Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Андре Миллер. "История христианской Церкви"


ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 14


Распространение христианства в Европе


Христианская церковная система, завезенная в Англию итальянцами, быстро распространилась и вскоре одержала верх над другими Сто лет спустя после появления Августина вся англосаксонкая Британия уже исповедовала ее. После того, как английская церковь однажды была устроена по римскому образцу, она вынужденно впадала во все большую зависимость от Рима. Этому способствовали монахи, монашки, епископы, знатные дворяне и господа, побывавшие паломниками в святых местах, ходившие ко гробу Петра в Риме. Ни в какой другой стране римские миссионеры не имели большего успеха, чем среди этих древних англосаксов, хотя они принадлежали к самому дикому тевтонскому племени. Действительно, древнее британское духовенство твердо держалось за их прежние обычаи и традиции и искало все возможности противостоять чуждым оккупантам, незванным гостям, однако оно все же не смогло взять верх и вынуждено было отодвинуться в удаленные места страны. Рим завоевал господство над всей Англией.

Шотландия и Ирландия, по всей видимости, приняли христианство в то же самое время, что и Англия. Евангелие было проповедано там солдатами, матросами, миссионерами и изгнанными из южных стран христианами, и многие уверовали. Религиозная история раннего периода этих стран украшена бесчисленными легендами, в последующем стали упоминаться только такие имена и события, в истинности и достоверности которых невозможно усомниться.


Первый проповедник Евангелия в Ирландии


Патрик, апостол Ирландии, родился в 372 году на берегу реки, недалеко от города Глазго. Родители его были искренними христианами, отец его нес должность диакона, дед был пресвитером. Мать его, сестра прославленного архиепископа Мартина из Тура, с ранних лет стремилась наставить сына в учении христианства. Однако молодой Суккат, так звали его прежде, был мало склонен прислушиваться к словам своей матери. Позднее его родители покинули Шотландию и переселились в Британию. Когда Суккат, которому было в то время уже 16 лет, в один прекрасный день играл на берегу моря с обеими своими сестрами, все трое были схвачены морскими пиратами под предводительством известного О.Нила, погружены на корабль, отвезены в Ирландию и проданы в рабство. Здесь Суккат шесть лет вынужден был пасти скот и многое вынес и пережил. Однако его страдания послужили ему на пользу, он стал много размышлять. Он стал серьезным, вдумчивым, осознал свой великий грех, совершенный им в 15-летнем возрасте, который отягощал его совесть день и ночь. Он часто молился и много плакал. Духовная борьба настолько была жестокой, что его тело стало совершенно нечувствительным к непогоде, к ненастью и к другим неприятностям, в которых он оказался. Его мысли возвращались назад, к его раннему детству. Он вспоминал нежные, ласковые наставления матери, ее усердные молитвы за него, и Бог всякой милости обратил эти воспоминания во спасение его души. Суккат обрел мир в крови Иисуса. "Мне было шестнадцать лет, - рассказывал он позднее, - я еще не знал живого Бога, но Господь открыл мое сердце, удалил мое неверие в этой чужой земле, и я вспомнил о своих грехах, хотя и с опозданием, обратился к Господу от всего сердца, воззвал к Богу моему, Который увидел мое унижение, сжалился над моей юностью и моим неведением и утешил меня, как отец утешает своего сына. Любовь Божья во мне все более и более возрастала совместно с верой и страхом перед Его Именем, Дух Святой водил меня таким образом, что я в сутки молился до ста раз, Он посещал меня и ночью, в лесах, в горах, где я пас стадо, в дождь и снег, холод и непогоду, побуждая меня искать Бога. В то время мое сердце не было равнодушным, как я это сейчас в себе иногда открываю, Дух Божий горел в моем сердце."

Если эти слова действительно исходят из уст Сукката, то они дают намного более ясное свидетельство для истинности Евангелия, чем это давала и могла дать римская церковь. Они открывают глубокую духовную работу души в присутствии Бога. Форма богослужения священством Рима в противовес этому разоряла прекрасное, личное и непосредственное общение души с Богом и Его Христом, как Он производится силою и благодатью Святого Духа. Христианство на Британском острове, вне сомнения, носило истинный христианский характер, прежде чем оно было заглублено римскими посланниками.

По истечении определенного времени Суккат обрел свободу и возвратился к своей семье, проповедуя по пути много и ревностно. Однако вскоре после этого его с непреодолимой силой повлекло назад в Ирландию, к этому языческому народу, среди которого он нашел Господа, чтобы возвестить ирландцам Благую Весть спасения. Тщетно пытались удержать его родители и друзья. Он преодолел все препятствия и с сердцем, исполненным любовью и духовной ревностью, отправился в Ирландию. К этому времени ему было более сорока лет и он был пресвитером, как это пишут некоторые историки. Остаток своей жизни он посвятил исключительно служению среди жителей Ирландии, среди которых он имел большой успех, однако встречал на пути многие затруднения и бесчисленные опасности. Позднее он был посвящен в сан епископа Ирландии и с этого времени известен под именем Сент Патрик. Год его смерти неизвестен.


Миссионерская ревность ирландцев


Благословенные плоды деятельности Патрика во всей красоте и полноте своей проявились в позднейшие годы. Об Ирландии этого времени писали как о своего рода райском уголке мира и праведности, и она имела славу страны чистого, неповрежденного евангельского учения, так что получила признание "острова святых". Деятельность ее духовенства, однако, не ограничивалась лишь пределами их собственной страны. Склонные по природе своей к путешествиям, бесчисленные проповедники покидали свою страну, горя любовью и состраданием к заблудшим, чтобы под руководством благочестивого и праведного аббата распространять дело миссионерства. Монастыри того времени, как видно, были полны искренними и праведными монахами, так что их собственная страна уже не могла предоставить им достаточно места для проведения в жизнь их духовной ревности. Поэтому они считали своим долгом распространить свое поле деятельности и на другие страны. Золотой луч благодати Божьей излучается из истории этого простого народа намного яснее, нежели в большинстве других, более цивилизованных, стран. Доказательством особенном действии этой благодати в первую очередь является


Путешествие Колумба


Колумб, благочестивый человек царского происхождения исполненный добрых дел, помышлял о том, как важно распространение Евангелия в других странах. Он захотел посетить Шотландию, родину славного Сукката. Он поделился своим планом со многими своими друзьями, и они не только одобрили его, но и сами решили присоединиться к компании путешественников, под предводительством Колумба. В 565 году он с двенадцатью спутниками отчалил от берега Ирландии в открытой лодке, которая представляла собой просмоленное плетеное судно. После долгого, полного опасностей плавания в их жалком суденышке отважные миссионеры причалили к группе островов со стороны западного берега Шотландии, к так называемым Гебридским островам. Они причалили к голой скале, представляющей собой выветрившуюся горную породу, к югу от базальтовых пещер, у Стаффа, и разбили свои палатки на маленьком островке, который позднее стал известен под названием Ионы или Иколмкила. Здесь Колумб основал монастырь, который весьма прославился в последующие времена истории церкви. Очевидно, уже ранние христиане находили себе убежище на этом голом островке от разбойничьих, кровожадных банд пиктов и скоттов. Здесь они были в безопасности, так как лодки там постоянно отбрасывались громадными штормовыми волнами, к морскому берегу можно было приблизиться только с величайшим риском. Название Иона означало "остров прибоев".

Колумбан, другой монах большого благочестия, спустя тридцать лет после Колумба оставил свою родину, чтобы принести Евангелие также и другим народам. Он родился в Лайнстере и был воспитан в большом монастыре Бангора, на берегу Ольстера, ирландской провинции. Здесь было воспитано три тысячи монахов под руководством Комгала, основателя монастыря. Ирландская церковь в те времена не находилась еще на позициях Рима. По сравнению с безжизненной формой священства папской системы в ней еще царило простодушное и серьезное христианство. Так и религиозные строения и учреждения, как, например, монастырь в Бангоре, не имеют никакого сходства с папскими монастырями позднейших времен. Тем не менее ирландское христианство также далеко уклонилось от простоты апостольского христианства. Слово Божие для них уже не было единственным Путеводителем.

В 590 году Колумбан вместе со своими спутниками отплыл от берегов Ирландии. Его намерением было распространить Евангелие по всем областям французского государства. Сначала он остановился в Галлии. Слава о его благочестии достигла ушей Кунстрама, короля Бургундии. Король пригласил его остаться в его стране. Однако Колумбан отклонил это предложение и просил разрешения удалиться в почти неприступный горный район Вогезы. Здесь миссионеры некоторое время терпели большие лишения. Часто за весь день они не видели иной пищи, кроме диких трав, древесной коры и рыбы. Постепенно они обрели благосклонность этих грубых диких племен. На монахов-чужаков стали смотреть с уважением. Им были посланы продукты питания, их посылали особенно те, кто хотел заручиться молитвенным ходатайством этих святых мужей. Они верили, что их молитвы имеют чудотворную силу. Слава о благочестии аббата и о чудесах, которые он творил, привлекла бесчисленное множество людей. Во многих местностях были построены монастыри, которые быстро заполнялись монахами. Эти заведения находились под руководством Колумбана. Правила и распорядки ордена, возможно, были такими же, как и в ирландском монастыре в Бангоре. Несмотря на то, что Колумбан и после, как и прежде, бродил по темным лесам или же целыми днями пребывал в уединении в какой-либо пещере, он строго надзирал за всеми учрежденными им монастырями. Он давал определенные предписания о работе, образе жизни, чтении и молитвенных часах, а также о наказании провинившихся монахов. Наконец, он впал в спор со своим соседом относительно вопроса, когда должно праздновать Пасху, и написал папе Григорию и Бонифацию, причем церковь в Иерусалиме, месте воскресения Господа, ставил выше римской. Деятельность Колумбана простиралась до г. Меца, вплоть до Швейцарии и Италии. Он умер в Риме в 610 году.

Достойным преемником прославленного аббата был его соотечественник святой Галлус, который сопровождал его во всех его жизненных перипетиях и разделял с ним судьбу. Однако когда Колумбан пошел в Италию, святой Галлус изза болезни остался в Швейцарии. Позднее он проповедовал швейцарцам Евангелие на их родном языке, основал прославленный монастырь, названный его именем, и умер в 627 году. Его почитают апостолом Швейцарии.

Со времен Патрика вплоть до середины двенадцатого столетия ирландская церковь беспрестанно утверждала свою независимость от Рима и сохраняла свое положение как деятельная, живая ветвь церкви Божьей, которая не признавала над собой никакой земной власти.


Первые проповедники Евангелия в Шотландии


Примерно за 150 лет до причаливания прославленного Колумба к острову Иона, св. Ниниан "весьма благочестивый человек", как называет его Бедда, проповедовал Евангелие в южных районах Шотландии. Он, должно быть, как многие первые великие миссионеры, был царской крови. Воспитанный в Риме, он закончил свое обучение под руководством известного Мартина из Тура, затем возвратился обратно в Шотландию и основал свое жилище в Халловее.

Если мы можем верить сведениям о нем, то он обошел всю страну вдоль и поперек, проповедуя Евангелие о кресте. С изумлением внимали суровые дикие жители Шотландии его ораторским проповедям и многие были обращены. С великим усердием он совершал дело, на которое послал его Дух Святой. Где бы он ни появлялся, стекался народ и с радостью воспринимал Благую Весть. Везде звучала хвала Господу. Многие почитали Ниниана пророком. Как усердный виноградарь, он начал трудиться в винограднике Господнем, очищать и насаждать. Тысячи были приведены через него к Господу и приняли крещение.

На берегу реки Солвей он построил каменную церковь, и когда он до завершения строительства получил известие о смерти друга и наставника архиепископа Мартина из Тура, он посвятил эту церковь его памяти. Эта церковь, должно быть, являлась первым строением из камня, построенным в Шотландии. Она привлекла всеобщее внимание своим блистательным белоснежным видом.

Ниниан трудился весьма успешно и результативно в основном среди пиктов, которые жили на юге Грампианской возвышенности. Из его непосредственных преемников мы никого не знаем. Однако, вне сомнения, огонь, который зажег Господь, и далее горел, беседы об истине Евангелия, принятые многими, были сохранены и приумножены.

Важнейший отрезок истории ранней церкви в Шотландии начинается с миссии Колумба. До этого времени из истории церкви в Шотландии мало что известно.

Монастырь, который построил Колумб со своими спутниками на острове Иона, постепенно обретал такую известность, что он в течение долгого времени, да и через столетия являлся духовным светом в западном мире. Люди высокоученые и весьма благочестивые вышли из него и организовали епископства и университеты по всей Европе. 34 года жил и работал Колумб на том одиноком острове. Время от времени он посещал сушу, чтобы потрудиться в евангелизации варварских скоттов и пиктов. Он основал церковь и производил огромное влияние на все классы и сословия общества. Его основной целью было объединять братьев на дело Евангелизации вблизи и вдали.


Миссионеры с Ионы


В конце шестого и в начале седьмого столетия монастырь с острова Иона начал посылать своих миссионеров, которые должны были донести христианство не только в различные части Шотландии, но и в Англию, и на материк. Незадолго после того, как Августин со своими сорока монахами вступил в Кент, знаменитый Аидан с другими монахами отчалил от острова Иона. В саксонскую часть Англии с обоих концов почти в одно и то же время вступили миссионеры христианства.

Освальд, тогдашний властитель Нортумберленда, был христианином. В юности он был вынужден бежать в Шотландию, и там обратился, принял крещение и был причислен к шотландской церкви. Когда же он вновь обрел трон своего отца, он естественно, пожелал обратить свой народ к Господу. В исполнение его желания старейшины с Ионы послали к нему миссионеров, которые под руководством вышеназванного благочестивого и верного Аидана должны были проповедовать Евангелие в его стране. Освальд выделил им для местопребывания остров Линдисфарн. Здесь Аидан построил монастырь, подобный тому, какой был на Ионе, и жил со своими спутниками по тем же правилам, какие были там.

Многие шотландцы и ирландцы примкнули к новому монастырю. Освальд усердно способствовал распространению Евангелия, причем он и сам проповедовал или, по крайней мере, был переводчиком при проповеди Аидана. Бедда свидетельствует, что как бы он ни был настроен поримски, он тем не менее признавал сердечную добродетель этих северных миссионеров и славит "их ревность, великодушие, смирение и простоту, их усердное исследование Писания, их прямодушное и откровенное общение с правителями, их сострадательную благость по отношению к бедным и нищим, их свободу от всякого самомнения и скупости и, наконец, их аскетический, самоотверженный образ жизни".

Дело, при Августине и Аидане как видно, успешно продвигалось вперед. В то время, как итальянские монахи трудились на юге и юго-западе страны, шотландские монахи распространяли истину Евангелия значительно яснее и проще на севере, на востоке и в срединных провинциях страны. Престолы епископов в Йорке, Дарэме, Личфилде и Лондоне были в то время полностью заняты шотландцами. Столкновение двух партий - из Рима и Ионы - с течением времени становилось неизбежным. Августин, как утвержденный Римом первосвященник над Англией, стремился добиться того, чтобы северные монахи подчинились римским церковным распорядкам. Те же сопротивлялись и держались крепко и определенно собственных порядков, заведенных на Ионе. На этой почве возникли серьезные распри. Рим не мог покориться никакому сопернику и был решительно настроен удержать Англию во всех обстоятельствах под своей властью.

По смерти благочестивого и благородного Освальда на трон взошел его брат Осви. Он во время своего пребывания в Шотландии также был обращен в христианство и принял крещение. Однако его супруга весьма была склонна к римским обычаям, и семья подражала матери. Это обстоятельство повлекло за собой очень неблагопрятное влияние на шотландских монахов, так что они, изнемогши от постоянных издевательств и надругательств и бессовестного притеснения и преследования от папских агентов, наконец решили оставить Англию и возвратиться вновь на Иону. Большая часть территории страны была обращена в христианство именно ими, через их усердную деятельность. Однако триумф, которого достиг Рим в 664 году на конференции в Витби через изворотливость священника Вилфрида, лишил их мужества до такой степени, что они уступили поле своей деятельности, на котором неустанно трудились более тридцати лет. "Вы хотите, - спрашивал лукавый Вилфрид, - вашего Колумба, как бы он там ни был свят, поставить вождем апостолу, которому сказал Христос: "Ты Петр. Я дам тебе ключи Царства небесного"? Царь Осви был на той конференции и похвалил послушание так называемых последователей Петра, сказав: "Когда я приду к вратам неба, да не будет там иного, чем сам Петр." Народ тотчас последовал примеру своего вождя, и вся Англия вскоре была покорена Римом. Папство достигло победы в то мрачное суеверное время тем, что приписало Петру все, что принадлежит Ему, нашему Превознесенному Господу! Но Господь говорит: "Я отворяю, и никто не затворит, затворяю, и никто не отворит" (Откр. 3,7). На непреклонных миссионеров севера не возымели действия ни доказательства, ни угрозы, ни издевательства и насмешки. Они решительно отказались признать над собою господство римского епископа. Шотландия еще некоторое время оставалась сво бодной, однако римляне все искали возможности, как бы поработить ее. Как обычно, священники вначале искали доступ к королю.


Священническая тонзура


Среди множества пунктов, которыми занимались кельтские и итальянские монахи, весьма жаркие споры вызывали вопросы времени празднования пасхи и правильность формы священнической тонзуры, что, наконец, привело к падению шотландской церкви и торжеству папства. Поскольку мы вопрос о праздновании пасхи уже рассматривали в связи с Никейским собором, то сейчас ограничимся описанием распрей относительно тонзуры.

Всякому непредвзято мыслящему человеку покажется почти невероятным, что при облачении в сан католического священника выбритая макушка могла цениться выше, чем степень его учености или праведности. Да, внешней форме бритья макушки придавалось столько значения, что это стало критерием правоверности. Шотландские монахи следовали примеру ближневосточной церкви как в праздновании пасхи, так и в форме тонзуры. Они сбривали макушку от уха до уха в форме новолуния и опирались при этом на пример и авторитет Иоанна и Поликарпа. Итальянцы в противовес этому объясняли, что отвратительна такая варварская форма тонзуры, и они называли ее тонзурой Симона волхва. Римское духовенство придало тонзуре круглую форму. Вначале выбривали лишь небольшой кружочек на макушке, однако выбриваемое место с течением времени увеличивалось, и кружок расширялся. В пятом или шестом столетии тонзура стала необходимым требованием при вступлении в сан духовника. Августин и его преемник на престол первосвященника в Кентербери утверждали, что по писанию старейших и благочестивейших отцов церкви тонзура была введена апостолами в воспоминание тернового венца, возложенного на голову Спасителя, и что придуманное безбожными иудеями средство пыток в поношение и мучение Христа его апостолами носилось как украшение, в знак почета.

Более столетия горел спор с неутихающим пламенем. Это зашло так далеко, что по форме тонзуры начали определять, кто правоверный, а кто еретик.

Когда сторонники Рима увидели, что все человеческие средства оказались недостаточными, что небольшая группа монахов, переселившаяся на уединенные скалистые острова, побеждает, в высшей степени раздосадованные, они искали благосклонности двора, знати, короля. Наитан, король пиктов, был обманут надеждой, что если он подчинится папству, то получит власть и достоинство Хлодвига и Клотара. Эта перспектива пробудила тщеславие и честолюбие короля. Он тотчас приказал всему духовенству своей страны принять тонзуру Петра. Через своих агентов, а также через послания во всех монастырях он потребовал от всех монахов, чтобы все они носили тонзуру кругообразную, по римскому образцу тонзуры Петра. Некоторые монахи сопротивлялись, также и старейшины с острова Ионы оказывали противостояние, однако приказ короля, сговорчивость основного духовенства и слабость колеблющихся в их собственных рядах проложили путь к падению Ионы, а это значит, всей шотландской церкви. Латинская тонзура была введена повсеместно в начале восьмого столетия. Церкви подпали под господство Рима и впервые лишь обрели свободу во время реформации. Теперь обратим наше внимание на континент.


Распространение христианства в Германии и пограничных с ней государствах


Более чем вероятно, крест в германских лесах, городах и деревнях, которые были подвластны римскому государству, был водружен уже весьма в раннее время. В списке епископов, которые принимали участие в соборах в Риме и Арле в 313 и 314 годах, находятся и имена многих германских епископов. Однако только к концу шестого и к началу седьмого столетий христианство прочно укоренилось в Германии. Британцы, шотландцы и ирландцы были почтены Богом и удостоены быть Его соработниками в этом великом и благословенном деле. Пламенный Колумбан, о миссионерстве которого мы уже упоминали ранее, был предводителем первых миссионеров, которые вышли, чтобы возвестить спасение во Христе на всем европейском континенте. Они вначале пребывали в основном во Франции, затем перешли Рейн и трудились среди швабов, баварцев, франков и других германских племен. За ними последовал Килиан, шотландец по происхождению и весьма ревностный евангелист. Его рассматривают как апостола франков. Он умер ради своей христианской верности мученической смертью в 692 году. Виллиброрд, английский миссионер, с одиннадцатью соотечественниками переправился в Голландию, чтобы потрудиться среди фризов (германское племя). Он был, подобно другим англосаксам того времени, преданным сторонником римского престола. Папа посвятил его в епископы в Виттебурге (ныне Утрехт). Его спутники доставили Евангелие в Вестфалию и близлежащие соседние страны.

Однако сомнительная слава подгона немецких народов, как стада овец, под пастырство Рима, принадлежит известному Винфриду. Он происходил из богатой дворянской семьи и родился в 680 году в Кредиционе в Девоншире. Впервые в семилетнем возрасте он пришел в монастырь в Эксетере, а позднее был доставлен в Нурслинг в Хемпшире. Здесь он обрел большой авторитет из-за своих способностей проповедовать и изъяснять Писание. Уже с юных лет он чувствовал свое призвание от Бога идти миссионером к язычникам. В 716 году он отплыл во Фризы и предался там многолетнему труду, напряженной деятельности. Трижды посетил он Рим, где он был удостоен высокой чести от папы и получил имя Бонифаций. Великий апостол Германии умер мученической смертью в возрасте 75 лет. Он был весьма благословенным и способным миссионером, притом человеком твердого характера, высокой учености и святого образа жизни. Однако на протяжение всей своей жизни он оставался присяжным вассалом папы, так что требования римской церкви для него были ближе к сердцу, чем распространение Евангелия Иисуса Христа.


Распространение христианства на востоке


Распространение христианства в восьмом столетии далеко перешагнуло прежние границы. Только что описанные триумфы на западе превратились в великий успех на востоке. Здесь трудились несторианцы с непостижимым усердием и с великой настойчивостью в возвещении Евангелия в Персии, Сирии, Индии, а также среди диких варварских племен, живших в пустынях и отдаленных взморьях Азии. Их ревность простиралась в особенности на огромную китайскую страну, и Благая Весть Евангелия оказывала здесь просветительское влияние. На протяжении многих столетий патриарх постоянно посылал в Китай епископов из несторианцев с заданием наблюдать за имеющимися в то время церквями в Китае. Несторианцы отвергали иконы, тайную исповедь, учение о чистилище и многие другие пагубные учения римской и греческой церквей.

Ближневосточная, или же греческая, церковь не смогла успешно действовать в деле распространения христианства среди язычников из-за внутренних распрей и разногласий.


Переходный период папства


Мы сейчас снова обратимся к Риму, средоточию тогдашнего христианства на западе. Значение и влияние этого города требует нашего особенного внимания. Духовное господство папства распространилось весьма далеко. Епископы, цари и народы видели в Риме матерь своей веры и высший авторитет среди христианства. Однако, хотя римское духовенство достигло наивысшей духовной власти, в политическом отношении оно все еще оставалось подвластным Ближневосточному государству. Для гордости и высокомерия Рима с течением времени это становилось все более невыносимым. Так возникла острая борьба за независимость и политическую власть. Она продолжалась в течение седьмого и восьмого столетий и явилась переходным периодом от зависимости от гражданской власти к полной самостоятельности и независимости. На это были мобилизованы все силы, так как духовное господство лишь тогда могло быть главенствующим, когда оно подкреплено мирской властью.

На пути получения этой власти было два великих препятствия, а именно: лангобарды, ближайшие и страшные соседи папства, и греческое государство. Падение западной власти и слабость в действительном управлении, как мы уже отмечали, вели к тому, что римский народ видел в своем духовенстве свою верховную власть. Оно же, благодаря этому, обретало большое политическое влияние, которое резко отличалось от церковной власти. Падение лангобардов и слабость греков во многом способствовали тому, что политическая власть папства возрастала. Однако это было чистой случайностью или же неизбежным следствием непредвиденных обстоятельств. Римское правительство, прежде управляемое служащими восточного государства, могло самого папу, если он был неугоден кесарю, заключить в темницу, что и случилось в действительности в 653 году с папой Мартином, который умер в изгнании на следующий год.

Становилось все яснее, что сохранение мира и достигнутого ранее владычества Рима могло быть гарантировано лишь тотальным падением греческого и лангобардского господства в Италии и захватом их территорий святым престолом Петра. Эту цель преследовали "последователи Петра", прилагая на это все силы. Все средства, ведущие к достижению этой цели, для них были хороши. Они делали это подобно тому, как Иезавель делала при обретении виноградника Навуфея, изреелитянина: было применено злое коварство. Если невозможно было обрести в имение этот виноградник справедливым, законным путем, то Навуфей должен был быть умерщвлен, Иезавель не остановится ни перед чем в достижении своей корыстной цели и через труп Навуфея войдет во владение его имением.

"История дает достаточно оснований, - говорит Грейнвуд, - верить тому, что эта цель в помыслах папства того времени обрела определенный облик. По их мнению, область их религиозного врага, кесаря, и его чрезмерно великое недвижимое имущество должно принадлежать в той мере, насколько это только возможно, престолу Петра. И действительно, вся папская политика была направлена на достижение этой цели. Во всяком случае, папству оставалось разрешить трудную и на вид безнадежную задачу, а именно: вырвать из рук лангобардов обретенные ими владения.


Пипин и Карл Великий (741-814)


С вожделением взирали папы на государство франков, ожидая оттуда освобождения и помощи. Франкские племена к тому времени в принятии христианства в основном склонялись к католицизму, а усердные старания английского монаха Вильфрида (Бонифация) вели к тесной связи с Римом. Он все свое влияние среди немецких и французских духовников направлял на то, чтобы повсеместно и высоко поднять авторитет римского престола, и таким образом он подготовил путь к разрешению вышепоставленной задачи.

Пипин, майордом (наместник короля у франков), или же высокопоставленный государственный чиновник Кильдерика Третьего, тогдашнего французского короля, хотя и не имел королевского титула, был фактическим правителем государства, бразды правления были в его руках. Он в высшей степени владел качествами, которые знать и весь народ того времени ценили весьма высоко. Как мужественный военачальник и опытный государственный деятель, он серией успешных военных операций весьма расширил господство французов. Слабый король представлял собой противоположность своему первому слуге, и он все более и более терял уважение в своем народе, который почитал его глупым простаком. Есть ли тут что удивительного, что при таких обстоятельствах храбрый Пипин пришел к смелой мысли положить конец номинальной власти неспособного короля Кильдерика и самому взойти на французский трон? Он, однако, был достаточно хитрым в достижении цели и был весьма осторожен в исполнении плана. Бонифаций, который в этих обстоятельствах играл важную роль, был тайно послан в Рим, чтобы известить папу относительно Пипина, и что тот должен, в свою очередь, отвечать ему. Между тем собрался преданный майордому имперский состав, чтобы посоветоваться относительно этого дела. Они решили, что вначале нужно попросить совета у папы, позволительно ли это желание Пипина. Тогда были посланы двое доверенных мужей в Рим, которые должны были изложить перед папой Захарием следующий вопрос: "Разрешает ли божественный закон смелому воинственному народу свергнуть с трона слабодушного недалекого монарха, показавшего себя неспособным исполнять королевские функции, и на его место воцарить другого, достойного трона и соделавшего для государства много полезного?" Ответ папы, который уже был посвящен в эту тайну, не заставил себя долго ждать. Он был лаконично краток и полностью соответствовал намерениям Пипина: "Кто фактически владеет королевской властью, тот и должен носить титул короля."

Этот вопрос соответствовал ожиданиям вопрошающих. Пипин выиграл дело. Ободренный согласием верховного церковного авторитета, при известной поддержке народа в Сойсоне в 752 году в присутствии собравшихся представителей знати и прелатов государства он был через Бонифация возведен на трон. Религиозный характер коронования свидетельствует о возросшей власти духовенства. Бонифаций по иудейскому обычаю возлил елей на голову нового короля, во время этой церемонии епископы стояли вокруг трона и тем свидетельствовали о своем равенстве с вооруженной аристократией. По французскому обычаю Пипин поднял щит и при ликующем одобрении народа был возведен на трон. Кильдерик, последний король из династии Меровингов, без всякого сопротивления позволил отнять у себя знаки королевской власти, стерпел, когда сбривали с его головы длинные волосы и отослали в монастырь, как монаха.


Государственный переворот Пипина одобрен Захарием


Участие Бонифация и его покровителя-папы в этом государственном перевороте и их образ действий вызвали многие ссоры. Не очень добросовестные священники, защищенные папскими предписаниями, были весьма порицаемы со стороны протестантов. Спор прекращается тотчас, как только мы сравним их поведение с основами Нового Завета. Здесь предпочтение союза с Пипином против греков и лангобардов выявилось в принесении в жертву всех основных принципов, верных чувств, как человеческого, так и божественного рода. Попрание священных прав царя и стародавнего закона наследования трона, тщеславие мятежных государственных чиновников, свержение законного правителя, оправдание непослушания подчиненных — все это одобрило духовенство и объявило справедливым перед очами Божьими, и это лишь потому, что подобный поворот событий был благоприятен для достижения им мирской власти. Такой пагубный ориентир был характерен для римского престола уже в середине восьмого столетия. Это был первый случай вмешательства папы в дела правителя и в обязанности подчиненных, так сказать, небольшой пролог грядущим дерзостям. Преемники Захария в последующих столетиях уже гораздо виртуознее владели таким способом. Они утверждали, что французские короли с того времени держатся на троне лишь ради авторитета папства и что их законные права зависят единственно от утверждения папства. Ни Пипин, ни Захарий даже в отдаленной перспективе не могли усмотреть, каковы будут последствия их поступка для истории церкви, да и всего мира.


Утверждение мирового господства папства


Пипин показал себя признательным папству за добрую услугу, которую оно оказало ему. Примерно через три года во главе сильной армии он перешел через Альпы, напал на лангобардов, покорил их и завладел итальянской областью, которую лангобарды некогда отвоевали от ближневосточных царей. Закономерно было бы, если бы Пипин отдал отвоеванную территорию Греции, к которой она относилась прежде, или же удержал под своей властью. Однако он не сделал ни того, ни другого, но, сознавая, что своим положением он обязан святому престолу, объявил, что не ради какого-либо человека вышел он на бой, но ради Петра и ради прощения своих грехов, и соответственно этому он передал покоренную провинцию римскому папству. Таким образом, был положен краеугольный камень для мирового господства папства.

После того, как Пипин взял клятвенное заверение от лангобардского царя Айстульфа подчинить покоренные города престолу Петра, он отступил обратно в свои пределы. Однако его великолепный подарок некоторое время оставался, так сказать, только на бумаге. Папство еще не владело такими средствами силы, чтобы вступить в действительное владение землями Айстульфа. Едва после этого французский король пересек Альпы, Айстульф тотчас отказался следовать своим клятвенным заверениям. Он собрал свои войска и напал на церковные области. Вплоть до стен Рима опустошил он земли и наконец осадил сам город. Папство, возмущенное поведением Пипина и неверностью лангобардов, спешно выслало послов к своему французскому защитнику, которые должны были отплыть по морю, поскольку с суши невозможно было пробраться туда из-за множества вражеских войск, окруживших город со всех сторон. Папа предупреждал Пипина, что он поставит под угрозу свое вечное спасение, если не претворит в жизнь обещанный дар престолу Петра. Послание осталось без ответа. Затем последовало второе письмо, которое было более чувствительней и красноречивей. Однако французы все еще медлили. В своем бедствии папа решился на третье письмо в таком изложении, будто бы его автором являлся сам апостол Петр. Лживость, которая там проявляется, переходит всякий здравый смысл. Мы приводим его здесь дословно, чтобы показать, какими средствами так называемые преемники Петра защищали святой престол и искали установить мировое господство:

"Я, Петр апостол, заверяю, наставляю и заклинаю вас, наихристианские короли Пипин, Карл и Карломан со всей иерархией, епископами, аббатами, священниками и монахами, а также со всеми судьями, герцогами, графами и со всем народом Франции. Равно заклинает, наставляет и повелевает вам и Матерь Божия, равно и небесные престолы и господства и все воинство небесное спасти возлюбленный город Рим от отвратительных лангобардов. Если вы послушаетесь, то я, Петр апостол, обещаю быть вашим покровителем и в этом и во всей вашей последующей жизни, я приготовлю вам прекрасные жилища в небесных обителях и вручу вечную радость в пределах рая. Творите единое дело с моим народом в Риме, и я исполню все, что бы вы ни попросили. Я заклинаю вас не предавать этот город на разрушение и разорение лангобардам, дабы не были разрушены и разорены ваши души и чтобы вы не оказались в аду в сообществе с дьяволом и ангелами его. Французы в глазах Петра почтены высшей нацией из всех наций в поднебесной, мне обязаны вы всеми вашими победами. Послушайтесь, и послушайтесь немедленно! И наш Господь Иисус по моей просьбе даст вам в этой жизни долголетие, безопасность и победу, а грядущей жизни приумножит свои благословения над вами среди Его святых и ангелов."

Ничто не смогло бы с большей ясностью засвидетельствовать об ужасном падении римской церкви, чем это письмо. Сообразно с ним, только послушание папе дарует вечную жизнь, и наивысшая обязанность человека и его долг состоят в том, чтобы поддерживать и умножать власть святого престола. Где здесь можно найти Христа? Где тут Его права и притязания? Где же, наконец, истинное христианство? Вместо стремления потрудиться, чтобы обратить неверующих ко Христу, чтобы спасти их души, Имя Господне и имя Его апостола склоняются ради достижения низменных целей. Поборникам римского престола, будь они самые безнравственные и нечестивые люди, обещаются великие преимущества в этой жизни и высшие места на небе в грядущей жизни. Вне сомнения, мы видим здесь тайну беззакония в действии, это есть прообраз человека греха, сына погибели, он есть "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет Он, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2).

Угрозы и обещания достигли желанной цели. Пипин снова поднял своих французов в поход и вторично напал на Италию. Он вынудил Айстульфа оставить вновь завоеванные им земли и заключил договор, причем посланники с Ближнего востока были против него, так как желали возвращения отвоеванной территории, Равенны, своему господину, их кесарю. Однако Пипин заявил, что он вышел на войну лишь для того, чтобы доказать святому Петру свое глубочайшее почтение и послушание, и потому все завоеванные территории он отдал во власть преемников Петра. Тогда по стране прошли папские уполномоченные и приняли с начальствующих в народе присягу на верность и ключи от их городов для папы. Так из рук чужестранного короля папство получило в виде дара землю, которая принадлежала их господину, их кесарю. Оно завербовало сильного чужестранца, чтобы получить великую награду, которую, по существу, оно вначале заботливо относило в счет неба, и обокрало своего законного господина через Пипина, а затем эту добычу без стыда и промедления присвоило себе. В его глазах имело лишь второстепенное значение, что король Франции пренебрег законным кесарем, обокрав его и передав добычу его подчиненным, то есть духовенству. Решающим для папства было то, что власть церкви через это весьма возросла. Это стало политикой, которая и в позднейшие эпохи оставалась характерной для Рима.

Однако щедрый подарок Пипина, умершего в 768 году, вскоре вторично оказался весьма ненадежным. В 774 году лангобарды стали вновь угрожать римским областям. Вновь папа воззвал о помощи к французскому королю, и Карл Великий дал на это согласие. Он перешел Альпы с весьма сильным войском и вошел в Рим накануне праздника Пасхи. Римляне приняли его с шумным выражением радостного дружелюбия. Тридцать тысяч жителей вышли ему навстречу, впереди их шло духовенство с крестами и заменами. Дети несли ветви пальмы и маслины и приветствовали его песнями. Когда он вошел в город, то сошел с лошади и направил свои стопы в храм Петра, где его ожидали папа и все духовенство. Карл благоговейно целовал все ступени лестницы, ведущей ко входу в храм, затем поцеловал самого папу и так, рука в руке, они стояли на обозрении. Вечер он провел в богослужении и в молитвах, и когда его сердце стало теплым и мягким, Адриан, тогдашний папа, завел с ним беседу об обновлении дара святому престолу через него. В этом ему сопутствовал успех. Карл Великий не только утвердил за папством подарок Пипина, но намного расширил его со своей стороны и торжественно положил составленный по этому поводу документ на гробницу апостола. По окончании праздника пасхи он расстался с папой и возвратился к своей армии. Победоносно прошел он по всей верхней Италии и не успокоился до тех пор, пока не разрушил царство лангобардов и не объявил себя королем Италии.


Подарок Карла Великого


Весьма трудно установить размер дара Карла Великого с точностью. По всеобщему утверждению составителей истории, он включал не только экзархат Равенны, но и герцогство Сполето и Бенефенто, Венецию, Истрию и другие области на севере Италии, одним словом, почти весь полуостров, включая также и остров Корсику. Чтобы удовлетворить честолюбие Иезавели и укрепить престол нечестия, убивали одного Навуфея за другим, грабя их виноградники. Пути и средства, какими папа желал привести в созвучие свой характер наместника Христа со своим новым положением, показывает нам апогей всякой наглости. Он сделал следующее заключение: "Поскольку все люди есть подданные Христа, то они все также подданные того, кто является Его наместником и регентом на земле во всем, что принадлежит его царству. Это же царство возносится над всем, потому не может быть ничего неподвластного юрисдикции престола Петра, что принадлежит к этому миру со всеми делами. Наше царство не от мира сего, оно, подобно превознесенному Христу, во всем, над всеми и над всем превознесено." В духе этого неслыханного утверждения папство смело начало действовать, оправдывая этим всякое свое вмешательство во все дела, будь то касательно священников или народов, царей или подданных, суши или моря.

Карл Великий посетил Рим в 781 году во второй раз, а в 787 году - в третий. Он каждый раз щедро одаривал церковь и делал это, как подчеркивал он, "во спасение своей души". Папство выразило ему признательность. С чувством благодарности в сознании того, что оно нуждается в постоянном заступнике, в 800 году, накануне праздника рождества, оно короновало его кесарем западноримского государства и объявило его всенародно Августом. Так французский король, тевтонец, был объявлен преемником кесаря и обладал всей властью на Западе. Его царство охватывало почти все латинское христианство. Единственно Англия, хотя и признавала церковное господство Рима, не подчинилась этому новоявленному властелину западно-римского государства.

Теперь мы обратим наше внимание на новый великий религиозный переворот, который произошел на Бл. Востоке внезапно и неожиданно.


Далее: Глава 1-15

Магомет - лжепророк из Аравии. Семья и молодость Магомета. Ислам. Бегство Магомета в Медину. Мекка - столица ислама. Преемники Магомета. Магометанство и романизм. Обелиски и поклонение иконам. Первый зримый предмет христианского поклонения. Лев пытается устранить служение образам. Обнародование второго эдикта. Папство отвергает эдикты Льва. Конец распрей об образах. Второй Никейский собор. Елена и Ирина.


Назад: Глава 1-13

Послание фиатирской церкви. Начало периода папства. Превосходство Рима. Лев Первый, прозванный Великим. Кесарь Юстиниан. Григорий I, прозванный Великим. Ревностное благотворное служение Григория. Церковное и общественное положение Григория. Миссионерская ревность Григория. Первое водружение креста в Британии. Саксонцы в Англии. Прибытие Августина в Англию. Образование римской иерархии в Англии. Ретроспективный взгляд на характер Григория и его эпоху.


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"