Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ


Глава 7. Мы видели Господа


В предпоследней главе Ев. от Иоанна мы находим такое прекрасное наглядное изображение стиха из Мат. 18 гл.: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", что я не могу отказаться от того, чтобы с Божьей помощью направить взор читателя на него, прежде чем мы займемся непосредственно собранием как Церковью. Ученики сами описывают позже то, что пережили они в тот вечер первого дня недели, словами, в которых выражается их счастье: "Мы видели Господа".

"В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20,19-23).


Четыре явления Господа


Из десяти явлений Господа по воскресении Своем, о которых сообщает нам Писание, Апостол Иоанн упоминает нам в Своем Евангелии только четыре. Вдохновленный Духом Святым, он избирает четыре следующих события:

1) Встреча с Марией Магдалиной рано утром в первый день недели (гл. 20,1-18). Хронологически - это, вообще, первое явление Господа;

2) Встреча с учениками вечером дня воскресения Господа - событие, которое описывает наш отрывок;

3) Встреча с Фомой (ст. 26-29), которая произошла неделей позже. По времени это было шестое явление Господа;

4) Встреча при Тивериадском море (гл. 21). Это седьмая встреча Господа и последняя, о которой сообщает Иоанн.

И вот какая особенность! Хотя Иоанн сам описывает четыре явления Господа Иисуса по воскресении Его, о четвертом, которое было фактически седьмым, он говорит в своем описании: "Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых" (Иоан. 24,14). Почему? Невозможно объяснить это его незнанием. Или ответ заключается в том, что Иоанн рассказывает о четырех явлениях Господа, при которых он сам присутствовал? Ответ на этот необычный способ выражения заключается, мне кажется, в другом.

Иоанн, видимо, имел поручение от Бога - в конце своего Евангелия сделать еще раз пророческий обзор будущих событий и эпох (будущих с точки зрения того времени), как он сделал это в отношении начала. Для этого Он использует определенные события, в которых Господь открывал себя Своим ученикам. Первое из этих событий - Его явление Марии Магдалине - не носит пророческого характера. Поэтому он его не считает, т.к. в Марии Магдалине мы видим прообраз иудейского остатка тех дней. Она полагала, что возможны прежние отношения с Господом Иисусом после Его воскресения. Но Господь показывает ей, что это невозможно, и потому не разрешает ей прикоснуться к Нему. Он вводит теперь верующих израильтян на основании совершенного Им дела искупления в совершенно новые, небесные отношения, которые гораздо возвышеннее прежних. Поручение, которое Он дает ей к "Его братьям", делает это еще более ясным: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (ст. 17).

Эти новые отношения, эта новая эпоха представлена в отрывке (ст. 19-23), в котором мы видим Господа Иисуса посреди учеников. Это прекрасный прообраз времени Церкви Божией на земле. Я говорю: "прообраз", потому что самой Церкви в то время еще не было. Не было и учения о Церкви.

После ясно определенного времени - "после восьми дней" - Господь Иисус снова является ученикам, и Фома, который не хотел верить иначе как только на основании видимых доказательств, был с ними. Господь показывает ему Себя и освобождает от всех сомнений: "Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим" (ст. 27). В Фоме, который благоговейно восклицает: "Господь Мой и Бог мой", мы видим прообраз иудейского остатка последних дней. Тогда увидят они Того, Которого пронзили; они будут прежде видеть и затем верить. Господь же называет блаженными "не видевших и уверовавших".

Событие же при море Тивериадском дает нам образ Тысячелетнего Царства. Господь уже имеет несколько рыб на огне - символ иудейского остатка в царстве. И затем во множестве рыб, которых они поймали по указанию Учителя и вытащили на берег, мы видим прообраз язычников, которые войдут в видимое Царство Божие на земле. В отличие от Лук. 5,6 сеть здесь не порвалась. Никогда больше не будет изменен людьми и не перестанет действовать Богом установленный порядок входа в это Царство, ибо здесь присутствует лично Господь Иисус воскресший, и это все меняет и обеспечивает всякое благословение.

После этого краткого пророческого обзора мы обратимся теперь к той эпохе, которая лежит в русле событий и путей Божиих между вознесением Господа к Своему Отцу и Его новым соединением с Израилем и которая в высшей степени важна для нас - времени благодати, времени Церкви Божией на земле. Это чудная картина, которая сейчас проходит перед нами, и чтобы извлечь из нее максимальную пользу, я хотел бы, прежде всего, предложить несколько вопросов. Первый из них такой:


В КАКОЙ ДЕНЬ они были собраны?


Это было вечером первого дня недели, т.е. воскресенья, дня воскресения Господа. В этот день воскресший Господь явился посреди Своих учеников и открыл Себя им. В известном смысле Господь Иисус санкционировал собрание Своих в этот день. Конечно, мы можем собираться в любой день и в любое время, но первый день недели особо предусмотрен для этого. В этот день собирались первые христиане для преломления хлеба. Способ выражения в Деян. 20,7: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба..." кажется, указывает на то, что первые христиане после первоначального ежедневного преломления хлеба (гл. 2,46) имели обычай преломлять хлеб только в первый день недели. Могло ли быть что-либо более уместным, чем это: в первый день Его победного воскресения быть занятым Тем, Который умер за нас? Апостол Павел также настаивал на том, чтобы верующие в каждый первый день недели отлагали у себя деньги для дела Господнего и для бедных между братьями (1 Кор. 16,2).

Этот день, который уже в Ветхом Завете отмечен как "день после субботы" (Лев. 23,11.16), в Новом Завете имеет многозначительное название "день Господень" (Отк. 1,10). Выражение в греческом тексте означает "принадлежащий Господу день". Мы еще вернемся позже к этому выражению в связи с "вечерей Господней" в 1 Кор. 11 гл. Не находимся ли мы в опасности - забывать, что этот день принадлежит Господу? Если Бог дарует нам сегодня милость быть свободными от профессиональных обязанностей - не должны ли мы посвятить этот день Ему, чтобы заниматься делом Его? Или мы уподобляемся этому миру, который предается праздности или, в лучшем случае, посвящает этот день отдыху? Невозможно избавиться от чувства, что сатана прилагает все силы, чтобы принизить значение дня Господнего и сделать его обычным мирским днем. Если сегодня некоторые называющие себя христианами люди используют этот день, чтобы привести в действие свою стиральную машину или вымыть свой автомобиль (я называю только два примера), то это следствие усилий сатаны. Но и для нас, верующих, этот день не является "днем покоя" в ветхозаветном смысле.

Первый день недели занимает совершенно другое положение в отличие от субботы, которая для народа Израильского была днем покоя. Бог в седьмой день почил от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2,2-3) и "освятил" седьмой день, т.е. отделил его, выделил из числа других дней недели. Позже суббота стала существенной частью закона Моисеева. Она говорит о надежде человека, находящегося под законом, на покой, если человек будет соответствовать требованиям закона. Но мы знаем, что вследствие греха этот покой так и не наступил. Таким образом, седьмой день принадлежит иудейской системе, первый же день недели - христианству.

Воскресение Христа является началом нового творения и в то же время основанием нового союза. Бог чудным образом прославился через Христа и Его искупительное дело, и в ответ на это Он воскресил Его из мертвых. В Нем, воскресшем Христе, находит теперь истинный христианин Свой покой и радость. Таков день Господень, первый день недели, который постоянно возвещает о Его воскресении, чудный подарок Божий нам. Разве у нас нет оснований к тому, чтобы от сердца радоваться этому подарку и особым образом использовать этот подарок для поклонения Отцу и Сыну Его? Не должны ли мы употребить этот день для особого общения с Господом и служения Ему?


ЧТО собрало учеников?


Ученики вечером того дня, в который воскрес Господь, были собраны вместе, возможно, в той самой горнице, где Он совершал с ними Пасху и затем установил вечерю, где Он произнес все те драгоценные слова, которые читаем мы в 14-й главе нашего Евангелия. Но кто или что собрало их? Нам нелегко представить состояние учеников. Известно, что они плакали и рыдали и вначале не поверили вести о воскресении Господа, услышанной ими от очевидца (Мат. 16,10-11). Но в течение дня вера их крепла и наконец превратилась в уверенность, что Господь действительно воскрес, как Он и говорил им раньше.

И эта весть, весть о воскресении их Господа, побудила их собраться вместе. Они не знали, что Господь явится посреди них. Но они знали, что Он жив. Этого было достаточно, и на основании этой истины они собрались вместе. Не так ли обстоит дело сегодня и с нами? Разница только в одном: мы знаем, что Он, когда мы так собраны, посреди нас. Чудная уверенность!


КТО был собран?


Этот вопрос не так маловажен, как может показаться на первый взгляд. Я только напомню слова Господа в конце нашего отрывка: "Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20,23). Что может это означать, относится ли это лишь к Апостолам, т.е. к людям с особым статусом, которого мы сегодня не имеем? В связи с этим еще один вопрос: не было ли это собрание апостольским?

Нет! Собравшиеся в тот вечер состояли не из одних только Апостолов. Сравнение с Лук. 24 показывает, что и другие верующие были там, потому что, когда так называемые Эммаусские ученики после встречи с Господом возвратились в Иерусалим, они "нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону" (ст. 33 и 34). И затем Лука описывает это событие так же, как и Иоанн здесь. Мы можем отсюда сделать вывод, что это было большое, смешанное собрание. Несколько недель спустя мы находим большое количество (человек около ста двадцати) собравшихся в горнице в Иерусалиме, там также присутствовали женщины (Деян. 1,13-15).

Но одного там не было - Фомы. Мы не знаем, почему он отсутствовал. Но одно знаем мы: он пропустил драгоценное собрание. Он не слышал поручения Господа, данного ученикам, не слышал Его слов: "Примите Духа Святого". Не извлечем ли мы из этого для себя практический урок? Порою маленькое, незначительное обстоятельство препятствует нам быть там, где Господь обещал Свое присутствие. Как Фома упустил такой чудный момент, возможно, и мы лишаемся возможности быть свидетелями драгоценного откровения Личности Господа, когда легкомысленно остаемся вне собрания.


КАК были ученики собраны?


За запертыми дверями! Конечно, они заперлись из опасения от иудеев, которые совсем недавно убили их Учителя. Но когда спустя восемь дней они снова собрались вместе, мы опять читаем о запертых дверях, хотя слова "из опасения от иудеев отсутствуют.

Здесь мы видим важный принцип христианского домостроительства и в том числе собраний верующих: отделение от мира, особенно от религиозного мира, который отверг Христа и продолжает отвергать Его. Его последователи в мире, но не от мира. Мы принадлежим или к "Его, сущим в мире" (Иоан. 13,1), или к "миру", который проходит со всей его похотью. Общения с таковыми для совместного поклонения не совместимы с волей Божией. Что общего вообще у Церкви с миром? Она имеет определенное поручение в этом мире, но это другое дело о чем мы еще позже еще будем говорить.


Иисус пришел и стал посреди


Как удивительно то, что теперь сообщает нам Дух Святой! "... пришел Иисус и стал посреди". Ожидали ли Его или не ожидали, но вдруг Господь Иисус приходит через запертые двери к Своим и становится "посреди" - не где-то с краю или у двери, но именно "посреди". Не есть ли это чудное изображение того, что мы видели в Мат. 18,20? Он занимает центральное место посреди собравшихся.

Какое утешение заключается в этом для нас сегодня! По истечении почти двух тысяч лет Он все снова приходит в нашу среду, когда мы собраны во имя Его, и мы можем так же ощущать Его присутствие, как и ученики в то время. У нас сегодня нет многого из того, что было у них вначале: Апостолов и пророков, знамений и чудес Духа Святого, практического единства всех детей Божиих и т.д., но мы можем радоваться о Том, Кто гораздо более всего этого - о Самом Господе и Его личном присутствии.

И не будет ли сознание Его Божественного присутствия определять наше поведение, нашу одежду, наши мысли и наши слова? Станем ли мы, к примеру, легкомысленно опаздывать, если мы сознаем, что Он лично присутствует в собрании? Станем ли мы подчеркнуто небрежными в отношениях с другими, сознавая, что Он находится здесь? Позволим ли мы действовать плоти, если мы действительно верим, что Он - посреди нас? Сможем ли мы смотреть более на способного брата, чем на Него, от Которого исходят все благословения? И сможем ли мы покинуть собрание, не получив обильного благословения от Его присутствия на нашу дальнейшую жизнь?


Воскресшее Тело


Я хотел бы еще кратко коснуться вопроса, о котором мы не имели возможности говорить подробнее - о Теле Господа по Его воскресении. Прежде всего отметим, что Тело, которым Господь Иисус обладал во воскресении, не было совершенно другим Телом. Да, оно было другого характера, более совершенное, но оно не было совершенно другим. Ибо, когда женщины вошли в гроб, они "не нашли Тела Господа Иисуса" (Лук. 24,3). Почему? Потому что Господь Иисус воскрес в этом Теле. "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь, Он воскрес", - сказали Ангелы. Речь здесь, таким образом, идет о том же самом человеческом Теле, которое, правда, при воскресении испытало непонятную для нас перемену.

Мы это видим прямо здесь: Господь мог в Своем воскресшем Теле войти сквозь запертые двери без того, чтобы Ангел отворил их Ему, как это позже случилось с Петром (Деян. 5,19; ср. также 12,10). Здесь такого чуда не произошло, но мы узнаем здесь нечто о сверхъестественной способности воскресшего Тела. Воскресшее Тело само является чудом, и мы не можем сказать об этом более того, что сообщает нам Писание.

Хотя это было действительное человеческое материальное Тело, которое можно было осязать, которое состояло из плоти и костей (Лук. 24,39, не из "плоти и крови" 1 Кор. 15,50) и носило следы Его страданий, все же это было также и духовное Тело, не подвластное физическим законам первого творения, так что Господь мог проходить сквозь запертые двери и в этом Теле появляться и снова исчезать: "Он стал невидим для них" (Лук. 24,31). В этом Теле видели Его ученики восходящим на небо, видели, как Он поднимался, пока облако не взяло Его из вида их (Деян. 1,9). Теперь Господь Иисус, прославленный, находится одесную величия в небесах, но находится Он там в Своем человеческом Теле, в "славном Теле", о свойствах которого Писание умалчивает.

Воскресшее Тело представляет из себя непостижимую тайну. Для того, чтобы больше узнать о нем, нам, видимо, придется подождать того момента, когда настанет совершенное. Но уже и теперь нас радует твердая уверенность в том, что Он и наше уничиженное тело "преобразит сообразно славному телу Его" (Фил. 3,21), что мы, хотя и не все умрем, но все изменимся "вдруг, во мгновение ока" (1 Кор. 15,51-52). Тогда увидим мы Его "как Он есть". Однако, я думаю, слава тела, которое мы будем иметь тогда, едва ли будет занимать наше внимание: оно будет лишь орудием, пусть даже и чудесным, которое сделает нас способными лицезреть Того, Кто так любит нас и наслаждаться общением с Ним.


Приветствие Господа


Из Ев. Лук. 24 гл. мы знаем, что ученики "испугались" и "смутились" (ст. 37), когда Иисус так внезапно, пройдя сквозь запертые двери, оказался посреди них. Они подумали, что видят духа. И что Он прежде всего сказал им? Стал ли Он упрекать их за то, что они все покинули Его и бежали? Дал ли Он им понять, что с такими "друзьями" Он не желает больше иметь ничего общего? О нет! С приветствием мира на устах появляется Он в их среде: "Мир вам!"

Именно это приносит Он им, возвращаясь с поля битвы - Голгофы. Он примирил нас, кровию креста Своего (Кол. 1,20), с Богом (Рим. 5,1), чему могут теперь радоваться все те, кто верою основался на этой искупительной крови, кто понимает, что Он умер за них. "Мир вам!" - чудный результат совершенного Им искупления! Об этом мире говорил Он ученикам Своим в последнем слове перед Своей смертью: "Мир Мой даю вам" (Иоан. 14,27). И первое, что Он приносит им теперь, после Своей смерти и воскресения, был этот драгоценный мир.


Раны Господа


И затем Господь Иисус делает то, что находится в прямой связи с Его приветствием мира: Он показывает им руки Свои и ребра Свои. Это означает: Он показывает им то, что было необходимо, чтобы им и нам обеспечить этот мир - Свою смерть. Каким трогательным был этот образ действий Господа посреди Своих! Ничего не говоря больше, молча показывает Он им следы Своих страданий и смерти, чтобы говорить к сердцам их и убедить их, что это был Он Сам. Кажется, будто ученики до этого еще не имели полной уверенности, что их Господь и Учитель находится посреди них.

Как часто испытывали и мы, возлюбленные, что Господь показывал нам Свои руки и ребра, когда мы были собраны, чтобы возвещать смерть Его! Это самые возвышенные моменты нашей жизни, когда Он ломимым хлебом напоминает нам о Своих невыразимых страданиях, которые претерпел Он, чтобы искупить нас. Способны ли мы в достаточной степени оценить это?

В Ев. от Луки мы читаем о Его руках и ногах, здесь же - о Его руках и Его ребрах. Откуда эта разница? Без сомнения, Дух Святой указывает здесь на полное искупление. Вспомним: из пронзенной груди умершего Спасителя истекли кровь и вода - знаки искупления и очищения (Иоан. 19,34)!

Мы должны уделить наше внимание еще и такому обстоятельству: воскресшее тело Господа, о сверхъестественности которого мы уже говорили, носило следы страданий и смерти! Не кажется ли нам это в высшей степени значительным? Когда мы, однажды, в воскресении оставим наше слабое уничиженное тело и облечемся в славное тело - будет ли это тело носить рубцы и раны, характерные для нашего земного тела? Ни в коем случае! Ибо мы читаем: "Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15,43-44). И в 49 ст. Апостол Павел уверенно добавляет: "И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного".

Даже всякое воспоминание о земном нашем теле Бог уберет от нас. Видимо, это означают слова в Откровении: "И отрет Бог всякую слезу с очей их" (гл. 21,4). Тело же Господа Иисуса, которое Он имеет после воскресения, носит на себе следы, которые вечно будут напоминать нам о Его смерти, о Его любви до смерти крестной! И Отк. 5,6 ясно показывает нам, что это ни в коем случае не преходящее явление, как полагают некоторые: Мы увидим Его, "Агнца как-бы закланного". И когда, однажды, Израиль воззрит на Того, Которого они "пронзили" (Отк. 1,7), не означает ли это, что Он будет иметь на Себе признаки этого?


Раны Господа


Мы хорошо можем представить себе, что ученики обрадовались, когда они увидели - Его руки и ребра? - нет, когда они увидели Господа. Мир, как мы видели, является результатом совершенного Им дела, но радость является следствием общения с Личностью Господа. Эта радость поднимает нас над нашими обстоятельствами. Обстоятельства учеников не изменились. И сами они остались теми же, что и были. Как до, так и после этого, враждебный мир окружал учеников. И тем не менее, теперь ими владел не страх перед иудеями, а радость о их Господе.

Точно так обстоит дело и с нами. Мы можем "немного, если нужно, поскорбеть от различных искушений" (1 Пет. 1,6). Часто Господь и наши испытывающие и искушающие нас обстоятельства не изменяет. Но вот что делает Он: Он поднимает нас над ними тем, что направляет взор наш на Себя, так что Мы делаемся способными радоваться радостью неизреченною: "Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною" (ст. 8).

И если здесь речь идет о личной стороне радости в Господе - совместная радость не меньше. Когда верующие собраны вокруг Господа и Он дает им познать Себя, то результатом этого может быть только радость. "Ученики обрадовались, увидевши Господа". Это чудное переживание, это частица неба.


Поручение Господа


Прежде чем Господь дает Своим ученикам особое поручение, Он еще раз повторяет им приветствие мира: "Мир вам!" Но это отнюдь не просто повторение. Я не думаю, что Господь когда-либо повторялся в Своих словах. Если Господь теперь вторично говорит: "Мир вам!", то Он, видимо, имеет в виду не мир совести, но мир сердца, не мир с Богом (Рим. 5,1), но мир Божий (Фил. 4,7). Такое же различие делает Он и в 14-й главе Иоанна, говоря: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (ст. 27). Первый мир имеет дело с их отношением к Богу, второй - с их странствием в этом мире. В мире они будут иметь скорбь, но в Нем - даже если Он должен будет оставить их и послать их в этот мир - в Нем они будут иметь радость (Иоан. 16,33). Это является предпосылкой для всякого служения, и, именно, поэтому второе "Мир вам!". Это указывает нам также и на наше положение. Как можем мы быть Его вестниками в этом злом мире, если мир Его не наполняет нашего сердца? Как можем мы возвещать другим Евангелие мира, если мы сами не вооружимся тем миром, который принесло нам это Евангелие, и таким образом не сделаемся способными нести этот мир везде, куда пошлет нас Господь (Еф. 6,15)? Заметим себе: мир сердца является предпосылкой для служения, но не его следствием. Многие пытаются служить Господу, чтобы достигнуть мира, чтобы стать счастливее. Однако, Господь Иисус прежде сказал: "Мир вам!" и уже затем: "Я посылаю вас".

"Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас". Здесь мы видим поручение Господа Своим ученикам. Каждое из четырех Евангелий заканчивается особым поручением Воскресшего Своим ученикам, и каждое поручение, в соответствии с характером Евангелия, отличается от другого. Но мне кажется, что поручение в Ев. от Иоанна самое возвышенное.

Господь Иисус был послан Своим Отцом в этот мир - Иоанн упоминает об этом в своем Евангелии более сорока раз,- чтобы в Нем был явлен Отец. Он был Бог, и был у Бога (Иоан. 1,1-2). Он пришел свыше и был не от мира сего (гл. 8,23). Никто никогда не видел Бога; но "единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (гл. 1,18). В Своих словах и делах Он показал, Кто есть Отец; Он был совершенным откровением, образом невидимого Бога. Когда Филипп вследствие недопонимания выразил просьбу: "Господи, покажи нам Отца", из уст Сына прозвучал удивительный ответ: "Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца?" (гл. 14,9).

Но затем Господь Иисус умер, воскрес из мертвых и теперь намерен возвратиться к Своему Отцу, откуда Он и пришел. В Своей молитве к Нему в 17-й главе Он уже перед Своей смертью сказал: "Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир" (ст. 18). Теперь наступил этот момент. Как Он в этом мире возвестил об Отце, так теперь они должны явить этому миру Сына. Через них, учеников, должен мир познать, Кто есть Христос.

Какая ответственность, какая задача лежит на нас, детях Божиих! Мы не только должны делать то или иное для Него, но всеми нашими поступками и словами всем нашим поведением мы должны явить здесь, на земле, Его - Его, Которого здесь уже нет. Мы настолько "не от мира", что Он нас посылает в него. Поистине - это великая привилегия: быть здесь Его посланниками, чтобы явить Его миру, не знающему Его, и служить Ему в этом мире. Бог да поможет нам в этом!


Жизнь в воскресении


Второй раз читаем мы в этом отрывке слова: "Сказав это..." Как и в 20-м стихе, таким образом устанавливается связь между предыдущим словом и последующим действием Господа. "Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого" (ст. 22). Что означает это действие Господа? Получили ли в тот вечер ученики Дар Святого Духа? Это не могло быть сошествие Духа Святого как Личности Божества, ибо это могло произойти только после того, как Господь Иисус, прославленный, взошел на небо (Иоан. 7,39). Фактически, Дух Святой сошел только в день Пятидесятницы, как сообщает нам Деян. 2 глава. И это произошло пятьдесят дней спустя. И еще: уже после того события, о котором говорится в Иоан. 20,22, Господь повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ожидать "обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым" (Деян. 1,4-5).

Не случайно, что это только здесь, в Новом Завете встречающееся слово, было употреблено в переводе Септуагинта в Кн. Бытие 2 гл. 7 ст. для обозначения понятия "вдыхать". "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Точно так, как духовная часть первого человека, таким образом, была вызвана к существованию, когда Бог вдунул в лице его дыхание жизни, видим мы теперь здесь последнего Адама, Который есть "дух животворящий" (1 Кор. 15,45), вдохнувшего в учеников Свою жизнь воскресения. Они были уже, вне всякого сомнения, рождены свыше, но здесь Господь Иисус делает их участниками "жизни с избытком" (Иоан. 10,10). Как безмерно благословенна эта истина! Жизнь, которую мы имеем во Христе - это Его жизнь воскресения, жизнь, которая соответствует Его положению по воскресении, которая лежит по ту сторону смерти, суда Божьего и власти сатаны.

Но почему тогда эта жизнь воскресения Господа Иисуса названа Святым Духом? Во-первых, потому, что, как я думаю, Господь хотел прообразно показать предстоящее исполнение учеников Духом Святым в день Пятидесятницы и, во-вторых, потому, что Дух Святой является силой этой жизни. Господь Иисус открылся "Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых" (Рим. 1,4), или, как Петр подчеркивает в Своем первом послании "ожил духом" (гл. 3,18). Вне всякого сомнения, Дух Святой является Божественной Личностью. Однако, во многих местах Он представлен как сила. Это ясно видно в поел, к Римлянам в 8-й главе, где в первых десяти стихах мы читаем о Нем как о духе жизни, в то время, как в стихах с 11-го по 27-й Он представлен как живущая в нас Божественная Личность, Которая в нас и через нас действует.

Когда Господь Иисус дал ученикам Свое повеление, они еще не имели силы для исполнения его. Они получат ее только тогда, когда Дух Святой сойдет на них. Но уже теперь должны они получить внутреннее разумение Его планов, ибо в параллельном месте Лук. 24 мы видим, как Он "отверз им ум к уразумению Писаний" (ст. 45). Таким образом, с жизнью воскресения связано духовное понимание, духовная, если можно так выразиться, "интеллигентность", что объясняет нам удивительное благоразумие апостола Петра в 1-й главе Деяний Апостолов.

Но еще и для другой цели будут они нуждаться в Духе Святом. Об этом Господь говорит в ст. 23-м.


"Административное" прощение грехов


"Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". Что хочет сказать Господь этими словами? Этот стих часто представляет для нас немалую трудность из-за того, что мы упускаем из виду, что Писание говорит о различных видах прощения грехов. То, что Господь говорит здесь о прощении грехов не в абсолютном смысле, не по отношению к небу, ясно видно из верного, по сути, высказывания книжников и фарисеев в Лук. 5,21: "Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" В этом они были правы. Везде, где в Священном Писании говорится о прощении грехов в вечном смысле, имеется в виду, что только один Бог, на основании жертвы Христовой, может делать это. Ни один человек не в состоянии делать это.

Но существует и такое прощение грехов, которое доверено людям. Поэтому, мы можем назвать его "административным прощением грехов". О нем говорит здесь Господь Иисус. Этот вид прощения грехов Он доверяет Своим ученикам, не только Апостолам, как учит нас 19-й стих: в Новом Завете нет особого священнического класса. Это было бы совершенным отвержением истинного христианства.

Мы можем различить два вида административного прощения грехов, и мне кажется, что Господь говорит в нашем стихе о первом из них. Самой насущной нуждой грешника является - получить прощение своих грехов. Необходимое для этого дело Христос совершил на кресте. Но должен быть еще некто, кто мог бы "дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их" (Лук. 1,77). Истина о прощении грехов должна здесь, на земле, применяться установленным Богом образом. Как? Путем ее проповедывания. "Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедывающего?" (Рим. 10,14).

Книга Деяния Апостолов дает нам прекрасные примеры возвещения Евангелия. Петр говорит в доме Корнилия в Кесарии: "О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (гл. 10,43). Павел проповедуя Евангелие в Антиохии Писидийской, говорит: "Итак да будет известно вам,мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов" (гл. 13,38).

Таким образом, мы можем утверждать : Господь доверил своим ученикам, в том числе и нам, проповедь о прощении грехов. Куда мы это благословение путем проповеди принесем, там оно и будет известно; куда мы его не принесем, там оно не будет известно. Какая серьезная ответственность лежит на нас!

Второй вид прощения грехов имеет отнршение к "связыванию" и "разрешению" со стороны церкви, о чем мы уже говорили в прошлой главе.

То, что к истине о прощении грехов относится также и крещение, для меня вполне ясно; ибо оно совершается "для прощения грехов" (Деян. 2,38). Но так как крещение не является делом Церкви, я не касаюсь здесь этого вопроса более подробно. Я только хочу заметить (во избежание недоразумений), что Петр в Деян. 2-ой главе не сказал: "Кто будет крещен, тот получит прощение грехов!" Крещение есть внешнее выражение вступления в область, где известна и практикуется истина о прощении грехов - в область христианского исповедания на земле, и при наличии действенной, живой веры ("Кто будет веровать и креститься - спасен будет" (Map. 16,16), таковые получают не только это великое благословение, но также и все другие христианские благословения, которые истекают из него. Симон волхв не уверовал по-настоящему, как показывает нам его история, и, насколько мы знаем, навеки погиб. Хотя он и был крещен (Деян. 8,13). Какая ответственность лежит на многих номинальных христианах, которые внешне исповедуют христианство, но не веруют по-настоящему в Господа Иисуса как в Своего личного Искупителя!


Вывод


Таким образом, в этом отрывке, во исполнение Иоан. 12,24 ("если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода") мы видим чудный прообраз Церкви Божией на земле. Вот характерные черты этого прообраза:

Первый день недели, день Господень, принадлежит христианству. В этот день, главным образом, собирались верующие.

Воскресший Господь является живым Центром отделенного от мира общества. Он лично присутствует посреди них, пусть даже и не телесно.

Мир с Богом, являясь следствием совершенного Христом дела, становится доступным для верующих.

Возможно ощущать личное присутствие Господа, и общение с Ним возбуждает радость.

Наличие практического мира сердца как следствия общения с Христом является основанием для христианского служения.

Верующие имеют поручения - в своей повседневной жизни на земле явить миру Господа.

Они имеют в себе дух жизни от Господа, который делает их способными наслаждаться Христом и служить Ему.

Им доверено прощение грехов в двойном смысле: в смысле возвещения этой истины и в смысле "связывания" и "разрешения" через Церковь. Христианское крещение внешне вводит в эту область, где известна и практикуется эта истина.

"Мы видели Господа!" Это совместный опыт детей Божьих, которые в истине собраны во имя Его. Является ли это и твоим опытом, мой дорогой читатель? Нет ничего, что может сделать тебя более счастливым!


Далее: ГЛАВА 8: Установление вечери Господней

Три вида собраний церковного характера. Первое историческое упоминание. Четыре вдохновенных сообщения. Оставление грехов согласно Новому Завету. Новое служение — благодарение. Значение символов. За вас предаётся. Завещание Господа. В какой день и как часто должно преломлять хлеб? Присутствовал ли Иуда при установлении вечери? Песнь хваления.


Назад: ГЛАВА 6. Собранные во имя Его

Изображение Церкви на земле. Грех против брата. Братское увещание. Поместная церковь. Отеческое вразумление. Церковное вразумление. Некоторые замечания к вопросу о наказаниях. Согласие в молитве. Двое из вас. Великая хартия Церкви. Божье место. Божье число. Божье единство. Божье имя. Божественная Личность и присутсвие. Божественный Центр.


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"