Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Г.Л. Гайкооп
"Где и как должны собираться христиане"


Глава 3. После вавилонского плена


В книгах Ездры и Неемии мы читаем о новом периоде в истории Израиля. Вследствие неверности народа, чудовищность которой изображает Иез. 8, слава Бога Израильского оставила Иерусалим. Иерусалим был "местом, какое избрал Господь, чтобы пребывать имени Его там". В нем был "престол Господень" (1 Пар. 29,23). Тем не менее Бог называл его теперь "прелюбодейной женой" и "блудницей" (Иез. 16,32 и 35). Десять колен израильских были уведены в плен Салманассаром. 134 года спустя Иудейское царство было разрушено Навуходоносором, а жители Иудеи были уведены в плен, большинство в Вавилон.

Но по Своей милости Бог помнил остаток верных и расположил сердце Кира, персидского царя, позволить иудейскому народу вернуться обратно в Иерусалим после 70 лет плена, как пророчествовал Исайя за 150-200 лет до этого (Ис. 45). Только небольшая часть колен Иуды и Вениамина воспользовались этой возможностью. Согласно Ездре 2,64, приблизительно 42000 человек вернулось с Зоровавелем. Если же мы учтем, что были времена, когда Иудея и Израиль вместе содержали армию в 1200000 человек (2 Пар. 13,3), мы увидим, как мал был этот остаток. Большинство не стремилось ни в Богоданную землю, ни в Иерусалим, где стоял храм. Другим (таким, как Даниил) отправиться в путь мешало их положение в обществе или возраст.

Но Бог был с этим маленьким остатком. Он ободрял и укреплял его. Он защищал его от врагов, давал ему помощь и благоволение. Не то чтобы Бог восстановил вернувшихся в том же положении, в каком находился Израиль прежде: Бог небезразличен к любому проявлению неверности и не возвращает то состояние, которое утратил человек через свои грехи и неверность. Бог не вернул Адама в рай. Даже те христиане, которым вменено достоинство дел Христа, дел, через которые Бог был прославлен бесконечно больше, чем Адам и его потомки принесли Ему бесчестья - даже эти христиане не будут вновь поселены в Эдеме, хотя их место бесконечно выше и славнее. Этот остаток верных должен был обходиться без видимого присутствия Бога. На трон взошел Зоровавель, происходящий из царского рода Давида, но он был только наместником персидского владыки. Бог отнял славу Свою от Иерусалима и передал непосредственное управление миров языческим народам (см. Иис.Н. 3,11; 1 Пар. 29,23; Дан. 2,38; Ис. 45,1). Бог признает суверенные права языческих империй. Даты в пророчествах Аггея и Захарии указываются по годам правления языческих царей. Бог действует во благо Своему народу, не уничтожая его поработителей, но влагая в сердца этих царей благорасположение к евреям.

Если бы остаток верных рассуждал так же, как многие в наши дни, они бы, конечно, не вернулись в Иудею. Прошло свыше 1000 лет с тех пор, как Моисей объявил "постановления и законы", в которых Бог установил единственное место поклонения для всех двенадцати колен, и в которых были четко определены функции священников. Прошло пять столетий с тех пор, как Соломон построил свой величественный храм и устроил все по изволению Божию, как было открыто Давиду. Неверие больше уже никогда не имело причин оправдывать непослушание Слову Божию. Была ли необходимость спустя тысячу лет, когда обстоятельства так изменились, действовать по-прежнему так, как было написано в книгах Моисея?

Разве Бог Сам не покинул Иерусалим и не позволил храму и городу сгореть? Разве Он не благословил евреев, живших в Вавилоне и других землях? Давайте вспомним хотя бы о Данииле и его друзьях, об Эсфири и Мардохее. Не доказывало ли это то, что оставшиеся в Вавилоне были на правильном пути? И должны ли они были теперь возвращаться в Палестину, разоренную и населенную большей частью врагами, в Иерусалим, где не осталось ни одного жилого дома, где не было ни жертвенника для жертвоприношений, ни храма для поклонения, ни стен для защиты от врагов и зла? Восстановить прежнее положение было совершенно невозможно.

Разве не следовало учесть уроки истории? В течении столетий лишь два колена израильских по-настоящему служили Богу в Иерусалиме. В последние 70 лет все изменилось и под водительством Бога возникла совершенно иная ситуация. Назад вернулась лишь горстка людей из колен Иуды и Вениамина с немногими священниками и левитами. Только ли эта горстка людей знала об этом? Неужели более 90% невернувшихся, среди которых были люди, подобные Даниилу, поступали правильно?

Должно быть, многие рассуждали так без тени сомнения. Ничем нельзя объяснить то, что по Писанию, лишь 42000 человек, едва 5% от общего числа, вернулись в Иерусалим.

Но вера не позволяет рассудку руководить собой, каким бы здравомыслящим и логичным он ни казался. Вера не смотрит на обстоятельства, она не судит о правильности пути, на который ступил человек, по внешним результатам. Она не считает количество людей, идущих рядом по тому же пути. Она не позволяет истории судить божественные постановления, но сама судит историю по послушанию заповедям Бога. Она занята лишь тем, что говорит Слово Божие, не отвлекаясь на другие вещи. Слово Божие объявило Палестину землей обетовании, а Иерусалим - тем местом, "какое избрал Господь, чтобы пребывать имени Его там". Там был дом Божий, в котором народ Его мог приблизиться к Нему. Таким образом, как только остаток верных услышал весть от Бога, они вернулись в Иерусалим. Конечно, на их пути были опасности. Враждебность людей, живших вокруг Иерусалима, была достаточно велика, но они не обращали на это внимания, они даже не упоминали об этом. И какая ревность о Господе разгорелась в них, когда они вернулись!

Сначала они провели испытание, чтобы проверить, особенно у священников, все ли они израильского происхождения. В обычные времена в этом не было необходимости, так как все знали, кто израильтянин, священник или чужеземец, и не нужно было проводить исследование родословной. Но во времена беспорядка и гибели это было необходимо. В Вавилоне в число израильтян легко могли проникнуть чужеземцы. А из-за рассеяния среди других народов и даже, к сожалению, смешения с ними, а также из-за того, что чужеземцы жили в земле израильтян, чужеземец мог легко сойти за израильтянина. Простого заявления о своем происхождении со стороны того или иного человека было недостаточно. Во времена беспорядка все, кто заявляет свои права на звание, должны доказать это право. Не то чтобы Зоровавель его оспаривал. Нет, это он оставил Богу. "Познал Господь Своих" (2 Тим. 2,19). Но он мог решать только на основании очевидных свидетельств. Если позднее нужно было возвысить первосвященника с уримом и туммимом (свет и совершенство), окончательное решение о его праве выносилось всеведением Бога.

Но как только было установлено, кто принадлежал народу Божию и кто мог быть священником, первое, что нужно было сделать - это собрать народ для поклонения. Не было сомнений в том, где нужно было собраться. "Тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме" (Езд. 3,1). Не было разногласий и в том что нужно было делать. Наставления Слова Божия, несомненно, обладали бесценным значением, и в Неем. 8,2-13 мы видим, какое важное место занимали они в жизни остатка верных. Первым делом этого народа, спасенного и восстановленного Господом, было жертвоприношение Богу, славословие и поклонение Ему.

В народе не было ни малейших сомнений по поводу того, где должно совершаться такое поклонение. Было только одно место, "какое избрал Господь, чтобы пребывать имени Его там". Этим местом был Иерусалим. Был только один жертвенник, на котором, по изволению Бога, могли совершаться жертвоприношения: жертвенник в гумне Орнана, во вратах Дома Божия, в храме.

Конечно, храма больше не было, но оставались развалины. И жертвенника больше не было, но оставалось то место, где он стоял. Там они и восстановили жертвенник, и этот жертвенник на старом месте назван Малахией "трапезой Господней". Там, на жертвеннике Господнем, во внешнем дворе развалин Храма, они совершали всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия. Там они праздновали праздник кущей, "как написано" и совершали в этот праздник предписанные жертвоприношения, "согласно наставлениям". Могло ли что-нибудь более склонять сердца действовать исключительно по Слову Божию, чем поклонение в том месте, где пребывает имя Господне, в Его доме?

Теперь, когда они были послушны во всем, Бог дает им больше света и Своего благоволения. Они больше не могут смотреть на развалины храма, не испытывая сильного желания восстановить его. Конечно, храм разрушен и уже не может быть восстановлен в прежней славе. Видевшие прежний Дом Господень рыдали, когда закладывался фундамент нового. Они не могли забыть, что больше не существовало ни ковчега завета, ни скрижалей закона, ни сосуда с манной, не было больше и крышки от ковчега, которую каждый год в великий день искупления первосвященник окроплял кровью тельца. Не было там и херувимов, меж которых пребывала Слава Иеговы, не существовало больше урима и туммима. По своей многочисленности и по бедности, израильтяне, конечно же, не могли восстановить храм в том великолепии, с каким построил его Соломон.

Но как бы ни слабы были их усилия, каким бы жалким и непохожим на свой первообраз ни казалось здание в глазах человека, в очах Божиих оно было прекрасным. Он созерцал сердца. Он видел в этих сердцах послушание Его Слову, и это радовало Его. Вот почему Он ободрял их, показывая, что в Его очах это тот же храм, что и храм Соломона, и конечная слава этого Дома Божия будет больше, чем прежняя. Храм Соломона, храм Зоровавеля, храм Ирода и храм тысячелетнего царства (Иез. 40-43) - в Его очах одно и то же. Есть только один Дом Божий, "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф" (Агг. 2,9).

Не то чтобы эти вернувшиеся сами по себе были лучше своих братьев, которые остались в Вавилоне, они принадлежали к тому же самому народу, заслужившему гнев Божий. В книгах Ездры и Неемии мы читаем о стольких грехах и слабостях, что можем только удивляться тому, что Бог не уничтожил народ судом Своим. Бог вынужден был посетовать через пророка Аггея, что они жили в черепичных домах и не думали о строительстве храма. Не менее, чем в четырех главах, мы читаем, что, вопреки Слову Божию, они смешивались с чужеземцами (Езд. 9,10; Неем. 9,13; 13,23), и что руководил ими в этом первосвященник Елияшив. Мы видим, что знать угнетала бедняков и даже продавала их в рабство. В некоторых отношениях их положение было, возможно, тяжелее, чем у многих, находившихся в вавилонском или персидском плену: вспомним хотя бы о Мардохее. Тем не менее, Бог только в них видит представителей Своего народа. Он записывает через пророков их историю и возвышает им в помощь царей. К ним Он посылает пророков и дает им обещания. О других же израильтянах говорится лишь постольку, поскольку они связаны с этим остатком верных, как, например, в книге Есфирь, где речь идет о предотвращении уничтожения всего народа, в том числе и этого остатка верных. В них Бог находит, вопреки всем их слабостям и недостаткам, начало послушания. Они вопрошают (хотя даже это иногда забывают сделать), как, по изволению Бога, им следует поступить, или как они могут Ему услужить? Это тот принцип, по которому они действовали и достигли того единственного места собрания, какое, по Его замыслу, "избрал Господь, чтобы пребывать имени Его там". Во все времена справедливо изречение: "Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов" (1 Цар. 15,22).


Назад: Глава 2. Израильтяне в земле Ханаан


Далее: Глава 4. Собранные во имя Господа Иисуса Христа


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"