу. В стихе 17 это вновь подчеркивается: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба". Потому, когда мы совместно участвуем в вечери Господней за Его трапезой, мы ясно выражаем свою причастность крови и телу Господним, и то, что мы, все верующие, образуем один хлеб, одно тело Христово (1 Кор. 12,13).

В последующих стихах показывается, что возможно поставить эти священные вещи в сравнение с тем, что несвято. Взяв в качестве примера иудейские и языческие жертвенники, апостол отмечает, что те, которые едят жертвы, являются участниками жертвенника. И затем он добавляет суровые слова предупреждения: "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?" (1 Кор. 10,17-22). Торжественные слова, чтобы мы могли понять, как важна для Бога святость трапезы Господней.

В этой части Послания мы видели, что участие в вечери Господней должно происходить в сознании того, что мы - одно со всеми верующими, и что, принимая участие в чаше и хлебе, мы все вместе образуем единое тело Христово, так что мы должны быть в стороне от от всего, что не находится с ним (телом) в согласии. Не является ли такое собрание за трапезой Господа тем, что описано в Матф. 18,20? Здесь также верующие собираются на основе единства Церкви, за трапезой Господней, где Господь - Владыка, определяющий, кто может в ней участвовать, и как она должна совершаться, и где Он Сам - центр и объект сердца Церкви. Потому есть только одно место собрания для Церкви - не только для участия в вечери Господней (1 Кор. 10,16-22 и 11,18.20), но также и для проповеди Слова (14,23).


Назад: Глава 4. Собранные во имя Господа Иисуса Христа


Далее: Глава 6. Собрание во времена падения и отступничества


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"