Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

I. ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВОГО


Глава 3. Церковь, как дом Божий


Ответственность


В предыдущей главе мы рассматривали Церковь как Тело Христово, теперь же мы займемся ею как домом Божиим. Это две совершенно различные стороны Церкви, которые мы не должны смешивать. Как мы видели, Тело Христово указывает нам на внутреннюю связь, которую мы имеем благодаря безграничной милости Божией с прославленным Христом и друг с другом. Это небесная сторона Церкви Христовой. Но она имеет еще и земную сторону, которая представлена нам в образе дома Божьего. Говоря "земную", я имею в виду ее отношение к земле.

Конечно, это великая благодать, это непостижимое преимущество - быть там, где пребывает Бог; ибо, где пребывает Бог, там изливается благословение и возносится хвала Ему. И все-таки (или, скорее: поэтому) главная мысль, связанная с домом Божиим - это ответственность:

"... чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого" (1 Тим. 3,15).

Когда Бог пребывает где-то, то все там должно соответствовать Ему, и мы сами, если мы тоже хотим быть там, должны вести себя согласно Его воле. Ибо "дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни" (Пс. 92,5). Святость, таким образом, является основной сущностью дома Божьего. Одно место у пророка Иезекииля особенно подчеркивает это: "Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое святых; вот закон храма!" (гл. 43,12). Правила и порядок дома установлены его владельцем. И не накладывает ли на нас уже одно это название, "дом Божий", обязанность - исследовать, что говорит Слово Божие о порядке Божием в доме Его и о тех правилах, по которым все в нем должно быть устроено? И какой человек имел бы право - составлять собственные правила для чьего-то дома, в данном случае для дома Божьего? Поэтому основная мысль, касающаяся дома Божия - это не преимущество или положение, но ответственность.

Нужно помнить, что под домом Божиим подразумевается Церковь Божия на земле, так как Апостол говорит о том, как должно поступать в ней. Церковь - это не идеалистическое мысленное здание, не мистическое, неопределенное тело, которое невозможно обнаружить, так как часть его живет на земле, а другая часть состоит из душ, обитающих на небесах. Нет, Церковь - это дом Божий на земле, в котором нам нужно поступать подобающим образом.


Дом молитвы


Второй важной мыслью, в связи с домом Божиим, является зависимость, особым образом выражающаяся в молитве Богу. Господь Иисус сказал о храме Иерусалимском: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов" (Map. 11,17). Тем более это верно по отношению к Церкви, как видно из 1 Тим. 2 гл.:

"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (ст. 1-4).

Дом Божий характерен зависимостью от Него. И, так как Он является "Богом Спасителем", Он хочет, чтобы дом Его был "домом молитвы для всех народов", где возносились бы молитвы и прошения не только о нуждах Его детей, но и о нуждах всех людей, чтобы еще многие спаслись. Позже мы еще вернемся к рассматриванию совместной молитвы на этом месте. Теперь же я только хотел подчеркнуть эту вторую характерную черту дома Божьего - Зависимость от Бога. В продолжении этой главы я еще буду касаться и других признаков дома Божьего. Но прежде мы займемся основным вопросом: с какого времени Бог пребывает на земле?


Жилище Божие - результат искупления


Это в высшей степени радостная мысль, что Бог, Которого не могут вместить небеса небес, желает обитать среди людей. Это является древним планом Божиим, который имеет отношение и к будущей вечности.

Бог не жил в Едемском саду вместе с безгрешными людьми - Он время от времени посещал их. И хотя уже Иаков говорит о доме Божием (Быт. 28,17), но Бог не жил и с патриархами - Он по временам являлся им, и затем снова исчезал из вида их. Все это было проявлением Его милости, но прежде совершения искупления (хотя бы в прообразе) Бог не мог жить среди людей. Поэтому в первой книге Моисея ничего не говорится о жилище Божием. Лишь во второй Книге Моисея, после того как народ Израильский был освобожден из Египетского рабства (прообраз нашего освобождения от рабства сатаны через смерть Иисуса Христа), Бог говорит Моисею: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25,8). Стоя на другом берегу моря, народ с верою пел: "Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во Святилище, которое создали руки Твои, Владыка!" (Исх. 15,17).

В период Закона Бог обитал больше символически и, так сказать, внешним образом посреди Своего земного народа, так как дело искупления Христом еще не было совершено. И так как Закон сделался основанием Божьего правления над своим народом, слава, которая обитала во святилище, носила характер суда. Однако, вследствие грехов народа, слава Божия все дальше отходила от народа, пока, наконец, совершенно оставила земное святилище посреди Израиля (Иез. 10,18; 11,23).

Затем на эту землю пришел в благодати Господь Иисус, и в Нем обитала полнота Божества телесно (Кол. 1,19; 2,9), но и этот Храм они разрушили (Иоан. 2,19-21). Однако же планы Божий не прекратились. Основанная на искупительной жертве Христа, сегодня Церковь Христова является жилищем Божиим на земле. Он живет на ней, как и в каждом отдельном верующем, посредством Личности Духа Святого (1 Кор. 3,16; 6,9) - никогда ранее неизвестным образом. Правда, в Израиле были хорошо знакомы с такими понятиями, как "жилище Божие", "дом Божий", "Храм Божий" и, определенным образом, радовались этому преимуществу. Однако, новым и свойственным лишь христианскому периоду, было то, что эти выражения: "жилище", "дом", "храм" адресованы сегодня непосредственно детям Божиим на земле. Этот "духовный дом" существует с того дня Пятидесятницы, когда ученики были собраны в Иерусалиме и Дух Святой сошел на них и наполнил весь дом. Рассеянные до этого дети Божьи были в этот день соединены в дом Божий, сделавшийся жилищем Бога.

Имея намерение говорить о том, что делает Сам Господь Иисус для прославления Бога и, что это означает для нас, я хочу еще раз напомнить, что нужна была смерть нашего Господа и Спасителя, прежде чем были порваны цепи дьявола и мог образоваться дом Божий, в котором мы сами должны жить вместе с Ним. Точно так обстоит дело и с Телом Христовым. Все благословения, которые Бог в настоящее время изливает на нас, являются только результатом смерти Его Сына, совершенного Им дела искупления. При всех наших исследованиях не будем терять это из вида! ЕМУ принадлежит честь и слава во веки веков, и через Него - Отцу.


Живые камни


Во вступительной главе мы уже напоминали о том, что сегодня Бог "не в рукотворенных храмах" живет (Деян. 17,24). Из каких "камней" состоит дом Божий, который строит Сам Господь Иисус и который Он называет Церковью (Мат. 16,18), ясно видно из первого послания Петра:

"Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (гл. 2,4-5).

Петр любит использовать слово "живой". Он некогда засвидетельствовал перед Господом Иисусом, что Тот есть "Христос, Сын Бога живого", и здесь Он говорит о Христе, как о живом камне, к которому приступают верующие, и сами, как живые камни, устрояют из себя дом духовный. Как драгоценна эта мысль! Христос - живой камень, и мы живые камни! Каким образом мы, бывшие некогда прахом (Быт. 3,19), сделались живыми камнями? Это стало возможным благодаря тому, что мы приступили к Нему с верою (и еще приступаем - греч. выражение имеет в виду это) и услышали глас Сына Божьего (Иоан. 5,25). Его жизнь теперь является нашей жизнью. Какое чувство безопасности дарует нам сознание этой истины! Конечно, как Он отвержен людьми, так и мы. Но, как Он для Бога является избранным, драгоценным, так и мы.

Из таких камней состоит, таким образом, тот духовный дом, который созидает Христос. Только в таких камнях нуждается Он. И так как строит Сам Христос, и так как это - Его Церковь, то в том, что Он строит, нет безжизненного материала, нет мертвых камней. Несовершенству и тому, что преходяще, там нет места. Речь идет о Церкви в соответствии с планом Божиим, поэтому даже врата ада не одолеют ее (Мат. 16,18).

Но верующие представляют из себя не только духовный дом. Они являются также и "царственным священством", чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Они, таким образом, не только образуют те духовные рамки, в которых Бог может жить и где Он живет, но они и сами имеют теперь преимущество - обитать как священники там, где пребывает Бог, чтобы поклоняться Ему. Это весьма важная сторона духовного дома. Мы вернемся к ней во второй части книги, когда будем говорить о преломлении хлеба.

Я хочу еще раз напомнить, что, когда речь идет о духовном доме и о царственном священстве, имеются в виду одни и те же личности, и Слово Божие для характеристики различных отношений использует различные образы. В дальнейшем мы еще встретимся с этим.


Святой храм в Господе


Сказанное ранее приводит нас к очень важному отрывку из посл. Ефесянам:

"Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2,19-22).

Верующие из язычников, которые некогда были отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, в котором они, как язычники, не имели никакой части, не имевшие надежды и жившие некогда без Бога в этом мире (ст 12), теперь они - и мы с радостью можем сказать "МЫ" - стали близкими кровию Христовою. Какая счастливая доля! Бог сделал нас Своими. Каждого верующего Он сделал частицей того, что Он называет "Святым храмом в Господе"* и где возносятся жертвы хвалы и благодарения Богу.

* Здесь я хотел бы обратить внимание на особое выражение, которое употребляет Дух Святой, говоря о Церкви, как о храме. В то время как во многих местах Нового Завета для обозначения храма употребляется греческое слово хирон (hieron) (оно означает внешнюю область здания храма, в данном случае Иудейского храма), в Еф. 2,21 употреблено слово наос (naos), говорящее о внутренней святыне храма. Это же слово употреблено, между прочим, и там, где говорится о Теле Господа Иисуса (Иоан. 2,19-21), о поместной Церкви (1 Кор. 3,16-17; 2 Кор. 6,16) и о теле отдельного верующего (1 Кор. 6,19). Это слово было знакомо и языческому миру. Оно употреблялось для обозначения языческой святыни (Деян. 17,24; 19,24). Этим же словом назван бездушный храм (2 Фес. 2,4), где будет престол "человека греха". И когда в Отк. 21,22 сказано, что в новом, небесном Иерусалиме не видно было храма, "ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец" там так же стоит то же самое слово наос (naos).

Но вот что еще достойно нашего внимания: это здание возрастает в святой храм в Господе. Когда речь идет об этом строении как о храме, то ясно, что оно возрастает и еще не окончено. Во время благодати Бог все новые души привлекает к Сыну Своему и все новые и новые камни влагаются в эту постройку. "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". (Деян. 2,47). Так возрастает этот храм. Он будет окончен тогда, когда последний верующий, благодатного времени, будет вложен в это строение. Таким образом, "храм" включает в себя всех святых от дня Пятидесятницы до вознесения Церкви, описанном в первом посл. Фессалоникийцам, в 4-й главе. Он явится некогда там, на небесах, во славе.

Да, строительство Церкви будет завершено, и она вечно будет пребывать там, где пребывает Бог, как скиния Божия, посредством которой Бог будет обитать с людьми на новой земле (Отк. 21,3). О как непостижимо глубоки планы Божьи и велика милость Его!


Жилище Божие


В конце 2-й главы посл. Ефесянам мы видим еще одну сторону этой постройки.

"... на котором (т.е. на Христе) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (ст. 22).

"Жилище Божие Духом" - это то, что представляет из себя Церковь на этой земле. Какое это великое преимущество, что верующие, живущие в настоящее время на земле, могут образовать жилище Божие, в котором живет Бог Духом Своим!

Греческое слово katoiketerion, переведенное здесь как "жилище" (нем. "Behausung") состоит из двух слов, означающих "житель" и "дом", так что его значение можно передать словом "жилище" (так передано в русском переводе). Различие между домом и жилищем некоторым кажется едва заметным, но оно существует. Дом - это жилище, но не всякое жилище является домом. Когда Писание говорит о доме, оно указывает нам, как уже было упомянуто в начале этой главы, на нашу ответственность. Так, в посл. к Евреям мы читаем: "Дом же Его (Бога) - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (гл. 3,6). Своей стойкостью и непоколебимостью они доказали, что они действительно были частью дома Божьего. Также и Петр напоминает верующим из обрезанных, что суд начнется с дома Божьего, и затем продолжает: "Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?" (1 Пет. 4,17). Я уже говорил о нашей обязанности правильно поступать в доме Божием (1 Тим. 3,15). Все эти места говорят об ответственности человека.

Когда же Павел в вышеупомянутом месте говорит о "жилище Божьем", он хочет указать на преимущества тех, которые образуют это жилище. Это особые благословения, которые изливаются на нас от этой близости к Богу. Всегда ли сознаем мы, что мы являемся жилищем Божиим? Если да, то разве сможем мы запятнать Святость Его каким-либо ложным учением или неподобающим хождением?

Этот дом, это жилище Божие в каждый момент его нахождения на земле находится в состоянии готовности. Его образуют все дети Божий, живущие в данный момент на земле. Мы не должны думать, что Бог живет в недостроенном доме. Но там, где пребывает Бог, там место благословений, и оттуда изливается свет свидетельства о Нем в этот мир.


Человеческое строение


Мы с самых разных сторон рассмотрели то, что строит Господь Иисус и что, поэтому, совершенно и незыблемо: врата ада не одолеют Церкви. И ничего не говорили ни о каком другом "строительстве", ни о каком другом человеческом орудии. Однако, в Священном Писании мы видим еще и другое строение в доме Божьем, ответственность за которое лежит на людях. Об этом говорит Апостол Павел в первом посл. Коринфянам:

"Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (3,9-13).

Здесь мы видим человека, который работает на Божественной стройке и на котором лежит ответственность перед Богом. Это тоже важная сторона дома Божьего, которую мы должны хорошо понимать и, во избежание заблуждений, отличать от того дома Божьего, который строит Христос. Павел положил в Коринфе основание строению Божьему, и этим основанием был Сам Христос. Павел был мудрым строителем, и поэтому он принес им Христа, и только Его Одного. Но, после могли быть другие работники, которые употребляли не благородный материал, а дерево, сено и солому.

Я не думаю, что "золото, серебро, драгоценные камни", с одной стороны, указывают прямо на верующих, а "дерево, сено, солома", с другой стороны - на неверующих, которые влагались в строительство дома. Это возможно, но не это было главной мыслью Апостола. Строительство из драгоценных материалов более указывает на здравое апостольское учение, основанное на Писании, которым добрые работники благоугодно Богу служили душам. То, что получилось в результате этой работы, устоит перед испытующим огнем Божиим в день суда. Ибо то или иное учение формирует и направляет человеческие сердца: доброе учение - к доброму, а злое учение - к злому.

Таким образом, речь в этом месте идет о служении работников - как, из чего они строят. Если кто-то употребляет для строительства ничего не стоящий материал, т.е. если он, на положенном основании, строит из соломы своего тщеславия и человеческой мудрости, подобно плотским коринфянам, то в день суда он ничего не найдет от своей работы, сам спасшись как бы из огня (ст. 15), потому что он был дитем Божиим. То, что в этом отрывке речь идет об учении, которое приносит кто-то, подтверждает и ст. 17: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог". Здесь, видимо, речь идет о невозрожденном, который вносит гибельное учение и, таким, образом разоряет храм Божий, разрушая основание христианства. Он не только не получит награды, но и сам погибнет.

Вместе с ложными учениями в Церковь проникают и случайные люди, являющиеся продуктом этих учений. Хотя Симон волхв в Деян. 8 гл. не был продуктом ложного "христианского" учения, он все же был один из таких случайных людей. И когда он был крещен, тогда, видимо, впервые в истории христианской церкви был крещен мертвый исповедник и присоединен к дому Божьему в его внешнем аспекте. С этого времени внешний дом Божий по Своему объему больше, чем Тело Христово, в котором нет мертвых членов. До того они вполне совпадали, представляя из себя, в сущности, одно и то же. О если бы каждый служитель Божий испытывал, как он строит! Какое это благословение, когда людям приносится ясное учение Слова Божия! И какое это несчастье, когда души питаются пустыми словами человеческой учености и вводятся в заблуждение мнениями и фантазией людей! Как это гибельно для слушателей, когда на то, что человеческое, что земное и преходящее, ставится печать Божественного (золото), печать спасения (серебро), печать непроходящего (драгоценные камни)! Как серьезно это слово: "Но каждый смотри, как строит!"

Начавшееся уже в ранний период присоединение к дому Божьему, в его внешнем аспекте, мертвых камней - с течением времени быстро прогрессировало, и потому в конце своей жизни Павел во 2-м поел, к Тимофею уже больше не говорит о "доме Божьем", но он сравнивает христианское исповедание с "большим домом", в котором находятся сосуды как для почетного, так и для низкого употребления. Это результат того, что строит человек. Что должен делать в это время истинный христианин, какие источники для помощи ему предоставлены в его распоряжение - об этом мы будем говорить в конце книги.


Далее: ГЛАВА 4: Церковь, как светильник

Иисус Христос как Судья. Семь церквей. Израиль — Божий светильник. Суд над Иерусалимом. Посреди семи золотых светильников. Сдвинуть светильник с места его. Пророческое значение семи посланий. Лаодикия — христианство в заключительной фазе. Христос — Аминь. Христос — Свидетель верный и истинный. Христос — начало создания Божия. Демократические принципы. Не холодный и не горячий. Богатый и в тоже время бедный. Совет Господа. Дух Лаодикии. Извержение из уст Господа


Назад: ГЛАВА 2. Церковь, как Тело Христово

Что не образует Тела. Божественные предпосылки к образованию Тела. Упоминание в четырех посланиях. Крестились в ОДНО тело. Тело Христово в его временном аспекте. Тело Христово в определенной местности. Тайна Его воли. Его полнота


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"