Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ


Глава 11. Дары и служители



Для поклонения не нужны дары


Из трех собраний Церкви мы рассмотрели только собрание для преломления хлеба. Прежде, чем в следующей главе мы будем говорить о назидательных собраниях, я бы хотел в этой главе коснуться благословенного факта: Христос даровал людям, Церкви Своей - дары. Возможно, кто-либо из моих читателей обратил внимание, что в связи с хлебопреломлением вообще нигде не сказано о дарах или об их употреблении. Случайно ли это? Конечно, нет!

Апостол Павел в своем первом Послании Коринфянам говорил в десятой главе о трапезе и в одиннадцатой - о вечере, и только в двенадцатой главе он касается вопроса даров Духа, чтобы затем, в тринадцатой главе, говорить об истинном мотиве их употребления, т.е. о любви, и в четырнадцатой - о цели их служения, т.е. о назидании. Такое расположение этих вопросов приводит нас к несомненному выводу: хлебопреломление не имеет ничего общего с употреблением даров. Или, говоря иначе: когда мы вспоминаем Господа и Его смерть и Он, действием Своего Духа вызывает в наших сердцах чувство глубокого поклонения, то это не является результатом служения даров.

Конечно, Господь использует при хлебопреломлении братьев, получивших духовные дары, но Он хочет на этих собраниях употребить также и братьев, которые этих даров не имеют. Какая это благословенная свобода! О, если бы братья, которые находятся в духовном состоянии, больше употребляли эту свободу Духа в полной зависимости от Господа! Как печально и сколько при этом теряется силы и бодрости, когда они полагаются только на братьев, которым Господь вручил определенные дары! Я бы даже считал уместным воздерживаться от употребления даров при поклонении, чтобы предоставить возможность другим быть использованными Господом. Я считаю это отрицательным явлением, когда одаренные братья во время собраний слишком много выступают вперед и молятся по два, иногда по три раза, в то время, когда есть и другие братья, которых Господь хочет употребить. С другой стороны, я не думаю, что это хорошо, когда братья, которым Господь вверил нечто ценное, удерживают это в себе, и делу поклонения Господу наносится ущерб. В любом случае необходимо руководство Духа.

Подчеркнем еще раз: собрания для хлебопреломления - это не место для употребления даров Духа. Для того, чтобы поклоняться в духе и истине, особые дарования не нужны.


Каждому из нас


В 4 гл. Ефесянам Павел тоже говорит о дарах, хотя и рассматривает их здесь под другим углом зрения. В первых стихах этой главы он говорит о единстве Тела Христова и, следовательно, о том, что присуще всем членам. Но с 7-го стиха он выдвигает новую мысль и говорит преимущественно о том, что даровано каждому из нас в отдельности: "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова" (Еф. 4,7).

Здесь мы видим Христа как великого Подателя даров. Эта истина делает стих этот и последующий раздел особенно ценными. Христос дает каждому из нас, дает так, как Ему угодно, дает благодать.

"Каждому из нас" - это говорит об индивидуальности: личной стороне в планах Божиих всегда оказывается предпочтение перед корпоративной. Каждый член Тела Христова получает особые дарования для блага всех, и эти дарования названы здесь благодатью. Разве это не радует тебя? Возможно, что ты и не чувствуешь в себе каких-то особых дарований - наш стих, фактически, и не говорит об этом, - и тем не менее Христос даровал тебе благодать, чтобы ты своим служением мог внести лепту в ту область, которую Он доверил тебе.

Выражение "дар Христов" можно понимать в двойном смысле. Оно может указывать как на подачу, так и на то, что именно даровано. В последнем случае Христос Сам был бы даром. Но, по всей вероятности, здесь имеется в виду не это. Дух Святой скорее указывает здесь на то, как Христос дает. Христос дает каждому из нас по Своей мере, и она не может быть несовершенной. И то, что Он дает - это благодать, которая делает нас способными ко всякому служению. Будем же стараться, чтобы полученной нами благодатью мы с любовью служили бы другим.


Восшед на высоту


В следующих трех стихах нам представлено, в связи с дарами, нечто в высшей степени возвышенное и основополагающее: "Посему и сказано: восшед на высоту пленил плен и дал дары человекам: "А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (ст. 8-10).

Первое, чему мы научимся здесь: "Восшедший" - это прославленный Христос, Который наделил людей дарами. Но, прежде чем Он мог дать людям дары, Он должен был сойти в преисподние места земли, должен был пойти в жилище смерти, Его святое Тело должно было быть положено во гроб. Именно об этом говорится в конце 9-го стиха - "преисподние места земли". Он должен был прежде пленить и устранить то, что нас пленило и удерживало. Здесь содержится намек на Суд. 5,12, где говорится о Вараке, который возвратился с победой, пленив тех, которые прежде пленили Израиля.

Так и мы были некогда пленниками дьявола. Но Христос Своею смертью и Своим победным воскресением освободил нас от цепей дьявола и сделал нас сосудами могущества Своего против врага. Здесь имеется в виду святая борьба против дьявола, противника Бога и людей. Разве это не чудная мысль, что Господь Иисус людей, которые некогда сами были под властью дьявола, сделал теперь орудиями Своего могущества против него, чтобы они в этой святой битве могли послужить к освобождению других? Да, Он настолько пленил плен, что теперь Он может дать дары человекам!

Но для этого Христос как человек должен был сойти в преисподние места земли. Как это серьезно и трогательно! Он, превознесенный Творец неба и земли, должен был стать человеком, должен был снизойти так глубоко и претерпеть смерть, прежде чем были порваны цепи дьявола, сковывающие нас. Да будет благословенно Его имя! Но Он не остался во гробе: Он воскрес и вознесся превыше всех небес! "Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес!" И если даже Его восхождение на высоту предшествовало нисхождению в преисподние места земли (чтобы совершить дело искупления), то теперь мы видим Его одесную величия Божия, увенчанного честью и славою. Там Он теперь является источником всякого благословения Тела Своего на земле.

Рассматривали ли вы когда-либо смерть Христову с этой стороны? То, что она была необходима для прощения наших грехов, понимает и воспринимает верою каждое дитя Божие. Но то, что она является необходимой предпосылкой так же и для дара Христова, для христианского служения, нам далеко не так ясно и важно. И, однако, это весьма важно. Именно, на это указывает нам наш раздел. Христианское служение существует только на основании совершенного Им кровью Своей искупления и Его восхождения на высоту. Что представляет из себя христианское служение? Это не есть исполнение христианского священнодействия. Священническое служение направлено от человека к Богу и в своем высшем выражении представляет из себя поклонение. Все истинные христиане являются священниками и имеют право приближаться к Богу. Служение же словом доверено лишь некоторым и направлено от Бога к людям. Оно имеет своей целью, как мы это увидим, назидание тела Христова.

В иудействе, в Израиле не было ничего даже отдаленно напоминающего христианское служение. Существовало священничество - не в высоком христианском смысле, но более внешнего, прообразного характера. Однако, служение, "служение слова", как таковое, отсутствовало. Правда, читался закон и левиты учили народ закону (Неем. 8,7; Втор. 33,10). Но даже когда они присоединяли толкование, так что "народ понимал прочитанное", это ни в коем случае не означало изъяснение Слова Божьего. Иудейский народ за семьдесят лет своего пленения в Вавилоне вынужден был оставить свой еврейский язык и вместо него говорить по-арамейски. Таким образом, было совершенно необходимо при чтении закона на еврейской языке передавать смысл прочитанного по-арамейски, чтобы возвратившиеся из Вавилона могли понимать заповеди Господа и исполнять их. Но это не было служение в христианском смысле.

Источником служения является Христос на небесах, и само служение представляет из себя употребление дара. 8-й стих: "Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" является цитатой из 67-го Псалма ст. 19, где мы находим несколько другое выражение: "Ты... принял дары для человеков". Павел, цитируя это место, отклоняется как от еврейского текста, так и от греческого текста Септуагинты (перевода Ветхого Завета на греческий язык). 67-й Псалом, который в собственном смысле относится к дням, когда Израиль будет восстановлен во славе, ничего не говорит о передаче даров. Но то, что Христос получил, Он получил, чтобы даровать это Своему народу.

Мы видим это также в Деян. 2,33, в связи с величайшим даром, даром Духа Святого. Вознесенный десницею Божией принял от Отца обетование Духа Святого, чтобы излить то, что они тогда, в день Пятидесятницы, видели и слышали.

Обратим внимание, на основании наших стихов, на общий принцип Слова Божьего: новозаветные цитаты ветхозаветных мест представляют из себя авторское изложение этих мест. Дух Святой знает, Им Самим написанное, лучше самых современных критиков.

Таким образом, Дух Святой хочет здесь представить перед нашим сердцем нечто в высшей степени величественное: Господь Иисус после совершенного Им дела как прославленный человек вознесся на небеса. Там Он не только принял дары, но и дал их людям на земле, чтобы Церковь Его ни в чем не имела недостатка. Он, восшедший превыше всех небес, является великим Подателем даров, истинным источником всякого благословения. Он наполняет все, наполняет не только всю Вселенную, но и все планы Божьи, и Он же, прославленный, является источником благословений к назиданию Церкви. Будем же твердо хранить это в наших сердцах!


Он дал


Теперь мы перейдем к Самим дарам, которые Христос дал Своей Церкви: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями" (ст. 11). Прежде всего удивляет характер выражений: "одних - других". Они являются прямой противоположностью "каждому из нас" в 7 ст. и сразу же делают ясным, что эти дары даны не каждому члену Тела Христова.

Затем, бросается в глаза значительное отличие даров, перечисленных в Еф. 4 гл., от даров в 1 Кор. 12 гл. В 1 Кор. 12 гл. мы находим дары чудотворения и дар говорения на иных языках. Здесь такие дары совершенно отсутствуют. Почему? Потому что в послании к Ефесянам основной мыслью в связи с дарами является назидание Тела Христова, а для этого не нужны дары чудотворений. Они были знамением не для верующих, а для неверующих (1 Кор. 14,22). Здесь же названы только основополагающие и пребывающие дары. Впрочем, ни в одном месте Нового Завета мы не видим полного перечисления всех даров: ни в 1 Кор. 12, ни в Рим. 12, ни в Еф. 4.

Различие видов даров подчеркивается также употреблением различных слов для обозначения самого понятного "дар". В 1 Кор. Дух Святой использует слово "charisma" = "дар благодати", а в Еф. 4,8 Он употребляет слово "doma" = "дар". Первое выражение подчеркивает, что с даром со стороны Бога связана благодать, второе делает ударение на конкретном характере дара.

В 1 Кор. 12 и 14 говорится о получении даров благодати, будь это слово мудрости или слово знания, или дар веры и т.д. Это означает, что Бог в наши природные способности, которые также приходят от Него и являются своего рода сосудами, вкладывает определенную духовную способность, некоторую меру духовной силы. Именно это является сутью Мат. 25,14-30, где Господь дает Своим слугам таланты, "каждому по его силе" (нем.: "по его способностям") (ст.15). В Еф. 4, напротив, кто-то является даром. Дарами здесь являются личности. Так, Рим. 12 указывает нам на дар благодати (charisma) учения, а в Еф. 4 мы видим дар учителя, который сам лично является даром Христовым Церкви. Он поставил Апостолов, а не только дал дары апостольские, Он поставил Евангелистов, а не только дал дары евангелистов.

Этот способ сравнения весьма ценен. Во-первых, он показывает нам, что в посл. к Ефесянам преобладающей мыслью является любовь Христа к Церкви, поэтому в этом послании все исходило от Христа в небе, в то время как в 1 Кор. Дух Святой действует на земле, разделяя каждому, как Ему угодно. Во-вторых, рассматривая вопрос таким образом, мы глубже познаем сущность его, понимая, что духовная сила в ком-то едва ли может любить, в отличие от личности, которую Он дал Своей Церкви и которую Он Сам любит. Все находится в совершенной гармонии между собой и мы нуждаемся как в том, так и в другом, чтобы соответствовать намерениям Божьим. Но принятие во внимание различий увеличивает не только наше познание, но и нашу благодарность и тем самым нашу радость.

ОН дал - это есть чудное выражение Его любви и благодати. Кому Он дал эти дары, мы уже видели: Своей Церкви, Своему Телу. В противоположность служениям (например, надзиратели), которые имели отношение к определенной местности, дары даны всему Телу. Они не связаны с поместной церковью и ответственны не перед ней, а перед Господом, Который дал их.

Теперь мы коротко рассмотрим то, что Он дал.

АПОСТОЛЫ - это основной дар. Вместе с пророками они образуют основание Божьего домостроительства в Духе, "имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф. 2,21). Конечно, основание будет положено не теперь, не в конце благодатного времени. Скорее всего, оно уже положено. Но на этом основании и сегодня еще все верующие будут строить. Не на самих себе, не на своей личности образуют Апостолы и пророки основание, но на том, чему они по поручению Господа и под руководством Духа Святого научились. Апостольское учение основано (да и могло ли быть иначе?) целиком и полностью на краеугольном камне Иисусе Христе, Который всему строению придает крепость и направление.

Апостолы обладали авторитетом и властью, которыми Бог их (и только их) наделил по Своей воле. Так, Павел часто называет себя "волею Божией Апостол Иисуса Христа" или "по повелению Божию" (Еф. 1,1; 2 Тим. 1,1; 1 Тим. 1,1). Этим авторитетом и этой властью они обладали ко благу Церкви во время ее основания. Мы видим это у Петра в первой части Деяния Апостолов и особенно у Павла, который устанавливал обязательный для всех церквей порядок (напр. 1 Кор. 7,17; 11,34; 16,1), передавал заповеди Господни (напр. 1 Кор. 14,37), который ставил в церквах пресвитеров (напр. Деян. 14,23) и прямо выступал против действий дьявола (напр. Деян. 16,18). Мы видим, как даже апостол Иоанн в конце первого христианского столетия думал, придя в одну из церквей, употребить этот авторитет против Диотрефа, который противился истине (3 Иоан. 10 ст.). Апостолы с властью, полученной ими от Бога, выступали против многих возникавших уже в то время трудностей и опасностей, давая наставления верующим, служащие к их защите и установлению порядка внутри Церкви.

Благодарение Богу! Мы и сегодня обладаем этим порядком, записанным в Слове Божием Нового Завета. И не только порядком, но и всем учением Апостолов. Дай Бог, чтобы мы, как и первые христиане, "пребывали в учении Апостолов" (Деян. 2,42)! В этом и для нас тоже, живущих в последнее время, защита и благословение.

ПРОРОКИ (отличаются от Апостолов) - это пророки Нового Завета (именно о таковых идет здесь речь, как это ясно видно из самого порядка перечисления) не имели никакой власти к управлению внутри Церкви. Однако, они обладали духовной силой просвещать души светом Слова Божьего. Но это не все, что характерно для них. Так как в то время еще не существовало Нового Завета в написанной форме, они время от времени, в зависимости от обстоятельств, употреблялись Богом, чтобы среди детей Божиих возвещать истину Божию, христианскую истину, которая в то начальное время еще не была или была не во всех ее сторонах открыта. Они были орудием Духа Святого для возвещения Его истины. В следующей главе мы рассмотрим это еще ближе. В церкви в Антиохии были такие пророки (Деян. 13,1), и Иуда с Силою названы тоже так (Деян. 15,32).

Кроме того, Бог использовал некоторых пророков для того, чтобы Слово Его изложить в письменной форме, как бы "зафиксировать". Когда мы в Рим. 14,25 читаем о пророческих писаниях, то здесь имеются в виду исключительно писания новозаветных пророков, как это ясно видно из контекста. Лука, например, был таким пророком. Он был использован Богом для написания двух книг Нового Завета: Евангелия и Деяния Апостолов. Он, как и Марк, не был Апостолом. Но оба они были пророками, дополнившими канон Нового Завета.

Какими счастливыми должны мы почитать себя, что через письменное служение Апостолов и пророков мы обладаем Словом Божиим, Новым Заветом! Бог Сам в своей неограниченной благости чудным образом позаботился о том, чтобы наша вера могла иметь твердое основание: "Так написано".

Нужно сказать несколько слов о продолжительности этих даров. Служением Апостолов и пророков мы пользуемся еще и сегодня - в Новом Завете. Однако, Апостолов и пророков, как дара прославленного Господа, сегодня больше нет. По весьма простой причине: основание положено, канон Священного Писания закончен. Почему же тогда основные дары названы вместе с тремя пребывающими дарами, так что может создаться впечатление, что все пять должны остаться? Ответ может быть таким: Слово Божие нигде не создает впечатления, что до пришествия Господа пройдет длительное время.

Мы видим это в притче о десяти девах в Мат. 25. Хотя притча охватывает всю эпоху христианского свидетельства на земле, Христос представляет дело так, что девы, которые вначале вышли навстречу Жениху, оказались теми же самыми девами, которые пережили Его пришествие и вошли с Ним на брачный пир или нашли дверь запертой. И когда семь церквей в Малой Азии получили так называемые послания, которые мы находим в Отк. 2 и 3 гл., то эти послания были составлены так, что никто из них не мог сделать вывода, что пришествие Господне состоится в отдаленном будущем. И тем не менее, эти семь посланий дают нам совершенную пророческую картину всей истории христианской церкви на земле во всех ее следующих одна за другой стадиях.

ЕВАНГЕЛИСТЫ - из трех пребывающих даров Евангелисты названы первыми. Они потому уже названы впереди пастырей и учителей, что через их служение души приводятся к Господу. "Как слышать без проповедующего?" - спрашивает Апостол Павел в Рим. 10 гл. ст. 14. Евангелист - это весьма ценный дар. Он идет в мир, чтобы нести благую весть. При этом он обладает духовной способностью приводить неверующих людей посредством Слова Божьего к Господу Иисусу. Это не значит, что он способен убедить людей всевозможными искусственными трюками. Совсем наоборот: он, таким образом, изображает перед ними Спасителя так, что они пленяются Им. Поистине, это в высшей степени благословенный дар! Первоначально областью деятельности Евангелиста был мир, сегодня он часто совершает свое служение в христианстве, что конечно же, не проще. И однако, он забрасывает невод Евангелия в море и вытаскивает оттуда на берег всякого рода (Мат. 13,47). Но собирание "хорошего в сосуды" - это уже не его задача. Это приводит нас к двум следующим дарам.

ПАСТЫРИ И УЧИТЕЛЯ - оба эти дара соединены в оригинале одним общим артиклем, что указывает на их связь друг с другом. Они, фактически, родственны друг другу. Иногда они встречаются даже в одной и той же личности. И однако, это не одно и то же.

Пастырь - это очень редкий дар. Он идет за одной-единственной душой, он несет и учит ее, он ищет рассеянных, он учитывает состояние и обстоятельства отдельных душ. Это показывает нам, что он должен обладать хорошим познанием истины. Он может поговорить с совестью человека, он способен увещевать. Служение пастыря совершается большей частью втайне. Он лечит больного прежде, чем другие заметят его болезнь, прежде, чем она распространится. "Великий Пастырь овец" (Евр. 13,20) является его возвышенным примером. О, если бы у нас больше было пастырей! Они для Церкви Божией - неоценимое сокровище.

Учитель совершает свое служение по большей части открыто. Если пастырь больше занимается душами, то учитель - Словом Божиим. Его благословенная задача - это представить Слово Божие и Самого Господа Иисуса во всей Его красоте и совершенстве и направить к этому детей Божиих. Ибо лишь тогда можно вкушать то, что от Бога, когда знаешь это. "Чтобы знать дарованное нам от Бога" (1 Кор. 2,12) - это выражение хорошо относится к служению учителя. Он обладает способностью просто и доступно излагать даже глубокие мысли Писания, так что всякий может понять их и следовать им. Его весьма важной задачей является наблюдение за единством и неповрежденностъю учения в среде детей Божиих, чтобы всякое заблуждение было узнано и устранено в зародыше. И его единственным в своем роде примером является великий Учитель, Который сказал: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья.. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мат. 23,8-10). Очень важно для учителей сознавать тот факт, что и они знают "отчасти" (1 Кор. 13,9). Это поможет им сохранять себя в кротости и смирении.


Цель даров


После того, как Апостол рассказал о дарах, он показывает цель, ради которой они даны: "К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4,12.13).

Обратите внимание на сам порядок: сначала названа великая непосредственная цель: к совершению святых, и далее следуют две вытекающие из нее цели: на дело служения, для созидания тела Христова.

Отличие первой цели от двух последующих подчеркивается и применением различных предлогов: в первом случае применен предлог "к" (греч. "pros") и затем "для" (греч. "eis") или "по отношению к". Первая цель (совершение святых) таким образом несколько выделяется, поэтому о двух последних я говорю как о вытекающих из нее целях. Служение даров должно быть направлено к совершению святых посредством дела служения и созидания тела Христова.

Особым, непосредственным намерением Христа в отношении служения даров является, таким образом, совершение святых, их практическое совершенство, их преобразование в Его образ. Лишь после этого следуют различные формы служения и роста тела.

Это в высшей степени ценно: Бог в Своем сердце прежде всего имеет благословение каждого в отдельности. С этого Он начинает. Корпоративная сторона, совместное благословение следует после, она всегда является следствием благословения Богом нас по отдельности. Никогда не бывает наоборот. Мы видим это уже в первой главе нашего послания. Сразу же, вначале, говорится об избрании отдельных верующих прежде создания мира и о всяком духовном благословении, которое они имеют во Христе. Лишь в конце главы Дух Святой начинает говорить о Теле Христовом.

Совершение святых - это то, что ближе всего сердцу Господа, и таковым оно должно быть и для наших сердец. Это не есть напрасная трата времени и сил, как думают некоторые - быть занятым святыми, ведя их к более глубокому пониманию того положения, которое даровано им по отношению ко Христу и друг к другу.

И теперь мы переходим к следующей цели, ради которой Господь дал Своей Церкви Апостолов, пророков, Евангелистов, пастырей и учителей: это созидание тела Христова, т.е. образование и рост тела Христова. И здесь я хочу указать на один пункт, который, возможно, упускается из вида: целью служения Евангелиста также является, по замыслу Господа, созидание тела Христова. Это служение должно совершаться в свете этой истины. При отсутствии этого ему недостает правильного направления и существенных признаков Божьего служения. Господь Иисус хочет не только спасать души, чтобы затем взять их к Себе, но целью Его является образование и созидание Его Тела. Он хочет, чтобы спасенные познавали и практически осуществляли свою связь в этом Теле. Это, конечно, уже не служение Евангелиста - преподавать соответствующее учение, но тем не менее Евангелист должен постоянно иметь в своем сердце эту цель, если он хочет заслужить одобрение Своего Учителя. Только так может он сохранить себя в своем служении от либеральных путей и либерального духа.

Во многих христианских кругах на абсолютно первом месте стоит приобретение душ и возвещение Евангелия. И для многих это представляет собою все "служение". Воля же Господа состоит в том, чтобы, прежде всего, уделялось внимание святым Его и их утверждению в вере, многими это совершенно игнорируется. Мы не хотим одно противопоставлять другому, но здесь мы познаем, что истинное служение по Его воле не выдвигает на первый план цель возвещения Евангелия, но "совершение святых" - выражение, на котором я еще хочу остановиться.

Уже три притчи в Мат. 24 и 25 гл. и та последовательность, в какой Господь преподносит их, указывает на эту же истину. В притче о верном и злом рабе, которая стоит на первом месте (24 гл. 45-51), Господь показывает, что Он особенно ценит в верном и благоразумном рабе: чтобы он живущим в его доме давал пищу в свое время. Этот добрый раб заботился, образно говоря, о "совершенстве святых". Поэтому господин его поставил над всем имением своим. Затем следует притча о десяти девах и лишь на третьем месте - притча о талантах, которая более говорит о внешней деятельности. В планах Господа приоритетом пользуется не возвещение Евангелия, каким бы, бесспорно, важным ни было это дело, но совершение святых, "домочадцев Его". Разумеется, возвещение Евангелия предшествует последнему, и дело приобретения душ ни в коем случае не должно быть в пренебрежении.

Возвращаясь еще раз к вопросу о совершении святых, я хочу поставить вопрос: что понимается под совершением? Очевидно, не совершенство, которое мы обретем при восхищении. Греческое слово, переведенное как "совершение", "katartismos", означает оборудование, снаряжение. В нем нуждаются врачи для врачевания членов тела. Соответствующий глагол (katartiyo = сделать совершенным, завершить) встречается, к примеру, в 1 Пет. 5,10 ("Сам да совершит вас") и в Мат. 4,21, где речь идет о починке сетей. Это делает ясным, что понимается под совершением святых: восполнение недостающего, возвращение на свое место того, что не соответствует установленному порядку. Для этой цели Господь Иисус дал эти дары, чтобы каждый из Его членов мог бы беспрепятственно расти и развиваться и чтобы все в них было приведено в порядок, если что-то не соответствует Ему и Его планам. Какая счастливая мысль: эта цель Христа - личное усовершенствование Его членов и их благословение - не может не осуществиться!

В той мере, в какой каждый в отдельности возрастает возрастом Христовым, будет созидаться и все тело, поскольку каждый член, в свою меру, содействует приращению тела (ст. 16). Бог хочет, чтобы мы все через служение этих даров пришли "в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова". Это и есть то практическое единство, о котором говорит Апостол, единство, которое достигается путем углубления в христианскую истину, путем возрастания в познании Сына Божьего, как Он открыт нам в Слове Божьем.

Не будем же говорить или думать о познании, как о чем-то второстепенном или даже опасном! Как раз наоборот. Ничто не движет нас так вперед, ничто так не смиряет нас, как познание Бога, открывшего Себя в Сыне Своем. Поэтому мы не можем переоценить значений тех сокровищ веры, которые вверены нам, христианам, того возрастания в благодати и познании Сына Божия, к которому мы призваны. ОН является центром всякой истины. Ничем другим невозможно достигнуть истинного, практического единства среди детей Божиих, как лишь постоянно занимаясь Личностью Христа. Разработанные людьми исповедания веры не могут достигнуть этого. Они разделяют. В этом заключается воля Божия, чтобы мы достигали определенного возраста в отношении познания Сына Божьего: "если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет" (Фил. 3,15).

Дал бы Господь, чтобы рассмотрение нами этих стихов из святого Слова Божьего вело нас к тому, чтобы мы "истинно любовью все возрастали в Того, Который есть глава, Христос" (ст. 15). Будем постоянно помышлять о том, что мы уже видели в 5 гл. этой книги: Христос - глава тела, имеет особую любовь к Своей Церкви (Еф. 5,25-29), на которую может полагаться каждый член в любое время и в любых обстоятельствах! Имея эту нежную любовь, Он питает и греет Свою Церковь, как питает и греет человек свое собственное тело. Для этого Он использует дары. ОН никогда не оказывается несостоятельным в Своей любви. Все, что Он имеет, Он даровал Своей Церкви. Он любит ее, как Самого Себя. Это делает церковные собрания детей Божиих особенно ценными. Ведь это место, где любовь Христа к Своей Церкви, проявляющаяся в нежной, никогда непрекращающейся заботе о ней, находит свое особое выражение! К этому благословенному предмету мы ближе подойдем в следующей главе, хотя и с несколько другой точки зрения.

Однако, прежде мы рассмотрим вопрос, в котором христианство, к сожалению, далеко уклонилось от того, что было от начала: кто призывает на служение Господу?


Призвание служителя


Мы видим в этой главе - Кто Тот, Который людям, Церкви, дает дары: прославленный Человек Иисус Христос в небесах. Отсюда должно быть ясно, Кто призывает служителей к работе в винограднике Божием. И однако, в виду важности этого предмета мы хотим остановиться здесь и прежде всего посмотреть несколько назад.

Когда Господь Иисус был на земле и думал о призвании учеников, мы слышим замечательные слова: "Потом взошел на гору и призвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему, и поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть" (Map. 3,13-14). Эти слова совершенно ясно говорят о том, что никто другой, как Сам Господь Иисус призвал двенадцать учеников на служение и в определенное время послал их проповедовать. "Кого Сам хотел" - здесь речь идет о призвании и определении на служение по Его воле.

Позже мы читаем: "Сих двенадцать послал Иисус" (Мат. 10,5) и "И, призвав двенадцать, начал посылать их по два" (Map. 6,7). В полном согласии с этим Господь Иисус говорит в Иоан. 6,70: "Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол" (Иоан. 6,70). Он, никто другой, избрал их. В этом нет ни малейшего сомнения. И однако, один из них был диаволом, Иуда Искариот.

Из этого Слова Господа можно сделать вывод, что избранник Божий может, однако, погибнуть. Но мы должны, и я считаю это очень важным, в отношении избрания ясно различать, кто избран и для чего избран, иначе мы придем к совершенно неверным заключениям. Когда избирает Бог Отец, как мы читаем в Еф. 1,4 и 1 Пет. 1,2, тогда речь идет о вечном избрании. О тех, Кого Он предопределил к усыновлению. Все те, которые призваны во Христе прежде создания мира, достигнут цели их предопределения, как это ясно видно из Рим. 8,29-30. Золотая цепь, первые звенья которой состоят из предузнания и предопределения Божьего, заканчивается победным: "тех и прославил".

Когда же избирает Господь Иисус на земле, то это вообще не имеет ничего общего с избранием прежде основания мира, но это есть избрание к служению здесь, на земле. В этом смысле был избран Иуда Искариот - к служению здесь, на земле, хотя Господь точно знал, что он - диавол. Нет, Иуда не был возрожденным, он никогда не совершал покаяния. Можно совершать служение на этой земле и, однако, навеки погибнуть. Иуда Искариот является в этом смысле серьезным примером.

Таким образом, Господь Иисус Сам избрал Себе двенадцать. Он мог сказать: "Я знаю, которых избрал" (Иоан. 13,18). Изменился ли этот принцип со смертью Господа, Его воскресением и Его вознесением? Посмотрим, в связи с этим, на конец 1-й главы Деяний Апостолов, где речь идет о занятии места Иуды Искариота среди двенадцати: "Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Пустом, и Матфия. И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам" (Деян. 1,21-26).

Заметим, что здесь выбирали не люди. Они поставили только двух. Возможно, среди учеников вообще было немного тех, которые бы имели признаки Апостола: чтобы они от крещения Иоаннова были с ними и также были свидетелями Его воскресения. Итак, они поставили двух. Кто же теперь избирал? Человек или Господь?

Это не соответствует воле Божией, если мы, люди, если церковь или какое-то объединение выбираем на служение Господу. Господь Иисус Сам ставит на служение, Он наделяет духовными дарами, и Он вооружает Своих служителей необходимой силой и мудростью. "Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мат. 9,38). Так было и здесь. Кто является Господином жатвы? Бог, Отец? Даже это не вполне верно. Господином жатвы является Господь Иисус.

"И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал". Они молились не Богу Отцу, но Господу Иисусу, и просили, чтобы Он избрал. Это и до сегодняшнего дня принцип избрания служителя. Господь Иисус определяет с небес (ибо уже в то время Он, прославленный, был одесную величия Божия) кто на земле должен быть Его служителем, Его рабом (1 Тим. 1,12). Прославленный Господь, как мы видели, дает с небес Своей Церкви дары для ее созидания: Апостолы, пророки и учители (Еф. 4,11). Бог избрал Павла от утробы матери и призвал его (Гал. 1,15). Итак, всегда Бог, всегда Господь Иисус является призывающим и доверяющим определенное дело, и никогда - человек.

Но если Сам Господь Иисус перед тем, как избрать двенадцать Апостолов, молился (Лук. 6,12), как уместно было то, что они тоже "помолились"! Мы можем предположить, что это Петр совершил общественную молитву. Эта молитва является образцом прямоты и простоты. Они обращались к Господу и верили, что Он уже сделал Свой выбор. Как много можем мы почерпнуть из этого!

Затем они бросили жребий. Заметим, что Дух Святой еще не сошел. Бросать жребий - это был метод узнавания воли Божией во время действия закона. Об этом мы можем прочитать, к примеру, в Пр. Сол. 16,33: "В полу бросается жребий, но все решение - от Господа". Также и в истории с Аханом, и при разделении страны Иисусом Навином бросался жребий. Это практиковалось и позже (Иез. 47). Но во время пребывания Духа Святого на земле жребий для того, чтобы узнать волю Божию, уже не бросался. У нас есть полное Слово Божие в руках, и оно открывает нам Его волю. У нас нет необходимости бросать жребий, ибо Господь Иисус Духом Святым открывает нам Свою волю посредством Слова. Но здесь мы должны помнить, что Дух Святой тогда еще не сошел.

Итак, они бросили жребий, и это вполне согласовалось в то время с волей Божией. Господь направлял жребий и, таким образом, недвусмысленно дал понять, кого Он предусмотрел для этого служения. Хотя мы сегодня и не бросаем жребия, Он посредством Духа Святого также недвусмысленно откроет, кого Он призывает к Своему служению. Он откроет и покажет это не только самому служителю, но и братьям, окружающим его. Именно это мы отчетливо видим здесь, и это особенно близко к сердцу должны принять все братья, которые полагают, что Господь призывает их для особого дела в служении Ему. Они должны помнить, что по отношению к самим себе они являются плохими судьями. Некоторые думали, что они слышали призыв от Господа и ошиблись. Они пренебрегли предупреждениями со стороны окружающих братьев, и результатом было бесчестие Господа. Именно, сегодня, когда многие оперируют этим выражением "призыв от Господа", используя его для прикрытия самовольного служения, мы должны на этот принцип обратить особое внимание.

Таким образом, вне всякого сомнения, что Он Один призывает и ставит на служение. Также вне всякого сомнения, что Он и другим открывает совершенно ясно, что это Его воля.

Чудный пример этому мы видим в 13 гл. Деяний Апостолов, ст. 2: "Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их". Дух Святой открыл Свое намерение не только им самим, но и остальным братьям в Антиохии. Что это именно Дух Святой послал этих двух мужей на дело Господне, в их первое миссионерское путешествие, недвусмысленно подчеркивает 4-й стих: "Сии, бывши посланы Духом Святым..." Как прекрасно звучит то, о чем мы читаем чуть выше: "и возложивши на них руки, отпустили их" (ст. 3).

Это соединение церкви со служителем и его задачей не только полно чудной красоты, но и представляет великую ценность для самого служителя. Сознание, что они братьями в Антиохии "были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили" (Деян. 14,26; ср. 15,40), должно было внутренне укрепить этих двух тружеников в их самоотверженном и полном опасностей служении. Как много теряют те, которые не имеют или не ценят этой чудной доли: быть со стороны поместных братьев преданными благодати Божией на дело Божие! Им недостает (это показывает опыт, и иначе быть не может) глубокой внутренней радости, того спокойствия, которое истекает от общения со святыми.

Даже Тимофей получил свое дарование с возложением рук священства (1 Тим. 4,14, "священство" не точный перевод в этом месте, более точно было бы перевести как "старших, старейшин"). Он его получил непосредственно через возложение рук Апостола (2 Тим. 1,6), но получение его сопровождалось возложением рук cвященства. Воспоминание об этом служило этому чувствительному, возможно, даже робкому служителю Господа при употреблении им своего дарования мощной поддержкой и утешением - особенно тогда, когда проявлялась вражда и сопротивление против истины Божией, и любовь у многих охладевала.

Итак, мы снова убеждаемся, что в Слове Божием постоянно находят свое место эти обе стороны истины Божией. Будем твердо держаться их также и в вопросе призвания служителя Божьего.


Посвящение


Итак, Писание не знает человеческого посвящения, призвания или поручения через людей? Если речь идет о призвании служителей Слова, о наделении духовными дарами, то мы на этот вопрос после всего, что мы увидели, должны ответить отрицательно. Посылает только Господь, только Дух Святой, не человек. Полномочие и право употреблять дар основано исключительно на том, что его дал Господь. Посвящение через человека совершенно исключено. Ни в одном месте Нового Завета мы не читаем о том, чтобы кто-то был человеком определен, уполномочен или послан проповедовать Слово Божие.

Стефан, также как и Филипп, был один из тех семи, которые были определены "пещись о столах" (Деян. 6,1-6). Но затем мы видим, как он вдруг - без посвящения со стороны людей, без какого-либо Апостольского уполномачивания, без особого рукоположения - творит великие знамения и чудеса посреди народа и совершает такое возвышенное служение, как учитель, так что никто не мог противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Также и Филипп, которого Лука позже называет благовестником (гл. 21,8), без какого-либо человеческого поставления начинает (гл. 8) свое служение благовестника и проповедует людям Христа. Кто этих мужей посвятил на это? Кто уполномочил их начать совершать столь духовное служение, которое ничего общего не имело со столами, куда они были официально определены? Господь, и никто иной! Слышим ли мы со стороны Апостолов какое-либо замечание о том, что их к этому делу никто не звал? Как раз наоборот! "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли Слово Божие, которое проповедовал Филипп, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого" (гл. 8,14 и ниже). Какая, однако, получается чудная Божественная гармония, когда Дух Святой может свободно действовать!

Даже великий Апостол язычников, Павел, и мысли не допускал, чтобы вмешиваться в права Господа посылать Своих служителей. Хотя он считал весьма важным, чтобы Аполлос пошел в Коринф, но он не дал и не мог дать ему указание сделать это (1 Кор. 16,12). Он мог "очень просить" его, но он не мог приказывать ему. Служитель был и остается свободным делать то, что хочет от него его Господь. Очевидно, Аполлос считал, что время для посещения им Коринфа еще не пришло, а придет, когда ему будет "удобно" - очень тактично заверяет Павел.

Церковь и отдельные верующие призваны к тому, чтобы принимать тружеников, "ибо они ради имени Его пришли" (3 Иоан. ст. 7-8). Этого достаточно. Это было единственное удостоверение их полномочий, и притом, наилучшее. Испытывались они на основании того, что они приносили. Если они приносили истину, их принимали. Об этом говорит 3-е послание Иоанна. Если же кто-либо не приносил истину, то даже его жена и дети должны были отвернуться от него и избегать всякого проявления приветливости по отношению к нему. Об этом говорит нам второе послание Иоанна (ст. 10 и 11). В таких случаях мы обязаны поступать также.

"Но", - мне уже приходилось слышать этот вопрос, - "нет ли опасности, что кто-то вовсе не послан Богом или что он вовсе не имеет дара от Господа?" Конечно, это возможно, и это бывает. Кто-то может также переоценить свой дар и, применяя его неверно, причинить тем самым некоторую печаль. Но будем уверены, что рано или поздно Господь, Который все видит, тайное сделает явным. Это может случиться через духовных братьев или через церковь. То же, что действительно от Бога, устоит и будет принято. Человеческое посвящение - это не Божие средство для того, чтобы устранить или обезвредить проявления плоти.

И, однако, в Новом Завете имеется нечто похожее на посвящение. Но мы должны хорошо заметить, кто это делал и для чего. Что касается первого вопроса: только Апостолы и непосредственно посланные ими (как напр. Тит) могли в определенных случаях избирать и поставлять. Что касается второго вопроса: только пресвитера и диаконы были избираемы и поставляемы. Это подтверждают следующие места: "Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу" (Деян. 14,23). "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты завершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит. 1,5). Никогда, согласно Священного Писания, церковь не выбирала и не поставляла своих пресвитеров. Что же касается тех семи, которые были предопределены для внешнего служения святым в Иерусалиме, то здесь дело обстоит несколько по-другому. Они, вероятно, были, как мы уже видели при рассматривании вопроса о сборах, выбраны церковью (Деян. 6,5). Но и эти мужи были поставлены перед Апостолами (ст. 6) и через них назначены на это служение (ст. 3). Так что официально они заняли это место властью Апостолов.

Возложение рук ни в одном месте Священного Писания не связано с посвящением на дело благовестия. Как в Ветхом, так и в Новом Завете это является знаком соединения, благословения и общения со стороны тех, кто ходит перед Богом и может рассчитывать на Его благословение и одобрение. Господь Иисус возлагал руки даже на больных и детей, и благословлял их. Это, конечно, не имеет ничего общего с посредничеством духовной и церковной власти. И когда Варнава и Савл были посланы Духом Святым на дело благовестия, тогда братья стали как бы одно с этим делом и его исполнителями, возложив на них руки (Деян. 13,3). Мы уже видели это. Если Богу было угодно в особом случае наделить духовным даром посредством возложения рук Апостола Павла (2 Тим. 1,6), то что общего имеет это с посвящением на служение словом? В другом случае Богу было благоугодно даровать Духа Святого двенадцати уверовавшим в Ефесе через возложение рук Апостола (Деян. 19,6). И кто бы сегодня осмелился делать то или другое?

В связи с этим, весьма интересно и поучительно видеть (да простит меня читатель за повторение!) как автор Деяний Апостолов Лука в 14 гл. интерпретирует возложение рук на братьев в Антиохии: "А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили" (ст. 26). Вот в чем был смысл и значение возложения рук на братьев: не посвящение к труду, но предание благодати Божией на дело. Как просто и как прекрасно это!


Пресвитера


Пресвитера были избираемы и поставляемы только Апостолами или теми, кого они уполномочили на это. Но из Деяний Апостолов 20,28 становится ясным, что и они делали это только властью и силой Духа Святого, ибо мы читаем там: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога". Таким образом, поставление пресвитеров должно рассматриваться поместной церковью как совершенное Самим Богом.

Но этот важный стих говорит и еще нечто: блюститель (греч. episkapos) и пресвитер (греч. presbiteras) - это одна и та же личность.. Павел призвал пресвитеров Ефесской церкви в Милит (ст. 17), и теперь он называет их блюстителями. Павел приказывает Титу поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1,5), и затем он называет ему требуемые качества блюстителя (ст. 7-9). Выражение "пресвитер" больше указывает на личность, "блюститель" же - на доверенное служение. Но речь здесь ни в коем случае не идет о различных личностях или должностях. Обратим внимание и на это: служение пресвитера, или блюстителя состояло не в том, чтобы руководить собраниями святых или председательствовать на них, но чтобы пасти Церковь Божию. Павел в 1 Тим. 3,5 так описывает их задачу: пещись о Церкви Божией.

Кроме того, из Деян. 20,17; Фил. 1,1, а также из других, ранее упомянутых мест Деяний Апостолов, мы замечаем два важных факта:

1) Блюстители, или пресвитеры, выполняли свою задачу только в определенном месте и в той поместной церкви, к которой они принадлежали. Блюститель церкви в Ефесе был только там блюстителем, он не был блюстителем церкви в Антиохии.

2) Мы видим блюстителей, или пресвитеров, в какой-либо местности всегда во множественном числе. Писание нигде не говорит, что в одной поместной церкви был только один блюститель.

Необходимые нравственные качества, которые требовались для совершения служения блюстителя, представлены, кроме Тит. 1 гл. также и в 1 Тим. 3,1-7. Это послание разъясняет нам нередко упускаемый из вида факт, что служение не равнозначно дару: "Достойно начальствующим должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении" (1 Тим. 5,17). Нормальное служение пресвитера состояло в начальствовании, в надзирании за стадом. Но были и такие пресвитеры, которые, обладая духовными дарами, проповедывали Слово Божие и учили.

Предоставляю читателю сравнить то, что ясно и недвусмысленно говорит Писание об этих предметах, с практикой, почти повсеместно установившейся в христианстве. Это сравнение может привести лишь к глубокому удивлению, более того - к чувству стыда за то, как далеко и в этом вопросе христианство ушло от Священного Писания, и в каком пренебрежении находятся права Божьи.

Однако, обратимся к следующему, весьма важному вопросу:


Имеются ли сегодня пресвитера?


Обычных пресвитеров как таковых мы сегодня больше не имеем, не можем иметь. Почему? Потому что среди нас нет больше Апостольского авторитета, которым они были поставляемы. Нигде в Новом Завете мы не находим ни малейшего указания на то, что официальное поставление пресвитеров и служителей должно было продолжаться и после Апостолов. Даже поручение Павла Титу было дано на определенное время и ограничено Критом. Сам Тит должен был, исполнив поручение, поспешить придти к Павлу в Никополь (Тит. 3,12).

К тому же Церковь Божья сегодня, что касается ее внешнего выражения, разорвана на многочисленные группы и направления. Блюстители должны бы осуществлять надзор за поместной церковью. Но где сегодня можно посреди этой раздробленности найти поместную церковь Берлина или Штуттгарта? Не принадлежат ли все дети Божьи в какой-либо местности к поместной церкви там? Но они находятся во многих противостоящих друг другу группах! Было бы уместным, учитывая такое печальное положение, назначать пресвитеров только в какой-то одной части поместной церкви? Было бы это выражением единства Тела Христова? Не было ли это скорее санкционированием разделений на христианской почве? Это не могло быть намерением Божьим.

Однако мы всегда можем полагаться на Бога также и в вопросе пресвитеров. Он заранее позаботился и о наших днях. И потому на вопрос: "Имеются ли сегодня пресвитера?" я без колебания отвечаю: "Да, несомненно". Не обычные пресвитера, но старые, зрелые братья, исполняющие служение пресвитеров. Они не называются так, но они осуществляют надзор над верующими там, где они находятся. Они не притязают ни на какой авторитет, но они имеют его, если они достойно начальствуют. Не должны ли мы им оказывать сугубую честь (1 Тим. 5,17)?

Мы находим подтверждение этому в 1-ом послании Ап. Павла к Коринфянам. Именно, это послание излагает порядок Божий в доме Его. Именно Коринфяне не имели никакого недостатка в дарах благодати. Они обогатились всем (гл. 1,4-7). Именно в этом послании мы ни слова не слышим о пресвитерах. Но что мы узнаем, так это то, что там было семейство Стефаново и что они сами посвятили себя на служение святым. И Апостол увещевает их "быть почтительными" к таковым (гл. 16,15-16). Разве это не благодать Божия, которая в определенное время и в определенном месте побудила их посвятить себя служению святым? Соответствует ли это воле Божией, если мы не будем подчиняться им только потому, что они официально не назначены?

Также и в молодой церкви в Фессалониках не было поставленных Апостолом пресвитеров. Однако и там были те, которые были их предстоятелями в Господе: "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их" (1 Фес. 5,12-13). Не нуждаемся ли в этом увещевании и мы, живущие во дни сопротивления всякому авторитету? Бог и сегодня пробуждает тех, которые стремятся к служению блюстителей (1 Тим. 3,1). Бог говорит, что они желают доброго дела. И какое это благословение, если в церкви осуществляется согласно воле Божией управление через мужей, имеющих нравственное влияние! Мы не только должны принимать их вразумления, но и почитать их преимущественно с любовью за дело их. Ибо, хотя это и "доброе дело", но оно также и трудное дело, особенно сегодня, когда мало кто готов позволить сказать себе что-то. Те, кто непринужденно, но охотно надзирают за стадом, кто не господствует, но подает пример всем - те получат "неувядающий венец славы" (1 Пет. 5,2-4).


Жить от благовествования


В заключение мы затронем еще один вопрос: должен ли служитель, которого Господь призвал на Свое служение, получать содержание от церкви, или он должен сам заботиться о нуждах своих и нуждах своей семьи?

И на этот вопрос Слово Божие дает нам ясный ответ - ответ, который может предохранить нас как от законничества и клерикализма, с одной стороны, так и от легкомысленности и уподобления миру - с другой.

Об Апостоле Павле мы знаем, что он на свои миссионерские путешествия зарабатывал своими руками: "Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20,33-35). Это волнующие слова Апостола при его прощании с пресвитерами Ефесской церкви в Милите. Следующие места говорят о том, что Апостол поступал так не только в Ефесе, но и в Коринфе и в Фессалониках (ср. Деян. 18,3; 1 Кор. 9,1-18; 2 Кор. 11,7-12; 1 Фес. 2,9; 2 Фес. 3,7-10). Он никому не хотел быть в тягость, но хотел проповедывать Христа безвозмездно.

Каким верным последователем Господа Иисуса был этот муж! Как и его Учитель, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мат. 20,28), он не хотел каким-либо образом воспрепятствовать изливанию благодати Божией на людей, стремясь предупредить каждый возможный упрек в использовании благочестия для прибытка. Людей, полагающих так, всегда было достаточно, как мы видим в 1 Тим. 6,5. Что же касается верующих Коринфян, то он лучше хотел издерживать свое и истощать себя, чем быть им в тягость. "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей" (2 Кор. 12,13-15). Трогательные слова благодати! И это воспоминание о словах Господа Иисуса, которых мы больше нигде не встречаем в Новом Завете: "блаженнее давать, нежели принимать!"

Но тот же самый Апостол в другом месте не оставляет никакого сомнения в том, что он, как и всякий другой служитель Господа, имеет право жить от благовествования. Но он, как он говорит Коринфянам, не пользуется этим правом, чтобы не давать повода врагу и чтобы, насколько возможно, больше приобресть (1 Кор. 18,19). Когда он вообще говорит о благовествовании Евангелия, он имеет в виду не только проповедь благой вести неверующим, но возвещение христианской истины в ее полном объеме.

Так, к примеру, он хотел верующим в Риме возвещать Евангелие (Рим. 1,15). Они уже давно пришли к вере в Господа Иисуса, но многие из них еще не были знакомы со всею полнотою Евангелия. И он, как Апостол язычников, чувствовал себя должником также и верующих в Риме и жаждал глубже ввести их в истины христианского учения. И так как "воля Божия" еще не "благопоспешила" ему увидеть их, он написал им это послание и, таким образом, возвестил им Евангелие.

В уже упомянутой девятой главе Апостол пишет Коринфянам, что дело обстоит совсем не так, будто среди прочих Апостолов и братьев Господних только он и Варнава "не имеют власти иметь жену" и брать ее с собою во время путешествий, или "власти не работать" (ст. 4 и ниже). И затем он показывает три примера из обыденной жизни. Почему вербуется солдат? Не для того ли, чтобы получить вознаграждение? И если говорить о виноградарях или пастухах, то не пользуются ли они плодами своего труда? И разве должно быть иначе, когда речь идет о духовных тружениках?

Уже в Законе Бог дал Свои указания в этом отношении: те, которые были заняты делами храма и жертвенника, должны были "питаться от святилища" и "брать долю от жертвенника". Но затем Бог дает особое указание, которое Апостол приводит в 9-ом стихе: "Не заграждай рта у вола молотящего" (Втор. 25,4). Кто первый раз прочитывает это место в Ветхом Завете, тот с удивлением обращает внимание, как неожиданно дается это указание: без всякой связи с предыдущими и последующими стихами. Так иногда говорит Бог, чтобы подчеркнуть какую-либо истину. И мы узнаем, что Бог, оказывается, печется здесь не только о волах. "Так, для нас это написано" - говорит Апостол Павел. Мы все должны усвоить этот принцип Божий и проводить его в жизнь: "Трудящийся достоин пропитания". Это относится как к пресвитерам, так и ко всем другим служителям Господа, как нам показывает 1 Тим. 5,18, где, впрочем, также цитируется место из Втор. 25 гл. И хотя Апостол, по вышеназванным причинам, не пользовался ничем этим, сам принцип остается: "Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9,14). И, во избежание неправильного представления со стороны дающего, Апостол добавляет, что они не должны думать, будто это что-то великое, если служитель Господа за то духовное, что он посеял, пожнет от тех, кто воспользовался его служением, телесное.

Все это достойные нашего размышления слова, которые мы должны так же принять к сердцу, как и удивительный пример Апостола, который среди верующих был тих, как кормилица, нежно обращающаясь с детьми своими (1 Фес. 2,6-7), и который не пользовался принадлежащей ему, в этом отношении, властью.

Жить от благовествования, очевидно, является нормальным для тех, кого Господь полностью определил для Своего служения. Если же поручение Господне не занимает всего времени служителя, то, конечно, хорошо оставшееся время работать по своей земной профессии, насколько это в наше сложное время возможно. Если же брат, которого призвал Господь, имеет достаточно средств для того, чтобы работать в винограднике Господа, не рассчитывая на поддержку церкви, то он может поступать подобно Апостолу Павлу. Но это ни в коем случае не отменяет принцип: "Трудящийся достоин пропитания". Как брат распоряжается доверенным ему - это лежит не на ответственности церкви, но на его ответственности. и этот принцип ответственности перед Господом распространяется на всех нас, возлюбленные, независимо от того, какая доля дарована нам: брать или давать. В любом случае, это слово из 1 Кор. 4,2 относится и к нам:

"От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался ВЕРНЫМ".


Далее: ГЛАВА 12. Собрание для назидания

Служение в двояком значении. Служение Слова. Авторитет Господа в собрании. Когда вы собираетесь. Не внешний, но внутренний порядок. Одарённые, но плотские. О говорении на языках в Коринфе. СУЩНОСТЬ говорения на языках. ЦЕЛЬ говорения на языках. Назидание церкви. Что означает пророчество? Истинно с вами Бог. Порядок предшествует силе. Женщины не должны говорить. Не спорить, но повиноваться. Заключительные замечания.


Назад: ГЛАВА 10. Вечеря Господня

Разделения. Своя пища. Не только личное дело. От Господа принять. Возвещение смерти Господней. «Есть и пить недостойно». Самоосуждение — не для того, чтобы остаться в стороне. Различные виды суда. Грех к смерти. Благодарение. Вечеря воспоминания. Вечеря воспоминания — это ПРАЗДНИК? Сопоставление трапезы и вечери Господней. Один символ — два значения. Сборы (пожертвования). Ночь, в которую Он предан был.


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть)
© www.kerigma.ru :: "Христианские страницы"